Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Задачи исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики профессионального выгорания медицинских работников

Особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников

Средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников

Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников

Таблица 1

Таблица 2

Анализ результатов эмпирического исследования

Таблица 3 Средние значения уровня профессионального стресса для

Таблица 4 Средние значения уровня профессионального выгорания для

Таблица 5 Средние значения уровня САН для контрольной и

Таблица 6 Уровень выраженности среднего значения теста на

Таблица 7 Различия между экспериментальной и контрольной группами, по U-

Проверка эффективности программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников

Таблица 8 Сравнительные результаты средних значений уровня стресса

Таблица 9 Сравнительные результаты средних значений уровня профессионального

Таблица 10 Сравнительные результаты средних значений уровня САН

Таблица 11 Сравнительные результаты средних значений уровней выраженности

Таблица 12 Уровень достоверности различий (Т-критерий Вилкоксона)

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников)

Тест опросника.

Обработка и интерпретация результатов в соответствии с ключами:

2. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

Тест

Приложение 2

Задачи программы:

Таблица 13 Мероприятия по профилактике профессионального выгорания

Приложение 3 Программа тренинга «Делу время, а потехе час»

Приложение 3

Приложение 4


Программа профилактики предполагает индивидуальные консультации и диагностику уровня профессионального выгорания, разработку рекомендаций и подборку индивидуальных развивающих и коррекционных упражнений.

Программа предусматривает выпуск для медицинских работников буклетов и памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса (приложения 3-4).

Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и

арттерапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия.

Встречи проводились в сенсорной комнате, которая предназначена для психологической и эмоциональной разгрузки медицинского персонала, как в индивидуальной, так и в групповой (до 15 человек) форме.

В процессе реализации программы профилактики профессионального выгорания предусматривается достижение следующих результатов:

  • повышение эмоциональной устойчивости работников и их готовность к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;

  • развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания;

  • снижение уровня тревожности у сотрудников и численности работников, готовых отказаться от профессиональной деятельности для сохранения физического и психического здоровья;

  • повышение производительности труда;

  • повышение профессионализма психолога.

Мониторинг программы основан на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно
взятого специалиста.

Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:

решение индивидуальных проблем участников групп;

− оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи медицинским работникам в процессе предупреждения и преодоления профессионального выгорания;

снижение уровня тревожности, хронической усталости;

овладение приемами оказания самопомощи.

Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению профессионального выгорания осуществляется в ходе

тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, релаксационных занятий.

Разработанная нами программа содержит два основных блока: профессионально-организационный и профилактический.

Ответственность за реализацию первого блока программы возлагается на руководство, а за реализацию второго блока программы на психолога.

Профессионально-организационный блок. Данный блок временными рамками не ограничен.

Во-первых, предполагается, что профилактику профессионального выгорания медицинских работников следует начинать на этапе подбора кандидатов на должности. Так необходимым является проведение анкетирования, тестирования и опроса кандидатов на ту или иную должность. Такая диагностика направлена на оценку предрасположенности к профессиональному выгоранию, на выявление лиц, имеющих низкий уровень развития профессионально-важных психологических качеств личности. Так, при анализе полученной информации в ходе диагностики кандидата на предрасположенность к профессиональному

выгоранию, следует уделить особое внимание на особенности, повышающие вероятность возникновения и развития симптомов профессионального выгорания: нервно-психическая неустойчивость, недоверчивость, неуверенность, властность, жесткость, агрессивность, неконформность, гиперответственность и др. При обнаружении перечисленных особенностей при профотборе кандидату должно быть отказано в поступлении на работу.

Во-вторых, предполагается профессиональное сопровождение сотрудников сравнительно недавно приступивших к профессиональным обязанностям. Так для каждого вновь прибывшего на работу сотрудника необходимо назначить наставника из числа более опытных работников. Реализация наставничества способствует более быстрой адаптации нового сотрудника в коллективе, а также позволит ощутить наставнику собственную значимость.

В данном случае необходимо предусмотреть обратную связь между новым сотрудником и наставником для целей обсуждения возникших у сотрудника проблем в процессе профессиональной деятельности, а также по мере их появления.

В-третьих, необходимым условием профилактики профессионального выгорания выступает своевременное повышение профессиональной компетентности штатного психолога. Так, планируется направлять штатного психолога на курсы повышения квалификации, различные семинары и тренинги, посвященные профилактике профессионального выгорания, что способствует профессиональному развитию и самосовершенствованию, обмену опытом,
профессиональной информацией с представителями других служб; участие в научно-исследовательских конференциях, направление на курсы переподготовки и повышения квалификации.

В-четвертых, необходимо ввести систему поощрений для медицинских работников в следующих формах:

  • объявление благодарности устно или в приказе на собраниях коллектива;

  • предоставление дополнительных дней к ежегодному отпуску сотрудника;

  • предоставление личных дней сотруднику в течение года (до 5-7 дней).

В-пятых, предполагается организация и проведение неформальных совместных вечеров отдыха (праздников) коллективом отделения.

Организация вечера отдыха возлагается на руководителя отделения поликлиники с учетом пожеланий сотрудников. В данном случае подразумевается, что это может быть не только обычный корпоративный вечер сотрудников, но и вечер встреч с интересными людьми, обычное совместное чаепитие, посещение культурных заведений города (музея, театра, концертов и т.п.). Главным является совместный отдых, способствующий расслаблению после трудного рабочего дня и получению эмоциональной поддержки со

стороны коллег, направленный на сближение коллектива, формирующий чувства «Мы». Такие вечера отдыха рекомендуется проводить раз в месяц.

Профилактический блок (планируется на каждый год).

Ответственность за мероприятия данного блока возлагается на штатного психолога.

В качестве мероприятий предлагается, во-первых, использовать имеющуюся в поликлинике сенсорную комнату для проведения семинаров и
индивидуальных консультаций работников с психологом. Кроме того, комнату можно использовать для коротких перерывов в течение рабочего дня, когда в нем не проводятся занятия.

Во-вторых, включить в программу занятия по информированию медицинских работников об особенностях и симптомах профессионального выгорания. Информирование может происходить в форме проведения лекционных занятий, либо в форме оформления информационных стендов, а также выпуска информационных буклетов и памяток.

Следует отметить, что лекции чаще всего утомительны для большинства людей, поэтому мы рекомендуем выдавать информации на семинарах и тренингах.

В-четвертых, в рамках программы профилактики предусматривается оказание индивидуальной помощи сотрудникам. Индивидуальные встречи проводятся только по желанию сотрудника, план таких занятий разрабатывает и осуществляет сам психолог.

В-пятых, предусматривается проведение тренингов различной тематики, направленных на формирование ресурсов противодействия профессионального выгорания, на установление отношений партнерства и сотрудничества в коллективе.

Программа тренингов включает в себя элементы релаксации, саморегуляции, обучение навыкам снятия эмоциональной напряженности, мышечного напряжения, утомления, что способствует гармонизации

внутреннего мира сотрудника, ослаблению его психической напряженности, развитию внутренних психических сил.

Тренинги проводятся 2 раз в месяц.

Программа тренинговых занятий представлен в приложении 3.

Участники подобного тренинга получают в обмен на напряжение и выгорание ряд