ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1452
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
Важно помнить, что анализ возможных ролевых комбинаций строится в рамках полного комплекта из 12 ролей, без введения каких-либо
186
иных ролей. В вышеприведенных рассуждениях это условие было нарушено, когда упоминались роли «женщина» и «мальчик», относящиеся собственно к межличностным ролям. Все семейные роли — социокультурные по своей природе, но в узком смысле это название закрепляется чисто конвенционально лишь за 12 ролями, указанными в схеме 4.4. Межличностных семейных ролей гораздо больше, и они характеризуют специфику взаимоотношений в семье. Например, жена может относиться к мужу, как к ребенку, или муж — к жене, как к больной. Или чрезмерно опекаемый ребенок в однодетной семье может стать деспотом, претендуя на лидерство во всем и везде. Либо в семьях с несколькими детьми, где общение строится в контексте сиб-лингов (братьев и сестер вместе), какой-либо ребенок может навязывать окружающим себя в роли «любимчика». В социальной психологии межличностным ролям уделяется особое внимание. Некоторые теории личности, как, например, трансактный анализ Э. Берна, целиком построены на взаимодействии Эго-состояний Родителя — Взрослого — Ребенка, т. е, на идентификации Я с этими тремя межличностными символами — внутрисемейными ролями.
Описанная выше структура семьи по внутрисемейным ролям (кроме типа № 21) отражает единство трех образующих семью отношений «супружества — родительства — родства» и косвенно характеризует через возникновение новых ролей первые три стадии семейного цикла. Для различения нуклеарной и расширенной семьи требуется разработка иных структурных критериев, нежели фиксация события, связанного с отделением от родителей выросших и вступивших в брак детей. Это событие, разграничивающее стадии социализации и прародительства, в силу своего массового характера стало дискриминирующим, отличающим семью 2-й и 3-й стадий цикла от семьи, объединяющей в себе семью родительскую с семьей репродуктивной.
Вместе с тем имеется четкий критерий различения этих двух типов семей, предложенный Г. Мэрдоком, крупнейшим американским социологом, в его часто цитируемой и сегодня (и не только в учебниках) книге «Социальная структура» (1949)48. Понятие нуклеарной позиции позволяет осуществить эту процедуру. Нуклеарная позиция есть не что иное, как сдвоенные, попарные роли «ядра» семьи: родителей — супругов и их отпрысков — сиблингов (муж — отец, жена — мать, сын или дочь — брат или сестра (последняя позиция во множественном числе будет выглядеть так: дети — сиблинги, т. е. братья и сестры). Полная нуклеарная семья имеет три и только все три нуклеарные позиции. Неполные виды семьи или осколочные формы нуклеарности состоят из:
43 Murdock G.P. Social structure. N.Y., 1949.
187
а) двух нуклеарных позиций в случае бездетной пары, б) «полуторной» нуклеарной позиции в случае одного родителя с ребенком или детьми (?-мать, ребенок — сын, либо сыновья — братья и т. п.), в) одной нуклеарной позиции, когда остаются дети без родителей.
Расширенная семья, встречающаяся сегодня в Европе и Северной Америке крайне редко, определяется как та, в которой появляется более трех нуклеарных позиций, причем комбинации могут быть любые. Например, семья, состоящая из мужа, жены, сына и тещи, не является нуклеарной, так как появилась теща — мать жены, т. е. позиция, не входящая в число нуклеарных. Другой пример: муж с двумя женами и семью детьми — это нуклеарная, а не расширенная семья, ибо тут всего три позиции, хотя брак полигинный (полигиния есть разновидность полигамии, второй ее вид — полиандрия, или брак одной женщины с несколькими мужчинами, причем, если они братья, тогда их брак называется фратернальной полиандрией, соответственно брак нескольких сестер с одним мужем ведет к сороральной полигинии).
Сравнительный кросс — культурный анализ распространенности структур расширенной семьи позволил Г. Мэрдоку выделить три чаще всего встречающихся типа. По степени увеличения сложности структуры это стержневая или корневая семья, линеальная и полная расширенная семья (stem family, lineal family and fully extended family). Стержневая семья имеет место, когда один, и только один ребенок (сын или дочь), остается в родительской семье вместе со своим супругом и детьми. Этот тип заметен более всего в сельской местности Европы и у нас также в городах. Линеальная семья — гораздо более экзотический вид и образуется, если все дети одного пола (братья или сестры) остаются в родительском доме после брака.
В Индии наблюдается вариант этой семьи, именуемый составной (joint) семьей, где братья после смерти их отца формируют свои семьи. Это система с двумя и более нуклеарными семьями, каждая из которых имеет не менее двух поколений. Полностью расширенной семьей эта патрилинеальная семья (где наследование ведется по отцовской линии) становится тогда, когда как минимум два брата остаются жить в родительском доме и когда их сыновья женятся и живут со своими детьми все под одной крышей. Подобный тип семьи был распространен в Китае, в горах Памира и др. Рассмотренные типы семей позволяют различать семейные структуры по наследованию (патрилинеальность и мат-рилинеальность), по выбору места проживания молодоженами - в доме родителей мужа (патрилокальность) или в доме родителей жены (мат-рилокальность), по форме брака (моногамия или полигамия).
В XX веке особенно ускорился процесс исторического отмирания многодетности семейных систем и разложения структуры расширен-
188
ной семьи, где прямое родство играет важную роль при формировании сложных семей. Процесс нуклеаризации семьи означает такое отделение репродуктивных семей от расширенной семьи, когда происходит отчуждение от сетей родства и буквальное отмирание многих родственных ролей. Второй процесс, параллельно идущий и продолжающийся ныне, может быть назван коньюгализацией — по названию того типа семьи, который характерен для индустриальной системы. Третий процесс — автономизации или индивидуализации — раскрывает в связи с однодетностью, ростом разводимости и внебрачных сожительств тенденцию к обособлению индивидуальных членов семьи и росту одиночных ЕЮМОХОЗЯЙСТВ.
Термин «коньюгальная семья» введен известным американским исследователем семейных изменений Уильямом Гудом и относится к семье эпохи индустриализации. В центре семейной жизнедеятельности — супружеская пара (отсюда и название коньюгальная семья), которая вовсе не порывает контакты с системой родства и свойства, а лишь исключает из большинства повседневных дел значительную часть родственников и свойственников. Нельзя понимать коньюгальную семью как совершенно изолированную от родственных уз просто исчисление родства ведется теперь как бы двойное и с учетом свойства, хотя нет прежней соединенности отношений родства и свойства у семейно-род-ственных групп. Далее, относительно свободнее стал брачный выбор, практически исчезли приданое и выкуп, а в супружеских интеракииях ослабло главенство мужа, менее авторитарными стали отношения родителей и детей49.
Очень часто сегодня в научных и публицистических текстах употребляют словосочетание «современная семья» в противопоставлении «традиционной семье». Точно не определяется смысл этих понятий, но предполагается, что в отличие от семьи прошлого, по всем статьям устаревшей, процесс модернизации общества приводит к изменению «качества» семейной жизни и к трансформации структур и видов семьи. Современный семейный образ жизни также часто противопоставляется «патриархальщине», под которой понимается все отжившее и архаическое в семейной жизни. Вместе с тем в социологии семьи «патриархальная семья» наряду с «матриархальной семьей» — всего лишь одна из многих разновидностей семьи, типологизируемых по критерию доминирования, главенства или лидерства50.
49 Goode W World revolution and family patterns N Y, 1963 P 7-10. Goode W The family. N.J., 1963. P 51-52.
50Ze]dich M. Family, Marriage and Kinship// Handbook of Modern Sociology. Chicago, 1964. См. схему М Зелдича в книге А. Н. Антонова, В. М Медкова «Социология семьи». С 72.
189
Патриархальная семья относится к семьям с одной структурой влияния, где доминирование во всех областях принятия семейных решений принадлежит мужу, а не жене Имеется несколько типов семей, где доминирует жена или лидирует муж, а также где они доминируют попеременно в разных сферах жизнедеятельности Все эти виды влияний присутствуют в современных семьях и противопоставляются не друг другу, а тем типам семей, где есть совместное принятие решений Однако обиходная интерпретация «современной семьи» закрепляет за ней лишь одно значение «демократической», коллегиальной семьи, где не менее двух равных структур влияний В этом нельзя не видеть воздействие феминизма, когда политическая терминология антагонизма полов в обществе переносится на межличностные отношения родителей
Итак, наряду со структурированием семьи сразу по трем отношениям супружества — родительства — родства, существуют структуры, образуемые отдельно по каждому из этих отношений В связи с ослаблением родственных связей в настоящее время и уравниванием в этом смысле значимости родства со значимостью свойства целесообразно рассмотреть данные структуры подробнее При этом следует отметить, что феномен родства в культуре занимает особое место и в культурологии и антропологии (этнографии) наряду с социологией семьи является одной из центральных тем исследования
Выдающийся антрополог Л Морган в XIX веке открыл инерционность систем родства в сравнении с более подвижными и изменчивыми формами семейной жизнедеятельности В реальности всегда наблюдается сочетание старых, отживших форм родства и явно не соответствующих им новых способов действий и образцов, паттернов семейной активности В антропологии это послужило основанием для конструирования существовавших в прошлом типов семьи по еше сохранившимся формам родства, когда-то вызванным к жизни этими типами семейного функционирования По аналогии можно предположить, что актуальные ныне виды семейной организации также творят на наших глазах новые отношения родства (редуцируемые к свойству9), хотя массовая однодетность исключает все виды родства в связи с отсутствием сиблингов (т е исключается прямое родство между детьми и косвенное родство двоюродного и т д плана) Хотя многие виды родства и свойства уже сегодня становятся на наших глазах «музейными экспонатами», тем не менее (а может быть, и поэтому) следует рассмотреть всю полную систему родства (первичного, вторичного и третичного) в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке и состоящей из 151 родственно-свойственного отношения (см схему 4 5) С учетом моногамных и полигамных отношений возмож-
190
Схема 4,5.
ДИАГРАММА МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА РОДСТВЕННЫХ УЗ В ПОЛИГАМНОМ БРАКЕ
ны 7 типов первичного родства, 33 вторичного (из которых 21 тип дает 99 семейных уз и 12 типов образуют еще 52 семейно-родственные связки — все 40 типов родства дают в сумме сеть из 153 третичных уз).
ПРАКТИКУМ. Построить подобную диаграмму и выяснить общее число родственно-свойственных отношений в нуклеарной семье, основанной на моногамном браке. Но предварительно надо познакомиться с существующей в антропологии практикой, когда в центр диаграммы помешается Я или ЭГО какого-либо члена семьи, относительно которого ведется отсчет. В связи с этим приведем длинную, но очень важную цитату из книги известного этнографа Ю. И. Семенова'
«Системой родства в нашей этнографической литературе принято называть совокупность терминов, которые обозначают существующие в том или ином обществе родственные отношения... Родство есть одна из форм связи между людьми. Только наличие между данными конкретными лицами такой формы связи делает их родственниками. Что же это за форма связи? Понятие о родстве неразрывно связано сегодня с понятием о происхождении. Родственниками являются люди, связанные происхождением. Есть две формы такой связи: первая — это связь между людьми, из которых один произошел от другого, вторая — связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка. В первом случае люди связаны просто происхождением, во втором — общностью происхождения...
Связь посредством рождения является самой простой, элементарной формой отношения родства. Для обозначения этой элементарной единицы нередко употребляется термин «степень родства». Люди, из которых один рожден другим, связаны одной степенью родства, являются родственниками в первой степени. Внука связывает с дедом уже не одна степень родства, а две, они являются родственниками во второй степени. Правнука связывают с прадедом три степени родства, они являются родственниками в третьей степени.
Любое отношение между родственниками независимо от числа степеней родства образует линию родства. Линия родства может состоять как из одной степени, так и из многих. В последнем случае она представляет собой цепь степеней родства. Если людей соединяет линия, состоящая из одной степени родства, то говорят, что их связывает первая степень родства, если линия, состоящая из пяти элементарных единиц, то говорят, что их соединяет пятая степень родства, и т. п.