Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1361

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

3.3. Специфика изучения формирования

И ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ОПРОСА В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Распространенность опроса при повышенной его ненадежности может стать в социологии и демографии семьи лазейкой к просачива­нию обиходных интерпретаций. Поэтому на этапе теоретической раз­работки программ исследований следует четко оговорить все ожидае­мые погрешности данных в связи с отмеченными особенностями 2-й и 3-й схем взаимодействий в системе условий наблюдения.

Необходимо также рассмотреть в контексте этих особенностей ряд проблем, относящихся к сложности формирования, выражения и фик­сации мнений при опросах разного рода. Фамилистические мнения бы­вают трех видов: 1) Мнения об истории семьи, о своем семейном пове­дении, о семейных взаимоотношениях; 2) Мнения о положении семьи в стране и в мире либо о региональной ситуации; 3) Мнения о суще­ствующей или предлагаемой семейной политике государства, губернии, района или других стран, мнения о рекомендуемых респондентом мерах семейной политики.

Мнения могут выявляться у любых членов семьи: у родителей и детей, мужей и жен, братьев и сестер, а также у родственников по ли­нии жены и мужа. Опрос может проводиться одновременно всех чле­нов семьи или порознь. Наконец, мнения могут фиксироваться лишь у лидеров семейных мнений либо у индивидов, доминирующих в тех или иных семейных ситуациях, или у так называемых глав семьи (как это было прежде в ряде «всесоюзных» переписей населения). Чаще всего в опросах (социологических и демографических) обращаются к жен­щинам и крайне редко к мужчинам и детям.

Социальная ситуация опроса является разновидностью социального поведения людей и строится по всем законам диспозиционнои регуля­ции поведения (термин диспозиция означает предрасположенность к каким-либо ценностям, убеждениям, мнениям, действиям, поступ­кам)13. Диспозиции опосредуют взаимосвязь между возникающими си­туациями и иерархией потребностей личности, между ставшей актуаль-

IJ Я д о в В А. О диспозиционнои регуляции социального поведения лич-ностя//Методологические проблемы социальной психологии. М , 1975.

118

ной в этой иерархии потребностью в связи с той или иной конкретной ситуацией. Схематически это выглядит так:

ПОТРЕБНОСТИ - ДИСПОЗИЦИИ - СИТУАЦИИ

При опросе активизируются те или иные потребности личности, связанные с самовыражением, желанием как-то подчеркнуть свою при­надлежность к каким-либо социальным группам, и т. д. Мотивы учас­тия в опросе могут быть разнообразными, сама ситуация опроса может интерпретироваться как угодно широко, и, разумеется, высказывание мнений будет зависеть не только от искренности или намерений рес­пондента, но и от возможностей, создаваемых социологом, использую­щим условия и средства исследования, микроситуации самого интервью­ирования или анкетирования. Центральным блоком является опреде­ление респондентом предлагаемых ему в анкете вопросов-ситуаций ис­ходя из актуализировавшихся мотивов, ценностных ориентации, пред­почтений своего Я. Схема 3.1 показывает процесс выработки и высказы­вания мнений, когда конечным результатом «респондентского поведе­ния» оказывается целый ряд ответов-мнений. Задача социолога состоит в том, чтобы установить достоверность мнений о каких-то аспектах се­мейного поведения респондента Важно, оказались ли эти мнения сфор­мированными в процессе опроса или они выражают давно сложившие­ся убеждения, либо в ответах содержатся уже измененные по сравне­нию с прошлым мнения. Схема также показывает, что в ходе опроса уже высказанные и зафиксированные в анкете мнения (как результаты по­ведения) оказывают в свою очередь воздействие на определение ситуа­ции опроса, на интерпретацию вновь задаваемых в анкете вопросов.


Схема 3.1.

ДИСПОЗИЦИОННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕСПОНДЕНТА

ПРИ ОПРОСЕ

Индивидуальные

потребности

и потребность

участия в опросе

Определение респон

дентом ситуации

опроса и формирова

ние мнений

Социальные ситуации опроса

он-

и зва-

Результаты поведения -высказывание мнений

119

В соответствии с данной схемой можно рассматривать не только поведение опрашиваемого, но и интервьюера, анкетера. Социолог ра­ботает в какой-либо организации, его мотивация профессиональна, он прямо заинтересован в проведении интервью. Мотивация респондента к участию в опросе не столь четкая, даже если это участие каким-либо образом оплачивается.

В теоретически ориентированных исследованиях обычно апеллируют к научной и социальной значимости выявляемых мнений, тем не менее полученное согласие на участие в опросе остается неясным по своим побуждениям Социолог, «уговорив» человека стать респондентом, при­ступает к делу в надежде, что по мере заполнения вопросника кое-что прояснится. Обычно считают, что инициируют сама семейная темати­ка, желание человека поделиться наболевшим, поговорить по душам, исповедаться Именно здесь возникает вопрос о месте проведения оп­роса: проходит он на дому или по месту работы. В советские времена по приказу начальства люди отрывались от работы и независимо от того, выгодно это было им лично или нет, приходилось участвовать в опро­сах Нужность этого мероприятия вышестоящим инстанциям опреде­ляла и ценность самого исследования, и отношение к ученым.

Опрос же на дому требовал от социологов большей изобретатель­ности в смысле уговаривания ведь отнималось много времени от до­машних дел, от заботы о детях (с которыми кто-то должен был зани­маться, если это дошкольники), от ухода за больными и т. д Но вме­сте с тем согласие участвовать в опросе в этих житейских обстоятель­ствах означало наличие мотивированности самих респондентов. Это подтверждается фактом более высокого процента заполнения и возврата оставлявшихся на дому анкет в сравнении с заполнявшимися на рабо­те Таким образом, решение об участии в опросе есть итог действия механизма определения ситуаций, когда просьба социологов и какие-либо личные побуждения делают ситуацию опроса приемлемой (по­скольку возможность отказа всегда имеется даже у тех, кто предпочи­тает подчиняться воле начальства).


В процессе заполнения анкеты диспозиционный блок принятия решений работает активно, так как не по каждому из задаваемых рес­понденту вопросов у него есть готовое, уже сложившееся мнение А поскольку в анкетах требуется отвечать на все вопросы без пропусков, то значит, приходится формировать некоторые мнения «на ходу» С этим связаны разного рода курьезы, когда респондентами начинают оце­ниваться несуществующие фильмы, книги, люди, товары и т. д. Вклю­чая подобные провокационные вопросы, социологи пытаются тем са­мым измерить степень осведомленности опрашиваемых К примеру, поместив в список методов контрацепции несуществующую «мерлиа-

120

цию» и мало кому известную вазектомию, можно получить примерно одинаковые ответы об «эффективности» этих способов, последний из которых означает стерилизацию. В итоге выясняется картина слабой информированности населения о насущных проблемах, дополняемая представлением о действительно имеющем место процессе формиро­вания мнений при заполнении анкеты

Любая анкета представляет собой больший или меньший по объе­му свод головоломок, кроссвордов и ребусов, приводящих в действие всю систему диспозиций, но прежде всего блок определения ситуаций, принятия решений о высказывании тех или иных мнений. Каждый воп­рос — новая задачка, каждый ответ — результат решения, каждое мне­ние — продукт активизации установок и ориентации личности. При опросе человек становится респондентом, т. е. исследователем экспе­риментальных ситуаций, «решателем» лабораторных задач. Исходя из сказанного, будем различать мнения, формируемые в ходе анкетиро­вания, и мнения, уже сложившиеся до опроса.

В связи с этим инструментарий опроса следует оценивать по соот­ношению этих двух типов мнений. Чем больше в анкете вопросов о том, личное отношение к чему отсутствует, тем менее профессиональ­ным является исследование. Если опрос направлен на выяснение мне­ний о демографической ситуации в стране и мире, о методах контра­цепции или лечения бесплодия, то надо позаботиться об уменьшении головоломок. Многие не имеют своего суждения о тенденциях изме­нения института семьи, о демографическом положении страны, о тре­бующихся действиях государства, поскольку это далеко от личного опыта или может даже противоречить ему. Если же изучается конкрет­ное семейное поведение, в котором участники разбираются хорошо, то важно уметь зафиксировать установки и убеждения людей, смешен­ные в сторону их семейной практики, связанные с невольной защитой привычного опыта семейной жизни.


В социологических опросах на семейные темы следует создавать все возможности для высказывания респондентами имеющихся у них мне­ний. Сужение зоны этих возможностей вследствие дилетантизма или элементарной предвзятости существенно искажает результаты. На схе­ме 3.5 показано, что на пути получения надежной информации имеет­ся много препятствий Социолог должен уметь контролировать все эта­пы достижения достоверности мнений по степени их адекватности, искренности, возможности выражения и точности фиксации.

Схема 3.5 ориентирована на выявление самого сложного вида мне­ний — о своем собственном поведении в семье, о семейных взаимоот­ношениях и о жизненной истории семьи и семейных поколений. (Мне­ния о семейной политике исключены как менее сложные, поскольку

121

122

Схема 3.2. ДОСТОВЕРНОСТЬ ВЫЯВЛЕНИЯ МНЕНИЙ ПРИ ОПРОСЕ

через них не выявляются никакие иные поведенческие феномены.) В нижнюю часть схемы включается все то, о чем высказываются мне­ния. Этот блок схемы очерчивает семейную реальность, существую­щую вне всяких научных исследований, и там функционируют мнения членов семьи, высказываемые в обшении друг с другом и не высказы­ваемые вслух, умалчиваемые («подумал, но не сказал»),

Семья — арена непрерывных интерпретаций, никем специально не фиксируемых с точки зрения их адекватности реальному ходу событий. Проблема достоверности появляется только при специальном исследо­вании, в жизни расхождение ожиданий с действительными ситуациями оборачивается стрессами, размолвками, конфликтами и т. п. Разумеет­ся, подобный разнобой в интерпретациях лучше всего исследовать с помощью документов разного рода, так как мнения о взаимоотноше­ниях и о своей роли в них смещены в сторону защиты своего Я.

Однако, если задача состоит в изучении технологического процес­са достижения того или иного результата, если исследовательская за­дача сугубо инструментальна, то возникает проблема достоверности высказываемых респондентом мнений о тех поведенческих феноменах, которые содействовали полученному результату. Если же стремиться к системному изучению семейных мнений, к выявлению всех мнений, в том числе и внеинструментальных (неверных с точки зрения ото­бражения семейных событий, но интересных именно своей субъектив­ностью), то рассмотрение подобных мнений по критерию достовер­ности и обоснованности отпадает. Эти мнения оказываются уже дос­товерными, так как сами по себе важны. Поэтому в схеме 3.2. к ним относятся лишь проблемы измерения по блокам надежности, возмож­ностей выражения и высказывания мнений.


Блок формирования мнений и оценки их с точки зрения адекват­ности и обоснованности относится только к инструментальным ис­следованиям. В схеме различаются «защитные» и «подлинные» моти­вы поведения. Их нельзя трактовать как ложные и истинные, это об­ласть глубинной психологии. Наибольший интерес вызывает при этом защитный мотив, который, согласно польскому психологу К. Обухов-скому, содержит противоречие между провозглашаемой целью и при­меняемыми для ее достижения средствами, так что конкретные дей­ствия обнаруживают иную, часто скрытую от самого человека цель14. Мотив как побуждение к некоему действию или результату всегда ин-струментален, и если результат явно отличается от ожидавшегося, то при отсутствии видимых препятствий или усилий по их устранению можно говорить о наличии подспудной цели.

Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. С. 28-35

123

К этому надо добавить, что выдвигаемая цель может быть сколь угодно ложной, иллюзорной, фантастической, но если она есть, про­возглашается, то, значит, по успеху ее реализации положено оценивать предпринимаемые действия. Ясно, что, за исключением криминальных и патологических случаев, декларируются социально одобряемые цели (рационализации). Однако фактические действия на самом деле опре­деляются другими целями, осуждаемыми или неприемлемыми лично. Арена семейных интеракций перегружена защитными мотивами и ла­тентно (скрытно) действующими целями. Поэтому любой опрос на се­мейные темы чреват столкновением с защитным поведением респон­дентов.

Например, в интервью о «причинах» различия числа детей в семь­ях социолог столкнется с людьми, высказывающимися о своих р. про­дуктивных мотивах защитного и подлинного характера. Как тут быть с адекватным формированием мнений? Возьмем интервью, ориентиро­ванное на анализ результата (инструментальная направленность). Здесь важно знать, что действительно побудило к итоговому числу детей в семье, и поэтому все, уводящее в сторону, следует устранить как не­адекватное. Поэтому требуется оценить адекватность мнений о под­линных и защитных мотивах рождения, допустим троих детей в семье. И необходимо уметь отличить от них неадекватные мнения о тех же подлинных и защитных мотивах.

Это не казуистика и не игра в слова: надо помнить, что не только в обиходе существуют защитные интерпретации, они создаются также ситуацией опроса. Если перед проведением социологического исследо­вания было решено использовать мнение как источник информации о репродуктивной мотивации (а не разного рода документы), то, учиты­вая всю многозначность мнения, следует позаботиться об измерении через сию призму именно того, что надо измерить.