ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 4152
Скачиваний: 17
Mead, G. (1968) Mind, Self and Society, Chicago: University of Chicago Press.
Rosenthal, S. (1976) “Effects of psychodrama on self actualization and perceived locus of control”, Dissertation Abstracts International 38 (1-B): 378, July 1977.
Toch, H. (1969) “Violent men enquiry”, in Psychology of Violence, Chicago: Adline Press.
Wickland, R. (1978) “Opinion change and performance facilitation as a result of objective self awareness”, Journal of Experiental Psychology 1978 7.
Williams, S. (n.d.) Personality differences between rapists, paedophiles and normals”, Kingston, Ontario: Penitentiary (unpublished).
Анн Анселин Шутценбергер
ДРАМА СМЕРТЕЛЬНО
БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА
Пятнадцать лет работы в психодраме
с больными раком
Нас беспокоят не сами события, а
наше восприятие этих событий.
Эпиктет
Вступление
Проработав 20 лет с психотическими больными, я стала улавливать связь между психическими и соматическими проблемами. Меня заинтересовало, можно ли успешно заниматься психодрамой с людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями. И вот уже пятнадцать лет я работаю с теми, кто болен раком,- иногда в союзе с медиками, иногда просто дополняя классическое лечение психологической поддержкой.
Аристотель, Платон, Гален, Фрейд, Юнг, Морено, - все они считали человека целостной личностью. Однако сторонники “точной науки” до сих пор подвергают сомнению этот древний подход, связывающий сознание и тело воедино. Лишь недавно, в связи с открытиями в новых областях науки (в психо-нейроиммунологии и в психо-нейро-эндокринологии), медицинское и научное сообщество стало осознавать влияние мышления на организм. Болен человек или здоров, недавно обнаруженные медиаторы связывают друг с другом его психические и телесные процессы (Ader 1981; Solomon and Moos 1964; Solomon 1985; Bahnson 1989). При раке, как и при любой другой болезни, можно выявить психосоматический и соматопсихический компонент проблемы - если, разумеется, внимательно выслушать пациента. Чтобы действительно помочь ему, следует обратиться и к душе, и к телу. Мы пытаемся стимулировать спонтанные ремиссии, уменьшить вероятность смертельного исхода, посеять сомнение в прогнозе заболевания, который основан на статистических данных.
В 1986 году известный американский хирург Берни Сигель написал книгу “Любовь, медицина и чудо”, где описывает работу, удивительно схожую с моей. Сигель опирался на теорию Карла и Стефани Симонтон (Simonton et al.. 1978), считающих, что состояние здоровья раковых больных может радикально улучшиться благодаря психологической поддержке, релаксации, физическим упражнениям, позитивной визуализации и работе с образами. На смену пассивной беспомощности и безнадежности приходит активное сотрудничество, обретение надежды и здоровья.
Личный вклад доктора Сигеля в данный подход - это его опыт хирурга, работающего в стационаре, а также его замечательный юмор и теплота. Я же постаралась добавить от себя применение психодрамы и геносоциограммы (А.Schützenberger 1985).
В 1974 г. погибла от “курабельного”, то есть потенциально излечимого, рака груди моя кузина. Ее смерть потрясла меня. Я занялась исследовательской работой в этой области, наткнулась на первую статью Симонтонов 1975 года и принялась экспериментировать. Мои первые пациенты-добровольцы страдали раком в конечной стадии и готовы были хвататься за любую соломинку.
Каково же было удивление всех, включая меня, когда у многих больных исчезли метастазы! Большинство из них прожили достаточно долго в активном состоянии, а некоторые выздоровели и наслаждаются жизнью 10 - 15 лет спустя.
Такое улучшение называется “стимулированной спонтанной ремиссией повышенной длительности”; по Берни Сигелю, это значит “научить вашего пациента, как стать “исключением”, как сделать свою жизнь интересной и долгой”.
Драма тяжело больного человека
Когда кто-то узнает, что у него рак, потрясение вполне понятно; большинство людей чувствуют “беспомощность и безнадежность” (Seligman 1975), они позволяют себе стать пассивными жертвами так нанываемого смертельного заболевания, хотя около 45% раковых больных живут не менее 5 лет с момента диагноза. Тяжелая болезнь сопровождается депрессией, что явно не способствует выздоровлению.
Первая помощь в этом случае - вернуть пациентам надежду и способность активно бороться за свою жизнь. Они должны выполнить свою часть работы, чтобы помочь врачам.
Перед больными и их родственниками встают страшные вопросы: Почему вдруг рак? Почему у меня? Почему у него/нее? Почему именно сейчас? Люди чувствуют себя невинными жертвами жестоких обстоятельств и не делают ни малейшей попытки бороться против рака. Многие из тех, чей прогноз относительно благоприятен, изолируются от жизни и “дают себе умереть”, выполняя собственное предсказание о том, что рак смертелен (Rosenthal and Jacobson 1966, 1968). И это несмотря на то, что в нашем обществе отнюдь не рак, а сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте в списке причин смерти.
Если такие больные уже получают необходимое лечение, им следует помочь под другим углом взглянуть на вопросы жизни и смерти, на собственные ожидания (Rosenthal and Jacobson 1966, 1968) и отказаться от мысли, что “рак” означает “смерть”. Важно, чтобы они прекратили предсказывать и фактически приближать свою смерть, с готовностью приняли лечение и постарались пережить рак. Нужно дать пациентам надежду, заботу, поддержку и любовь.
В данной главе представлен мощный прикладной метод, цель которого - помочь этим людям жить полной жизнью и бороться за свою жизнь, что бы ни случилось. У некоторых больных удается замедлить патологический процесс или даже способствовать выздоровлению (табл. 1).
Таблица 1. Метод Симонтонов: динамика 152 пациентов с диагнозом конечной стадии рака
Результат |
Отношение пациента |
||||||
|
Отказ
сотрудничать, |
Отказ сотрудничать, иногда следует инструкциям |
Следование |
Следование инструкциям и некая инициатива |
Полное сотрудничество, вера в улучшение |
Всего |
|
Полная |
Отлично |
0 |
0 |
0 |
11 |
9 |
20 |
Улучшение |
Хорошо |
0 |
2 |
34 |
31 |
0 |
67 |
Некоторое улучшение |
Средне |
0 |
14 |
29 |
0 |
0 |
43 |
Нет |
Плохо |
2 |
17 |
3 |
0 |
0 |
22 |
|
Всего |
2 |
33 |
66 |
42 |
9 |
152 |
Источник: Simonton and Simonton (1975), in А.Schützenberger (1985).
Мы расширили применение данного метода, перейдя к другим тяжелым заболеваниям, включая СПИД. Разумеется, он работает только в сочетании с обычным клиническим лечением. Вот его краткое изложение.
1. Выявить “причину” настоящего заболевания путем интервью или с помощью опросника “Жизненные события и стресс”. Такая причина обычно связана с драматическим жизненным событием и повышенным стрессом (Holmes and Rahe 1967, см. табл.2) либо с “синдромом годовщины”( Hilgard 1955).
2. Помочь пациенту преодолеть стресс с помощью упражнений на релаксацию и техник позитивной визуализации.
3. “Укротить” хирургическое лечение, химио- и радиотерапию путем психодрамы, групповой терапии и позитивной визуализации; рассмотреть возможные результаты лечения, включая полное выздоровление; говорить о тревоге, страхе смерти и инвалидизации.
4. Посоветовать пациенту заниматься гимнастикой хотя бы два раза в неделю.
5. Помочь ему/ей преодолеть обиду.
6. Выявить “вторичные выгоды” болезни и даже смерти; используя психодраму и визуализацию, найти другие пути решения жизненных проблем, не через уход в болезнь и смерть.
7. Помочь пациенту создать группу поддержки, бороться с болезнью и стрессом, вернуть чувство юмора и радость жизни.
8. Сделать повседневную жизнь как можно приятнее, для начала составив список “подарков самому себе”, не менее 25 пунктов. Частично это будут совсем бесплатные удовольствия, частично - недорогие, а некоторые могли бы обойтись в кругленькую сумму. Но мечтать не запрещается! Более того, какие-то пункты можно выполнить прямо сейчас, не выходя из больницы, другие запланировать на ближайшее будущее, а остальные - на более отдаленный срок. Каждый “подарок” визуализируется, на эту тему разыгрывается виньетка (короткая ролевая игра или психодрама). Пациент снова начинает думать о будущем с надеждой и комфортнее чувствует себя в настоящем.
9. Выяснить, каковы “предвидения” пациента об исходе болезни, попытаться изменить самые тяжелые и смертельные, то есть “перепрограммировать” жизненный сценарий. Попросить нарисовать болезнь и борьбу с ней.
10. Несчастные случаи, болезни и смерти часто связаны с семейной историей и прослеживаются иногда более чем в трех поколениях. “Семейный долг” и “синдром годовщины” приковывают пациента к прошлому. В этом случае может помочь геносоциограмма - построение полного генеалогического древа со всеми социометрическими связями и важными жизненными событиями.
Когда у человека рак...
Почему это со мной случилось сейчас?
Чтобы ответить на возникающие в этом случае драматические вопросы, можно использовать “Опросник” Холмса и Рейх (Holmes and Rahe 1967), связав заболевание с повышенным воздействием стресса. Правда, многочисленные исследователи так и не смогли доказать наличие прямой связи между стрессом и раком - хотя часто эта связь бросается в глаза. Тут важен скорее не сам стресс, а реакция на него. Научно доказано, что количество и свойства лейкоцитов-“убийц”, защищающих организм от чужеродных клеток, зависит у разных больных от их образа мыслей. Большое значение имеют также и недавно открытые медиаторы в нервной и иммунной системах (Ader 1981; Solomon 1964; Solomon 1985; Bahnson 1975, 1989).
Однако большинство людей, не имея представления о психологии, а руководствуясь просто здравым смыслом, ясно видят связь между развитием болезни и тяжелым переживанием - из-за смерти супруга, потери работы или любимого. Они понимают, что горе и стресс могут лишить их сил, ослабить иммунную систему и сопротивляемость организма и привести к заболеванию.
Осознав связь болезни со стрессом или жизненно важной потерей, пациент гораздо легче справляется с деструктивными чувствами беспомощности и безнадежности, обретает веру в то, что он способен изменить ситуацию к лучшему.
Обычно мы расспрашиваем больных о событиях их жизни, произошедших за 6 - 18 месяцев до момента диагностики рака (хотя известно, что рак может развиваться в течение многих лет, в некоторых случаях он возникает внезапно, после определенных драматических событий, см. табл. 2). В любом случае такой расспрос для пациента имеет смысл.
Таблица 2. Шкала уровня социальной реадаптации
Жизненные события за последний год |
Оценка |
Личная |
Смерть супруга/супруги |
100 |
|
Развод |
73 |
|
Разъезд супругов |
65 |
|
Уголовное дело, приговор суда |
63 |
|
Смерть близкого родственника |
3 |
|
Травма или болезнь |
53 |
|
Замужество/женитьба |
50 |
|
Увольнение с работы |
47 |
|
Примирение в браке |
45 |
|
Уход на пенсию |
45 |
|
Ухудшение здоровья кого-то из близких |
44 |
|
Беременность |
40 |
|
Сексуальные проблемы |
39 |
|
Прибавление в семье |
39 |
|
Приспособление к новым условиям бизнеса |
39 |
|
Изменение материального положения |
38 |
|
Смерть близкого друга/подруги |
37 |
|
Переход на другую работу |
36 |
|
Семейные ссоры стали чаще/реже |
36 |
|
Займ или кредит свыше 10 000 долларов |
31 |
|
Приближение срока закладной |
30 |
|
Агрессия |
30 |
|
Длительная болезнь родственника |
30 |
|
Наркомания или СПИД в семье |
30 |
|
Изменение обязанностей на работе |
29 |
|
Сын или дочь покидают семью |
29 |
|
Ссоры с родственниками мужа/жены |
29 |
|
Выдающийся личный успех |
28 |
|
Супруг начинает/бросает работать |
26 |
|
Начало/окончание обучения |
26 |
|
Изменение условий проживания |
25 |
|
Изменение личных привычек |
24 |
|
Неприятности с руководством |
23 |
|
Изменение распорядка и условий работы |
20 |
|
Перемена места жительства |
20 |
|
Смена учебного заведения |
20 |
|
Изменение привычных условий отдыха |
19 |
|
Перемены в религиозной активности |
19 |
|
Перемены в социальной активности |
18 |
|
Займ или кредит менее 10 000 долларов |
17 |
|
Изменение режима сна |
16 |
|
Семейные праздники стали чаще/реже |
15 |
|
Изменение режима питания |
15 |
|
Отпуск |
13 |
|
Рождественские праздники |
12 |
|
Незначительные нарушения закона |
11 |
|
Другие жизненные события личного характера |
?? |
|
Всего баллов личной оценки |
|
|