ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1724
Скачиваний: 4
26
дый предмет как единство многообразного неразрывно связан с
другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с
другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех
явлений вытекает один из основных принципов материалистиче-
ской диалектики – всесторонность рассмотрения. Кроме историзма
и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие
принципы –
объективность, конкретность, детерминизм, «раз-
двоение единого» (принцип противоречия) и др.
Эти принципы формулируются на основе соответствующих зако-
нов и категорий, в совокупности отражающих единство, целост-
ность объективного мира в его беспрерывном развитии. Основные
категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следст-
вие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и
количество, содержание и форма и др. Связь и взаимодействие оп-
ределённых философских категорий выступают как
законы диа-
лектики,
главным из которых является з
акон единства и борьбы
противоположностей,
вскрывающий самое основное в развитии –
его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противо-
положностей). Противоположности – это такие стороны, моменты,
предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаи-
моисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном
и том же отношении; в) взаимопроникают – и при определённых
условиях – переходят друг в друга.
К числу противоположных можно отнести, например, такие яв-
ления и процессы, как: положительное и отрицательное интегриро-
вание и дифференцирование (в математике) ассимиляция и дисси-
миляция (в биологии) ассоциация и диссоциация (в химии и психо-
логии) прогресс и регресс материальное и идеальное и т. п. Кратко
суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой:
«Разделение на противоположности, их борьба и разрешение». За-
кон взаимного перехода количественных и качественных измене-
ний вскрывает механизм развития: постепенное накопление коли-
чественных изменений в определённый момент необходимо приво-
дит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к воз-
никновению нового качества, которое в свою очередь оказывает
обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, цикличе-
ский, преемственный характер развития и его формулу: «спираль»,
а не «круг» или «прямая линия».
27
Метафизика
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин
«метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был вве-
дён в I в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систе-
матизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он
расположил «после физики» те из них, в которых шла речь об об-
щих вопросах бытия и познания, о «первой философии», (о сущно-
сти, причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» - частнона-
учного знания. В современном обществознании понятие «метафи-
зика» имеет три основных значения: Философия как наука о все-
общем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о
«первых родах сущего». Её основные категории – это предельные
понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект по-
знания. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как
таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от во-
просов теории и логики познания. В этом значении данное понятие
употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.),
так и в настоящем – особенно в современной западной философии.
Самая характерная, существенная черта метафизики – односто-
ронность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) сторо-
ны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента
целого, момента деятельности в любой её форме. Единства и раз-
личия Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и
навсегда данным, она изменялась, выступала в различных истори-
ческих формах, среди которых можно выделить две основных:
«Старая» метафизика была характерна для философии и науки в
XVII – XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия,
философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики –
отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного сис-
темного взгляда на мир, мышление по принципу «или-или», убеж-
дение в окончательной завершённости всех мировых связей. Новая
метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь
явлений, ни их развитие – это было бы абсурдно в эпоху громадных
достижений науки и общественной практики.
Метафизическая или догматичная философия основывается на
рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства
предмета независимо друг от друга. Догматическая философия
держится односторонних определений рассудка и исключает про-
тивоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно
28
из двух противоположных определений, например, что мир или ко-
нечен, или бесконечен.
Принципы диалектики
Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, акку-
мулировавшая в себе основную направленность исследования, его
“дух”. К таким принципам обычно относят
принцип развития,
принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диа-
лектики, логики и теории познания, принцип восхождения от
абстрактного к конкретному, принцип единства исторического
и логического
.
Принцип развития
является прямым следствием признания
движения основнымсвойством (атрибутом) материи. Вместе с тем
принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его
ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (об-
ратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы
движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех
видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность
полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового
и старого), направленность, цикличность.
Принцип всеобщей связи
неотделим от принципа развития, как
бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникнове-
ние, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии,
оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само
развертывание противоречия как основное содержание принципа
развития есть особая форма связи противоположностей.
Принцип тождества (единства)
диалектики, логики и теории
познания выражает единство законов развития, тотальность про-
цесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышле-
ние, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение
марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип
воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей
возможной последовательностью. В материалистической диалекти-
ке возникли трудности с его применением. Его другая формулиров-
ка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диа-
лектики субъективной, диалектики мышления. В такой формули-
ровке различие разных форм диалектики признается, но не раскры-
вается.
Когда же появляются названия трех различных теоретических
дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится
29
очевидным и “принципиальным” существование развития в раз-
личных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в сле-
дующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это
диалектика объективного;
логика
изучает особенности развития в
человеческом мышлении;
теория познания
пытается связать диа-
лектику объективную и субъективную с помощью принципа отра-
жения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
акку-
мулируют в себе познавательную возможность законов и категорий
диалектики, он организует процесс познания. “Абстрактное” и
“конкретное” имеют несколько значений. Чаще всего в повседнев-
ности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие
от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть кон-
кретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несуще-
ственных свойств и выделение основных.
В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обоб-
щает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Кон-
кретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама
объективная действительность, где существенное и несуществен-
ное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познава-
тельного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отраже-
ние объективной действительности в системе понятий, это теорети-
ческое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей
предмета.
Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики раз-
вития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и про-
тивопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкрет-
ного – научная теория, типичное проявление абстрактного – “жи-
тейские” суждения. Познание происходит как движение от кон-
кретного в действительности и конкретному в познании.
Принцип единства логического и исторического
помогает по-
нять, как конкретное в действительности трансформируетсяв кон-
кретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведе-
ние закономерностей реального развития. Историческое – процесс
развертывания действительности во времени во всем многообразии
ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа
нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория –
это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи,
связанные с пониманием возможности познания прошлого, харак-
30
тером предвосхищения будущих событий, способом существования
общего (“логического”)Принцип восхождения от абстрактного к
конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность
законов и категорий диалектики, он организует процесс познания.
“Абстрактное” и “конкретное” имеют несколько значений. Чаще
всего в повседневности абстрактное понимают как синоним поня-
тийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соот-
ветственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это от-
влечение от ряда несущественных свойств и выделение основных.
В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обоб-
щает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Кон-
кретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама
объективная действительность, где существенное и несуществен-
ное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познава-
тельного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отраже-
ние объективной действительности в системе понятий, это теорети-
ческое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей
предмета.
Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики раз-
вития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и про-
тивопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкрет-
ного – научная теория, типичное проявление абстрактного – “жи-
тейские” суждения. Познание происходит как движение от кон-
кретного в действительности и конкретному в познании.
22.
Законы диалектики
Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:
1. Закон единства и борьба противоположностей,
2. закон взаимного перехода количественных и качественных из-
менений,
3. закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и
ограничеваются.
Испокон веков внимание разума привлекали как противоречи-
вость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элемен-
тов бытия, мировоззрения и методологии познанания и действия.
Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем
что такое противоречие. Противоречие представляет собой опреде-