Файл: 1. Сущность менеджмента и его основных функций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо достоверности оценок необходимо учитывать обоснованность принятых критериев отбора. Под обоснованностью здесь понимается то, с какой степенью точности данный результат, метод или критерий предсказывает будущую результативность тестируемого человека.

Существуют разные типы обоснованности методов отбора, с которыми должен быть знаком менеджер: обоснованность по сути, по соответствию характеру конкретной работы и по соответствию конкретным критериям. Обоснованность - это степень, в которой тест, беседа или оценка качества работы измеряет навыки, опыт и способность выполнять данную работу. Соответствие метода отбора каким-то конкретным требованиям или условиям определяет степень точности, с которой метод отбора выявляет конкретные способности претендента, соответствующие отдельным важным элементам стиля работы. Качество выполняемой при тестировании работы оценивается в соответствии с требованиями к настоящей и последующей работе.

Принятие решения о приеме кандидата на работу происходит на основании: соответствия кандидата требованиям должности; успешного прохождения им всех этапов отбора; субъективного расположения работодателя к потенциальному сотруднику.

70. Карьера, ее сущность, цели и виды. Управление деловой карьерой и служебнопрофессиональным продвижением.

Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.

Вот некоторые из наиболее распространенных карьерных целей, которые люди ставят перед собой: Стать лидером в своей сфере, Развитие новых навыков или опыта, Запуск собственного бизнеса, Расширение ваших знаний и опыта, зарекомендовать себя как эксперта в своей области, стать наставником или тренером, а также лучшим в своей отрасли.

Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально - экономических условий организации. Управлением своей деловой карьеры занимается и каждый отдельный работник.

Служебно-профессиональное продвижение персонала – это комплекс мероприятий, направленных на планомерное заполнение вакантных рабочих мест преимущественно за счет ресурсов внутреннего рынка труда, формирование относительно стабильного трудового коллектива, развитие способности работников сохранять и преумножать человеческий капитал. Понятия “служебно-профессиональное продвижение” и “карьера” являются близкими, но не тождественными.

Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии: обучение, поступление на рабо­ту, профессиональный рост, поддержка и развитие индивиду­альных профессиональных способностей, уход на пенсию. Карьера межорганизационная (профессиональная)

 означает, что конкретный ра­ботник в процессе своей профессиональной деятельности про­ходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуаль­ных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти ста­дии работник проходит последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Специализированная карьера характеризуется тем, что конк­ретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятель­ности проходит различные стадии карьеры. Неспециализированная карьера. Руководитель дол­жен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Карьера вертикальная – вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Карьера горизонтальная – вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельнос­ти, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организацион­ной структуре. Карьера ступенчатая – вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Карьера скрытая – вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих.

71. Психодиагностика - предмет, история возникновения.

Психодиагностика – наука и практика постановки психологического диагноза с помощью специально разработанных средств. Психодиагностические методы и методики позволяют определить наличие и измерить степень выраженности психологических признаков у человека или группы людей.

Психодиагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже 20 века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первый источник — экспериментальная психология. Возникновение экспериментальной психологии в 50 – 70 годы 19 века связано с возросшим влиянием естествознания на исследования психических явлений, с процессом "физиологизации". Начало возникновения экспериментальной психологии — 1878 год — Вильгельм Вундт, Германия, первая лаборатория экспериментальной психологии: ощущения, двигательные реакции, периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение. Вундт считал, что психические функции не изучаемы, поэтому изучал двигательные реакции. Его методы используются до сих пор. Подобные лаборатории и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).


Англия — кузен Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон (1883) впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека. Гальтон в связи с проблемой умственной одаренности исследовал более 4000 родословных великих людей; пришел к выводу, что великие люди имели великих предков. Именно Гальтон предложил термин "тест" и с его именем связывается начало психодиагностики; он ввел близнецовый метод, психический замер, антропометрический замер и т.п.

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии (изучает различия между людьми экспериментальным путем).


72. Основные методы психодиагностики.

Существует классификация психодиагностических методик:

  • формализованные;

  • малоформализованные.

Первые состоят из:

  • тестов;

  • опросников;

  • проектированной техники;

  • психофизиологических методик.

Для них характерны:

  • регламент;

  • определение объекта процедуры или испытания (строгое соблюдение инструкций, способов предъявления мотивационного материала, исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого и т.д.);

  • наличие и соблюдение стандартов (общие правила для проведения, обработки, представления результатов экспериментов);

  • надежность;

  • валидность.

Задача методов – за короткий срок собрать диагностическую информацию, которая позволяет качественно и количественно сравнивать индивидов.

Малоформализованные же методы содержат:

  • наблюдение;

  • беседу;

  • анализ продуктов.

Они позволяют получить важные сведения о человека, над которым проводят испытание. К предметам относят:

  • мало поддающиеся объективизации психические процессы, явления, например, личностные смыслы;

  • часто изменяемые процессы, явления по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.п.)

Сами по себе данные методики трудоемки так, например, наблюдение может длиться несколько месяцев, также они базируются на профессиональном опыте и психологической подготовке диагностики. Проведение наблюдений, бесед на высоком уровне помогают избежать случайных и побочных факторов на результаты.

Малоформализованные и формализованные методы не противопоставляются, так как они дополняют друг друга. В ходе психодиагностики они должны находиться в гармони, например, сбору данных при помощи тестирования должен предшествовать период ознакомления с обследуемым человеком. После того, как сведения были получены, их можно использовать в интервью, беседе, наблюдение.


73. Основные требования, предъявляемые к методам психодиагностики.

Психодиагностический метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений.

Психодиагностическая методика– конкретная частная процедура, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определенной ситуации для достижения цели обследования.

Основными требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам, являются: валидность, надежность, однозначность и точность.

Валидность – буквально означает «полноценный», «пригодный». Это характеристика психодиагностической методики, которая отражает насколько она измеряет то свойство, для диагностики которого она создавалась. Валидность теста – важнейший критерий его качества.

Надежность –характеристика, отражающая стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость тестов по отношению к разнообразным источникам помех.

Надежность обозначает, что результаты обследования одних и тех же испытуемых не меняются даже при повторном обследовании после длительного времени. Надежность проявляется и в том, что в руках разных экспериментаторов выявляются одни и те же показатели, результаты не зависят от социодемографических факторов.

Однозначность – отражает в какой степени получаемые с помощью методики данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Точность – характеристика психодиагностической методики, отражающая его способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства.

Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества. Качество конкретной психодиагностической методики определяется приведенными выше характеристиками. В ходе исследования необходимо использовать только те методики, которые имеют высокие значения этих характеристик.