Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников



– активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной);

– упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька);

– развивать коммуникативные навыки общения.

Воспитательные:

– воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе;

– воспитывать умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река кисельные берега – это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси лебеди», беседа по сказке «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси лебеди» (яблонька, печка, речка, избушка на курьих ножках), драматизация сказки «Гуси лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок», рассматривание подносов разных техник (палех, гжель, жостовские, хохлома).

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы: беседа, игра, конкурс, общение.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация сюжетных иллюстраций, запись голосов: гуси, рассказчица, песня Бабы-Яги, музыкальный переход; эмблемы, корзинки, разрезные картинки «пирогов», «грибочки», подносы.

Ход НОД

1 Вводная часть:

Вход детей под музыку. Приветствие гостей.

В. – Добрый день, дети! Давайте поздороваемся с гостями!

Д: – Здравствуйте!

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.

В.: Давайте присядем и послушаем, в какой же сказке мы очутились?

2 Основная часть:

Слайд №1.

Рассказчица: Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. – Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.


Вернулась девочка, смотрит – а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда -нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Воспитатель: Дети, вы знаете эту сказку, как она называется? (Дети: Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди».) Слышите, кто-то плачет? Посмотрите, а кто эта девочка? Почему она плачет?

Дети: Она потеряла своего братца, не знает, что делать, куда идти?

Воспитатель: Поможем Машеньке, братца вернуть обратно? Нам нужно Иванушку срочно найти, но ждут преграды на нашем пути. А как мы можем помочь Маше?

Дети: 1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.

2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.

3. Может, кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.

Воспитатель: Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?

3. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Слайд №2 «Три дороги»

Воспитатель: Догадайтесь, над какой дорогой пролетели гуси-лебеди? Куда идти Маше?

Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится в центре.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.

Воспитатель: – Дети, а вы знаете, что нам встретится далее на пути?

Дети: Мы думаем, что нам встретится печка.

(Дети идут под музыку.)

Слайд №3 «Печка»

Мимо, путник, не пройди -

Пирожок мой прихвати!

Дети: – Здравствуй, печка! Печка-голубушка, скажи–ка нам, куда Гуси улетели? Куда Ваню унести посмели?

А печка в ответ:

– Я вам, дети, помогу и дорогу укажу. Сначала покажите, как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика «Печём пирожки»

Тесто мнём, мнём, мнём! (Давят кулаками воображаемое тесто.)

Тесто жмём, жмём, жмём! (Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно, потом поочерёдно.)

Пирожки мы испечём! (Лепят воображаемый пирог, перекладывая его из одной ладони в другую.)

Печка: Я вам помогу, но и вы мне помогите. Пироги мои волшебные развалились, нужно их оформить.

Воспитатель: Дети, а чем отличаются пирожки от пирогов? (Пирожки по размеру маленькие, а пироги большие.) Если пирог с вишней, его как называют (если пирог с вишней, то его называют вишневым пирогом, со сливой – сливовым). А как будет называться пирог с яблоками (если пирог с яблоками, то его называют яблочным пирогом)?



Давайте пофантазируем, с чем еще могут быть пироги и пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, с рыбой.)

Воспитатель: Молодцы! Чтобы быстрее помочь печке пироги оформить, разделимся на 2 команды: «Вишенки» и «Чернички». Выберем капитанов! Итак, условия игры! Сначала добавим начинки – раскрасим детали пирога, а затем и соберем пирог – картинку. Присаживайтесь за столы, работаем!

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Дети, а чего не хватает нашим пирогам для полного оформления? (Подносов!) Правильно! Давайте выберем подносы и подарим печке!

Слайд №4. Игра «Выбери лишний поднос» (3 – Жостовские, 1– гжель; 3 – Хохлома, 1– палехский).

Воспитатель: Вы, молодцы! Отлично справились с заданием.

Ну что продолжим искать Иванушку? Печка подсказала, куда дальше идти. А вы помните, что дальше встретилось на Машином пути?

Дети: Яблонька!

Воспитатель: Давайте скажем печке: «До свидания!»

(Идут под музыку. Слайд №5. Яблоня.)

Дети: Здравствуй, Яблонька! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Здравствуйте, дети! Сосчитайте, пожалуйста, мои яблоки в корзинке! (Дети считают яблоки.)

Воспитатель: Как в сказке яблочки называют? (Румяные, наливные.) Как вы понимаете это выражение? (Красные, сочные, сладкие, спелые.)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.

Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

Воспитатель: Дети, а что дальше встретилось в сказке на Машином пути?

Дети: Молочная речка с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку.)

Воспитатель: А вот и речка!

Дети: Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Скажу, только ответьте, почему меня назвали молочной? (Потому что из молока). Что значит кисельные берега? (Берега из киселя.) Дети, а вы любите кисель? (Да!) Назовите, какой кисель вы у меня видите? (Слайд.) (Малиновый, клубничный, брусничный.)

(Слышится звук гусиной стаи.)

Воспитатель: Дети, вы слышите какие-то звуки?

Дети: Слышим.

Воспитатель: А, откуда они доносятся?

Дети: Кажется, из-под облаков.

Воспитатель: Давайте посмотрим на небо. (На экране, слайд №6, размещены силуэты двух птичьих стай.) Высоко в небе показалось несколько стай птиц, летящих на ночлег. Куда же нам идти? За какой стаей? Вы, знаете, что это за птицы?

Дети: Знаем. Первая стая журавлиная, верху справа. Нам нужно идти за стаей гусей-лебедей – летящих внизу слева. (Идут по кругу под музыку.)


Воспитатель: А, тем временем стая гусей-лебедей вывела нас на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке (слайд №7), об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Ну вот, наконец-то мы и добрались до Иванушки. (Слышат пение Бабы-Яги.)

Баба-Яга: А, Машенька, опять пожаловала, да еще и подмогу привела!

Дети: Здравствуйте, Баба-Яга!

Баба-Яга: Молодцы, воспитанные дети! Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?

Дети: Да, знаем.

Воспитатель: Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-Яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны мне грибочков на супчик принести, да чтоб моих любимых! А каких, отгадайте! (Дети отгадывают загадки.)

Воспитатель: – Дети, делимся на 3 команды: «Боровички», «Рыжики», «Шампиньоны», выбираем командиров… Команды подходят к столам, выбирают вид грибов, соответствующий названию своей команды и складывают в корзины. По команде: «Карусель!», команды переходят к соседнему столику и там выбирают такие же грибы, пока не придут на место. Затем командиры рассказывают какие грибы собрала команда. Посмотрим, кто не ошибется в выборе своих грибов и интереснее о них расскажет?

Индивидуальное задание: собрать мухоморы, составить описательный рассказ об этих грибах.

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданиями Бабы-Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.

Маша: Дети, я благодарна вам за помощь.

Воспитатель: Машеньке пора домой к родителям, давайте скажем ей: «До свидания!» Вот и подошло к концу наше путешествие, пора отправляться в детский сад! (Идут по кругу под музыку, садятся на стульчики.)

3. Рефлексия:

– Как вы считаете, мы помогли Маше?

– Тяжело было Маше помогать?

– Дети, что было самым интересным? Весёлым?

– А какое было самым лёгким?

– Какое задание вам показалось сложным?

– А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Дети: Потому что мы очень дружные, помогали друг другу выполнять задания, работали в команде.

Воспитатель: Я вас всех благодарю за активное участие в нашем увлекательном путешествии и каждому из вас дарю раскраску по мотивам сказки «Гуси-лебеди»! (Вручает раскраски.).


Конспект НОД по теме: «Снегурочка»

Название: «Снегурочка»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи:

Образовательные:

– учить понимать образное содержание сказки, характер героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

Развивающие:

– развитие образной речи.

Воспитательные:

– воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Планируемые результаты: самостоятельно придумывает продолжение прочитанной сказки; определяет настроение и характер прослушанного музыкального произведения; эмоционально реагирует на музыкальные и литературные произведения;

Формы организации: подгрупповая работа.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: презентация сказки с текстом, репродукция картины В.Васнецова «Снегурочка», аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», раскраска Снегурочка.

Ход занятия

1 Вводная часть:

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Воспитатель: Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную зимнюю сказку.

2 Основная часть:

Воспитатель: Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Шёл он долго, шёл он тихо,

Иногда кружился лихо.

Землю в белое одел

И мгновенно присмирел. (Снег)

Что за снежный человек,

Нос – морковка, тело – снег,

Вырос посреди двора,

Где гуляет детвора,

Нарядился в пуховик

Белоснежный. (Снеговик)

Я – внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

Работа над сказкой «Снегурочка»

Воспитатель: Внимательно послушайте сказку «Снегурочка» (Презентация сказки с выразительным чтением)

Беседа по содержанию:

– Понравилась ли вам сказка?

– Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

– Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

– Красивой получилась у стариков доченька?

– А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать, ни пером описать)