Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Важно помнить, что анализ возможных ролевых комбинаций стро­ится в рамках полного комплекта из 12 ролей, без введения каких-либо

186

иных ролей. В вышеприведенных рассуждениях это условие было на­рушено, когда упоминались роли «женщина» и «мальчик», относящи­еся собственно к межличностным ролям. Все семейные роли — соци­окультурные по своей природе, но в узком смысле это название зак­репляется чисто конвенционально лишь за 12 ролями, указанными в схеме 4.4. Межличностных семейных ролей гораздо больше, и они ха­рактеризуют специфику взаимоотношений в семье. Например, жена может относиться к мужу, как к ребенку, или муж — к жене, как к больной. Или чрезмерно опекаемый ребенок в однодетной семье мо­жет стать деспотом, претендуя на лидерство во всем и везде. Либо в семьях с несколькими детьми, где общение строится в контексте сиб-лингов (братьев и сестер вместе), какой-либо ребенок может навязы­вать окружающим себя в роли «любимчика». В социальной психоло­гии межличностным ролям уделяется особое внимание. Некоторые теории личности, как, например, трансактный анализ Э. Берна, цели­ком построены на взаимодействии Эго-состояний Родителя — Взрос­лого — Ребенка, т. е, на идентификации Я с этими тремя межличнос­тными символами — внутрисемейными ролями.

Описанная выше структура семьи по внутрисемейным ролям (кроме типа № 21) отражает единство трех образующих семью отношений «суп­ружества — родительства — родства» и косвенно характеризует через возникновение новых ролей первые три стадии семейного цикла. Для различения нуклеарной и расширенной семьи требуется разработка иных структурных критериев, нежели фиксация события, связанного с отделением от родителей выросших и вступивших в брак детей. Это событие, разграничивающее стадии социализации и прародительства, в силу своего массового характера стало дискриминирующим, отлича­ющим семью 2-й и 3-й стадий цикла от семьи, объединяющей в себе семью родительскую с семьей репродуктивной.

Вместе с тем имеется четкий критерий различения этих двух типов семей, предложенный Г. Мэрдоком, крупнейшим американским соци­ологом, в его часто цитируемой и сегодня (и не только в учебниках) книге «Социальная структура» (1949)48. Понятие нуклеарной позиции позволяет осуществить эту процедуру. Нуклеарная позиция есть не что иное, как сдвоенные, попарные роли «ядра» семьи: родителей — суп­ругов и их отпрысков — сиблингов (муж — отец, жена — мать, сын или дочь — брат или сестра (последняя позиция во множественном числе будет выглядеть так: дети — сиблинги, т. е. братья и сестры). Полная нуклеарная семья имеет три и только все три нуклеарные позиции. Не­полные виды семьи или осколочные формы нуклеарности состоят из:


43 Murdock G.P. Social structure. N.Y., 1949.

187

а) двух нуклеарных позиций в случае бездетной пары, б) «полуторной» нуклеарной позиции в случае одного родителя с ребенком или детьми (?-мать, ребенок — сын, либо сыновья — братья и т. п.), в) одной нук­леарной позиции, когда остаются дети без родителей.

Расширенная семья, встречающаяся сегодня в Европе и Северной Америке крайне редко, определяется как та, в которой появляется более трех нуклеарных позиций, причем комбинации могут быть лю­бые. Например, семья, состоящая из мужа, жены, сына и тещи, не является нуклеарной, так как появилась теща — мать жены, т. е. пози­ция, не входящая в число нуклеарных. Другой пример: муж с двумя женами и семью детьми — это нуклеарная, а не расширенная семья, ибо тут всего три позиции, хотя брак полигинный (полигиния есть раз­новидность полигамии, второй ее вид — полиандрия, или брак одной женщины с несколькими мужчинами, причем, если они братья, тогда их брак называется фратернальной полиандрией, соответственно брак нескольких сестер с одним мужем ведет к сороральной полигинии).

Сравнительный кросс — культурный анализ распространенности структур расширенной семьи позволил Г. Мэрдоку выделить три чаще всего встречающихся типа. По степени увеличения сложности струк­туры это стержневая или корневая семья, линеальная и полная рас­ширенная семья (stem family, lineal family and fully extended family). Стержневая семья имеет место, когда один, и только один ребенок (сын или дочь), остается в родительской семье вместе со своим супругом и детьми. Этот тип заметен более всего в сельской местности Европы и у нас также в городах. Линеальная семья — гораздо более экзотичес­кий вид и образуется, если все дети одного пола (братья или сестры) остаются в родительском доме после брака.

В Индии наблюдается вариант этой семьи, именуемый составной (joint) семьей, где братья после смерти их отца формируют свои семьи. Это система с двумя и более нуклеарными семьями, каждая из которых имеет не менее двух поколений. Полностью расширенной семьей эта патрилинеальная семья (где наследование ведется по отцовской линии) становится тогда, когда как минимум два брата остаются жить в роди­тельском доме и когда их сыновья женятся и живут со своими детьми все под одной крышей. Подобный тип семьи был распространен в Ки­тае, в горах Памира и др. Рассмотренные типы семей позволяют разли­чать семейные структуры по наследованию (патрилинеальность и мат-рилинеальность), по выбору места проживания молодоженами - в доме родителей мужа (патрилокальность) или в доме родителей жены (мат-рилокальность), по форме брака (моногамия или полигамия).


В XX веке особенно ускорился процесс исторического отмирания многодетности семейных систем и разложения структуры расширен-

188

ной семьи, где прямое родство играет важную роль при формировании сложных семей. Процесс нуклеаризации семьи означает такое отделе­ние репродуктивных семей от расширенной семьи, когда происходит отчуждение от сетей родства и буквальное отмирание многих родствен­ных ролей. Второй процесс, параллельно идущий и продолжающийся ныне, может быть назван коньюгализацией — по названию того типа семьи, который характерен для индустриальной системы. Третий про­цесс — автономизации или индивидуализации — раскрывает в связи с однодетностью, ростом разводимости и внебрачных сожительств тен­денцию к обособлению индивидуальных членов семьи и росту одиноч­ных ЕЮМОХОЗЯЙСТВ.

Термин «коньюгальная семья» введен известным американским исследователем семейных изменений Уильямом Гудом и относится к семье эпохи индустриализации. В центре семейной жизнедеятельнос­ти — супружеская пара (отсюда и название коньюгальная семья), ко­торая вовсе не порывает контакты с системой родства и свойства, а лишь исключает из большинства повседневных дел значительную часть род­ственников и свойственников. Нельзя понимать коньюгальную семью как совершенно изолированную от родственных уз просто исчисление родства ведется теперь как бы двойное и с учетом свойства, хотя нет прежней соединенности отношений родства и свойства у семейно-род-ственных групп. Далее, относительно свободнее стал брачный выбор, практически исчезли приданое и выкуп, а в супружеских интеракииях ослабло главенство мужа, менее авторитарными стали отношения родителей и детей49.

Очень часто сегодня в научных и публицистических текстах упот­ребляют словосочетание «современная семья» в противопоставлении «традиционной семье». Точно не определяется смысл этих понятий, но предполагается, что в отличие от семьи прошлого, по всем статьям устаревшей, процесс модернизации общества приводит к изменению «качества» семейной жизни и к трансформации структур и видов се­мьи. Современный семейный образ жизни также часто противопостав­ляется «патриархальщине», под которой понимается все отжившее и архаическое в семейной жизни. Вместе с тем в социологии семьи «пат­риархальная семья» наряду с «матриархальной семьей» — всего лишь одна из многих разновидностей семьи, типологизируемых по критерию доминирования, главенства или лидерства50.


49 Goode W World revolution and family patterns N Y, 1963 P 7-10. Goode W The family. N.J., 1963. P 51-52.

50Ze]dich M. Family, Marriage and Kinship// Handbook of Modern Sociology. Chicago, 1964. См. схему М Зелдича в книге А. Н. Антонова, В. М Медкова «Социология семьи». С 72.

189

Патриархальная семья относится к семьям с одной структурой влияния, где доминирование во всех областях принятия семейных ре­шений принадлежит мужу, а не жене Имеется несколько типов се­мей, где доминирует жена или лидирует муж, а также где они доми­нируют попеременно в разных сферах жизнедеятельности Все эти виды влияний присутствуют в современных семьях и противопостав­ляются не друг другу, а тем типам семей, где есть совместное приня­тие решений Однако обиходная интерпретация «современной семьи» закрепляет за ней лишь одно значение «демократической», коллеги­альной семьи, где не менее двух равных структур влияний В этом нельзя не видеть воздействие феминизма, когда политическая терми­нология антагонизма полов в обществе переносится на межличност­ные отношения родителей

Итак, наряду со структурированием семьи сразу по трем отноше­ниям супружества — родительства — родства, существуют структуры, образуемые отдельно по каждому из этих отношений В связи с ослаб­лением родственных связей в настоящее время и уравниванием в этом смысле значимости родства со значимостью свойства целесообразно рассмотреть данные структуры подробнее При этом следует отметить, что феномен родства в культуре занимает особое место и в культуро­логии и антропологии (этнографии) наряду с социологией семьи явля­ется одной из центральных тем исследования

Выдающийся антрополог Л Морган в XIX веке открыл инерци­онность систем родства в сравнении с более подвижными и изменчи­выми формами семейной жизнедеятельности В реальности всегда на­блюдается сочетание старых, отживших форм родства и явно не со­ответствующих им новых способов действий и образцов, паттернов се­мейной активности В антропологии это послужило основанием для конструирования существовавших в прошлом типов семьи по еше со­хранившимся формам родства, когда-то вызванным к жизни этими типами семейного функционирования По аналогии можно предпо­ложить, что актуальные ныне виды семейной организации также тво­рят на наших глазах новые отношения родства (редуцируемые к свой­ству9), хотя массовая однодетность исключает все виды родства в связи с отсутствием сиблингов (т е исключается прямое родство между детьми и косвенное родство двоюродного и т д плана) Хотя многие виды родства и свойства уже сегодня становятся на наших глазах «му­зейными экспонатами», тем не менее (а может быть, и поэтому) сле­дует рассмотреть всю полную систему родства (первичного, вторич­ного и третичного) в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке и состоящей из 151 родственно-свойственного отношения (см схему 4 5) С учетом моногамных и полигамных отношений возмож-


190

Схема 4,5.

ДИАГРАММА МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА РОДСТВЕННЫХ УЗ В ПОЛИГАМНОМ БРАКЕ

ны 7 типов первичного родства, 33 вторичного (из которых 21 тип дает 99 семейных уз и 12 типов образуют еще 52 семейно-родственные связки — все 40 типов родства дают в сумме сеть из 153 третичных уз).

ПРАКТИКУМ. Построить подобную диаграмму и выяснить общее число родственно-свойственных отношений в нуклеарной семье, ос­нованной на моногамном браке. Но предварительно надо познако­миться с существующей в антропологии практикой, когда в центр ди­аграммы помешается Я или ЭГО какого-либо члена семьи, относи­тельно которого ведется отсчет. В связи с этим приведем длинную, но очень важную цитату из книги известного этнографа Ю. И. Семе­нова'

«Системой родства в нашей этнографической литературе принято называть совокупность терминов, которые обозначают существующие в том или ином обществе родственные отношения... Родство есть одна из форм связи между людьми. Только наличие между данными конк­ретными лицами такой формы связи делает их родственниками. Что же это за форма связи? Понятие о родстве неразрывно связано сегод­ня с понятием о происхождении. Родственниками являются люди, свя­занные происхождением. Есть две формы такой связи: первая — это связь между людьми, из которых один произошел от другого, вторая — связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка. В первом случае люди связаны просто происхождением, во втором — общностью происхождения...

Связь посредством рождения является самой простой, элементар­ной формой отношения родства. Для обозначения этой элементарной единицы нередко употребляется термин «степень родства». Люди, из которых один рожден другим, связаны одной степенью родства, явля­ются родственниками в первой степени. Внука связывает с дедом уже не одна степень родства, а две, они являются родственниками во вто­рой степени. Правнука связывают с прадедом три степени родства, они являются родственниками в третьей степени.

Любое отношение между родственниками независимо от числа степеней родства образует линию родства. Линия родства может со­стоять как из одной степени, так и из многих. В последнем случае она представляет собой цепь степеней родства. Если людей соединя­ет линия, состоящая из одной степени родства, то говорят, что их свя­зывает первая степень родства, если линия, состоящая из пяти эле­ментарных единиц, то говорят, что их соединяет пятая степень род­ства, и т. п.