Файл: 1. теоретические основы транспортного обслуживания организации в условиях логистического управления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Речным видом транспорта осуществляются перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным артериям страны: рекам, озерам, путям, каналам, водохранилищам.

Внутренний водный транспорт занимает значительное место в обслуживании крупных промышленных центров береговых районов, особенно восточных и северных районов страны, где недостаточно развита сеть железных дорог, а число внутренних водных путей в 2 раза выше остальной части России. Доля речного транспорта в общем грузообороте восточных и северных районов 2015 году составил в среднем 77%, в то время как в целом по России этот показатель равен 3,9 %.

Речной транспорт также выполняет дорогостоящие и очень сложные перевозки по малым рекам в труднодоступных районах. Высокорентабельные перевозки осуществляются судами смешанного плавания внешнеторговых грузов. Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 101.6 тыс. км. [38]

В структуре водных перевозок, по последним данным Росморречфлота, преобладали строительные материалы - 70% всех перевозок по России (таблица 1.2), что показывает высокую зависимость водного транспорта от динамики строительства и соответственно, можно ожидать дальнейшего снижения водных перевозок, в связи с продолжающимся спадом в строительстве. В общих объемах водных перевозок, на нефть и нефтепродукты приходится 14%, но значительной конкуренции трубопроводному транспорту (487 млн.тонн), они не составляют.

Самый максимальный объем перевозок за последние 5 лет был отмечен в 2012 году - 159 млн. тонн и после кризиса, к 2015 году объем перевозок водным транспортом составил 136,7 млн. тонн. На внутренние водные перевозки, при этом приходится 86.6% всех перевозок водным транспортом. [38]
Таблица 1.2

Структура перевозок водного транспорта в 2015 году

Перевозимые грузы

Перевезено внутри России, млн. тонн

Внешние потоки (экспорт, импорт, транзит), млн. тонн

ВСЕГО

ВСЕГО, в том числе:

118

18

136

Стройматериалы

70%

2%

59%

Сухогрузы (уголь, зерно и пр.)

17%

64%

25%

Лесные грузы в плотах

2%

0%

2%

Нефть и нефтепродукты

11%

34%

14%


Источник - Росморречфлот
. Говоря о транспортной артериях страны, нельзя обойти стороной трубопроводный транспорт, который в основном в России принадлежат субъектам естественных монополий и обладает узкой специализацией. Трубопроводы, в силу протяженности страны, имеют огромную длину, используются для перемещения сырых углеводородов, нефтепродуктов и отдельных видов химической продукции и ориентированы, в основном, на экспорт углеводородов. Единая система газоснабжения России (владелец ПАО «Газпром», где 50,2% акций принадлежит государству) состоит из газопроводов общей протяженностью 168 тыс. км. и система магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов России (владелец ОАО «АК Транснефть», где 100% акций принадлежит государству) более 72 тыс. км. [40]

Динамика перевозок нефти, нефтепродуктов и газа в основном соответствует показателям их добычи и производства в РФ (таблица 1.3). Снижение трубопроводных перевозок газа в 2015 году, обусловлено снижением на 4% добычи природного газа. Внутренние поставки в 2015 году составляют в общих объемах 65%; трубопроводные поставки нефти в 2015 году для внутреннего потребления составляют 49%, для внешнего - 51%; поставки нефтепродуктов ориентированные на внешние рынки составляют 71% от общего объема поставок, внутри страны для транспортировки нефтепродуктов, в основном, используются железнодорожные цистерны [40].

Показатели перевезенного объема и грузооборота трубопроводного транспорта показывают высокий уровень стабильностью, где наблюдался незначительный подъем трубопроводного грузооборота в 2012 году и после небольшого снижения, в 2014-2015 годах уже не происходило заметных изменений[39] .

Таблица 1.3

Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа; млн. т, млрд. куб. м, 2011-2015 годы




2011

2012

2013

2014

2015

Перевезено трубопроводным транспортом, млн т

1131

1096

1095

1078

1071

Поставки газа по трубопроводам ПАО «Газпром», млрд куб. м, из них:

583

572

575

553

546

Внутри России

366

362

335

357

355

За пределы России

218

209

220

196

191

Поставки нефти по трубопроводам ОАО «АК «Транснефть», млн т, из них:

464

457

457

466

460

Внутри России

213

220

220

230

226

За пределы России

251

237

237

236

234

Поставки нефтепродуктов по трубопроводам ОАО «АК «Транснефть», млн т, из них:

27

31

30

31

30

Внутри России

11

13

11

9

9

За пределы России

17

18

20

22

21


Источник - Росстат, сайт ПАО «Газпром», Справочник аналитика ОАО «АК «Транснефть»
5. Автомобильным транспортом осуществляются перевозки пассажиров на автобусах и легковых автомобилях, и грузов и на грузовых автомобилях, автотягачах и т.д. Бесспорным преимуществом автотранспорта перед другими видами транспорта является его мобильность, что позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери». Пассажирский автотранспорт, помимо скорости и мобильности обладает также и большим комфортом для пассажиров. Перечисленные факторы и способность к оперативному реагированию на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспортному обслуживанию, зачастую, находится вне конкуренции на местных линиях пассажирских перевозок. Автобусами во многих городах России перевозится свыше 60 % пассажиров, средняя дальность поездки одного пассажира при этом составляет 9 км. Средняя дальность перевозки автомобильным транспортом 1 т груза составляет 44 км. [35]

Грузооборот автомобильного транспорта в 2015 году составил 233 млрд.т.км; объем перевозок - 5041 млн.тонн. Пассажирооборот автомобильного транспорта в 2015 году составил 137,4 млрд. пасс.км. [36]

Существует несколько значительных факторов, влияющих на развитие автомобильных грузоперевозок в России. В качестве положительных из них можно рассматривать:

увеличение доступности различных грузовых автомобилей как для перевозчика, так и для грузовладельца, что обуславливает увеличение транспортных предприятий и соответственно стимулирует развитие конкуренции;

мобильность автомобильных грузоперевозок, о чем уже говорилось в данной работе, является важным положительным моментом, а также возможность с помощью автотранспорта комбинировать различные виды перевозок;

расширение дорожной сети, протяженность которой по данным Росстата на 2014 год составляет 1557 тыс.км. [35]

Отрицательными факторами, влияющими на развития автомобильного транспортного обслуживания являются:

неразвитость дорожной инфраструктуры и плохое состояние дорог даже в экономически развитых районах страны;

большое количество устаревших предприятий транспорта, использующих старую технику, угрожающую безопасному движению и загрязняющие окружающую среду;


высокая себестоимость автомобильных перевозок (во много раз выше, чем железнодорожных), в том числе из-за неоправданно высоких цен на ГСМ;

большие издержки, связанные с ремонтом и обслуживанием автотранспорта, особенно устаревшего;

низкий уровень производительности труда из-за недостаточно высокой грузоподъемности автомобилей;

большая трудоемкость - занятость в автотранспортном обслуживании составляет 70% из числа всех работающих на транспорте;

остающаяся по сей день криминогенная обстановка на многих участках автомобильных дорог не позволяет перевозить дорогостоящие грузы автотранспортным, которые в силу этого обстоятельства переходят на железнодорожные багажные перевозки или на воздушный транспорт.

Наблюдается снижение объемов перевозимого автотранспортом грузов в период кризисного 2013 года - 5635 млн.тонн, что на 207 млн.тонн меньше чем в 2012 году и продолжая падать в 2015 году составляет 5041 млн.тонн. Но при этом происходит весомое увеличение дальности автотранспортных перевозок. Очень долго автомобильные перевозки считались конкурентоспособными на более коротких расстояниях, а нишу дальних перевозок занимал воздушный и железнодорожный транспорт. Еще в 2001 году дальность перевозки была в среднем 26 км, а к 2015 году, она увеличилась до 44 км. и в основном этот факт наиболее сильнее (в 2 раза) наблюдается среди перевозок, осуществляемых на коммерческой основе, среди которых, дальность перевозок составляет уже 74 км, а дальность частных грузоперевозок - свыше 300 км. Начиная с 2012 года наблюдается сильное увеличение транспортно-экспедиционных компаний, на долю которых приходится 30% всех перевозимых автотранспортных грузов [35].

Автомобильные транспортные предприятия осуществляют перевозку грузов уже не только внутри страны, но и за ее пределами, хотя пока еще объемы международных грузоперевозок намного меньше объемов внутренних перевозок и при этом, перевозки экспортных грузов в 2 раза меньше перевозки импортных грузов и это напрямую связано со сложившимся положением экономики в целом по стране[41].


Таблица 1.4

Грузооборот и средняя дальность перевозки 1 тонны грузов по разным видам грузового транспорта в России, 2013-2015 год


Перечень видов транспорта

Перевозки грузов млн. тонн

Средняя дальность перевозки 1 тонны, км




2013 г.

2014 г.

2015 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Воздушный

1,2

1,3

1,2

3 400

4 167

4 000

Железнодорожный

1 381

1 375

1 218

1 554

1 590

1 673

Морской

17

16

18,3

2 321

2 353

2 000

Внутренний водный

135

119

118,4

562

593

605

Трубопроводный

1 095

1 078

1 071

2 321

2 295

2 248

Автомобильный

5 635

5 417

5 041

30

44

46

ВСЕГО

8 264

8 006

7 468

520

615

635