ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 1426

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К нормативным правовым актам законодательства, регулирующим вопросы расчетов по налогам, сборам и платежам относятся:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. определяет порядок финансирования государственных расходов путем уплаты налогов, сборов и иных платежей [1];

2. Налоговый кодекс Республики  Беларусь (Общая часть), от 19.12.2002 г. № 166-З, в редакции от 31.12.2013 г. № 96-З. Отражает общие принципы, принимаемые при формировании налоговой системы республики, элементы налоговой системы, права и обязанности плательщика налогов [3];

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З в редакции Закона Республики Беларусь от 31.12.2013 № 96-З. Отражает элементы налоговой системы: плательщики налогов, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, порядок исчисления, источник уплаты, порядок и сроки уплаты, санкции по видам налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь [4];

4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-З. Регулирует отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также при осуществлении контроля исполнения бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства [6]

5. О республиканском бюджете на 2014 год:  Закон  Республики  Беларусь от 26.10.2013 г. № 432-З. Определяет порядок формирования государственного бюджета Республики Беларусь на текущий финансовый год [7];

6. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07. 2013 № 57-З. Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Устанавливает общую методологию ведения бухгалтерского учета, в том числе процедуры учета налогов и платежей и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами [8];

7. Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 г. № 138-ХIII, с изменениями и дополнениями от 30.12.2011 г. № 334-З. Устанавливает порядок начисления, расчета и уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [9];

8. О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530, с изменениями и дополнениями от 08.01.2013 г. № 8. Устанавливает порядок начисления, расчета и уплаты страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах [10];


9. Перечень видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы по социальному страхованию: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 в редакции от 26.03.2013 № 216. Определяет перечень видов выплат (доходов, вознаграждений) в денежном и (или) натуральном выражении, на которые не начисляются взносы по социальному страхованию [12];

10. Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 в редакции от 17.02.2011 № 157. Определяет порядок уплаты страхователями по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Объектом для начисления страховых взносов являются все виды выплат (доходов, вознаграждений) в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу застрахованных лиц по всем основаниям, независимо от источников финансирования [14];

11. Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкция о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 г. № 82, с изменениями и дополнениями от 31.10.2012 г. № 34. Определяет порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов) [15];

12. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 г. № 41, с изменениями и дополнениями от 24.08.2012 г. № 51. Регулирует порядок расчета и учета налога на добавленную стоимость [16];

13. Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50, с изменениями и дополнениями от 08.02.2013 г. № 11. Устанавливает единый порядок применения типового плана счетов бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах организаций [17];

14. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 г. № 113. Определяет порядок отражения в бухгалтерском учете отложенных налоговых активов и обязательств в организациях [18];

15. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102, с изменениями и дополнениями от 08.02.2013 г. № 11. Определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях [19];


16. Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 г. № 62 в редакции от 14.12.2012 г. № 74. Настоящее положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации как, в общем, так и в вопросах учета налогов и платежей. Учетная политика в целях налогового учета - основной документ, которым руководствуются непосредственно в организации при организации расчетов налогов и сборов [20];

17. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, в редакции от 22.04.2010 № 50. Регулирует организационные вопросы, порядок проведения инвентаризации, документальное оформление и отражение в учете результатов инвентаризации [21];

18. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 г. № 111 в редакции от 06.05.2013 № 27 регламентирует формы бухгалтерской отчетности, которые составляются и предоставляются в соответствующие органы субъектами хозяйствования Республики Беларусь, и определяет порядок их заполнения [22];

19. Внутренним локальным правовым актом, регламентирующим бухгалтерский учет в исследуемой организации, является положение об учетной политике (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Учетная политика, утвержденная приказом, обязательна для применения всеми структурными подразделениями комбината, независимо от их местоположения;

20. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется в организации способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности комбината (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Итак, важным звеном налоговой системы является налоговое законодательство, которое устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый кодекс. Платежи в фонд социального обеспечения и в Белгосстрах также регламентируются определенными законодательными актами и нормативными правовыми документами.

1.4 Значение и задачи учета и анализа налогообложения организации


Основной задачей учета налогов в организации любой формы собственности является минимизация налоговой нагрузки с целью увеличения прибыли. Налоговое планирование представляет собой процесс обоснования на перспективу величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъекта хозяйствования и управления ими. По длительности осуществления налоговых прогнозов планирование можно условно разделить:


- текущее (действующее в рамках текущих налоговых обязательств, определяемых налоговым периодом месяц, квартал, год);

- перспективное налоговое планирование инвестиционных проектов, хозяйственной деятельности вновь открываемых организаций, дочерних структур, филиалов.

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной налоговой информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых плательщиком в течение отчетного (налогового) периода. А также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации. Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). Уменьшая такие расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль [43, с. 18].

Внешними пользователями информации, формируемой в системе налогового учета, являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны проводить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль поступления налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой политики организации.

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета. Методология налогового учета раскрывается в учетной политике организации для целей налогообложения.

Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета: порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой плательщиком; принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком; способы ведения налогового учета; технология обработки налоговой информации; формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета; организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.


Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения выручки от его реализации; распределение убытков между налоговыми периодами [43, с. 23].

Анализ налогообложения – это процесс комплексного изучения и оценки налогообложения субъектов хозяйствования с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки.

Объектом анализа налогообложения субъекта хозяйствования является действующая система налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Анализ налогообложения позволяет изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования предприятия.

Налоговая составляющая финансовых потоков играет существенную роль в формировании финансовой устойчивости субъекта предпринимательства. Это объясняется тем, что, являясь, неотъемлемой частью финансов предприятия, налоговые потоки оказывают значительное воздействие на финансовое состояние, рентабельность, ликвидность. Налоговое влияние настолько велико, что может играть существенную роль в формировании стратегии и тактики развитии экономики.

Однако часто результаты анализа налогообложения основываются на недостоверной информации. Такая информация может быть искажена по различным причинам, например, занижение или сокрытие различными способами полученных доходов и прибыли с целью минимизации налогообложения.

Детализация методики анализа налогов и других обязательных платежей в бюджет обусловила разработку, расчет и поверхностное использование избыточного количества коэффициентов. При этом на практике анализ налогообложения довольно часто сводится к упрощенной методике – расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений рассчитываемых коэффициентов. В этом случае глубина исследования ограничивается концентрацией тенденций «улучшения» или «ухудшения». Поэтому сделать выводы и обосновать конкретные рекомендации на основании такого анализа крайне затруднительно [28, с. 23].

Итак, основной задачей учета налогов в организации любой формы собственности является минимизация налоговой нагрузки с целью увеличения прибыли. Отсюда цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной налоговой информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых плательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Объектом анализа налогообложения субъекта хозяйствования является действующая система налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Анализ налогообложения позволяет изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования предприятия [33, с. 184].