Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерно, что министерство, в которое входит Совет по промышленной структуре Японии, управляет внешней торговлей и промышленностью, что подтверждает внешнеэкономическую ориентацию промышленного развития Японии.

Таким образом, достаточно определенно вырисовывается система реализации промышленной политики:

  • структурное регулирование,
  • экспортно-ориентированное развитие промышленности,
  • соответствующее развитие внешней торговли страны.

Причем, как в плане структурного подхода к формированию органов управления промышленной политикой, так и в отношении принимаемых этими органами документов, Япония исключительно планомерно и целенаправленно шла по пути построения всей промышленной политики вокруг этой ведущей идеи.

Исключительно жестко и однозначно были ориентированы на поддержку тех реформ, которые страна осуществляла в рамках идеологии структурного развития промышленности все те законы, которые, так или иначе, были связаны с государственным регулированием экономики на разных этапах развития японской промышленности. Что интересно, сами по себе эти законы как раз и давали возможность улавливания и четкого реагирования на те наиважнейшие изменения социально-экономической жизни самой Японии и мира в целом, которые не могли не учитываться в рамках структурной промышленной динамики. Когда в 1980 году экспорт Японии стал регулироваться Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей, то, в отличие от соответствующего закона 1949 года, он носил несравненно более снисходительный характер и четко соответствовал политике в этом вопросе практически всех развитых стран. Несомненно, это стимулировало японский экспорт высокотехнологичной промышленной продукции. Не менее интересен и тот факт, что когда мощный экспортный напор японской промышленности стал серьезной проблемой в торговых взаимоотношениях Японии с ее партнерами по внешней торговле, и Япония приняла так называемую политику «добровольных ограничений», именно МВТП вводило и вводит соответствующие квоты на поставки различных видов экспортной продукции. А это означает, что рычаги регулирования так или иначе сосредоточены все в том же центре, который со стороны японского государства формирует, реализует и развивает промышленную политику страны. Прежде всего, хочется отметить, что Япония входит в первую десятку по уровню конкурентоспособности среди 125 стран мира, и на ее долю приходится 12% мирового промышленного производства. При этом Япония - крупнейший в мире производитель:


  • судов,
  • металлообрабатывающего оборудования,
  • тракторов,
  • полупроводников,
  • телевизионной аппаратуры,
  • автомобилей,
  • роботов и т.д.

Здесь необходимо добавить, что по доле добавленной стоимости промышленного производства в ВВП Япония занимает одно из первых мест в мире, и эта доля уже в 2005 году была более 30% [13].

Что касается США, то она придерживаются принципиально иной практики в вопросах структурного построения тех органов, которые

разрабатывают и реализуют промышленную политику: не допустить сосредоточения достаточно важных государственно-регулирующих функций в одних руках. И именно поэтому даже одно перечисление всех советов, комитетов, подкомитетов, отдельно курирующих органов и т.д., которые занимаются этими вопросами в США, уже само по себе составило бы большое количество информации. Именно этот подход соответствует, как видно, двум важнейшим положениям промышленной политики США.

Как раз и диктует необходимость участия в соответствующем регулировании целого ряда органов государственного управления тот факт, что Америка стремится любой ценой сохранить за собой роль научно-технического лидера. С одной стороны, исследовательская деятельность США распределена примерно по 25–30 различным министерствам и агентствам, и уже только этот факт заставлял бы идти по пути множественности регулирующих структур. Но далее следует учесть еще и то, что в такого рода исследованиях, принимают активное участие:

  • промышленные структуры,
  • учебные заведения,
  • ряд других, достаточно самостоятельных хозяйствующих единиц.

Таким образом, подход на основе концепции структурно-множественной регуляции выглядит вполне естественным для условий США. Здесь все предельно просто: США четко придерживаются абсолютно традиционной либеральной концепции, которая, по существу, предоставляет действию свободных рыночных сил реализовывать идеи инновационности и технологического прогресса. В самих США больше склоняются в пользу существенно большего регулирующего воздействия государства на промышленную политику, несмотря на обсуждения данного тезиса. Нелишне добавить, что кризис, который разразился в конце 2008 года и продолжает развиваться в настоящее время, только усилил такого рода настроение.

Что касается России, то представление о промышленной политике, как

таковой, и возможностях ее эффективной реализации само по себе следует

считать явлением лишь новейшего периода российской истории. Тут имеется ввиду тот период, когда после дефолта 1998 года одновременно огромную роль в развитии российской экономики в целом, и отчасти — промышленности стал играть интенсивный рост цен на нефть. Особенно в этот период в России появилось несколько совещательных органов в рамках Госдумы и Совета Федерации. Еще можно сказать о правительстве и аппарате президента, которые были задействованы в выработке соответствующих рекомендаций и в разработке отдельных документов. Эти совещательные органы проводили идеи промышленной политики в законодательную сферу и в отдельные постановления и решения правительственных органов.


Бесформенность и нечеткость функциональной ориентации всех этих органов не позволяли говорить о том, что в стране имеется какая-нибудь координирующая и регулирующая структура, которая способна взять на себя современные, в полном смысле этого слова, задачи выработки и реализации промышленной политики. При этом регламентируются четыре сферы поддержки со стороны государства. Вместе с этим, предусматривается появление в стране независимого общественного органа — национального промышленного совета. Этот совет сосредотачивает в себе целый ряд функций:

- привлечение субъектов промышленной деятельности к выработке и реализации промышленной политики,

- участие в разработке ее концепции и в развитии различных инициатив, опосредующих обновление и реализацию промышленной политики.

Надо заметить, что впервые в российском законодательстве появляется самое понятие промышленного кластера и особо подчеркивается значение

кластеров в эффективной промышленной политике.

В стратегическом плане промышленная политика ориентируется на:

  • экспорт продукции высокотехнологичных производств,
  • развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, работающих на удовлетворение внутреннего спроса,
  • повышение производительности труда,
  • снижение энергоемкости.

Текущими задачами промышленной политики являются:

  • загрузки оборудования,
  • повышение инвестиционной активности
  • повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках
  • улучшение технологической структуры.

Используются следующие основные механизмы промышленной политики:

  • восстановление мощностей наукоемких и технологичных отраслей;
  • развитие экспортных производств с высокой добавленной стоимостью;
  • поддержка отечественных экспортеров на мировом рынке;
  • импортзамещение;
  • протекционизм развития обрабатывающей промышленности;,
  • защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных фирм;
  • создание благоприятного климата для прямых инвестиций, трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • облегчение налогового бремени реального сектора.

Надо сказать, что, как правило, предприятия экспортно- ориентированных отраслей имеют все возможности и необходимые условия для развития на собственной финансовой базе. Одновременно, они не нуждаются в прямой государственной поддержке. В другой ситуации, они могли бы поделиться с другими сферами своими доходами. Это может быть,


например, через механизм замораживания цен и тарифов естественных

монополий, повышение налоговой нагрузки. Отраслями, которые имеют большой научно-технический потенциал и способными в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка являются:

  • авиастроение,
  • ракетно-космическое производство,
  • атомная промышленность,
  • вооружение,
  • коммуникации,
  • биотехнология.

Вышеперечисленные отрасли представляют собой сектор потенциальных и реальных высоких технологий. Причем на первое место можно поставить высокоэффективные проекты, в которых государство участвует на долевых началах с частными инвесторами и реализация которых быстро окупит затраты.

Отраслями с большим техническим отставанием являются:

  • автомобильное машиностроение,
  • транспортное машиностроение,
  • дорожное машиностроение,
  • сельскохозяйственное машиностроение,
  • легкая и пищевая промышленность.

Надо констатировать тот факт, что эти отрасли не могут самостоятельно приспособиться к рынку без больших потерь. В силу этого именно машиностроение должно постоянно быть в центре внимания промышленной политики.

Машиностроение в целом определяет перспективы индустрии, составляет содержание научно-технического прогресса. Во всей промышленной продукции доля машиностроения составляет: в Японии — 50%, Германии — 48, США — 40, Франции — 38, Италии — 35%. В США

примерно 1/3 прироста ВВП обеспечивают высокие технологии. А вот в

России от реформ больше других пострадало машиностроение, его доля в

промышленной продукции сократилась до 16%. Проводниками промышленной политики являются федеральные органы исполнительной власти. Решения принимаются только с одобрения Министерства финансов России, Министерства экономического развития и торговли России по:

  • выделению бюджетных средств,
  • кредитов предприятиям,
  • предоставлению льгот.

Отраслевые ведомства функционируют в сфере:

  • естественных монополий,
  • природных ресурсов
  • транспорта,
  • непроизводственной сфере.

Они имеют право:

  • проводить государственную промышленную политику в подведомственных отраслях,
  • реализовать целевые программы,
  • размещать заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд,
  • управлять унитарными предприятиями.

При этом за отраслевыми структурами остаются также технология и конкурентоспособность продукции. Следует заметить, что отраслевые органы федерального управления сведены к минимуму. Поэтому в этой ситуации у них не получиться решать стоящие перед промышленностью задачи. Это невозможно по той причине, что их деятельность связана преимущественно с институциональными преобразованиями, не затрагивающими непосредственно материальные основы производства. В связи с этим, между Центром и предприятиями формируется среднее звено управления. В его задачи входит выполнение той части функций, которые выполняли прежние отраслевые министерства.


2. Опыт промышленной политики в разных странах

2.1. Новые преимущества промышленной политики: опыт стран Западной Европы

Экономический кризис продемонстрировал необходимость скорейшей модернизации европейской промышленной структуры.

В ходе реализации Европейского Плана послекризисного восстановления экономики было принято решение перейти к реиндустриализации на качественно новой основе и изменению стратегии локализации производства. Необходимо заметить, что реиндустриализация – это проектирование и развертывание внутренних индустриально-технологических цепей, создающих потребительные стоимости как промышленного, так и потребительского назначения. Интерес к реиндустрилизации закономерен. Надо сказать, что экономическая модель современной России уже не раз показала свои границы и пределы. Чтобы выйти из затянувшегося кризиса, мало рассчитывать на изменения конъюнктуры мирового рынка. В этой ситуации необходимо кардинально сменить весь курс, к чему и обращаются сторонники реиндустриализации.

В такой ситуации промышленность отвечала за выполнение конкретных задач «Стратегии 2020» в области ИР, энергоэффективности, образования и занятости:

- увеличение среднего уровня расходов на ИР до 3% от ВВП в основном за счет роста затрат на ИР в частном секторе;

- обеспечение 75% трудовой занятости экономически активного населения;

- достижение климатических показателей:

  • сокращение выбросов на 20-30%,
  • доведение доли возобновляемых источников до 20% производства энергии,
  • 20% повышение энергоэффективности;

- повышение уровня образования и снижение уровня бедности.

Кстати, приходится более 80% европейского экспорта и 80% инвестиций частного сектора в ИР и инновации в настоящее время на долю промышленной продукции. При этом Европа находится в числе мировых лидеров в промышленности:

  • автомобильной,
  • авиакосмической,
  • химической,
  • фармацевтической,
  • машиностроение.

К 2020 г. планируется довести долю промышленности в ВВП в ЕС с 15% до 20%, которые по оценкам европейских экспертов, разумеется, приведут к созданию 100 новых рабочих мест в промышленности и к созданию от 60 до 200 новых рабочих мест в других секторах экономики.