Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

  1. Носит ли вопрос интимный характер? __^_ Нет.

  2. Есть ли вероятность конфликта с идеализированным представлением оп­ рашиваемого о себе? .^ , Нет.

  3. Касается ли вопрос неосознаваемых обстоятельств? Нет.

129

ПРАКТИКУМ Теперь читателю предлагается определить, какие из приведенных выше 12 вопросов могут получить однозначно ответ «Да», если тема опроса будет связана с семьей (причем независимо от того, какие именно конкретно аспекты семейных отношений и семейного поведения изучаются).

Следующее задание связано с анализом фрагмента одной из анкет об образе жизни21 Первое, что требуется сделать, это оценить, в ка­кой мере исследовательский вопрос переведен на язык респондента, т е. оценить по 12 контрольным критериям. Далее надо определить, имеются ли в рассматриваемом закрытом вопросе атрибутивные ошиб­ки в соответствии с теорией Хаидера — Келли. Наконец, надо сгруппи­ровать по типам варианты ответов, есть ли среди них те, что активизи­руют защитные мотивы. Ниже дан закрытый вопрос для оценки'

Если у Вас есть дети, то какие обстоятельства препятствуют увели­чению их числа в вашей семье9 — Укажите от I до 3 мотивов

  • О профессиональная деятельность,

  • I учеба,

  • 2 еще успеем приобрести,

  • 3 матери приходится отставать от жизни,

  • 4 жилищные условия,

  • 5 несогласия в семье,

  • 6 не остается свободного времени,

  • 7 материальные затруднения,

  • 8 не с кем оставить детей,

  • 9 большая нагрузка по дому,

  • 10 больше не хочу,

  • 11 имеющимся детям надо дать хорошее воспитание и образова­ ние,

  • 12 трудности с устройством детей в детские сады и ясли,

  • 13 ухудшилось состояние здоровья,

  • 14 в наше время не принято большое число детей,

  • 15 супруг (а) чрезмерно употребляет алкоголь,

  • 16 считаю себя слишком старой(ым),

  • 17 слабое здоровье имеющихся детей (ребенка),

  • 18 отсутствие супруга,

  • 19 другие мотивы (какие?).

По теме соответствия исследовательских вопросов анкетным ре­комендуется написать курсовую работу на основе отечественных оп­росов семьи 60—80-х гг. и определить все встречающиеся «помехи»,

21Эглите П А Факторы и мотивы демографического поведения Рига, 1984 С 284


130

обобщив их по типам и выделив явно защитные, но та*' \о ,i тз, что вызваны свойствами респондента

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 3

1. Применение системного анализа в социологии семьи позволяет искать и находить системную интеграцию множества интерпретаций семейной реальности Взаимодействие различных перспектив достига­ется с помощью принципа взаимной дополнительности научных школ и парадигм. Системный подход очерчивает границы использования по­нятийного аппарата, предназначенного для описания индивидуально­го поведения, к изучению семьи как целого

2 Социологическое исследование является одной из форм реа­лизации системного подхода к семье Социологическое исследование как разновидность социального отличается от последнего не по ка­ким-то особым методам, а по своему предмету Для всякого социо­логического исследования обязательно измерение системы ценнос­тей, потребностей, мотивов и установок респондентов. Теория за­дает диапазон собираемой и интерпретируемой информации, при работе над теоретическим разделом программы главная задача — описать возможную деформацию данных при выбранных целях и методах исследования.

3. С точки зрения потенциального искажения данных наиболее уязвимым является метод опроса, наименее — анализ документов, тог­да как наблюдение занимает промежуточное положение. Социолог при опросе как бы конструирует через анкету изучаемый феномен, документ же существует в жизни и создан не для исследовательских целей Документ как максимум является первичной интерпретацией, поскольку обращен его создателем к кому-либо. Анкета, заполнен­ная респондентом, и рассказ респондента о своей жизни — это уже вторичная интерпретация, ориентированная на «общество» в лице со­циолога. Трактовка этих материалов ученым — это уже третичная ин­терпретация. Методология показывает, как применяются теории в конкретных обстоятельствах, как возникают методики изучения, т. е. как происходит взаимодействие рабочей концепции с приемами кон­струирования и толкования фактов. Согласно И С. Алексееву и Ф. М Бородкину, в социологии, как и в физике, нет классических объектов наблюдения, не зависящих от наблюдателя и от применяе­мых им инструментов, поэтому в социологии объектом исследования всегда оказывается взаимодействие в системе «объект — условия на­блюдения — наблюдатель».

131

4. При сопоставлении взаимодействий трех методов сбора инфор­мации выясняется, что объекты их наблюдения не могут считаться независимыми от условий исследования и исследователя. Вместе с тем классическая трактовка объекта наблюдения, скорее, относится к до­кументу. В феноменологической социологии все документы есть реи-фицированные продукты обиходных интерпретаций, поэтому данные статистики, справочников, архивов и т. д. лишь в узком смысле могут считаться «естественными», несконструированными.


  1. Следует различать 0-параметры (явно не зависящие от способа измерения — пол, возраст, место рождения и т. п.) и S-параметры, ста­ новящиеся измеримыми лишь в момент взаимодействия условий и объекта наблюдения (мотивы, установки, ценности и т. д.). В статис­ тике мнений о числе детей в семье возможность оперировать цифрами, создает иллюзию, будто измеряемая числом детей реальность являет­ ся классическим объектом наблюдения

  2. В социологии семьи невозможно получить объект наблюдения (ОН) как « объект в себе», независимый от условий наблюдения (УН). Поэтому результаты опросов воспроизводимы лишь на уровне УН — ОН, отсюда описание всех условий исследования в отчетах и публика­ циях — единственное средство не только проверки, но и понимания анализируемых данных. Большинство отечественных публикаций об итогах исследований семьи не выполняет основного требования — со­ здать возможность другим ученым в другое время и в другом месте получить те же данные и выводы.

7. Имеется четыре типа взаимодействия СН — УН — ОН, которые различаются в зависимости от метода исследования и по степени не­контролируемости взаимовлияний и деформации данных. Эта неконт­ролируемость различна на этапе разработки теоретической програм­мы. При контент-анализе социолог выступает в роли исследователя, так как имеет место наименее неконтролируемое взаимовлияние. При опросе социолог конструирует ОН, а не контролируем ость взаимовли­яний и деформаций данных наибольшая. На стадии сбора данных при опросе и наблюдении в сравнении с контент-анализом появляется наиболее неконтролируемый тип взаимодействия УН — ОН. На ста­дии анализа данных необходимо соблюдать требование неизменности методик, применявшихся в исследовании.

8 Наибольшая подверженность метода опроса искажениям данных заставляет понять ситуацию опроса как разновидность социального поведения, когда респондент в зависимости от собственного опреде­ления и восприятия исследовательской ситуации формулирует и выс­казывает мнения о своей семье и своем семейном поведении.

132

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Адекватное и неадекватное фор­мирование мнений

Включенное и участвующее на­блюдение

Возможности выражения мнений

Искреннее и неискреннее выска­зывание мнений

Исследовательский и анкетный вопрос

Классический объект

Невоспроизводимость системы УН-ОН


Неконтролируемое взаимодей­ствие объекта и условий наблю­дения

Объект исследования

Объект наблюдения ОН

О-параметры

Первичная и вторичная информа­ция

Первичная — вторичная — третич­ная интерпретация данных

Потенциальная деформация дан­ных

Проективные методики и тесты

Социальное и социологическое исследование

Социолог-наблюдатель СН

S-параметры

Типы взаимодействий СН-УН-ОН

Типы и виды мнений о семье и семейном поведении

Условия наблюдения УН

Фиксация мнений

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

Аверьянов Л. Я. Почему люди задают вопросы? М., 1993

Алексеев И. С., Бородкин Ф. М. Принцип дополнительнос­ти в социологии // Моделирование социальных процессов. М., 1970.

Антонов А. И. Проблемы измерения репродуктивной мотива­ции // Развитие населения. М., 1974; Он же: Социологические мето­ды // Система знаний о народонаселении М , 1976; Он же: Социоло­гические методы//Демография. М., 1997.

Антонов А. И., Медков В.М. Второй ребенок М., 1987.

Воронов Ю.П Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.

Груш и н Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967

Жабский М. и др. Методология прикладного социологического исследования. Институт теории и истории кино. М., 1976.

Кун Т. Приоритет парадигм//Структура научных революций. М., 1977.

Куприян А. П Проблема эксперимента в общественной прак­тике. М., 1981.

Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

Мацковский М. С. Социология семьи. М., 1989.

133

Мельникова О. Т. Качественные методы // Введение в практи ческую социальную психологию. М., 3994.

Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 119—139, 156-181.

Ноэль Э. Массовые опросы М., 1978.

Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. (Гла­вы 1 и 2.)

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук М., 1972. С. 141-151,197-247.

Рабочая книга социолога. М., 1976.

Филипсом М. Теория, методология и концептуализация // Но­вые направления в социологической теории. М., 1978.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Том 2. М., 1986.

Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.


Глава 4

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ

И мудрый Вольтер сомневался в ядовитости кофе.

Козьма Прутков

4.1 Методология изучения стадий семейного цикла.

  1. Неполнота жизненного цикла семьи.

  2. Применение циклического подхода при изучении семейных бюд­ жетов.

4 4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства).

  1. Методы генеалогического исследования семьи.

  2. Методы изучения семейных биографий и линий жизни семьи.

Краткое содержание главы

Исследование жизненного цикла семьи является областью пересе­чения интересов двух дисциплин — микросоциологии семьи и демогра­фии семьи. Общей задачей для них нельзя не признать разработку тако­го терминологического и концептуального аппарата, который адекват­но представлял бы динамику движения семей от старта к финишу с уче­том смерти и развода на всех стадиях цикла. Демографическая статис­тика стремится обеспечить статистическими данными маргинальные, пограничные семейные события, обозначающие переход от одной ста­дии цикла к другой Она дает статистическую картину движения всей массы семей (на общенациональном и региональном уровнях), но под­разделенной по типам, характерным для стадий семейной динамики. Демография семьи осуществляет анализ факторов наступления марги­нальных событий, изменения длительности стадий и средней продол­жительности всего цикла, создает модели линий или траекторий движе­ния семей, в том числе имитационные, в целях определения тенденций и перспектив жизненного цикла семей. Социология семьи расширяет область анализа семейного цикла благодаря углубленным выборочным исследованиям продольного или лонгитюдного характера, направлен­ным на анализ движущих сил всего многообразия линий и траекторий семейного цикла. Социологический анализ дает социальный портрет наиболее типических форм полноты и неполноты семейного цикла. Социолог изучает судьбы семей в контексте всего жизненного цикла, определяя социальный потенциал расширенных и нуклеарных семей, многодетных и малодетных, стабильных и неблагополучных Систем­ный анализ реализации этого потенциала по стадиям цикла позволяет найти нормальные и стрессогенные переходы. Именно социологами начата работа по типологии неполноты семейного цикла: а) в связи со смертью членов семьи (вызывающей сиротство, вдовство, бездетность), б) распадом семьи из-за разводов, ведущих к депривации детей от роди­телей; в) в связи с семейными разлуками — с разделением супругов (вы­нужденным и добровольным) и с делривацией родителей от детей и де­тей от родителей, также вынужденной или добровольной. Метод семей­ных биографий или жизненных историй семей позволяет детально изу­чить причины и последствия той или иной степени полноты цикла, а также подробности жизни семейных поколений