Файл: 1. теоретические основы транспортного обслуживания организации в условиях логистического управления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Затраты на транспортное обслуживание тесным образом связаны с объемами перевозимых грузов и качеством доставки. Из всех затрат на транспортное обслуживание выделяют их составляющие: материальные затраты (ГСМП, запасные части, стоимость ремонта и обслуживания транспортных средств и т.д.); затраты фонда оплаты труда и социальные нужды, затраты на амортизацию.

Конкурентоспособность по объемам перевозимых грузов, представляет собой критерий всего потенциала логистической системы предприятия. Она характеризуется несколькими аспектами: техническими, научно-технологическими, финансово-экономическими и кадровыми.

Квалификация персонала при этом является важнейшим фактором, определяющим ценность трудовых ресурсов транспортного предприятия. Если уровень квалификации сотрудника не соответствует требуемой, то это отражается на неудовлетворенном качестве работы. Повышение квалификации дает сотруднику дополнительные возможности профессионального роста. Квалификация является для сотрудника готовностью к созидательному труду, что подтверждается достойным качеством выполняемых обязанностей по транспортному обслуживанию и отражается на безопасности всего транспортного процесса.

Качество транспортного обслуживания является важнейшим показателем деятельности транспортного предприятия. Повышение качества выступает, как одна из форм конкурентной борьбы, способствующей завоеванию новых позиций на рынке. На услуги более высокого качества возрастает спрос, что приводит к увеличению прибыли за счет более высоких цен.

Для удержания имеющихся конкурентных позиции и усиления конкурентоспособности на рынке транспортных услуг необходимо уделять большее значение вопросам повышения качества транспортного обслуживания. Для этого необходимо улучшать качество имеющихся услуг (оперативность приемки заявки, качество обслуживания, сохранность груза, сокращение времени доставки), а также развивать сопутствующие услуги (расширение сети доставки, предоставление дополнительных услуг по хранению груза, услуги по упаковке и маркировке груза, льготные условия по оплате транспортировке груза и т.д.) [23, с.34].

Зачастую, транспортные предприятия ошибочно полагают, что увеличение качества обслуживания требует больших затрат и отрицательно сказывается на прибыли предприятия. Все как раз наоборот, некачественное выполнение взятых на себя обязательств по транспортировке груза влечет за собой материальные и трудовые затраты по устранению недочетов, а систематические срывы графика перевозок неизменно приведут к потере клиента, что негативно отразится на имидже и доходности предприятия.


Одним из вопросов, существенно влияющих на конкурентоспособность транспортного обслуживания является цена, как составляющая прибыли за предоставление транспортно-логистических услуг. Цена может быть определена в соответствии с различными факторами: спросом и предложением на рынке транспортных услуг, себестоимостью транспортного обслуживания, качеством предоставляемых услуг и т.д. При этом, выбор оптимального уровня транспортного обслуживания клиентов определяется в соответствии с величиной затрат на это обслуживание. Экспертным путем определено, что, при уровне обслуживания начиная 70% и выше затраты растут экспоненциально а при 90% и выше, транспортное обслуживание становится нерентабельным и при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% , расходы увеличиваются на 14%, а экономический эффект от этого возрастает всего на 2%. [23, с.49]

Для определения оптимального уровня обслуживания осуществляется сопоставление расходов, доходов и прибыли, применяя принцип компромиссного решения, при котором транспортное предприятие может достичь наилучшего соотношения между уровнем обслуживания и ценой, между доходами и расходами. На практике, данная операция сводится к сопоставлению затрат, связанных с увеличением уровня обслуживания, с уменьшением доходов, при увеличении количественных и качественных характеристик транспортного обслуживания. В результате сопоставления находится некоторый оптимальный уровень обслуживания (рис. 1.4).




Рис.1.4- Выявление оптимального уровня транспортного обслуживания
На рисунке 1.4 показано, что при увеличении значений кривой 2, являющейся показателем уровня расходов на обслуживание, уменьшается значение кривой 3, являющаяся показателем потерь доходности. Пунктирная гипербола 1 получается в результате суммирования координат двух кривых, т.е., находится оптимальное соотношение доходов и расходов на качество транспортного обслуживания.

Транспортное обслуживание определяется показателем "уровень транспортного обслуживания" , и вычисляется по формуле:
(1)


где n - фактическое количество оказанных транспортных услуг;

N - количество транспортныхуслуг, которое теоретически может быть оказано;

- время на выполнение i-ой услуги.

Транспортное обслуживание должно базироваться на запросах грузовладельца, которому нужны минимальные сроки доставки, стопроцентная сохранность груза при перевозке, удобства обслуживания по приему и сдаче грузов, возможность получения достоверной информации о тарифах и передвижении грузов. Только при соблюдении этих требований, клиент готов на соответствующие затраты.

Когда рассматриваются вопросы качества транспортного обслуживания, необходимо учитывать следующие особенности:

- выбор комплекса транспортного обслуживания требует рассмотрения всех возможных вариантов перевозки грузов;

- запросов у грузоотправителя может быть множество, порой противоречащим друг другу, что требует формирования соответствия свойств и характеристик совокупного транспортного обслуживания;

- все запросы грузоотправителя должны быть четко оговорены, рассмотрены по степени возможности их выполнения и зафиксированы при заключении договора;

- в условиях динамично развивающегося рынка транспортных услуг, изменяются и запросы клиентов, соответственно необходимо постоянное проведение маркетинговых исследований и детального анализа тенденций рынка транспортного обслуживания.

- для удержания конкурентных позиций на рынке транспортных услуг необходимо на базе различных методик ("уровня качества", "относительного качество", "меры качества") производить анализ качества транспортного обслуживания на предприятии, основываясь на накопленном опыте и запросах клиентов [18, с.324].


Конкурентоспособность определяет текущее позиционирование предприятия на рынке транспортных услуг (доля рынка и объем перевозок), а также отмечает возможные тенденции к его изменению. Свои рыночные преимущества транспортное предприятие стремится реализовать в вытеснении конкурентов, захватив их долю рынка. Оно стремится к манипуляции объемами перевозок и уровнем текущих тарифов, чтобы в итоге повысить величину своей прибыли.

Анализируя показатели конкурентоспособности, можно адекватно оценить, как занимаемое положение на рынке транспортных услуг в настоящий период времени, так и сделать прогноз об изменение этого положения в будущем, а так же наметить шаги на изменение этого положения в нужном для транспортного предприятия направлении.

Одна из значимых задач в стратегическом менеджменте транспортной компании, желающей удержать и упрочить свои конкурентоспособные позиции, является составление анализа этих позиций, позволяющего принимать решение о дальнейшей стратегии транспортного обслуживания. Рассмотрим разные подходы анализа конкурентоспособности.

) SWOT-анализ (представлен на рисунке 1.5) является широко признанным подходом, который позволяет проводить исследование внешней и внутренней среды, разработать план действий, направленных на укрепление конкурентных позиций транспортной организации и на ее развитие [33, с.189].


Рис.1.5 SWOT-анализ на транспортного предприятия

При проведении SWOT-анализа вначале выявляются сильные и слабые стороны (streghts и weakness) , являющие элементами внутренней среды, способствующие или препятствующие эффективному транспортному обслуживанию.

Угрозы и возможности, являются элементами внешней среды, находятся вне области контроля транспортного предприятия и относятся к факторам рыночной среды. Угрозы - это вероятность ущерба для транспортной компании, лишение его конкурентных и жизнеобеспечивающих преимуществ. Возможности, это шанс для транспортного предприятия создание нечто нового в транспортном обслуживании, или развития уже имеющейся структуры для дальнейшего конкурентоспособного положения.


На основании полученных в результате исследования данных составляются списки, представленные в матричном виде.

Следующий этап представляет собой работу квалифицированных специалистов, которые оценивают полученные данные по степени значимости их для предприятия (0 - слабое влияние, 1 - среднее, 2 - сильное).

На третьем этапе составляется конфронтационная матрица свот-анализа, которая демонстрирует связи между данными четырех групп и таким образом выявляется центральная проблема, формируются стратегические приоритеты для использования сильных сторон транспортного обслуживания и благоприятных возможностей внешней среды; устраняются (или ослабляются) возможности возникновения потенциальных проблем [33, с.204].

Методика сравнительного анализа конкурентов позволяет оценить их стратегию, потенциал и цели, что соответственно дает возможность сконцентрировать внимание на слабых сторонах конкурентов и развить у себя преимущества в этом сегменте и в конкурентоспособной позиции в транспортном направлении в целом.

Собранные из различных источников (собственные исследования, государственные регистры и т.д.) данные группируются по: типу перевозочного процесса; по виду транспортного обслуживания; по структуре конкурирующих транспортных предприятий; по объему перевозимых ими грузов; по качеству транспортного обслуживания и т.д.

Четыре группы вопросов, на которые следует опираться при составлении базы данных о конкурирующих транспортных предприятиях и о конкурентном типе перевозочного процесса:

основные цели конкурентного транспортного предприятия;

текущие стратегические задачи, стоящие перед конкурентом;

средства, которыми располагают конкуренты для реализации своих целей;

вероятные стратегические цели на будущее.

Ответив на первые три вопросы, можно с большой долей вероятности собрать исходные данные для ответа на четвертый вопрос, а целостная картина из ответов на четыре вопроса позволяет представить полную картину направления действий конкурентов на рынке транспортных услуг.

Начинать анализ следует из ключевых игроков на транспортном рынке и осуществить это возможно методами выявления полезных свойств и качеств конкурентных услуг путем ассоциативного опроса потребителей.