Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1724

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

дый  предмет  как  единство  многообразного  неразрывно  связан  с
другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с
другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех
явлений  вытекает  один  из  основных  принципов  материалистиче-
ской диалектики – всесторонность рассмотрения. Кроме историзма
и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие
принципы –

объективность, конкретность, детерминизм, «раз-

двоение единого» (принцип противоречия) и др.

Эти принципы формулируются на основе соответствующих зако-

нов  и  категорий, в  совокупности  отражающих  единство, целост-
ность объективного мира в его беспрерывном развитии. Основные
категории  диалектики: развитие, противоречие, причина  и  следст-
вие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и
количество, содержание и форма и др. Связь и взаимодействие оп-
ределённых  философских  категорий  выступают  как

законы  диа-

лектики,

  главным  из  которых  является  з

акон  единства  и  борьбы

противоположностей,

 вскрывающий самое основное в развитии –

его источник, каким является противоречие (взаимосвязь  противо-
положностей). Противоположности – это такие стороны, моменты,
предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаи-
моисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном
и  том  же  отношении; в) взаимопроникают – и  при  определённых
условиях – переходят друг в друга.

К  числу  противоположных  можно  отнести, например, такие  яв-

ления и процессы, как: положительное и отрицательное интегриро-
вание и дифференцирование (в математике) ассимиляция и дисси-
миляция (в биологии) ассоциация и диссоциация (в химии и психо-
логии) прогресс и регресс материальное и идеальное и т. п. Кратко
суть  рассматриваемого  закона  может  быть  выражена  формулой:
«Разделение на противоположности, их борьба и разрешение». За-
кон  взаимного  перехода  количественных  и  качественных  измене-
ний  вскрывает  механизм  развития: постепенное  накопление  коли-
чественных изменений в определённый момент необходимо приво-
дит  к  коренным  качественным  преобразованиям  (скачкам),  к  воз-
никновению  нового  качества, которое  в  свою  очередь  оказывает
обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.
Закон  отрицания  отрицания  выражает  поступательный, цикличе-
ский, преемственный характер развития и его формулу: «спираль»,
а не «круг» или «прямая линия».


background image

27

Метафизика

Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин

«метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был вве-
дён в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систе-
матизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он
расположил «после физики» те из  них, в которых шла речь об об-
щих вопросах бытия и познания, о «первой философии», (о сущно-
сти, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» - частнона-
учного  знания. В  современном  обществознании  понятие «метафи-
зика» имеет  три  основных  значения: Философия  как  наука  о  все-
общем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о
«первых  родах сущего». Её  основные  категории – это  предельные
понятия, «охватывающие» одновременно  и  объект  и  субъект  по-
знания. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как
таковом, независимо  от  его  частных  видов  и  в  отвлечении  от  во-
просов теории и логики познания. В этом значении данное понятие
употреблялось  как  в  прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза  и  др.),
так и в настоящем – особенно в современной западной философии.

Самая  характерная, существенная  черта  метафизики – односто-

ронность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) сторо-
ны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента
целого,  момента  деятельности  в  любой  её  форме.  Единства  и  раз-
личия Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и
навсегда данным, она  изменялась, выступала  в различных истори-
ческих  формах, среди  которых  можно  выделить  две  основных:
«Старая» метафизика  была  характерна  для  философии  и  науки  в
XVII – XIX вв. (метафизический  материализм, натурфилософия,
философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики –
отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного сис-
темного взгляда на мир, мышление по принципу «или-или», убеж-
дение в окончательной завершённости всех мировых связей. Новая
метафизика  в  отличие  от  старой  не  отвергает  ни  всеобщую  связь
явлений, ни их развитие – это было бы абсурдно в эпоху громадных
достижений науки и общественной практики.

Метафизическая  или  догматичная  философия  основывается  на

рассудочном  познании  явлений, когда  фиксируются  отд. свойства
предмета  независимо  друг  от  друга. Догматическая  философия
держится  односторонних  определений  рассудка  и  исключает  про-
тивоположные  им  определения. Догматизм  всегда  допускает  одно


background image

28

из двух противоположных определений, например, что мир или ко-
нечен, или бесконечен.

Принципы диалектики

Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, акку-

мулировавшая  в себе основную  направленность  исследования, его
“дух”. К  таким  принципам  обычно  относят

принцип  развития,

принцип  всеобщей  связи, принцип  тождества (единства) диа-
лектики, логики  и  теории  познания, принцип  восхождения  от
абстрактного к конкретному, принцип единства исторического

и логического

.

Принцип  развития

  является  прямым  следствием  признания

движения  основнымсвойством (атрибутом) материи. Вместе  с  тем
принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его
ведущую  форму  –  развитие.  Движение  может  быть  круговым  (об-
ратимым), регрессивным  и  прогрессивным (необратимые  формы
движения). Развитие  аккумулирует  в  себе  особенности  всех  трех
видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность
полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового
и старого), направленность, цикличность.

Принцип  всеобщей  связи

неотделим  от  принципа  развития, как

бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникнове-
ние, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии,
оно  предполагает  связь  внутреннего  и  внешнего. Наконец, само
развертывание  противоречия  как  основное  содержание  принципа
развития есть особая форма связи противоположностей.

Принцип  тождества (единства)

  диалектики, логики  и  теории

познания  выражает  единство  законов  развития, тотальность  про-
цесса  развития, захватывающего  природу, и  человеческое  мышле-
ние, и  общество. Этот  принцип  приводил  в  некоторое  смущение
марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип
воплотился (как  принцип  тождества  мышления  и  бытия) со  всей
возможной последовательностью. В материалистической диалекти-
ке возникли трудности с его применением. Его другая формулиров-
ка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диа-
лектики  субъективной, диалектики  мышления. В  такой  формули-
ровке различие разных форм диалектики признается, но не раскры-
вается.

Когда  же  появляются  названия  трех  различных  теоретических

дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится


background image

29

очевидным  и “принципиальным” существование  развития  в  раз-
личных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в сле-
дующем: диалектика  изучает  проявление  развития  в  природе, это
диалектика  объективного;

логика

изучает  особенности  развития  в

человеческом  мышлении;

теория познания

  пытается  связать  диа-

лектику объективную и субъективную с помощью принципа отра-
жения.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

 акку-

мулируют в себе познавательную возможность законов и категорий
диалектики, он  организует  процесс  познания. “Абстрактное” и
“конкретное” имеют несколько значений. Чаще всего в повседнев-
ности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие
от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть кон-
кретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несуще-
ственных свойств и выделение основных.

В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обоб-

щает, отвлекается от  индивидуального, оперируя понятиями. Кон-
кретное, соотносимое  так  понимаемым  абстрактным, есть  сама
объективная  действительность, где  существенное  и  несуществен-
ное  не  разделены. Абстрактное  и  конкретное  как  этапы  познава-
тельного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это  отраже-
ние объективной действительности в системе понятий, это теорети-
ческое  воспроизведение  единства  проявлений, свойств, связей
предмета.

Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики раз-

вития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и про-
тивопоставляющее  одну  сторону  другим. Высшая  форма  конкрет-
ного – научная  теория, типичное  проявление  абстрактного – “жи-
тейские” суждения. Познание  происходит  как  движение  от  кон-
кретного в действительности и конкретному в познании.

Принцип  единства  логического  и  исторического

  помогает  по-

нять, как  конкретное  в  действительности  трансформируетсяв  кон-
кретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведе-
ние закономерностей реального развития. Историческое – процесс
развертывания действительности во времени во всем многообразии
ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа
нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория –
это  история, очищенная  от  случайностей, в  нем  заключены  идеи,
связанные  с  пониманием  возможности  познания прошлого, харак-


background image

30

тером предвосхищения будущих событий, способом существования
общего (“логического”)Принцип  восхождения  от  абстрактного  к
конкретному  аккумулируют  в  себе  познавательную  возможность
законов и категорий  диалектики, он  организует  процесс познания.
“Абстрактное” и “конкретное” имеют  несколько  значений. Чаще
всего  в  повседневности абстрактное понимают  как  синоним  поня-
тийности, в  отличие  от  чувственности, образности, которая, соот-
ветственно, и  есть  конкретное. Кроме  того, абстрактное – это  от-
влечение от ряда несущественных свойств и выделение основных.

В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обоб-

щает, отвлекается от  индивидуального, оперируя понятиями. Кон-
кретное, соотносимое  так  понимаемым  абстрактным, есть  сама
объективная  действительность, где  существенное  и  несуществен-
ное  не  разделены. Абстрактное  и  конкретное  как  этапы  познава-
тельного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это  отраже-
ние объективной действительности в системе понятий, это теорети-
ческое  воспроизведение  единства  проявлений, свойств, связей
предмета.

Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики раз-

вития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и про-
тивопоставляющее  одну  сторону  другим. Высшая  форма  конкрет-
ного – научная  теория, типичное  проявление  абстрактного – “жи-
тейские” суждения. Познание  происходит  как  движение  от  кон-
кретного в действительности и конкретному в познании.

22.

Законы диалектики

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:
1. Закон единства и борьба противоположностей,
2. закон взаимного перехода количественных и качественных из-

менений,

3. закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и

ограничеваются.

Испокон  веков  внимание  разума  привлекали  как  противоречи-

вость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элемен-
тов  бытия, мировоззрения  и  методологии  познанания  и  действия.
Противоречивость  бытия  познается  лучше  тогда, когда  мы  знаем
что такое противоречие. Противоречие представляет собой опреде-