Файл: Налоговое право РФ - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7476

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

Решение Верховного Суда РФ об отмене того или иного нормативного акта

порождает новые права и обязанности участников налоговых отношений, и только
в этом смысле такое решение становится своего рода нормотворчеством.

Другое проявление деятельности высших судебных органов в сфере налогово-

го права — это издание обзоров судебной и судебно-арбитражной практики. Право
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по
вопросам судебной практики закреплено в Конституции РФ (ст. ст. 126, 127 Ос-
новного закона).

Здесь особенно заметна роль Высшего Арбитражного Суда РФ. Пленум ВАС

РФ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов
и других правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам
судебной практики, которые обязательны для арбитражных судов. Президиум ВАС
РФ рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах инфор-
мирует нижестоящие арбитражные суды (ст. 13, 16 Федерального конституционно-
го закона РФ от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской
Федерации»

1

).

Необходимо учитывать, что информационные письма не являются источника-

ми права, на них нельзя ссылаться в качестве обоснования прав, обязанностей
и ответственности спорящих сторон. Однако содержащаяся в них информация,
безусловно, авторитетна, выражает правоприменительную политику высшей су-
дебной инстанции.

При разработке проектов таких писем рассматриваются различные, порой про-

тивоположные решения судов по одним и тем же проблемам, выбирается правиль-
ный с точки зрения ВАС РФ подход. Имеются случаи, когда правильные решения
моделируются, так как имеющаяся практика не удовлетворяет предъявляемым тре-
бованиям. Поэтому с практических позиций такие письма оказывают существен-
ное влияние на практику судов. Хотя судьи независимы и подчиняются только
закону и могут придерживаться собственного понимания и толкования норматив-
ных актов, авторитет Высшего Арбитражного Суда РФ, угроза отмены принятого
решения вышестоящей судебной инстанцией в большинстве случаев определяют
принимаемые судебные решения. Поэтому изучение документов Президиума ВАС
РФ также требует соответствующего внимания, как и положения законов, поста-
новлений, инструкций.

Влияние на судебно-арбитражную практику оказывают и решения по конкрет-

ным делам. Речь идет о решениях судов, апробированных при их рассмотрении
в надзорном порядке Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом
РФ и доведенных до всеобщего сведения опубликованием в «Бюллетене Верхов-
ного Суда Российской Федерации» или в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации».

Практика убеждает, что в Российской Федерации складывается механизм су-

дебного прецедента, что особенно проявляется в системе арбитражных судов. На
опубликованные постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам участ-
ники споров зачастую ссылаются для подтверждения правильности их позиции
в отношении понимания и применения того или иного закона о налоге.

1

СЗ РФ, 1995. №18. Ст. 1589.


background image

1.3 Источники налогового права

27

1.3.6 Индивидуальные налогово-правовые акты

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Индиви-

дуальные правовые акты не представляют собой общеобязательных правил пове-
дения, а содержат такие предписания, которые персонально затрагивают опреде-
ленных лиц.

Индивидуальные финансово-правовые акты в сфере налогообложения, явля-

ясь актами правоприменения, порождены деятельностью органов исполнительной
власти: налоговых, финансовых, таможенных органов, а также в ряде случаев —
органов внутренних дел и других уполномоченных государством органов.

1.3.7 Понятие законодательства о налогах и сборах

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно

установленные налоги и сборы». Конституционный Суд РФ отметил, что «уста-
новить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе
закона, не могут считаться «законно установленными»

1

. Конституция РФ не до-

пускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения
или другого акта органа исполнительной власти.

На этих конституционных положениях базируется и НК РФ. Согласно п.1, 4

и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах»
охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит:

1) из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов;

2) законодательства субъектов о налогах и сборах, которое состоит из законов

и иных нормативных правовых актах о налогах и сборах, принятых законо-
дательными (представительными) органами власти субъектов Федерации;

3) нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представитель-

ными органами местного самоуправления.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что законода-
тельство о налогах и сборах составляют только акты, принятые
представительными (законодательными) органами всех уровней
власти и местного самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Соответственно, акты органов исполнительной власти не включе-
ны в законодательство о налогах и сборах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. №9-П «По делу о проверке кон-

ституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского
края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан,
прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // СЗ РФ. 1996. №16. Ст. 1909.


background image

28

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

Вопрос о налоговом законодательстве — это не только вопрос о видах норма-

тивных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию имен-
но актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство — совокуп-
ность актов законодательных (представительных) органов; по содержанию нало-
говое законодательство — совокупность норм, регулирующих вопросы налогообло-
жения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (пред-
ставительных) органов власти.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Исходя из вышеизложенного законодательство о налогах и сбо-
рах 
можно определить как совокупность норм, содержащихся
в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов Феде-
рации, актов представительных органов местного самоуправле-
ния, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы
налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения
и прекращения отношений по уплате налогов и сборов, формы
и методы налогового контроля, ответственность за нарушения
налоговых обязательств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3.7.1 Действие актов законодательства о налогах и сборах во
времени и пространстве

Порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах регу-

лируется правилами, предусмотренными ст. 5 НК РФ.

Так, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по ис-

течении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го
числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключени-
ем случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах
вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
опубликования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 НК РФ.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления но-

вых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах
субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного са-
моуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 янва-
ря года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их
официального опубликования.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени также под-

чинено особым правилам. В зависимости от того, какие изменения несут в себе
нормы, они однозначно имеют или не имеют обратную силу либо могут приобре-
сти ее в определённых случаях.

Так, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые нало-

ги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавлива-
ющие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах
и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие
положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участ-


background image

1.3 Источники налогового права

29

ников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной
силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие от-

ветственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавли-
вающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщи-
ков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты за-
конодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие
размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом
улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусмат-
ривают это.

Действие актов законодательства о налогах и сборах в пространстве подчине-

но территориальному принципу. Так, акты, принятые федеральными органами вла-
сти, действуют на всей территории Российской Федерации. Акты законодательства
о налогах и сборах субъектов РФ и органов местного самоуправления распростра-
няют свое действие соответственно лишь на их территории.

1.3.7.2 Толкование законодательства о налогах и сборах

Законы о налогах и сборах должны не только формально содержать все суще-

ственные элементы налогового обязательства. Неопределенность норм в законах
о налогах может привести к не согласующемуся с принципом правового государ-
ства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должност-
ных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав
граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)

1

.

На практике возникают случаи, когда введенный в действие закон о налоге

непонятен и неконкретен. В связи с этим появляется проблема, связанная с толко-
ванием (уяснением смысла) такого закона.

При толковании норм законодательства о налогах необходимо руководствовать-

ся следующим.

1) Толкование статьи закона о налоге, в отношении смысла которой имеется

неопределенность, должно проводиться строго на основании и в пределах
закона.

2) В спорных случаях должна действовать презумпция правоты налогопла-

тельщика-собственника средств, поступающего наиболее выгодным для се-
бя способом в случаях, когда законодательство допускает возможность тол-
кования нормы.

1

Об этом см. п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. №13-П «По

делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках
земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 г.» // СЗ РФ. 1997. № Ст. 4901.


background image

30

Глава 1. Общие положения налогового права Российской Федерации

1.3.8 Международные договоры в системе источников
налогового права Российской Федерации

Кроме внутреннего законодательства, огромное практическое значение имеют

международные договоры по налоговым вопросам. Конституция РФ устанавливает
приоритет международных соглашений перед внутренним законодательством. Так,
в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Рос-
сийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора. Исходя из этого общего правила
НК РФ установил, что если международным договором Российской Федерации, со-
держащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные
правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в со-
ответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то
применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации
(ст. 7 НК РФ).

Требование законодательной формы установления, изменения и прекращения

налоговых обязательств распространяется и на международные соглашения. С уче-
том ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложе-
ния могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

1.4 Принципы налогового права

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Принцип налогового права — это основные руководящие начала,
закрепленные в законе или подзаконном нормативном акте.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Между тем принципы налогового права могут быть сформулированы в науч-

ных работах и оставаться принципами, даже если они не закреплены ни в каком
нормативном акте.

В правовой науке принято различать принципы:

1) общеправовые (общеотраслевые);

2) специфические (отраслевые).

Общеправовые принципы выражены и закреплены во всех отраслях права —

гражданском, административном, трудовом, финансовом и т. д. К числу таких прин-
ципов относятся:

• законность, которая определяется как обязательное (неуклонное) исполне-

ние требований законодательства всеми субъектами права, в том числе на-
логового;

• отрицание обратной силы закона, которое проявляется в том, что законы,

приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют.
Вновь принятый закон не распространяет свое действие на отношения,
возникшие до его принятия.

Отраслевые принципы — это принципы, которые характерны для конкретной

отрасли права, в данном случае — налогового права. В большей части отраслевые
принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ. К ним относятся: