ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1444
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
Носит ли вопрос интимный характер? __^_ Нет.
Есть ли вероятность конфликта с идеализированным представлением оп рашиваемого о себе? .^ , Нет.
Касается ли вопрос неосознаваемых обстоятельств? Нет.
129
Следующее задание связано с анализом фрагмента одной из анкет об образе жизни21 Первое, что требуется сделать, это оценить, в какой мере исследовательский вопрос переведен на язык респондента, т е. оценить по 12 контрольным критериям. Далее надо определить, имеются ли в рассматриваемом закрытом вопросе атрибутивные ошибки в соответствии с теорией Хаидера — Келли. Наконец, надо сгруппировать по типам варианты ответов, есть ли среди них те, что активизируют защитные мотивы. Ниже дан закрытый вопрос для оценки'
Если у Вас есть дети, то какие обстоятельства препятствуют увеличению их числа в вашей семье9 — Укажите от I до 3 мотивов
О профессиональная деятельность,
I учеба,
2 еще успеем приобрести,
3 матери приходится отставать от жизни,
4 жилищные условия,
5 несогласия в семье,
6 не остается свободного времени,
7 материальные затруднения,
8 не с кем оставить детей,
9 большая нагрузка по дому,
10 больше не хочу,
11 имеющимся детям надо дать хорошее воспитание и образова ние,
12 трудности с устройством детей в детские сады и ясли,
13 ухудшилось состояние здоровья,
14 в наше время не принято большое число детей,
15 супруг (а) чрезмерно употребляет алкоголь,
16 считаю себя слишком старой(ым),
17 слабое здоровье имеющихся детей (ребенка),
18 отсутствие супруга,
19 другие мотивы (какие?).
По теме соответствия исследовательских вопросов анкетным рекомендуется написать курсовую работу на основе отечественных опросов семьи 60—80-х гг. и определить все встречающиеся «помехи»,
21Эглите П А Факторы и мотивы демографического поведения Рига, 1984 С 284
130
обобщив их по типам и выделив явно защитные, но та*' \о ,i тз, что вызваны свойствами респондента
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 3
1. Применение системного анализа в социологии семьи позволяет искать и находить системную интеграцию множества интерпретаций семейной реальности Взаимодействие различных перспектив достигается с помощью принципа взаимной дополнительности научных школ и парадигм. Системный подход очерчивает границы использования понятийного аппарата, предназначенного для описания индивидуального поведения, к изучению семьи как целого
2 Социологическое исследование является одной из форм реализации системного подхода к семье Социологическое исследование как разновидность социального отличается от последнего не по каким-то особым методам, а по своему предмету Для всякого социологического исследования обязательно измерение системы ценностей, потребностей, мотивов и установок респондентов. Теория задает диапазон собираемой и интерпретируемой информации, при работе над теоретическим разделом программы главная задача — описать возможную деформацию данных при выбранных целях и методах исследования.
3. С точки зрения потенциального искажения данных наиболее уязвимым является метод опроса, наименее — анализ документов, тогда как наблюдение занимает промежуточное положение. Социолог при опросе как бы конструирует через анкету изучаемый феномен, документ же существует в жизни и создан не для исследовательских целей Документ как максимум является первичной интерпретацией, поскольку обращен его создателем к кому-либо. Анкета, заполненная респондентом, и рассказ респондента о своей жизни — это уже вторичная интерпретация, ориентированная на «общество» в лице социолога. Трактовка этих материалов ученым — это уже третичная интерпретация. Методология показывает, как применяются теории в конкретных обстоятельствах, как возникают методики изучения, т. е. как происходит взаимодействие рабочей концепции с приемами конструирования и толкования фактов. Согласно И С. Алексееву и Ф. М Бородкину, в социологии, как и в физике, нет классических объектов наблюдения, не зависящих от наблюдателя и от применяемых им инструментов, поэтому в социологии объектом исследования всегда оказывается взаимодействие в системе «объект — условия наблюдения — наблюдатель».
131
4. При сопоставлении взаимодействий трех методов сбора информации выясняется, что объекты их наблюдения не могут считаться независимыми от условий исследования и исследователя. Вместе с тем классическая трактовка объекта наблюдения, скорее, относится к документу. В феноменологической социологии все документы есть реи-фицированные продукты обиходных интерпретаций, поэтому данные статистики, справочников, архивов и т. д. лишь в узком смысле могут считаться «естественными», несконструированными.
Следует различать 0-параметры (явно не зависящие от способа измерения — пол, возраст, место рождения и т. п.) и S-параметры, ста новящиеся измеримыми лишь в момент взаимодействия условий и объекта наблюдения (мотивы, установки, ценности и т. д.). В статис тике мнений о числе детей в семье возможность оперировать цифрами, создает иллюзию, будто измеряемая числом детей реальность являет ся классическим объектом наблюдения
В социологии семьи невозможно получить объект наблюдения (ОН) как « объект в себе», независимый от условий наблюдения (УН). Поэтому результаты опросов воспроизводимы лишь на уровне УН — ОН, отсюда описание всех условий исследования в отчетах и публика циях — единственное средство не только проверки, но и понимания анализируемых данных. Большинство отечественных публикаций об итогах исследований семьи не выполняет основного требования — со здать возможность другим ученым в другое время и в другом месте получить те же данные и выводы.
7. Имеется четыре типа взаимодействия СН — УН — ОН, которые различаются в зависимости от метода исследования и по степени неконтролируемости взаимовлияний и деформации данных. Эта неконтролируемость различна на этапе разработки теоретической программы. При контент-анализе социолог выступает в роли исследователя, так как имеет место наименее неконтролируемое взаимовлияние. При опросе социолог конструирует ОН, а не контролируем ость взаимовлияний и деформаций данных наибольшая. На стадии сбора данных при опросе и наблюдении в сравнении с контент-анализом появляется наиболее неконтролируемый тип взаимодействия УН — ОН. На стадии анализа данных необходимо соблюдать требование неизменности методик, применявшихся в исследовании.
8 Наибольшая подверженность метода опроса искажениям данных заставляет понять ситуацию опроса как разновидность социального поведения, когда респондент в зависимости от собственного определения и восприятия исследовательской ситуации формулирует и высказывает мнения о своей семье и своем семейном поведении.
132
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Адекватное и неадекватное формирование мнений
Включенное и участвующее наблюдение
Возможности выражения мнений
Искреннее и неискреннее высказывание мнений
Исследовательский и анкетный вопрос
Классический объект
Невоспроизводимость системы УН-ОН
Неконтролируемое взаимодействие объекта и условий наблюдения
Объект исследования
Объект наблюдения ОН
О-параметры
Первичная и вторичная информация
Первичная — вторичная — третичная интерпретация данных
Потенциальная деформация данных
Проективные методики и тесты
Социальное и социологическое исследование
Социолог-наблюдатель СН
S-параметры
Типы взаимодействий СН-УН-ОН
Типы и виды мнений о семье и семейном поведении
Условия наблюдения УН
Фиксация мнений
ЛИТЕРАТУРА
Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
Аверьянов Л. Я. Почему люди задают вопросы? М., 1993
Алексеев И. С., Бородкин Ф. М. Принцип дополнительности в социологии // Моделирование социальных процессов. М., 1970.
Антонов А. И. Проблемы измерения репродуктивной мотивации // Развитие населения. М., 1974; Он же: Социологические методы // Система знаний о народонаселении М , 1976; Он же: Социологические методы//Демография. М., 1997.
Антонов А. И., Медков В.М. Второй ребенок М., 1987.
Воронов Ю.П Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.
Груш и н Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967
Жабский М. и др. Методология прикладного социологического исследования. Институт теории и истории кино. М., 1976.
Кун Т. Приоритет парадигм//Структура научных революций. М., 1977.
Куприян А. П Проблема эксперимента в общественной практике. М., 1981.
Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.
Мацковский М. С. Социология семьи. М., 1989.
133
Мельникова О. Т. Качественные методы // Введение в практи ческую социальную психологию. М., 3994.
Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 119—139, 156-181.
Ноэль Э. Массовые опросы М., 1978.
Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. (Главы 1 и 2.)
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук М., 1972. С. 141-151,197-247.
Рабочая книга социолога. М., 1976.
Филипсом М. Теория, методология и концептуализация // Новые направления в социологической теории. М., 1978.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Том 2. М., 1986.
Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Глава 4
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
И мудрый Вольтер сомневался в ядовитости кофе.
Козьма Прутков
4.1 Методология изучения стадий семейного цикла.
Неполнота жизненного цикла семьи.
Применение циклического подхода при изучении семейных бюд жетов.
4 4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства).
Методы генеалогического исследования семьи.
Методы изучения семейных биографий и линий жизни семьи.
Краткое содержание главы
Исследование жизненного цикла семьи является областью пересечения интересов двух дисциплин — микросоциологии семьи и демографии семьи. Общей задачей для них нельзя не признать разработку такого терминологического и концептуального аппарата, который адекватно представлял бы динамику движения семей от старта к финишу с учетом смерти и развода на всех стадиях цикла. Демографическая статистика стремится обеспечить статистическими данными маргинальные, пограничные семейные события, обозначающие переход от одной стадии цикла к другой Она дает статистическую картину движения всей массы семей (на общенациональном и региональном уровнях), но подразделенной по типам, характерным для стадий семейной динамики. Демография семьи осуществляет анализ факторов наступления маргинальных событий, изменения длительности стадий и средней продолжительности всего цикла, создает модели линий или траекторий движения семей, в том числе имитационные, в целях определения тенденций и перспектив жизненного цикла семей. Социология семьи расширяет область анализа семейного цикла благодаря углубленным выборочным исследованиям продольного или лонгитюдного характера, направленным на анализ движущих сил всего многообразия линий и траекторий семейного цикла. Социологический анализ дает социальный портрет наиболее типических форм полноты и неполноты семейного цикла. Социолог изучает судьбы семей в контексте всего жизненного цикла, определяя социальный потенциал расширенных и нуклеарных семей, многодетных и малодетных, стабильных и неблагополучных Системный анализ реализации этого потенциала по стадиям цикла позволяет найти нормальные и стрессогенные переходы. Именно социологами начата работа по типологии неполноты семейного цикла: а) в связи со смертью членов семьи (вызывающей сиротство, вдовство, бездетность), б) распадом семьи из-за разводов, ведущих к депривации детей от родителей; в) в связи с семейными разлуками — с разделением супругов (вынужденным и добровольным) и с делривацией родителей от детей и детей от родителей, также вынужденной или добровольной. Метод семейных биографий или жизненных историй семей позволяет детально изучить причины и последствия той или иной степени полноты цикла, а также подробности жизни семейных поколений