Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1472

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

б) на основе общественной педагогики, а не семейного опекунства, которое прежде «смягчало чисто полицейскую, унтер-офицерскую си­ стему государственной педагогики», — в новых условиях, когда «госу­ дарство и общество забудут о своей роли полицейского, а будут педа­ гогами», когда воспитание и обучение «будет поручено специалистам», при «правильной постановке дела» в принципе «нельзя не приветство­ вать вмешательства общества и государства в это дело»;

в) на основе обшего блага, альтруистического поведения, направ­ ленного на пользу обшечеловечности, а не только на семейную пользу.

«И нет сомнения, — завершает свой анализ П. Сорокин, — что в этом начавшемся единоборстве семьи и общества (вспомним «борьбу за индивидуальность» Н. К. Михайловского) организация современной семьи будет разрушена: общественные интересы — с одной стороны, интересы личности (обратная сторона об щечел о вечности) — с другой, победят и фактически уже побеждают. Расширившийся — и вглубь, и вширь — альтруизм (любовь к ближнему) и теперь уж требует больше­го простора, чем узкие границы семейного альтруизма»36.

15Сорокин П А. Кризис современной семьи Ежемесячный журнал для всех. № 2 и № 3. 1916. С. 166. 36Там же. С. 171.

Через пять лет П. Сорокину пришлось разочароваться в реальном социализме и в работе «Современное состояние России» (1922), где под­водятся итоги устрашающей эпохи войны и революции, он приводит сло­ва французского психолога Г. Леббона (1841-1931) из книги «Психоло­гия социализма» о «заключении общества в смирительную рубашку», где среди безжалостных плодов «зверя революции» упоминается и «поли­ция у семейного очага»37. Позднее в «Социокультурной динамике» П. Со­рокин вернется к тезису о кризисе семьи, но в связи с его теорией кризиса чувственной, сенсорной или сенситивной культуры.

Большое значение для микросоциологии семьи имеют взгляды П. Сорокина на семью как на механизм социальной циркуляции и мо­бильности. Семья как «лифт», осуществляющий перемещения вверх и вниз по социальной лестнице, семейный статус как фундамент соци­ального положения личности, «селекции и распределения индивидов» внутри различных социальных страт — вот предмет изучения семьи в терминах социальной структуры и социальной динамики. П. Сорокин говорит даже о «семейном тесте», о семье как средстве тестирования способностей и отмечает, что современная семья выполняет эту роль лишь частично, т.к. в обществе вертикальной мобильности «семейный тест» теряет свое исключительное значение и складывается норма оценки личности не по семейному положению и происхождению, а по личным качествам, тестируемым детсадами, школами и прочими но­выми институтами селекции38


В теории кризиса чувственной культуры отмечена всевозрастаю­щая неспособность «эмпирииизма» управлять человечеством и ходом социокультурных процессов. Это следует рассматривать как реакцию на прежнее увлечение идеей революции, на прежние социалистичес­кие иллюзии по переделке мира. Вместе с тем, с точки зрения теории и практики социальной работы с семьями стоит задуматься над предо­стережением этого великого русского социолога: «Чем больше эконо­мистов вмешивается в экономику, тем хуже она становится; чем больше политологов участвует в реформировании, тем больше правительство нуждается в реформе; чем больше социологов, психологов, антропологов и юристов вмешивается в дела семьи, тем больше семей разрушается.. .»39. Вмешательство, преследующее цель улучшения взаимоотношений в семье, имеет свои пределы, устанавливающиеся типом культуры, ти­пами институтов, в т.ч. типом семьи. Терапевтическая работа может приносить эффект по очищению атмосферы отдельных семей, но она

37 Сорокин П Современное состояние России//Новый мир 1992. №4 С 188-189

38 Сорокин П Человек Цивилизация Общество. М., 1992. С. 404-407

39 Там же. С 487.

87

не в состоянии изменить самый тип семьи, соответствующий «чувствен­ной культуре», постепенно уходящей с исторической сцены.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 2

1. В микросоциологии семьи выделяются три ведущих теоретичес­ких подхода — символический интеракционизм, теория обмена и эт-нометодология, а также психоаналитическая теория и социометрия как теоретическая основа психодрамы (два последних подхода явились ос­новой практической социологии семьи, семейно-групповой терапии и социальной работы с семьями). В отличие от теорий структурного функционализма и теорий конфликта страт и классов, составляющих сердцевину макросоциологии семьи, микросоциологические теории сосредоточиваются на отдельных сторонах семьи как микрообъекта, т.е. на социальных взаимодействиях, интеракциях малой группы — се­мьи. Различие между микросоциологическими теориями проводится в зависимости от особенностей их объектов — по тем или иным аспек­там семейного поведения, жизненного цикла семьи и психологическо­го климата семьи.

2 Предтечей эмпирического, группового подхода к изучению се­мьи в XIX веке стал Фредерик Ле Пле, сосредоточивший внимание на том, что делает семья, и предложивший в качестве модели реального поведения семьи исследование жизненной истории и бюджетов семьи. Ле Пле первым из западных социологов обратил внимание на то, что либерально-демократическая традиция эмансипирует личность от се­мьи, тем самым способствуя тоталитаризму. Исходной клеточкой со­циальной науки должна стать семья, а не индивид. В XX веке Эрнст Берджесс определил семью как «единство взаимодействующих лично­стей» и выдвинул тезис о переходе семьи-института к семье-товари­ществу.


3. Макс Вебер (1864—1920), основатель символического интерак-ционизма, определял социологию как науку, имеющую своим предме­том субъективные значения индивидов, их мотивы и личностные оп­ределения социальных ситуаций. Эта теоретическая парадигма проти­востоит подходу Эмиля Дюркгейма (1858—1917), прародителя структур­ного функционализма, утверждавшего что социология должна изучать внешние по отношению к индивидам и их поведению социальные фак­ты, а также подходу Карла Маркса (1818—1883), рассматривавшего об­щество в терминах отношений людей к средствам производства и в связи с вытекающими отсюда классовыми конфликтами. Символический интеракционизм фокусируется на действиях людей, на том, как они

создают, используют и передают символы разного рода. Символы за­мещают определенные предметы и явления и в качестве значений че­ловеческих действий служат основой общения, процесса интеракции. Дж. Г. Мид выделял игру ролей, принятие роли другого, значимого дру­гого, генерализованного другого как ключевые моменты формирова­ния Я, становления личности в ходе семейной социализации детей. Знаменитая формула У. Томаса «если ситуация определяется как ре­альная, она реальна по своим последствиям» раскрывает суть интер­претации межличностных взаимодействий, в том числе в семье.

4. Теория обмена позволяет рассматривать семейные процессы сквозь призму обмена ценностями. Можно социальный статус обме­ нять на молодость (брак по расчету), любовь на уют, красоту на пре­ стиж и т. д. Дж. Хоманс подчеркивает, что теория работает, когда ожи­ дания обменивающихся сторон оправдываются, если же они наруша­ ются, то возникающие конфликты не поддаются описанию. Поэтому данный подход применяется, как правило, к брачному выбору, в обла­ сти мотивов супружества, брачного рынка, и не может использоваться в анализе ситуаций развода и распада брака.

Г. Беккер попытался расширить зону приложения теории обмена в ее микроэкономической версии при анализе репродуктивных решений супругов. Но и здесь возможности оказались ограниченными, т. к. дети интерпретируются как «товары длительного пользования», приобрета­емые на метафорическом рынке в зависимости от уменьшающегося постоянно соотношения издержек и выгод.

  1. Эт но методология или феноменологическая социология требует отнестись к изучению современности как к исследованию иной, неве­ домой культуры с точки зрения анализа интерпретационной деятель­ ности, существующей внутри этой культуры. В этом смысле сама со­ циология семьи оказывается разновидностью интерпретации семейной реальности наряду с общежитейским ее толкованием. Метод этно- методологической редукции требует находить влияние стереотипов здравого смысла, например, в научных трактовках рождаемости. Экс­ периментальный метод «гарфинкелинга» направлен на привнесение в привычные повседневные ситуации того, что разрушает устоявшийся и потому не замечаемый ход общения.

  2. В психоаналитической социологии помещение в центр внима­ ния не абстрактного индивида — частицы социума, а сформированно­ го семьей и живущего в семье семейного человека реализует гуманис­ тическую ориентацию науки. Психоанализ вызвал при своем появле­ нии негодование не призывами к революционной переделке общества, как это случилось с марксизмом, а теоретическим осмыслением всем давно известного из приватного опыта, но в терминах «неприличной»


символики. До сих пор остается воинственной критика психоанализа со стороны феминистической теории за его якобы сугубо мужской под­ход, хотя в основе этой критики лежит присущее психоанализу не «муж­ское», а семейное мышление, вызванное тем, что создание психоана­лиза пришлось на пору широкого распространения многодетной се­мьи и ведущей роли социокультурных норм семейности и семейного образа жизни.

Психоаналитическая социология сильна своей терапевтической стороной и в широком смысле может рассматриваться как база пере­оценки ценностей общества посредством переориентации индивидуаль­ных ценностей. Большой интерес к социологизации фрейдовской тео­рии проявили Т. Парсонс и другие ученые. Элтон Мейо, родоначаль­ник современной «теории человеческих отношений» в индустриальном производстве, увидел именно в семейных отношениях традиционной семьи аналог той теплоты первичных связей и неформальных уз, ко­торую он вознамерился внедрить в формальную организацию. Футу­ролог А.Тоффлер поместил в центр общества будущего семейное до-мопроизводство, электронную семью, соединяющую в себе благодаря компьютеризации место работы, учебы и отдыха.

  1. Социометрия и психодрама, созданные Дж. Морено как науч­ ный метод преобразования социальных отношений в противовес ре­ волюционному методу Маркса, фокусируются на активной роли лю­ дей. Они разрабатываются в пику социологическим опросам, как яко­ бы «оскорбляющим» человеческое достоинство, сосредоточиваясь на «исследовании действием», на «спонтанности» участников социодра- матического процесса. Психодрама и социодрама с помощью социо­ метрической диагностики семейных отношений способны привести в соответствие систему социальных ролей семьи с системой межлично­ стных чувств и ролей и тем самым уменьшить диссонанс между ними Если медицине удалось найти причину эпидемий в опасных микробах, то и социологическая медицина, социатрия, благодаря микроскопичес­ ки направленному социометрическому исследованию выявляет соци­ альных «микробов» семейной структуры и посредством терапии укреп­ ляет семейные отношения. Однако возможности социометрии действия не стоит преувеличивать даже, например, в профилактике разводов.

  2. В русской социологии семьи можно проследить зачатки нынеш­ них теорий макроскопического и микроскопического характера, и это наблюдается в работах ее наиболее ярких представителей Н. К. Ми­ хайловского, М. М. Ковалевского, В. М. Бехтерева, Александры Кол- лонтай и П. А. Сорокина, поставившего точный диагноз институту семьи еще в начале XX века. Кризис семьи как автономной целостно­ сти ведет к ее распаду на три части, на три союза — родителей и детей,


90

супругов и хозяйственного союза, каждый из которых ослабляется в связи с кризисом «чувственной культуры» нашей цивилизации. П. А. Сорокину удалось показать роль семьи как регулятора социальной мо­бильности и уменьшения значения «семейного теста» в связи с новы­ми институтами «селекции». В работах П. А. Сорокина много образ­цов мастерской типологизации изучаемых явлений и выделения их при­знаков, позволяющих осуществить эмпирический анализ.

КЛЮЧЕВЫЕ ИМЕНА, ТЕРМИНЫ

Фредерик Ле Пле (1806-1882), Эрнст Берджесс (1886-1966), Дж. Г. Мид (1863-1931), У. Томас (1863-1947), Ф. Знанецкий (1882-1958), Дж. Хоманс (р. 1910), А. Шюц (1899-1959), Зигмунд Фрейд (1856-1939), Э. Мэйо (1880-1949), Дж.Л. Морено (1892-1974), Т. Парсонс (1902-1979), Р Хилл (1921-1985), Н. К. Михайловский (1842-1904), М.М. Ко­валевский (1851-1916), В. М. Бехтерев (1857-1927), А. М. Коллонтай (1872-1952), П. А. Сорокин (1889-1968).

Баланс обменов

Бессознательное

Биографический метод

Бихевиористский редукционизм

Брачный рынок

Взаимодополнительность макро-и микросоциологии

Гарфинкелинг

Генетическая социология

Генерализованный другой

Доэдиповая стадия

Знак

Значение

Значимый другой

Игра ролей

Ид

Инстинктивизм

Интеракция — взаимодействие, вызванное взаимной интерпрета­цией действий их участниками, а не реакциями на непосредствен­ные действия друг друга

Интерпретационная социология

Инстинктивистский редукцио­низм

Исследование действием

Либидо

Макросоциология семьи

Микросоциология семьи

Медикализация социума

Метод этнометодалогической ре­дукции

Норма обмена

Обесценение любви и брака

Определение ситуации

Патриархальная семья

Первичные отношения

Позитивистская социология

Принятие роли

Протатонист

Психоанализ

Репресивная социализация

Семейный тест

Символ

91

Символический интеракционизм

Слово

Социатрия и психодрамма

Спонтанность

Структурно-функциональный

анализ Супер-эго Теория конфликта Теория обмена

Теория ролей

Терапевтический эффект группы

Трансактивный анализ

Феноменологическая социология

Эдипов комплекс

Экономический редукционизм

Эго

Этнометодология

Я-концепиия

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Л<

  1. Родоначальником какой интеллектуальной традиции является Ле Пле? Какой тип семьи был взят за основу в его концепции?

  2. Можно ли считать, что тезис Берджесса о переходе к «семье- товариществу» не только связан с усилением эмоциональных уз суп­ ружества, но и с исчезновением институциональных отношений се­ мьи? Правильно ли отождествлять «институциональное» с норматив­ ностью, с чем-то безальтернативным, устраняющим свободу инди­ видуального выбора? Ослабление влияния семьи и родства на брач­ ный выбор, широкое распространение фактического брака и сексу­ альная революция свидетельствуют о перестройке ценностно-моти- вационной структуры брачного поведения либо это признаки кризи­ са брака и семьи?

  3. В каких областях изучения семейной жизнедеятельности симво­ лический интеракционизм наиболее плодотворен и применяется чаше всего?

  4. Приложима ли теория обмена к браку по любви — что здесь мо­ жет и на что именно обмениваться? Кто и какими ценностями обмени­ вается в рамках микроэкономического варианта теории обмена, при­ меняемого в сфере репродуктивных решений о числе детей в семье?

  5. Этнометодология: подберите из нижеследующих дисциплин ту, что явилась ее аналогом: этнография, методология, этнонаука? В чем суть метода этнометодологической редукции?

  6. Можно ли с помощью «социометрии действия» ликвидировать разводы либо свести их к минимуму?

  7. В какой сфере социологии семьи достигнуты наибольшие воз­ можности совмещения исследований семьи как группы и как институ­ та, где реализуется принцип дополнительности подходов?