Файл: 1. Сущность менеджмента и его основных функций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


74. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.

Практическая психодиагностика требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования сформулированы в ряде принципов, к которым относятся:

1. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбор или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.


Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный "принципу" презумпции невиновности" в судопроизводстве.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

6. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.
75. Перечень профессионально важных качеств психодиагноста.

Важнейшими качествами личности психодиагноста выступают:

критичность и гибкость профессионального мышления, эмпатия, общительность, доброжелательность к клиенту, терпимость к стороннему мнению, умение слушать, понимать и успокаивать испытуемого, тактичность, свободное владение речью, высокий уровень общей культуры, выражающая не только в профессиональных знаниях и эрудиции, но и в разносторонности интересов.


76. Объективные и субъективные методы психодиагностики: опросники, беседы, интервью, анкеты.

К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.

Субъективные методы экспертной оценки (диагност сам субъективно по определенной системе шкал, признаков оценивает поведение испытуемого или продукты его деятельности, поэтому опыт, квалификация, интуиция, честность диагноста влияют на результаты психодиагностического обследования) включают в себя: наблюдение, контент-анализ, интервью, беседы, ролевые игры, проективные методики.



Опросники – это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространённых диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Беседа - метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психолог получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого.

В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Психодиагностическое интервью определяется как метод получения информации о человеке в ходе живого диалога (очной беседы), в котором психолог задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (имеется в виду направленность, последовательность и форма постановки вопросов).

Анкетирование — это метод получения информации на основании письменных ответов на систему специально подготовленных вопросов.
77. Особенности психодиагностики в социально-культурном и гостиничном сервисе. Диагностика личности клиента.

Руководителю организации в сфере сервиса для принятия целесообразного решения, для создания благоприятного психологического климата в коллективе и решения других задач необходимо хорошо понимать подчиненных, которые являются главным ресурсом любой фирмы: на них он влияет и их работу он организует.

Выделяют следующие задачи психодиагностики в сервисной деятельности:

1) исследование психологических особенностей отдельной личности;

2) исследование межличностных отношений и общения;

3) получение информации для принятия управленческих решений по оказанию услуги;

4) оценка поведения потребителя и партнера по общению;

5) оценка профессионально важных качеств персонала.


Для решения некоторых из вышеназванных задач, связанных с непосредственным общением с клиентом, менеджеру необходимо овладеть методиками экспресс-диагностики. Для оценки профессионально важных качеств у персонала может понадобиться обращение в специализированные центры, специалисты которых на основе результатов проведенной ими диагностики помогут составить план карьерного продвижения для уже работающих сотрудников и обосновать необходимость набора новых, а также провести специальные тренинги. Возможна также ситуация, когда в силу различных причин для получения объективной информации об организации необходимо будет провести исследование-самооценку с применением средств психодиагностики.

1. В рамках диагностики личности клиента применяются техники: бесе­да, интервью, наблюдение, тесты.

2. Прояснение сути проблемы кли­ента и определение его ресурсов: диалог, слушание.

Диалог. Определяется как речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами. В широ­ком смысле репликой считается и ответ в виде действия, же­ста, молчания. Опирается на традицию устного интеллекту­ального общения в Древней Греции. В ее истоках — деятель­ность Сократа, которая, кроме того, нашла свое отражение в психотерапевтической методике «Сократовский диалог». В основе данной методики лежит логическая аргументация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, ко­торые предполагают только положительные ответы. При фор­мулировании вопросов консультант сознательно игнорирует непоследовательные, противоречивые, бездоказательные суж­дения клиента. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.

Слушание. Прежде всего, предполагает «слышание» дру­гого человека, в данном случае — клиента. Иначе: в процесс «слышания» включается не только восприятие произносимых
слов, но и фона, на котором они были произнесены. Сле­довательно, можно выделить два аспекта слушания: вербаль­ный аспект и невербальный.

К вербальному аспекту относятся непосредственно слова, словосочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи.


78. Поведенческая диагностика вербальных и невербальных средств общения.

Вербальное общение осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Язык используется в самых разных функциях:

Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения.

Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания.

Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний.

Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей.

Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций.

Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми.

Этническая. Язык как средство объединения народа.

К основным невербальным средствам общения относятся: жестика; мимика; пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.);

- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания;

Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека.

Поза — это положение тела.

Таксика — роль прикосновений в процессе невербального общения.

79. Понятие документооборота. Виды документов. Специфика делопроизводства в гостиничном бизнесе.

Документооборот - это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело.

Давайте рассмотрим, какие виды документооборота бывают:

- Производственный документооборот;