ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 1374

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Система налогообложения организаций Республики Беларусь


Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

С помощью налоговой системы государство регулирует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Направленная на построение социально-ориентированной рыночной экономики налоговая система Республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.

В настоящее время в Республике Беларусь практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств [26, с. 34].

Изъятие средств в систему регулирования доходов и тем самым воздействия на социально-экономическое развитие и экономическую политику государства в целом накладывает свой отпечаток и на принципы проведения налоговой политики. Современные принципы налогообложения должны предусматривать три пункта:

- налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли;

- налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы;

- налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума [28, с. 20].

Высший законодательный орган власти вправе устанавливать любые налоги и любой механизм их взимания. Но если созданная им налоговая система вступает в противоречие с объективными принципами, то через определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует свою неэффективность. Эта неэффективность может принять характер массового уклонения от налогов или нарастающего снижения их поступлений в бюджет в результате сокращения налоговой базы [26, с. 10].

К основным принципам налоговой системы относятся принципы, представленные на рисунке 1.












Рисунок 1 – Принципы построения налоговой системы

Источник: собственная разработка


Равенство и справедливость это основной базовый принцип построения налоговых систем. Суть его заключается в том, что распределение налогового бремени должно быть равным, каждый член общества, каждый гражданин должен вносить свою посильную, справедливую долю в общенациональные, государственные доходы. Принцип справедливости налогообложения раскрывается в вертикальном аспекте (налоги взимаются в соответствии с финансовыми возможностями плательщиков, т.е. с увеличением доходов повышается и ставка налогообложения) и горизонтальном (устанавливается единая ставка налога для лиц с одинаковым уровнем дохода).

Экономическая эффективность, гибкость и нейтральность налогообложения. Для условий рыночной экономики этот принцип построения налоговых систем имеет едва ли не большее значение, чем равенство и справедливость налогообложения. Данный принцип означает: во-первых, общий уровень и структура налоговой нагрузки должны способствовать финансовой стабилизации и росту экономики (экономическая эффективность); во-вторых, налоговая система должна быстро и адекватно реагировать на изменения в экономической конъюнктуре, причем, по возможности без внесения постоянных корректировок в налоговое законодательство (гибкость); в-третьих, влияние налогов на межотраслевое распределение ресурсов и принятие экономических решений отдельными лицами (населением и организациями) должно быть минимальным (нейтральность). Принцип эффективности характеризуется наличием инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную действительность экономических субъектов рынка [26, с. 38].

Налоги всегда носят принудительный и обязательный характер. Каждый налог должен быть точно определен. Право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога. Соответственно все вопросы, регулирующие процесс налогообложения, и сама система должны быть законодательно оформлены. Каждый налог должен быть точно определен. В законе должна содержаться исчерпывающая информация, которая позволила бы конкретно утвердить: обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства в отношении имущества плательщика.

Простота и административная эффективность налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми по формулировке, а процедура взимания налогов при оценке эффективности налоговой системы с этих позиций является не только учет административных издержек по сбору налогов, но и учет затрат плательщиков на соблюдение налогового законодательства [28, с. 21].

Следует отметить, что в любой стране с развитой налоговой системой реальная практика налогообложения далеко расходиться с четвертым налоговым принципом, особенно в части простоты применяемых формулировок. Упрощение налогового законодательства требуют все заинтересованные стороны и, в первую очередь, финансовые управления и консультанты по налоговым вопросам. Несмотря на такой консенсус, и в настоящее время не удалось добиться радикального упрощения налоговых законов ни в одной из развитых стран. Сложность систем в западных странах связана главным образом с тем, что при их построении ключевую роль играют принципы равного, справедливого и экономически эффективного налогообложения, которые трудно реализовать в простых схемах [28, с. 22].


Состав налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект налогообложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. В такой классификации можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как плательщиков, так и государства.

Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности.

Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов, окончательным плательщиком которых является их владелец, т.е. юридический и фактический плательщики совпадают. Они подразделяются на следующие виды:

- реальные уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, т.е. они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Факт наличия имущества является основанием для обложения;

- личные - уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в бюджет в процессе потребления (реализации) товаров и услуг. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются:

- индивидуальные – обложение строго определенной группы товаров (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция) – акцизы;

- универсальные – обложение всех товаров. Их также называют налогами с оборота, которые в свою очередь делятся на: однократные (налог на продажу, налог на услуги), многократные (налог на добавленную стоимость);

- таможенные пошлины – обложение всех товаров при совершении экспортно-импортных операций.

В зависимости от полномочий органов власти различных уровней в вопросах введения налогов выделяют республиканские и местные налоги и сборы.

Республиканские налоги, взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет;

Местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов:

- общие налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

- целевые налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.


В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:

- налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

- смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

- закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;

- регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году.

По порядку введения налоги могут быть:

- общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они вступают;

- факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления [26, c. 32].

В зависимости от характера налоговых ставок налоги можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные, твердые.

Пропорциональные, если ставки неизменны и не зависят от изменения величины базы налогообложения (например, налоги на доходы, прибыль, имущество);

Прогрессивные, ставки увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по шкале. Прогрессия бывает двух видов: простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемой базы; при сложной – объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую степень.

Регрессивные, ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:

- фиксированные, т.е. непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью. Такие налоги можно назвать условно-постоянными (например, налог на имущество, земельный налог).

- условно-переменные – напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика (НДС, акцизы).

Исходя из стимулирующей функции налогов, налоги подразделяются:

- регулирующие ценообразование, к которым относятся косвенные налоги.

- воздействующие на издержки производства – налоги, включаемые в себестоимость продукции (например, экологический налог, земельный налог).

- регулирующие занятость населения – подоходный налог, отчисления в фонд социальной защиты населения [26, с. 33].

По источникам средств различают налоги, относимые на себестоимость продукции – земельный налог, экологический налог; уплачивающие из выручки – НДС, акцизы; уплачиваемых из прибыли – налог на прибыль; из заработной платы – подоходный налог.

По срокам уплаты налоги делятся: срочные; периодично – календарные.


Налоги, входящие в ту или иную группу постоянно видоизменяются. Часть их отменяется, появляются новые налоги и отчисления, однако общая классификация сохраняется в целом неизменной.

Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается различная деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из этого, в составе экономической деятельности, можно определить основные виды: производственная деятельность; коммерческая деятельность; финансовая деятельность.

Производственная деятельность связана с производством продукции, товаров, работ и услуг, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям).

В основе коммерческой деятельности лежат товарно-денежные и товарно-обменные операции.

Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных финансовых услуг [26, с. 42].

Таким образом, классификация налогов необходима как для составления налоговых расчетов, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь классификацией, представленной на рисунке 2, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства.



Рисунок 2 – Классификация налогов

Источник: собственная разработка


Таким образом, налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платеж в бюджет определенного уровня. Важными элементами налогообложения являются:

- субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;

- объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;

- налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;

-налоговые льготы – некоторые более легкие условия оплаты налога;

- налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;

- налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.

Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так в Республике Беларусь такими органами являются Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.


1.3 Нормативное правовое регулирование расчетов по налогам и платежам


Порядок, величина и условия перечисления налогов определены законодательными актами с целью обеспечения платежеспособности государства. Признание субъекта в качестве налогоплательщика означает возложение на него обязательств по уплате налогов. Налогоплательщики обязаны в установленном порядке перечислять в бюджет, фонд социального обеспечения, в Белгосстрах налоги и платежи. Законодательством ежегодно определяются виды налогов, налоговые ставки, методики исчисления, сроки уплаты налогов, сборов и платежей, порядок предоставления отчетности в инспекцию Министерства по налогам и сборам и соответствующим фондам.