Файл: Гагин. Системный синтез. Линия жизни.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 1192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г. Одесса

Оглавление

Глава I………………………………………………………………………….

Синергетика – раздел системного синтеза

1.1. Окружающий мир – системная конструкция Природы

1.2. Основные законы, общие принципы, свойства и особенности систем

1.2.1. Экстремальный принцип (Принцип оптимальности и обобщения)

1.2.1.2. Экстремальный принцип и энтропия системы

1.2.1.3. Экстремальный принцип и информация

1.2.2. Закон информационного противостояния

1.2.3. Закон роста энерговооружённости систем. Принцип экспансии.

1.2.4. Принцип эволюционного коридора

1.2.5. Принцип обратной связи

1.2.6. Пропорционирование и инвариантность систем (Гармоническое единство и резонанс)

1.2.6.2. Рекуррентный, аддитивный ряд чисел фибоначчи – ключ к гармонии мира

1.2.7. Принцип непрерывно– дискретной структуризации

1.2.8. Принцип спиральности

1.2.9. Генетическая связь неорганических и живых систем

2.1.Примеры конкретного проявления эволюционных принципов и законов, при создании Природой систем

2.1.1. Системы неорганической химии

2.1.2. Филлотаксис

2.1.3. Системы животного мира

2.1.4. Человек, как система. Подсистемы.

2.1.4.1 «Флейта-позвоночник» или балалайкой по хребту, и не только…

2.1.5. Земля, как система

2.1.6. Солнечная система

2.1.7. Системы мегамира

«Эволюция, есть закон Жизни,

3.1. Холизм – новое осмысление. Иллюстрации

3.1.1. Человечество и Земля

3. 1. 2. Человечество и Солнце

3.1.3.Феномен пульсирующего времени

3.1.4. Числа ряда Фибоначчи. Иллюстрации…

3.1.5.Семейство Золотых сечений.

3.1.6. Тайны квадратуры круга и не только…

4.1. Фундаментальные взаимодействия в Природе

4.1.1. Вещество, материя, масса.

4.1.2.Энергия

4.1.2.2. Энергия в древней философии.

4.1.3. Проблемы теории относительности.

4.1.4 .Теорема Нётер - фундаментальное достижение теоретической физики.

4.1.5. Теорема Гёделя, фундаментально озадачившая философию

4.1.6. Время.

4.1.7. Пространственные теории материи.

4.1.7.1.Геометродинамика. Геоны.

4.1.8 . Дискретность пространства и времени.

4.1.9. В каком же мире мы живём?

4.1.10. Информация – фундаментальная сущность Природы

4.1.11. «Чёрные дыры» Вселенной .

4.1.12. Фридмоны в иерархии систем .

5.1. «Нижние миры» Природы и Системный Синтез

5.1.1. Микромир.

5.1.1.4.Локализация микрочастиц в квантовой механике.

5.1.2. Квазимир - пустота, вакуум, эфир?

5.1.2.1. История эфира.

5.1.2.3. Кварки-антикварки, монополь.

5.1.3. Грануляция энергии в квазимире.

5.1.3.7. Стремление к грануляции и поисковая активность.

5.2. Вселенная, как система.

5.2.2. Асимметрия живого мира.

5.2.3. Сепарация энергии.

5.2.4. Монополи - кирпичи мироздания.

5.2.5. Асимметрия Вселенной.

5.2.6. Построим ли "вечный двигатель"?

5.2.7. Что же скрыл Эйнштейн от человечества?

5.3. Эволюция и асимметрия.

5.3.1. Горизонты эволюции природы.

6.Информация – ключи Творца.

6.1.. Информация – нераскрытая Сущность Природы.

6.1.1.Информация и Энтелехия.

6.1.2. Информация и клетка. Возникновение живых систем.

6.1.3. Информация и человек.

6.1.4. Третья сигнальная система – признак появления нового вида человека.

6.1.5. Информация и биологическое время системы.

6.1.6 .Информационное поле.

6.1.7. Носители информации.

6.1.8. Солитоны.

6.1.9. Экситоны.

6.2. Информация, как инструмент воздействия, на информационное поле человека.

6.2.1.Информационные болезни.

6.2.2.Любовь - болезнь или феномен эволюции?

6.2.3. Информационные войны.

6.2.4. Внутренние информационные войны. Pr-технологии.

6.3.Энергоинформационный обмен.

6.3.1. Человек – Земля – Космос.

6.3.2. Энергетика храмов.

7. Выборы эволюции. Модели.

7.1. Проблема выбора.

7.2. Принцип экономии энтропии.

7.3. Эволюция - информационный выбор.

Векторы эволюции.

Эволюция и духовность.

Использованная литература

Вся живая материя - от вируса, до человека, снабжена надёжным конвейером передачи, наследственного информационного тезауруса. Он состоит из, исключительно рациональных, систем коммуникаций, с невероятной точностью и надёж­ностью передачи информации, фантастической защищённостью от помех. И всё это, в невероятно, малых объёмах. Универсален и язык связи. Он один и тот же, для всех живых организмов. Т.е., команды всем системам, отдаются на одном языке, и все команды, идут от одного центра, от Творца.

Но, абсолютная надёжность копирования родителей, имеет и негативную сторону. Это означает остановку в развитии. Система не будет эволюционировать, если репродукция, будет неизменной. Будет, лишь перебор вариантов, одного уровня. Во избежание этого, Природой предусмотрены мутации. И ошибочно мнение, что мутация - это случайная ошибка, сбой в программе, (например, под воздействием жёсткого облучения), или химически-механическое повреждение записи информации. Учёные зафиксировали, некие случайные импульсы, в рождающемся организме, искажающие наследственную информацию. Природа этих импульсов, пока, нераскрыта. Но, похоже, что Природа, намеренно, создаёт откло­нения от нормы. А дальше, уже дело естественного отбора, - выживает более сильный или приспособленный организм.

Природа сама создаёт «эволюционный коридор», вокруг тесной тропы наследственной информации. Идя по этой тропе, человек, в процессе эволюции, выбирает, из этого коридора, всё ценное и полезное, могущее благотворно отра­зиться на последующих поколениях, улучшить род.

6.1.3.1.ИНФОРМАЦИЯ И МОЗГ.

«Из всех животных, у человека самый большой мозг, по отношению к размерам его тела»

(Аристотель. «Части животных»)

Самое великое творение Природы - человеческий мозг. Так, по крайней мере, считает сам человек. Прежде чем создать его, нервная система, проделала огромный путь развития.

Разрозненные биомолекулы слипались в одноклеточные организмы, затем соединялись в колонии. Они обладали 2 основными свойствами - раздражимостью и проводимостью, т. е., способностью передавать возбуждение соседним клеткам.

У кишечнополостных возникают особые образования - нервные клетки, раздражимость и проводимость которых достигли высокой степени развития. Соединяясь друг с другом, нервные клетки, образовали нервную сеть. Так возникла примитивная нервная система. Далее, началось совершенствование этой системы. Образовались сгущения нервных клеток, возникли нервные тяжи, диффузная сеть нервных тяжей. Затем, возник центральный орган (впервые, у высших представителей, плоских червей), на пересечении нервных стволов – ганглий (от греч. γαγγλίον – узел)


Ганглии, взяли на себя сложные функции, и начали оказывать влияние на работу отдельных частей нервной системы. Они возникли, в первую очередь, вблизи органов чувств. Прежде всего, у глаз и органа равновесия, возле глотки. Ганглионарный тип нервной системы, оказался, очень удобным. Сближаясь между собой, ганглии, создали компактное образование. Эта конструкция, явилась про­тотипом, нервной системы позвоночных животных.

Уже, у очень примитивных животных, головной мозг, имеет все основные отделы, на которые, подразделяется и мозг человека. Резкие качественные изме­нения в организации живых систем, произошли, когда появились амфибии, начавшие осваивать сушу. Покинув воду, они столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, сильно пострадало обоняние. Рыбы воспринимают запахи веществ, растворённых в воде. Амфибии же, выйдя на воздух, поймать запах могли, лишь растворив его, у себя, в слизистых жидкостях носа.

Потому-то, и у человека, обоняние, сильно зависит, от состояния его слизистой оболочки носа. Так же и вкусовые ощущения. И, вообще, выйдя на сушу, живые системы вынесли, в своём организме, и частичку мирового океана. Её, чело­век и животные, носят до сих пор, в себе (с соответствующими концентрациями солей). Природа, не стала менять удачную конструкцию, механизмов внутреннего устройства, сохранила их, даже ценой, неимоверного усложнения регуляторных ры­чагов, для поддержания метаболизма.

Итак, обонятельные рецепторы, хотя и сохранили свои принципиальные схемы работы, но их сигналов, оказалось, далеко не достаточно, для обеспечения безопасности системы. Передний мозг, отвечающий за анализ поступающих сигна­лов, почувствовал дефицит информации. Поэтому, были усилены другие информаци­онные каналы: зрительные, слуховые и т. п. Лидировали в развитии этих каналов, млекопитающие. У наиболее развитых, между анализаторными зонами мозга, начали возникать островки, особой, так называемой, ассоциативной зоны. У человека и обезьян, они занимают, значительную часть, полушарий большого мозга. Развиваясь, органы чувств, достигли большого совершенства. Параметры их, впечатляют. В слуховом нерве, - 30 000 проводов-волокон! В зрительном, - 900 000! Объём информации, поступающий, только по слуховому каналу, - десятки тысяч бит в секунду, а по зрительному - миллионы. Но, мозг, способенусвоить, лишь 50 бит в секунду. А ведь он, должен выбрать и отсеять, ненужную информацию, а полезную, оценить и усвоить. Это, колоссальная работа.


Сколько же, всего, у человека каналов связи и способов извлечения информации? Считается, что у человека, шесть основных органов чувств: зрение, слух, равновесие, вкус, обоняние и осязание. А вспомогательных - огромное коли­чество. Это различные рецепторы кожи (боль, холод, тепло), внутренних органов (уровни давления газа, пищи и т.д.).

Интересно, что рецепторные клетки, воспринимающие раздражение, у всех животных Земли, имеют одинаковую, принципиальную конструкцию. Любая такая клетка, имеет подвижный волосок-жгутик. Внутри жгутика, проходят две центральные опорные фибриллы /волокна/, окруженные кольцами из девяти пар подвижных фибрилл. Жгутик - то же, что антенна, для радиоприёмника. Они так и называются, - рецепторными антеннами. Весь мир мы воспринимаем через них!

Антенны, реа­гируют на фотоны, пахучие вещества, энергию звуковой волны и т.д. Их чувстви­тельность огромна и поразительна. Для реагирования, достаточно 1 фотона, или молекулы пахучего вещества! Слуховая клетка, возбуждается, при колебаниях барабанной перепонки, всего в 0,000 000 0006 миллиметра! Это в 10 раз меньше диаметра дальтона - атома водорода, самого малого из атомов!

Единство и сходство принципиальной конструкции информационных дат­чиков, говорит в пользу холизма. Говорит о том, что мир наш, создавался, по единому замыслу, и составляет единое целое, единую систему. Но, мало изученную. Прошли миллионы лет, животный мир, проделал огромный путь: от одноклеточных, до человека. Казалось бы, что может быть общего, в строении человека и инфу­зории? Оказывается, конструкция каналов связи, с окружающей средой. Рецепторные клетки у птицы и насекомого, у рыбы и человека, мыши и кальмара. восприни­мают окружающий мир, любыми органами чувств, с помощью сходно устроенных подвижных антенн. Даже такие одноклеточные как эвглена, используют ту же подвижную антенну.

Гениальное создание Природы - человеческий мозг, хранит, ещё немало, неразгаданных тайн. И, вряд ли, их удастся, до конца разгадать, используя одно­сторонний, материалистический подход.

Первых серьёзных успехов в изучении работы мозга, добился великий русский учёный, Иван Петрович Павлов /1849-1936 гг./. С помощью разработанного им метода условных рефлексов, он установил, что в основе психической деятельности, лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. (Но только ли они одни?).

Его исследования физиологии высшей нервной деятельности, (второй сигнальной системы, системности работы больших полушарий), сыграли определяющую роль в развитии, как медицины и физиологии, так и психологии и педагогики.


Несомненно, что важнейшее место в работе мозга, занимает, основа основ информации, - сигнальная деятельность. Более того, этот принцип при­ложим к любым организмам, любым системам, организованным Природой. Образование временных связей - один из основных принципов или законов Природы, присущий, любым формам деятельности.

При изучении процессов сигнальной деятельности, выявлен важнейший феномен, имеющий первостепенное значение, для переработки информации. Органы чувств, устроены таким образом, что реакция на длительно действующий, повторяющийся сигнал, угасает. В то же время, очень остро, воспринимается новый сигнал, отличный от других.

Благодаря этой особенности, система отсеивает, из потока сообщений, сигналов, новую информацию. Новая же информация, появляется, прежде всего, при изменениях в окружающей среде. А эти изменения, могут сыграть роковую роль, в жизни системы. Преимущество, в борьбе за выживание, получает тот организм, который, быстрее, выявит новую информацию, оценит её, и отреагирует, соответствующим образом.

Каждый новый раздражитель, вызывает ориентировочный рефлекс, что помогает организму, подготовиться к любым неожиданностям. Если за новым, незначительным сигналом, наступают значительные события, то образуется, условныйрефлекс.

Способность к образованию временных связей, при действии, даже малозначительных раздражителей, имеет решающее значение, для познавательной деятельности мозга, в изучении закономерностей окружающего мира.

Чем многочисленнее временные связи, между отдельными раздражителями, тем богаче и полноценнее, образы окружающего мира. Именно эти, ничем, особенно не проявляющиеся, системы временных связей, и заложили основу, стали фондом разумной, мыслительной дея­тельности мозга.

Любой раздражитель, который воздействует, на включённый в комплекс временных связей, коммуникационный канал, может активизировать, длинные цепи взаимосвязанных рефлексов. Человека и животный мир, образование временных связей, объединяет. Но, у человека, - другой уровень. И этот уровень, в процессе эволюции, растёт.

У животных работают, главным образом, прямые раздражители: зрительные, звуковые, вкусовые, температурные и т.д. Это первая сигнальная система. Под первой сигнальной системой, мы понимаем работу мозга, которая обусловливает, превращение непосредственных раздражителей, в сигналы различных видов дея­тельности организма. Это система конкретных, непосредственных, чувственных образов действительности, фиксируемых человеческим мозгом и животным.


У человека, кроме прямых раздражителей, появились новые, связанные с речью. Это, дало ему, два огромных преимущества. Во-первых, это позволило ему, пе­рейти на, качественно новый, уровень переработки информации. В основе, лежит условный рефлекс - следствие примитивного абстрагирования. Слова, обеспечивают более высокую степень обобщения и абстрагирования. С появлением речи, по­явилась возможность, оперировать понятиями, что упростило, расширило, возможности познавательного процесса.

Во-вторых, речь способствует образованию новых временных связей. Более того, с помощью второй сигнальной системы, образуется огромное количество временных связей, уже, без участия, обычных раздражителей. А появление пись­менности, стало новым качественным уровнем. Опыт одного человека, по второй сигнальной системе, передаётся всему человечеству, и может быть востребован, любым человеком, и в любое время. Более того, любым поколением. Слово, - это сигнал сигналов! Вспомним Шредингера: извлечение «порядка из порядка».

Слово, обозначая предмет, не является простой ассоциацией, по типу «слово-предмет». Его связь с предметом, качественно отлична, от первосигнальных связей. Слово, хотя и реальный физический раздражитель, но принципиально, отличается тем, что в нём, отражаются, не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Оно, обеспечивает возмож­ность, обобщённого и отвлечённого отражения действительности.

Вторая сигнальная система - это система обобщённого отражения окружаю­щей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Слово, перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, т. к., мысль, совершается и формируется, с помощью слова. Суть мышления - в выполнении, некоторых внутренних операций с образами, во внутренней картине мира. Эти операции, позволяют строить и достраивать, меня­ющуюся модель мира. Благодаря слову, картина мира, становится, более совершенной. С одной стороны, более обобщённой, с другой, - более дифференцированной. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его су­щественные признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, которые, непосредственно, недоступны субъекту. Слово, переводит субъективный смысл, в систему значений, что делает его более понятным, как субъекту, так и любому слушателю.