ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2).Плакат пожеланий.

Предложения по проведению Масленицы. «Широкая Масленица — 2015».

Проведите Масленицу 2015 на природе, не пожалеете! Как организовать Масленицу?

Этапы проведения Масленницы:

Учебно-методический комплекс дисциплины

1.4 Извлечение из гос впо

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:

1.6.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основы этнической педагогики.

2.Основы этнической психологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Дополнительная литература

Основная литература

Список дополнительной литературы

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.

1.13 Примерная тематика рефератов.

Этническая культура личности

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

Словарь терминов (глоссарий) по изучаемым темам.

Раздел 1. Основы этнической педагогики

Тема 1.1 Теоретические основы этнической педагогики

Тема 1.2Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Тема 1.3Народный идеал воспитания

Тема 1.4 Средства народной педагогики

Тема 1.5Факторы народного воспитания

Тема 1.6 Семья как хранитель и продолжатель опыта народной педагогики. Этнопсихология семейных отношений

Раздел 2. Основы этнической психологии

Тема 2.1Теоретические основы этнопсихологии как научной дисциплины

Тема 2.2 Этничность и этническая идентичность

Тема 2.3 Этнические стереотипы в процессе межэтнического общения

Тема 2.4Этнокультурные различия и психология межэтнических отношений

Раздел 5. Практикум по решению задач. Нет

Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы

Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

К.Д.Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

Много сил для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии положил великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Он всесторонне изучал жизнь народа, писал его историю, исследовал географию, составил карту Родины, собирал чешские пословицы: «Мудрость предков – зеркало для потомков». Коменским создан труд «О чешской поэзии», в котором он воспел богатство чешского языка.

Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное народное творчество народа.

О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить по содержанию образования, которое Коменский предлагал для пансофической школы. По его мнению учащимся следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое.

Е.Н. Водовозова в разработке вопросов семейного и общественного воспитания исходила из идей народности. Она предложила методику использования в работе с малышами русского фольклора, предложила целую серию сказок, доступных и полезных детям, обосновала принципы отбора фольклорных образцов.

А.С.Макаренко утверждает величайшее значение народной педагогики.

Народная педагогики в творчестве Макаренко представлена чрезвычайно широко. Из ее арсенала он почерпнул немало воспитательных средств и приемов: образы, сюжеты, диалоги, сказки, былины, прозвища, игры, шутки, намеки, призывы и клятвы. Макаренко народен не только в принципиальных установках, но и в практической деятельности: например, трудовые традиции колонии и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции.

Выдающийся педагог призывал учителей и воспитателей переосмысливать и наполнять новым содержанием традиции народного воспитания.

Призыв А.С.Макаренко получил достойное подтверждение в теоретическом наследии и практической деятельности В.А.Сухомлинского. Суть педагогики гуманизма директора Павлышской школы: любовь к Родине начинается с любви к матери, родительскому дому, родной природе, к сказке.


Размышление о сказке и методические рекомендации по ее использованию изложены в таких работах педагога, как «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям». Сухомлинский называл сказку «колыбелью мысли», рассматривал ее как метод обучения и воспитания, и как способ развития творческой деятельности у младших школьников, вариацией которого является словотворчество детей.

Без духовных сокровищ народа он не мыслил духовного богатства личности. «Школа радости», «Уголок мечты», «Комната сказок» во многом воспроизводят народные формы воспитания.

Принцип народности в воспитании у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого – пробуждение у детей братских чувств к народам нашей родины. Цель второго – организация деятельности по формированию эмоционально-ценностного отношения к людям другой национальности.

Основная литература:

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.

2.Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика.- М.; Воронеж, 1996.

3.Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное / Сост., вступ. статья С.Ф.Егорова. – М.: Издат. Дом «Карапуз», 2000.

Дополнительная литература:

1.Джуринский А.Н. История педагогики.- М., 1999.

2.История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф. Егоров. - М., 1999.

Лекция 3. Народный идеал воспитания (2 часа)

План:

1.Понятие о народном идеале воспитания.

2. Идеал человека и цель воспитания в народной педагогике саамов (региональный компонент).

Основные понятия:

Национальное самосознание- осознание автохтонным населением своего единства с одним народом и его отличия от других, самоидентификация людей с определенной этнической общностью.

Тезисы

Идея развития национального воспитания в духе этнических традиций – это общечеловеческая идея. В ее реализацию вносит вклад народная педагогика каждого этноса. В ней обобщен самобытный многовековой опыт воспитательной деятельности народа. Идеал человека и цель национального воспитания отражены в произведениях устного народного творчества, искусстве, религии, этнических традициях.

Становится очевидным, что любой этнос может сохранить себя только благодаря собственной системе воспитания. Исследователь этнопедагогики Г.Н.Волков показал, что «очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является главным условием национального возрождения».


Идеал воспитания – это мыслимый возвышенный, конечный образ совершенного человека, представление о высших целях его стремлений и деятельности. В нем выражена перспектива формирования личности, ее назначении в обществе, место в жизни. Воплощение идеала в жизнь осуществляется в рамках возможностей, которые детерминируются конкретными историческими условиями, а также личной ответственностью в жизненном самоопределении. В идеале воспитания отражается дух времени, общественные настроения и устремления, способы мышления и деятельности людей, образ их жизни, семейный уклад, религиозные убеждения. На основе народного идеала совершенного человека каждый этнос, исходя из конкретных жизненных условий и возможностей, определял цели воспитания.

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал – универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Формирование совершенного человека – лейтмотив народного воспитания. Основными чертами совершенного человека у саамов считались физическое развитие, духовность, любовь к народу, стремление улучшать, делать радостной его жизнь, проявление единения, сплоченность с другими людьми, трудолюбие, уважение к человеку, правдивость и искренность, гостеприимство, мужество, дисциплинированность. Вместе с тем, совершенный человек у саамов должен был отличаться живым умом, житейской мудростью, умением ценить прекрасное в повседневной жизни, окружающей действительности, природе. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества саамов.

Первостепенное место в народном творчестве саамов принадлежит сказкам. Сказка – своего рода нравственный кодекс народа, пример истинного поведения человека. Главный герой саамских сказок – богатырь Ляйне. Народ наделил его высокими моральными и волевыми качествами, недюжинной и несокрушимой физической силой. Именно Ляйне является идеальным образцом совершенства. Он умен, честен, храбр, великодушен, любит свою Родину. Сила у Ляйне медвежья, хитрость лисья, бегает он быстрее оленя, а прыгает лучше белки.


Народная память хранит образы героев, которые побеждают врагов смекалкой и умением. Главный герой сказки «Саам-богатырь» именно с помощью смекалки избавляется с иноземной чудью. «И задумала чудь от богатыря избавиться. Собрали они большую силу и поплыли к острову. Да не тут-то было. Богатырь вокруг своей вежи город построил. Городом саами забор называли, особый такой забор: поперечные бревна прямо к деревьям крепили. А богатырь те бревна в два ряда навесил, де еще между ними камней насыпал». Всех уничтожил: «Не будете на нашу Имандру ходить, саамские погосты грабить». Собрал саам-богатырь мертвых врагов и камнями засыпал, большую гору навалил. С тех пор камни те и по сей день далеко видны как напоминание о подвиге богатыря.

Наряду с идеями патриотизма и национального достоинства в саамских сказках широко отражены идеалы коллективизма, товарищества, дружбы. Образ жизни саамов свидетельствует о том, что жизнедеятельность этноса традиционно строилась на принципах братства, взаимопомощи. В повседневной жизни коллективизм проявлялся в отношениях, называемых товариществом. Произведения фольклора свидетельствуют о том, что товарищеские отношения характеризовались общностью интересов и жизненных задач, соответствующих личным и общественным целям. Более сложные отношения, основанные на личной привязанности, взаимном доверии, назывались дружбой. В давние времена жили в одном погосте брат и сестра, и связывали их узы родства и кровной дружбы («Брат и сестра»). Самоотверженно защищает свою старшую сестру от нападок Тала-медведя младший семилетний брат. В результате неравной борьбы брат спасает свою сестру ценой собственной жизни. Благодарная народная мудрость превращает его душу в северное сияние как символ бессмертия и самопожертвования.

Идеал совершенного человека в народной педагогике саамов немыслим без эстетического самосовершенствования. Наряду с произведениями фольклора в самобытной культуре саамов выделяется декоративно-прикладное искусство. Истоки этого искусства не только в жизненной необходимости самим изготовлять одежду, обувь, домашнюю утварь, но и в народной потребности окружить себя прекрасным. Под прекрасным в широком смысле слова народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении. Черты прекрасного народ видел в явлениях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке). Вместе с тем, в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование действительности по законам красоты.


О большом природном вкусе саамов свидетельствуют образцы изделий из кожи и меха, шитье бисером. Обратите внимание на описание саамского орнамента, используемого в технике саамского бисерного шитья. «Поверхность холодного моря запечатлена в узоре изящной голубой волнистой линией. В белоснежном треугольнике с петлями на углах внимательный взгляд различит парящую северную птицу, либо человека в малице, либо сопки. С россыпью желтых точек ассоциируются бутончики распускающихся тундровых цветов». Отсутствие сочных и ярких цветов связывается с тем фактом, что природа тундры (места обитания саамов) не изобилует таковыми цветами.

Сферой проявления и источниками прекрасного саамский народ считал не только красоту жилища, вещей, украшений, но и эстетику труда. Эстетика труда понималась как дружеская и продуктивная работа семьи, общины, рода, как красота процесса труда и его результатов. Труд в народной педагогике саамов занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В целях воспитания совершенного человека присутствует идея самоценности бескорыстного труда

Народный идеал прекрасного у саамов немыслим без эстетики общения, включающей в себя и проявление вежливости, такта, и чувство собственного достоинства, и уважение старших и почитание матери, и традиционное гостеприимство. До сих пор сохранились пословицы и поверья: «Коли гость в избе, значит Господь тебя не оставил», «Страннику дал, значит на промысле в десять раз взял», «Кого Бог возлюбил, к тому и гостя послал», «Кто путника накормил, тот десять лет не будет голоден ни разу».

Идеал совершенного человека в саамской народной педагогике формировался под влиянием язычества и христианства. Первобытная религия саамов была языческой. Обожествлялись солнце, священные камни (сейды), животные. Примечательно, что приняв христианство, лопари по-прежнему в душе долгое время оставались язычниками.

Приобщение к христианству в саамских семьях, как утверждают исследователи, произошло довольно безболезненно. Уже в 18 веке в саамских семьях происходили обряды крещения родившихся детей, венчания в часовнях.

Основная тема всех религий – дети, воспитание. В христианстве главная тема – мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только народного героя, но и сына Божьего. Религия всегда близка к своему рода суммирующей цели народного воспитания – идеалу совершенного человека.