Файл: Мен._ в вопросах_и_ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Двухфакторная теория Ф. Герцберга анализирует факторы гигиены (условия труда, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе, вознаграждение за труд и т. д.) и факторы мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов труда, высокая степень ответственности, возможность карьерного роста и т. д.).

Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:

Теория справедливости показывает, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей в зависимости от вознаграждений. Человек субъективно соизмеряет вознаграждение за труд с затраченными усилиями и затем соотносит его с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Несправедливость в оплате создает давление на работников. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс, если он существует. Квалифицированный менеджер всегда стремится к тому, чтобы подчиненные воспринимали его решения как справедливые. В противном случае мотивация сотрудников к труду существенно снижается.

Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов): затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли в организации. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенный уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

17. Организационные структуры управления

19. Социально-психологические методы менеджмента

Коммерческий расчет осуществляется с помощью следующих основных рычагов воздействия: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование и др.

В целях усиления экономической мотивации деятельности отдельных подразделений, филиалов, дочерних компаний им предоставляется все большая оперативная самостоятельность. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развивалась форма экономических взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Внутрифирменный расчет отличается от коммерческого тем, что он осуществляется в рамках собственной организации, а коммерческий – между различными собственниками, но это единая система экономического расчета.

Исходными положениями внутрифирменного хозяйственного расчета являются:

закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;

предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями;

разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

Применяя экономические методы, менеджер должен учитывать, что существуют экономические интересы государства, коллектива и личности и между этими интересами всегда есть противоречия.


19. Социально-психологические методы менеджмента


С помощью этих методов осуществляется направленное воздействие на поведение работников, формирование благоприятного морально-психо-логического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, повышение трудовой активности и раскрытие индивидуальных способностей каждого работника, их самоорганизации.

Социально-психологические методы – это совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Обычно выделяются две группы этих методов: социальные и психологические.

1. Социальные методы – это приемы и способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации его деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Они включают:

а) методы социального исследования – это методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом является выявление потребностей работников в социальных благах (жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей;

б) методы социального нормирования – это правила внутреннего поведения, кодексы производственного этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные социальные, моральные и этические нормы;


в) метод социального планирования – это метод планового решения социальных проблем коллектива по развитию персонала, повышению квалификации работников, улучшению условий их труда, быта, духовного и физического развития, охраны здоровья, жилищных и коммунально-бытовых условий, выявленных в процессе социальных исследований;

г) метод социального регулирования – это процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей. Их выполнение способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа;

д) методы морального стимулирования (благодарности, грамоты и т. д.).

2. Психологические методы управления.

Эта группа методов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата в коллективе. К ним относятся:

а) методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечить оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;

б) методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характеристиками, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;

в) методы гуманизации труда. В основу этих методов положено влияние на человека факторов производственной среды: окраска стен, музыка, монотонность труда и т. д. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей человека дает ему равномерную нагрузку, приносит ему удовлетворение;

д) методы психологического побуждения – основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.


20. Организационно-распорядительные методы управления


Эти методы создают необходимые условия для функционирования организации. Посредством них создаются трудовые коллективы, формируются организационные структуры управления, упорядочиваются производственный и управленческий процессы. Они формируют работоспособную систему управления, которая адаптируется и изменяет внешнюю и внутреннюю среды предприятия, сохраняя саму себя; имеет механизмы, обеспечивающие развитие и самоорганизацию. Организационно-распорядительные методы реализуются посредством организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, приказов, распоряжений, указаний, дисциплинарных воздействий и взысканий.

Виды методов:

  • организационное воздействие;

  • распорядительное воздействие;

  • дисциплинарное воздействие.

К методам организационного воздействия относятся:

1. Регламентирование – это разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения в течение определенного периода. При этом различают общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование.


Общеорганизационное регламентирование – это положения, определяющие организационные особенности и порядок функционирования социально-экономической системы в целом. Примером такого положения является устав предприятия и учредительный договор.

Функциональное регламентирование – это разработка положений, предусматривающих внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их цели, задачи, функции, взаимоотношения с другими подразделениями. К функциональным регламентам относятся положения об отделах и службах предприятия.

Должностное регламентирование – это определение штатов и должностных инструкций, в которых устанавливаются задачи, полномочия и ответственность должностных лиц, основания и требования к замещению управленческих должностей.

2. Нормирование – это установление норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. На предприятиях применяются технические, организационные, трудовые, экономические, экологические нормы и нормативы.

3. Инструктирование – это ознакомление сотрудников с условиями работы, возможными проблемами, предостережение их от повторяющихся ошибок, советы по выполнению отдельных видов работ и т.д. Инструктирование может осуществляться путем личных контактов, коллективно, посредством технических средств связи.

Методы распорядительного воздействия направлены на обеспечение слаженной работы аппарата управления, на поддержание системы в заданном режиме работы в процессе текущей деятельности. Основные формы распорядительного воздействия: приказы и распоряжения. Приказы и распоряжения содержат требования к работе, обязательные к исполнению. Приказы на предприятии издает директор, распоряжения – руководители структурных подразделений. Распорядительное воздействие требует контроля и проверки исполнения, которое должно быть четко организовано на предприятии. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Методы дисциплинарного воздействия – это установление ответственности за выполнение обязанностей и мер по ее поддержанию. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Меры дисциплинарного воздействия предусматриваются в Трудовом кодексе РБ и правилах внутреннего распорядка предприятия.


21. Управленческие решения и требования предъявляемые, к ним.



Человек в своей деятельности принимает множество решений. Само понятие «решение» многозначно. Под решением понимается и нахождение определенного варианта действий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат.

В широком смысле «управленческое решение» можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как команду, подлежащую выполнению, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение – результат управленческого труда.


Можно выделить три связанных между собой аспекта управленческого решения.

Во-первых, управленческое решение – это вид деятельности, осуществляемый субъектом управления и связанный с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое решение – вид работы субъекта управления, определенный этап процесса управления.

Во-вторых, управленческое решение – это вариант воздействия субъекта управления на объект. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой, формула воздействия субъекта управления на объект.

В-третьих, управленческое решение – это организационно-практическая деятельность менеджера, связанная с воплощением решения в жизнь.

Ответственность за принятие решений лежит на менеджерах. Руководитель не может принимать непродуманных решений, т.к. от этого, в конечном счете, пострадает руководимый коллектив. И чем выше уровень управления, тем большая ответственность лежит на руководителе. Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для ее отдельной подсистемы, непосредственно затрагиваемой тем или иным решением.

Управленческие решения должны удовлетворять определенным требованиям, игнорирование которых, полное или частичное, может привести к ошибкам и неудовлетворительным результатам.

  1. Решение должно отражать объективные закономерности развития организации и системы управления ею. Если это требование не выполняется, то такое решение будет блокироваться либо отвергаться работниками.

  2. Решение должно основываться на полной и достоверной информации.

  3. Учет риска. Какой бы полной и достоверной ни была информация решения, принимаемые менеджером, устремлены в будущее, которое всегда содержит элементы неопределенности.

  4. Каждое управленческое решение должно уравновешивать противоречивые цели, ценности, критерии, любое решение имеет какие-то отрицательные последствия – это надо понимать и воспринимать как факт. В практике встречается очень мало настолько однозначных ситуаций, что результатом наилучшего решения будет только благо для всех. С позиций системного подхода принимается такое решение, которое будет а) наилучшим с точки зрения конечных результатов, т.е. для всей организации; б) эффективно в перспективе.

  5. Решение должно быть реальным в исполнении, т.е. исходить из реально располагаемых ресурсов и времени, а также содержать механизм реализации.

  6. Оперативность решения. Оно должно готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития ситуации.

  7. Экономичность и эффективность, т.е. цели должны быть достигнуты при минимальных затратах.

  8. Полномочность решения. Это означает, что оно должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение. Превышение полномочий создает предпосылки невыполнения решения.

  9. Решение должно быть непротиворечивым. Принимая решение, необходимо учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, а должно развивать и дополнять ранее принятые решения.

  10. Решение должно быть своевременным. Своевременность принятия управленческого решения означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в организации не должно произойти необратимых процессов, делающих это решение ненужным. Своевременность означает также своевременность реализации управленческого решения.



  1. Процесс принятия управленческих решений.


Обычно выделяют следующие этапы процесса принятия решений:

Подготовка решения.

Формирование (принятие) решения.

Реализация решения.

Каждый этап, в свою очередь, состоит из ряда шагов или стадий. Первый подготовительный этап включает формулировку проблемы, определение целей, ограничений и критериев, сбор и анализ информации.

Формулировка проблемы и целеполагание.

Проблема – это соотношение между желаемым и действительным состоянием объекта управления. Цель – желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления.

Анализ проблемы обычно включает следующие операции: определение существования и новизны проблемы; установление причин ее возникновения; определение взаимосвязи с другими проблемами; выявление степени полноты и достоверности информации; определение возможности решения проблемы.

Выбор критериев и анализ ограничений. Ограничения сужают возможности принятия решений. Ограничения могут быть финансовые, трудовых ресурсов, сырья и т.д. Если рассматривать малые, средние и большие организации, то у малых организаций всегда больше ограничений. Например, это касается финансов, так как малым организациям труднее взять кредиты.

Наряду с ограничениями, лицу, принимающему решение, необходимо определить критерии по которым будут оцениваться решения.

Критериями, которыми может быть оценена эффективность решения, являются:

  • польза решения, в частности, достижимое улучшение результатов;

  • финансовая сторона решения — минимизация издержек, максимизация прибыли;

  • время процесса исполнения решения.

Сбор и анализ информации для решения проблемы. Процесс принятия решения – информационный процесс. И от достоверности, полноты, своевременности поступления информации зависит качество управленческого решения.

Формирование (принятие) решения включает выработку альтернатив, анализ и выбор альтернативы, принятие решения.

Выработка альтернатив. Альтернативы (варианты решения) обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход.

Существует много методов творческого поиска альтернатив: это и «мозговая атака»; групповой анализ ситуации; причинно-следственные диаграммы и др. Для разработки множества альтернатив и выбора наилучшей при возможности формализации целесообразно использовать экономико-математические методы и ЭВМ.

Разработка перечня альтернатив ограничена знаниями менеджера (лица, принимающего решение); временем, отпущенным на принятие решения и соотношением «затраты на выработку решения – полученный эффект от реализации решения»; если затраты на подготовку решения (разработку альтернатив) превышают получаемый эффект, то разработка альтернатив прекращается.