Файл: Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Задачи исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики профессионального выгорания медицинских работников

Особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников

Средства профилактики профессионального выгорания у медицинских работников

Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики профессионального выгорания у медицинских работников

Таблица 1

Таблица 2

Анализ результатов эмпирического исследования

Таблица 3 Средние значения уровня профессионального стресса для

Таблица 4 Средние значения уровня профессионального выгорания для

Таблица 5 Средние значения уровня САН для контрольной и

Таблица 6 Уровень выраженности среднего значения теста на

Таблица 7 Различия между экспериментальной и контрольной группами, по U-

Проверка эффективности программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников

Таблица 8 Сравнительные результаты средних значений уровня стресса

Таблица 9 Сравнительные результаты средних значений уровня профессионального

Таблица 10 Сравнительные результаты средних значений уровня САН

Таблица 11 Сравнительные результаты средних значений уровней выраженности

Таблица 12 Уровень достоверности различий (Т-критерий Вилкоксона)

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников)

Тест опросника.

Обработка и интерпретация результатов в соответствии с ключами:

2. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

Тест

Приложение 2

Задачи программы:

Таблица 13 Мероприятия по профилактике профессионального выгорания

Приложение 3 Программа тренинга «Делу время, а потехе час»

Приложение 3

Приложение 4

незаменимых возможностей: свободное общение, креативное мышление, умение импровизировать в работе, переключать внимание без потерь в трудовой деятельности, артистизм, характерность, наблюдательность и навыки невербального общения, развитую память, навыки работы в коллективе, умение брать на себя ответственность, быть руководителем, перевоплощаться в новые роли и т.д.

Из многообразия видов представления данной формы был выбран игровой тренинг. Игровой тренинг – интерактивный вид деятельности, в ходе которой участники приобретают новые знания и навыки позитивного расслабления, стимулирования собственных сил, решения возникающих в ходе работы проблем. Игру – одну из главных форм познания реальности – можно превратить в исключительно эффективное средство по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Тренинговые мероприятия проходили в два этапа:

I этап – Введение в программу, где состоялось знакомство со способами борьбы с выгоранием, способами душевного и мышечного расслабления.

II этап Игровая программа «Делу время, а потехе час», которая включала ряд профилактических игровых тренингов.

На первом этапе группе медицинских работников было предложено порассуждать о проблеме напряжения на работе, о том, какие факторы влияют на самочувствие и настроение, как трудовая деятельность может влиять на человека и при помощи каких способов можно справиться с эмоциональным истощением.

Для того, чтобы наладить коммуникации между участниками, была проведена игра «Приветствие», где каждый называл соседа по имени и здоровался с ним необычным способом (плечом, коленом,
грудью и т.д.).

После того, как коллектив перешёл грань стеснения, для участников было организовано обучение способам расслабления при помощи дыхания. Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Заключительной частью первого этапа стало проведение игры «Веревка» (предлагается представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв

«веревку» за кончики, медленно двигать руками на уровне ушей, имитируя движение «веревки» из стороны в сторону, мысленно представляя себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги) и рефлексия, где каждый из участников смог высказать свое мнение о проведенных упражнениях, изменениях в своем эмоциональном состоянии, возникших ощущениях.

Второй этап предусматривал проведение программы игровых тренингов

«Делу время, а потехе час». Главной целью этой программы стало снижение эмоционального напряжения и развитие командных навыков взаимодействия.

Как вводная часть, участникам было предложено игровое упражнение

«Погода». Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер,

затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю. По окончании упражнения,

участники меняются местами. Данное упражнение позволило снять напряжение у медицинских работников и подготовить их к игровым тренингам.

После вводной части последовал игровой тренинг «Сказка – ложь, да в ней намек…», суть которого заключалась в том, что четверо из участников получают свою роль в сказке. У первого роль короля, у второго – советника, третий является шпионом, а четвертый солдатом. Им предлагается ситуация, в которой король допрашивает шпиона, советник, на самом деле находящийся на стороне шпиона, старается «запутать» короля, а солдат постоянно во всем сомневается. Тема допроса «Куда подевались деньги из казны». Остальные участники в это время проводят рефлексию увиденного. Данный тренинг позволяет его участникам почувствовать себя в нестандартной экстремальной ситуации и приобрести навыки способов выхода из ситуации.

После первого тренинга в качестве разрядки медицинским работникам было предложено упражнение арт-рисунок (участникам раздается набор карандашей, ватман. Их задача: в режиме молчания создать, не сговариваясь, портрет команды. Через 20 мин. команды презентуют свою работу), которое стимулирует командный дух, а также раскрывает творческий потенциал группы.

Второй профилактический тренинг носил название «Собрание». Каждому участнику предлагалось сыграть определенную роль на заседании – директор, выпавший, агрессор, выскочка, звезда, генератор идей. Перед директором
ставилась определенная задача – задействовать в собрании всех его членов и разработать программу помощи пожилым людям. Остальные участники проводили рефлексию. Подобный тренинг позволяет научиться взаимодействовать с разными типами характеров людей и находить решение проблем.

Далее следовала игра «Сундучок». Участники под музыку передают любой предмет. Пауза. У кого предмет, тот идет к коробке, с закрытыми глазами достает вещь и надевает ее. Музыка продолжается. Данная игра значительно повысила настроение участников и подготовила к третьему

тренингу, который назывался «Горячий вопрос». Двум участникам из группы даются роли специалиста и его пациента. Причем клиент настроен агрессивно и неконструктивно. Задача «Специалиста»– успокоить нервного «Пациента» и при этом не раздражаться самому. Этот тренинг проходил в несколько этапов для того, чтобы каждая пара медицинских работников могла в нем поучаствовать.

Заключительным этапом программы тренингов «Делу время, а потехе час» стало обсуждение проведенных мероприятий, а также вторичная диагностика у них степени профессионального выгорания.

Проведенные игровые тренинги среди медицинских работников НУЗ

«Дорожная больница» дали заметные положительные результаты:

  1. Уже при проведении первых игровых упражнений настроение участников заметно улучшилось, а климат в коллективе стал благоприятным. Это подтверждается тем, что медицинские работники стали смелее идти на контакт с ведущим, смеялись, выражали интерес к происходящему.

  2. Медицинские работники получили навыки позитивного расслабления путем дыхательной гимнастики и подвижных игр.

  3. Участники смогли проявить свои творческие способности. В тренингах они были артистичными, поиск правильных решений был оригинальным, а новые идеи креативными, также участники проявили изобразительные и писательские способности при решении задач тренингов.

  4. При взаимодействии с группой у медицинских работников развивались навыки коммуникации, а тренинговые мероприятия позволили участникам научиться правильно искать выход в сложной ситуации.


Таким образом, для решения вопросов профилактики профессионального выгорания у медицинских работников была использована программа профилактики: на уровне организации и на уровне личности. Профилактический блок программы был проведен в экспериментальной группе и был направлен на снижение эмоциональной напряженности сотрудников, на

содействие сплоченности коллектива управления, создание благоприятных условий для труда и отдыха.

    1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19