Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1467

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Мы используем геносоциограмму в индивидуальной и групповой психотерапии (включая психотических и раковых больных), в семей­ной терапии, а также в тренинговых группах для студентов-психологов и медицинских работников Наша работа строится так пациент состав­ляет генос ои;и о грамму по памяти, а в дальнейшем, если необходимо, перепроверяет некоторые факты То, что неизвестно, скрывается от большинства членов семьи или забыто, может оказаться не менее важ­ным, чем доступная информация

Начиная работать с тяжелыми соматическими больными, мы обыч­но делаем пометки об истории их жизни и болезни в виде геносоцио-граммы Очень часто пациенту из полученной картины становится ясно, в результате какого именно события или «синдрома годовщины» развилась его болезнь На поверхность всплывают связи между рожде­ниями и смертями, совпадения имен, возрастов, дат, бессознательная идентификация пациента, повторяемость несчастных случаев, травм, болезней Человек бывает потрясен, впервые увидев и осознав сцена­рий своей семьи В дальнейшей работе с собственной геносоциограм-мой он открывает для себя «невидимые узы семейного долга», повто­рения болезней и здоровья в разных поколениях Это помогает паци­енту понять, что же происходит с ним самим и семьей, которую он создал У него появляется шанс прервать цепь болезней и смертей, освободиться от неблагоприятного сценария жизни

203

ЖИЗНЬ ВСЛЕД ЗА СМЕРТЬЮ - «ЗАМЕЩАЮЩИЙ РЕБЕНОК». Часто в семье рождается ребенок, когда умирает один из близких род­ственников. Это тоже своеобразный «синдром годовщины», как будто пламя жизни вспыхивает вслед за уходом значимого человека (рост рождаемости после войны хорошо известен). После смерти старшего брата или сестры может родиться так называемый «замещающий ре­бенок». Его дальнейшая жизнь будет нелегкой, если мать не успела вовремя оплакать свое умершее дитя

Винсент Ван Гог родился через год после смерти старшего брата, тоже Винсента, т. е. его родители назвали так в честь умершего. В се­мье Ван Рогов запрещалось упоминать о смерти первого Винсента. О втором же Винсенте нам известно, что он прожил очень трудную жизнь, так и не смог создать свою семью, часто болел и много време­ни провел в психиатрических больницах. Когда у его брата Тео родил­ся сын, он также дал новорожденному имя Винсент. Несколько меся­цев спустя Тео послал брату письмо в сумасшедший дом в Арле, во Франции: « Я надеюсь, что этот Винсент вырастет счастливым и смо­жет прожить жизнь так, как сам захочет». Получив это письмо, Ван Гог покончил с собой: для него было невозможно существование двух Винсентов Ван Гогов — живых и счастливых. Тео тоже вскоре скон­чался, узнав о самоубийстве брата.


Сальвадор Дали тоже носил имя старшего брата, умершего до его рождения. Было время, когда он вместе с матерью регулярно, раз в неделю, ходил к нему на могилу. Дали рассказывал, что принятая им роль шута с эксцентрическими выходками помогала ему создать дис­танцию между собой и братом и не позволять путать себя с «нашим дорогим мальчиком, который спит вечным сном».

Совсем не обязательно становиться «замещающим ребенком» с трагической судьбой, даже если кто-то родился после смерти брата или сестры. Все зависит от того, отгоревала ли мать по умершему или же находится в глубокой печали и депрессии и видит в своем новом ре­бенке лишь отражение погибшего. Французский психоаналитик Анд-ре Грин употребляет термин «мертвая мать», такая женщина мертва для мира, страдает глубокой депрессией или психозом и ничего не может дать новорожденному. В будущем у ребенка «мертвой матери» проявят­ся серьезные проблемы, суицидальные тенденции и даже может раз­виться шизофрения.

Открытие с помощью геносоциограммы, что его мать была «мер­твой» до, во время и после его рождения, помогает пациенту преодо­леть чувство внутреннего холода, собственной ненужности, отсутствия права на существование. Дальше с этой проблемой можно работать в психодраме и помочь пациенту разорвать «цепи», приковывающие его

204

к умершему брату или сестре. Геносоциограмма позволяет также из­бавиться от идентификации с тем родственником, чье имя человек носит.

Добавим к этому, что своеобразный синдром «замещающего ре­бенка» возникает в однодетной семье, где совершенно отсутствует по­требность во втором ребенке и где ожидалось рождение девочки, а родился мальчик (и наоборот). Психотерапевт А. И. Захаров описы­вает случаи переноса на родившегося мальчика родительских экспек-тадий, обращения с ним, как с девочкой, и т. п. В подобном случае потенциальный (ожидавшийся) ребенок по полу становится идеаль­ной моделью, под которую подгоняется существующий ребенок. Ро­дители неосознанно как бы замещают имеющееся живое чадо отсут­ствующим реально, мыслимым в воображении, символическим, но, тем не менее, весьма «живучим» по своим осязаемым последствиям60. Вообще любая сконструированная модель ребенка («каким он дол­жен быть по воле пап и мам») оказывает свое негативное воздействие в ходе социализации, поскольку к реальным сыновьям и дочерям предъявляются гипертребования, перечеркивающие ценность Я того ребенка, каким он является на самом деле, т. е. синдром «замещаю­щего ребенка» следует понимать шире, не только со смертью брата или сестры.


Познакомившись с использованием генеалогического метода в социометрии и психодраме, а также в исторической науке, легче при­нять подразделение генеалогии на две части, предложенное одним из ее основоположников Л. М. Савеловым, на официальную, «сухую» часть, где в основном даты рождения и смерти, и на социальную, где приводятся многообразные обстоятельства внешней и внутренней, духовной жизни семьи. Поскольку, пишет Савелов, «для генеалога нет малозначащего факта, которым он мог бы пренебречь, — все должно быть отмечено, малейшая черта из жизни той или другой семьи долж­на быть сохранена.. Генеалогия есть построенное на достоверных до­кументах и других источниках доказательство родства, существующе­го между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Вторая (генеало­гия. — А. А.)... не поддается строгому определению, так как касается духовно-внутренней жизни отдельных лиц и семейств, что уже не со­ставляет необходимости, но является только желательным допол­нением, т. е. тем идеалом, к которому должен стремиться каждый ге-

611 Захаров А И Семейное воспитание и его дефекты. «Социальная пси­хология личности». Л., 1974 С. 193—197; Он же: Как предупредить отклоне­ния в поведении ребенка. М., 1986.

205

неалог, желающий дать яркую картину общественной и семейной жизни интересующего его рода или семьи, почему я определяю эту вторую часть следующими словами: генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как об­щественной, так и семейной»61.

Рассмотрим теперь, как составляются генеалогии семей и родов в истории, по Савелову. Различают прежде всего два вида родословной — восходящий и нисходящий. В родословии восходящем главным объек­том исследования является то лидо, о предках которого собираются сведения, с него начинают и далее идут ио восходящим ступеням или коленам, т. е. к отцу, деду, прадеду и т. д. С восходящих линий начина­ют, когда у исследователя мало материалов. Когда их достаточно, то удобнее работать начиная с самого отдаленного из предков и посте­пенно доходя до данного момента. Родословные линии бывают мужс­кие и смешанные, где указываются также женские представители ро­дов. Смешанное — нисходящее родословие указывает все потомство данного родоначальника и не является родословной одной фамилии. Оно охватывает большое число родов и часто используется в процес­сах о наследстве. Смешанное — восходящее родословие указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линии, пренеб­регая боковыми ответвлениями. При графическом изображении в пер­вом колене указывается одно лицо, во втором — два, в 3-м — четыре, в 4-м — восемь и т. д., причем каждое из этих лиц в одном колене при­надлежит другому роду так, что в 4-м колене имеется 8 фамилий, в 5-м — 16 и т. д. Вот пример родословной восходящей — мужской с указа­нием братьев и сестер прямых предков данного лица:


МИХАИЛ

Нисходящая — мужская родословная является самой распростра­ненной и единственно принятой в научных работах:

61 Савелов Л. М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Москов-^ ском археологическом институте. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. М., 1994 С. 21

206

Все виды родословий могут изображаться тремя способами:

1). В виде родословной таблицы (см. предыдущие примеры);

2). В виде генеалогического древа, которое, по сути, та же таблица, но перевернутая. Генеалогическое дерево имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Имя родоначальни­ка помещается на корнях дерева или в начале ствола. Каждое имя всех колен (кварт по-французски, так как здесь описывается французская методика) пишется в кружке (картуш), располагающемся на ветках или на плодах. Мужчины, имевшие потомство, рисуются в кружках желто­го ивета, не имевшие — красного. Имена женщин замужних в кружках лиловых, девушек — в синих. Все члены рода-семьи, являющиеся жи­выми, помешаются в зеленых кружках, причем мужчины — в кружках более темного оттенка, чем женщины,

3). В виде родословной росписи:

Колено 1-е

  1. Андрей Иванович Иванов. Колено 2-е

  2. Федор Андреевич 1 (указывается номер отца)

Колено 3-е

  1. Александр Федорович 2

  2. Иван Александрович 2 и т. д. и т. п.

Чтобы генеалогия семьи была научной, она должна быть достовер­ной — при каждом сообщаемом сведении указывается источник для воз­можной проверки. Для составления родословной своей семьи также следует придерживаться этого правила. Если по своей семье нет лите­ратуры и исторических архивов, то следует применить форму восходя­щего родословия, т. е. к отиу-матери, затем к деду и бабке со стороны отца и матери и т. д. Первый документ - это метрическое свидетель­ство о рождении, в котором обычно указываются имена и отчества родителей, хотя имя матери в метриках XVIII—XIX веков может от­сутствовать.

207

1 I

Таковы примерно принципы построения генеалогических линий, таблиц и древ, с которыми подробнее можно ознакомиться в назван­ных книгах Савелова и Аксенова, а также в книге А. А. Зимина62. Од­нако это сугубо инструментальный подход, когда целью является ус­тановление родословной семьи известных в истории родов. В этногра­фии, занимающейся реконструкцией прошлого отдельных народов, племен, особенно экзотических этносов, нет возможности докумен­тально удостовериться в датах рождения, смерти и прочих обстоятель­ствах жизнеописаний. В этом случае прибегают к методу устных исто­рий семьи, когда фиксируются тем или иным образом рассказы раз­ных членов семьи, а потом эти материалы сопоставляются между со­бой в целях выявления общезначимого содержания. В примере из кли­нической практики мы видели, как психологи-социометристы исполь­зуют «объективные» данные о разных жизненных событиях семьи в целях психотерапии. Генеалогическое исследование как составная часть анализа семейного цикла применяется в социологии семьи — другими словами, в рамках инструментального подхода возможны различные аналитические срезы родословия.


Социальная психология и социально-психологическая антрополо­гия позволяют раскрыть специфику иного, чем инструментальный, подхода. Если признать относительность времени не в физическом, а психологическом смысле, то окажется, что для разных людей время течет неодинаково. Кто-то чувствует себя старше, кто-то моложе сво­их лет. Кому-то легче ощущать себя сразу в трех измерениях време­ни — настоящего, прошлого и будущего — короче говоря, физичес­кий возраст и психологический возраст не совпадают. Внеинструмен-тальный (социально-символический) подход сосредоточивает внима­ние на реальном по поведенческим последствиям течении субъектив­ного времени личности. Отклонения от хронологической последова­тельности событий представляют самостоятельный интерес: разные члены семьи совершенно по-разному видят одно и то же прошлое своей семьи, причем именно состоявшиеся события, так сказать, реальные факты семейной истории. К примеру, прошлая репродук­тивная история рождений, беременностей, абортов и т. д. лишь на 40-60% совпадает по ретроспективным свидетельствам мужей и жен, и это обстоятельство отмечается в развитых и развивающихся регионах мира, в том числе в нашей стране63. Следовательно, хронологически неправильная генеалогия семейных поколений, сопровождаемая

"Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во вто­рой половине XV — первой трети XVI в М., 1988

63 См. об этом подробнее: Антонов А. И., Медков В. М. Второй ребе­нок С 144-147.

208

субъективной интерпретацией сопутствующих жизненных обстоя­тельств, может оказаться своеобразным тестом для членов семьи, для выяснения сходства их представлений о прошлом ради установления согласованности экспектаций в настоящем, ради уточнения степени единства семьи в целом.