Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1188

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Разумеется, многое из сказанного относится и к рассказам членов семьи о семьях, в которых им приходилось существовать, — о родитель­ской семье, о своей репродуктивной семье и о семьях своих детей. Интерпретация возникающих в жизненных историях образов семьи

69 Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. Том 1. 1992 № 2. С 124-129.

2U

целиком зависит от содержательных теорий, применяемых исследова­телями. Различие концептуальных парадигм в полной мере проявится при альтернативных интерпретациях материалов одних и тех же исто­рий семей (кстати говоря, это хороший способ сопоставления проти­воположных теорий — взять и посмотреть взаимоисключающие объяс­нения одних и тех же жизненных биографий семей).

В последние годы заметен подъем интереса к биографическому методу, и не только со стороны тех, кому не мила социология, опери­рующая цифрами. «В настоящее время, — отмечают авторы «Введе­ния» к книге «Судьбы людей», — он используется везде, где исследова­теля интересует субъективный опыт переживания социально-истори­ческих процессов (войны, революции, кризисы, миграция) и опреде­ленных фаз человеческой жизни (детство, болезнь и смерть)»70.

Метод жизненных историй людей оказывается одновременно сред­ством изучения семейных биографий.

«Одной из разновидностей биографического метода, — говорится в книге, — является реконструкция истории семьи на протяжении не­скольких поколении в рамках меняющегося социального контекста. Этот способ был назван методом социальных генеалогий в коммента­риях и сравнениях. Данная техника состоит во включении в поле оп­роса нескольких поколений родственников, в том числе пожилых лю­дей, открывших благодаря их семейной памяти доступ к истории своих родителей, рожденных в начале века. Информация о родственниках позволяет наблюдать историю параллельных и перекрещивающихся линий родства. Основанный на анализе биографических текстов, ме­тод социальных генеалогий впервые был применен в 80-е годы во Фран­ции, Англии и Квебеке (Канада), где дал интересные результаты Ис­следования продемонстрировали богатство жизни простых людей, их надежды, поступки, особенности вербального взаимодействия, т. е. раскрыли малоизвестную повседневную историю народной жизни. Результаты исследования показали, что не столько правительства уп­равляют страной, сколько жизненные стратегии обывателей, форми­рующиеся в рамках определенной свободы выбора и характера ее ис­пользования. Такие стратегии способны перекраивать общество. Так, например, переход от сословного к буржуазному обществу в Англии на рубеже XIX—XX веков был подготовлен в том числе и изменениями в воспитательной стратегии родителей, ориентировавших следующее поколение совсем на другие ценности, отличные от ценностей викто­рианского периода»71.


Судьбы людей Россия XX век С. 5 Там же С 9.

21S

Названная книга представляет собой применение метода реконст­рукции истории семьи в России. Цель проекта состояла в том, чтобы на основании реконструкции истории семей, представляющих разные социальные страты, выяснить, чем определялась жизнь советского человека, какие стратегии вели к жизненному успеху и восхождению по социальной лестнице, а какие, напротив, имели своим результатом нисходящую социальную мобильность. «Мы пытались, — отмечают авторы, — определить ожидания родителей по отношению к детям, социальные возможности семей и ограничения при выборе их члена­ми определенных жизненных стратегий ...Для биографического анали­за... было отобрано 68 семей, в каждой проинтервьюировано 2-3 члена семьи, в том числе молодой респондент (поколение детей), а также один или два представителя старших поколений... Младшее поколение ро­дилось в 1965—1967 годах. Их родители — в основном в 30-е — 40-е годы. Дедушки и бабушки, как правило. 1900—1920 гг. рождения, а их родите­ли в свою очередь встретили революцию, уже будучи взрослыми людь­ми... Каждый рассказ о семье содержал сведения не только о самом респонденте и ближайших родственниках, но и информацию о «боль­шом семейном клане», куда включались также тети и дяди, их мужья и жены, двоюродные сестры и братья, племянники и другие родствен­ники. Поэтому каждая история описывает траектории жизни 20—30 чле- ' нов семьи. В общей сложности мы получили данные о 2000 человек. \ Факты биографий этих людей в качестве информационной базы зане­сены на компьютер»72.

Для иллюстрации аналитической работы с историями семей при- ! ведем фрагменты статьи В. Семеновой «Бабушки: семейные и соци­альные функции прародительского поколения», в которой проверялась гипотеза о принятии в советский период бабушками на себя воспита­тельной роли матери, поскольку профессиональная занятость их до­черей исключала материнство. При этом также выяснялось, какой культурный капитал и каким способом транслировали бабушки вну­кам и в какой мере эта передача способствовала выживанию законсер- ( вированного дореволюционного слоя российской культуры. Семейные связи играют большую роль в российской и европейской моделях под­держки жизненного старта новых поколений. «В социологии этот ме­ханизм, — пишет Семенова, — традиционно носит название «семей­ного капитала», куда относят финансовое положение семьи (доходы, условия жизни, систему обеспечения), систему социальных связей и культурный статус семьи (система ценностей, семейных отношений и


72 Судьбы людей: Россия XX век. С. 8—10. См. подробнее о формализа­ции базы данных об историях семей гл. 9. С. 419.

216

эмоциональных связей), которые предопределяют социальный статус выходцев из данной семьи. Накопленный семейный капитал как бы символизирует планку, с которой начинают последующие поколения свой жизненный старт, наращивая или, наоборот, преуменьшая дос­тижения предыдущих поколений. Однако в ситуации советской России, в течение нескольких десятилетий отсутствия частной собственности, размер финансового капитала у семей был малодифференцированным и приближался к уровню нищенского состояния для большинства се­мей. Несмотря на это, выходцы из различных семей все равно начина­ли свою жизнь с разным стартовым капиталом и в зависимости от него продвигались на разные этажи социальной иерархии и попадали в раз­ные социальные ниши»73.

Среди расширенных семей были взяты 30 семей, где внуки 1965—67 годов рождения находились в течение 70-х годов в непосредственном контакте с прародителями 1900—1915 годов рождения, причем выделя­лись две категории семей: 8 семей, где прародители происходили из бывших образованных слоев, и 22 семьи, где прародители были из нео­бразованных рабоче-крестьянских семей. Крупнейший отечественный социолог Ю. А. Левада, подвергшийся гонениям за свои «Лекции по социологии», считает, что советская история знала лишь одно поко­ление вполне советских людей, вступивших в активную социальную жизнь в 30—50-е годы74. Это как раз поколение матерей в данном ис­следовании, вовлеченных поголовно в общественное, точнее, государ­ственное производство и потому подвергшихся депривации, изоляции от собственных детей. Демографическое вымирание поколений совет­ских людей (рожденных в десятые — двадцатые годы и ликвидировав­ших безграмотность по большевистским азбукам) привело и к в общем-то тихому уходу советского строя.

Поколение прародителей в рассматриваемом исследовании семей­ных историй жизни несло в себе отголоски дореволюционной куль­туры и следы культурной революции. Бабушки — выходцы из кресть­янских семей в большинстве своем имели образование до 6 классов и не обладали детальной памятью о своих предках, чему способствова­ли многочисленные факты фальсификации семейных документов в послереволюционное время (замена имен, подтасовка метрик о рож­дении, ликвидация семьей фотоальбомов и т. п. в связи с необходи­мостью скрывать принадлежность к «кулакам», репрессированным, церкви, службу в белой армии и т. п.). Вот иллюстрация этого из рас-


73 Судьбы людей Россия XX зек. С. 8-10 См. подробнее о формализа­ ции базы данных об историях семей гл. 9 С. 326—327.

74 См.: Советский простой человек / Отв. ред. М , 1993. С. 28.

( 217

сказа, приведенного в исследовании: «В свое время гражданская вой­на перемешала очень много людей, семей, люди не то чтобы стыди­лись своих родственников, а боялись, что эти родственники, кото­рые сами погибли или умерли, приведут за собой, как тень, в семью дополнительные несчастья, и поэтому проблема родственников не обсуждалась никогда. А теперь как следствие этого очень многие люди, за редким исключением, знают своих родственников дальше родите­лей». Но главное, что все эти факты связаны с разрушением семей­ного капитала и заменой культурного механизма семейно-корпора-тивной поддержки механизмом индивидуальной карьеры, — каждое новое семейное поколение как бы начинало жизнь с нуля. Бабушки этой категории мало что рассказывали внукам о прошлом, в случае их религиозности общение специально ограничивалось родителями. В итоге формировался образ бабушки-няни, эмоционально сопере­живавшей внукам, и эта их экспрессивная роль как бы компенсиро-р,ала отсутствие информационной роли. Бабушка готовила еду, ходи­ла по магазинам, ухаживала за внуками во время болезни, рассказы­вала сказки, никогда не наказывала, утешала и прощала все обиды, понимала детские проблемы Таким образом, матери переадресовы-u1 it воспитательные функции бабушкам, а те оказывались неопла­чиваемыми нянями и домработницами, так что воспитание старших сводилось к наставлениям по поводу школьных успехов детей и упор­ства в труде ради будущего продвижения на работе.

Другая категория бабушек из образованных слоев смогла сохранить и передать внукам элементы дореволюционной семейной культуры. Они учили внуков грамоте еще до школы, прививали любовь к рус­ской литературе, практиковали домашнее чтение вслух, устраивали домашние театры, служили образцом манер и правил поведения. Ко­нечно, и эти бабушки не могли избежать также роли няни, но это со­вмещалось с приобщением детей к семейным традициям через домаш­нее воспитание (иностранные языки, музыка и художественное воспи­тание). Школьное влияние накладывалось на базу домашнего, бабуш­киного, которое вряд ли можно считать дополнительным. В таких се­мьях складывались высокие ожидания, так сказать, элитарного свой­ства, которые, как правило, реализовывались. Хотя внуки не повторя­ли жизненные стратегии предыдущих поколений, тем не менее семей­ный багаж расширял возможности жизненного выбора.


В заключение В. Семенова приходит к выводу, что «функции об­разованных бабушек сводились к семейным ролям воспитателей вну­ков, но и к социальной роли ретранслятора семейно-сословной куль­туры дореволюционной России. В условиях подавления и противодей­ствия со стороны господствующей «советской культуры» они были

218

важным каналом выживания и передачи дореволюционной культуры своим потомкам, ориентировали их на статус интеллектуальной эли­ты в рамках советской системы. Функции необразованных бабушек сводились в основном к семейным ролям эмоциональной защиты внуков от враждебного внешнего социального воздействия; другими словами, к «смягчению ударов судьбы» и эмоциональному воспита­нию внуков. Социальной роли ретранслятора они, скорее всего, не выполняли»75.

Анализ историй семьи может отличаться от того, что описан выше. В зависимости от целей исследования и теоретических предпосылок могут применяться различные средства и методы. Важно другое — про­водить четкое различие между инструментальным и социально-симво­лическим подходом к биографиям семей, изложенным ее членами. Дальнейшее развитие терминологии и процедур биографического ме­тода, видимо, будет успешнее всего в рамках феноменологической перспективы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 4

  1. В микросоциологии семьи центральным направлением является изучение семейного цикла жизни, объясняющее особенности возник­ новения, функционирования и распада отдельных семей. В общенацио­ нальном масштабе с помощью статистического наблюдения можно установить наиболее распространенные или типические траектории жизненного движения семей, а также оценить вероятность любых ли­ ний семейного движения (развития).

  2. Статистическое знание о стадиях семейного цикла помогает сфор­ мулировать законы микросемейных изменений, делая будущее брачных когорт в значительной мере предрешенным. Семейный цикл жизни не совпадает с жизненным циклом личности, но в случае редуцирования к нему свидетельствует о дезорганизации семейного образа жизни и крахе семьи.

  3. Термин «семейный цикл» позволяет подчеркнуть повторяемость последовательных стадий и событий, которая налицо в расширенной семье при кругообороте ориентационных — репродуктивных семей и не наблюдается в нуклеарной семье, где можно говорить лишь о последо­ вательности стадий, о смене одних этапов семейного цикла другими.

  4. Статистическое изучение жизненного цикла семьи имеет в Рос­ сии богатую историю, связанную с типологизаиией семей по составу при