Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1401

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

39 Голод С, Социально-психологические и нравственные ценности се­мьи. Молодая семья. Ред.-сост. А. И. Антонов. М., 1977. С 52.

44

тактов на улице, транспорте, где вторичное общение ограничивается интеракциями ролей, взаимодействием функций или функционеров. Проникновение в приватную микросреду, так сказать без приглаше­ния, осуждается, официальные лица несут за это ответственность.

Социологи в соответствии с профессиональной этикой не могут не учитывать того, что многие социокультурные нормы как бы отменя­ются в лоне семьи и дома и что тут возникают правила для своих и чужих, социально контролируемые40. В культуре особая роль гостя, сопровождаемая повышенным вниманием к нему со стороны домо­чадцев; почетное место, отводимое посетителю, является обшекуль­турным поощрением главы семьи, остающимся хозяином дома неза­висимо от высоты социального положения гостя. Однако защита куль­турой приватной жизни не смогла противостоять вмешательству госу­дарства и социальных институтов в семью.

Собственно говоря, микроисследование семьи не может проходить мимо подобного вмешательства, хотя иногда само социологическое изу­чение приватного семейного «климата» рассматривается, увы, как фор­ма вторжения. Следует отметить, что аморальным является не научное исследование микромира семьи, а такое практическое использование знаний, которое может привести к манипулированию поведением семей. Социолог обязан постоянно помнить о приватности микромира семьи, поэтому важно различать «инструментальную» социологию, сосредото­ченную на «механизме» возникновения результатов действий и «пони­мающую» социологию семьи, стремящуюся действительно объяснить особый мир приватного с помощью специальных методов.

Научное познание условно, конвенционально, относительно. Инструменты исследования влияют на получаемые результаты, сам по себе объект изучения — абстракция, наделяемая свойством реального, объективного существования. Социология семьи не изучает отдельные единичные роды, рождения, браки, разводы. Она исследует динамику этих событий, соотнесенных с параметрами времени, пространства и совокупности событий. В зеркале социологии отражаются процессы рождаемости, детности, брачности и т. д., тенденции их изменений, факторы направленности этих процессов, соотношение семейных и одиночно-холостяцких элементов современного образа жизни. При этом различение макро- и микрообъекта исследования весьма отно­сительно. Например, «причины» семейных изменений можно иссле­довать лишь в рамках методологически сложно структурированной процедуры социологического объяснения.


С. 57.

Рапопорт С. О системе норм семейного поведения. Молодая семья.

45

Детальный анализ микро- и макропеременных взаимно дополняет друг друга в единой системе объяснения, логически непротиворечиво фиксирующей связи между субъективной и объективной реальностью семьи. Наличие множества минитеорий семьи предполагает поэтому в учебных пособиях изложение не одной, а нескольких теорий той же, к примеру, нуклеаризации, дабы убеждение в правильности какой-либо точки зрения строилось не на вере, а на сопоставлении «аргументов и фактов».

Итак, различия макросоциологии и микросоциологии семьи отно­сительны, и, как бы они ни объяснялись, в исследованиях эти отли­чия дополняют друг друга. Если предметом анализа становятся при­ватные семейные интеракции, то результаты их ведут к коллективным, макросоциологическим нормам поведения. Одновременно статисти­ческие тенденции семейных макропроцессов находят объяснение лишь в сопоставлении с феноменами микроориентаций, установок, мотивов семьи, семейного МЫ.

Это нераздельное сочетание макро- и микроуровней объекта изуче­ния свидетельствует о том, что семья не является простым промежу­точным элементом в обществе, проводником общественных влияний. Само общество, если видеть посредническую роль семьи, всего лишь поле пересеченна миллионов семейных воль. Хорошо сказал об этом извес­тный французский социолог Луи Руссель: «...существует вымышленное противопоставление тех, кто считает, что отношения между супругами отражают только влияния общественных структур, тем, кто полагает, что все определяется частными интеракциями. Тогда бы не было про­тивопоставления макросоциологии и микросоциологии. Это два пути, ведущие к одному и тому же перекрестку: анализ взаимодействия обна­руживает «правила игры», находящиеся вне семьи, тогда как изучение общественных норм и регуляторов поведения приводит к способам их микровосприятия и осуществления в семейной жизнедеятельности»41.

Тем не менее, различение макро- и микрообъектов при социоло­гическом изучении семьи облегчает применение феноменологическо­го подхода и, привлекая внимание к символике семейности, вскрывает типичные интерпретации семейных событий, проникающие из повсед­невности в научные объяснения и в обоснования тех или иных мето­дов исследований. Другими словами, соблюдение современных требо­ваний и канонов социологического анализа предохраняет, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, от искажающих воздействий «как социоло­гизма, так и психологизма»42, а эта «двойная угроза» в сфере фамилис-


41 RousseS L. La familie incertame. Pans, 1989.

42 Бергер П.,Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 299.

46

тики весьма ощутима. Социологизаторы ныне уповают на социальный perpetuum mobile, который якобы спасет от кризисных тенденций, а психологизаторы43, размывая границы семьи до «влечения сердец», убеждают себя в сверхценности многообразных форм «осколочной се­мейности».

Есть еще одно преимущество рассмотрения семьи как под микро­скопом — углубление в диспозиционную регуляцию44 семейного поведе­ния очерчивает диапазон взаимовлияний природного и социального. Например, анализ рождаемости на макроуровне по схеме «стимул — реакция», минуя репродуктивное поведение, как правило, ведет к ин­стинктивизму, когда высокая или низкая рождаемость связывается с отсутствием либо наличием «инстинкта размножения». Обиходная ин­терпретация репродуктивных мотивов как «естественно природных», т. е. неизменных, вечных и т. п., исключает ведущую роль социального.

Микроскопическое исследование скрупулезно в том смысле, что четко устанавливает взаимосвязи репродуктивного, контрацептивного и сексуального видов поведения и показывает, что биологически воз­можное для индивида и пары (плодовитость)45 оказывается социально неприемлемым для личности и семьи. Реализация плодовитости поэто­му всегда неполная, т. к. сокращение числа детей вплоть до бездетно­сти не таит угроз телесному самосохранению индивида. Добровольная и безопасная для личности бездетность, раскрываемая на микроуров­не, создает (исследуемую на макроуровне) возможность конструиро­вания доселе неведомой человечеству социальной реальности — ново­го феномена массовой бездетности.

Социальная организация семьи как нечто целостное может пони­маться подобно микромиру, отражающему макромир социума. В че­ловеческом опыте постоянным является взаимопроникновение этих миров, и социологу, чтобы разобраться во всем этом, надо держать в уме двойственное проявление феномена, именуемого семьей. Однако не все так просто с этой двойственностью.

4j Психологизация социологии семьи отмечается некоторыми теоретика­ми феминизма. Например, Мэри Осмонд подчеркивает решающую роль мак­росоциетальных факторов, внешних по отношению к семье, и показывает свертывание «конвенциальной социологии семьи» до рамок социально-пси­хологического подхода: Handbook of Marriage and Family. P. 119


44 См Ядов В А О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С 93

4j Борисов В А. Перспективы рождаемости. С. 19-Рождаемость есть ре­ализация плодовитости; снижение рождаемости происходит при неизменно высоком ее потенциале, но под влиянием ослабления потребности в детях, сверхнизких установок на число детей.

47

Питер и Бриджит Бергеры, в своем учебнике по социологии46 при­водят любопытную притчу о пьянице, который, сидя на тротуаре воз­ле урны, долго старался обхватить ее руками. Наконец, ему это уда­лось, и он расплылся в улыбке. Но торжество затем сменилось расте­рянностью, и, не разнимая рук, он прошептал почти с ужасом: «Люди. Я окружен!».

Человек подобно этому пьянице-философу держит в руках Вселен­ную, мыслями-молниями мгновенно проникая на столетия в прошлое и будущее. Но ему все время почему-то кажется, что он микроскопи­ческая часть того, что поддерживается его же руками.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 1 }

  1. В социологии семьи объект изучения зависит от познавательных средств исследования и от вовлеченности самого социолога через лич­ ный опыт семейной жизни в собственно объект исследования. Это за­ ставляет обратить внимание на «внутреннюю лабораторию» ученого, скрытую от потребителей его продукции и зачастую от него самого.

  2. Освоение социологии семьи предполагает постепенный отказ от личного взгляда на мир семьи. Первая заповедь фамилиста — катего­ рически запретить себе проецирование своей частной позиции на сфе­ ру профессиональных интересов. Отсюда высока роль теории и мето­ дологии исследования в социологии семьи.

  3. Макро- и микросоциология семьи подразделяется прежде вceго по уровню объекта изучения. Макросоциология семьи изучает соци­ альный институт семьи со стороны эффективности выполнения им функций по отношению к обществу. Она исходит из посреднической роли семьи в конфликте личности и общества, в «профилактике» ин­ дивидуализма и тоталитаризма. В сохранении семьи, обоюдной заин­ тересованности в ней личности и общества социология видит средство от сползания к тоталитарности и эгоцентризму.

  4. Микросоциология семьи фокусируется на уровне семейно-груп­ повом. Семья берется как малая группа, но не одна какая-либо семья, а семья отдельная. Микросоциолог как анатом, препарирующий отдель­ ный организм и получающий представление о строении и функциони­ ровании данного вида, также пытается найти нечто общезначимое в жизненных историях семей, в многообразии семейного поведения Используя биографический подход, можно анализировать семью по


46 Berger P. and Berger В. Sociology. A biographical Approach. Penguin Books, 1976. P. 13

стадиям ее жизненного цикла от возникновения до распада, но в кон­тексте всей совокупности семей. Описание отдельных случаев при та­кой перспективе, когда одновременно учитывается все пространство семейных событий от «старта до финиша», позволяет определить весь спектр семейных судеб и статистически выявить наиболее типичные конфигурации жизненных историй семей.

  1. Анализ жизненного цикла и выявление тем самым магистраль­ ных направлений семейной динамики — одна сторона микросоциоло­ гии семьи. Другая — изучение семейного поведения (брачного, репро­ дуктивного, социализационного и самосохранительного).

  2. Исследование динамической оси (семейного цикла жизни) и структурное измерение семьи (структура результатов семейного пове­ дения) не исчерпывают собой всего объекта микросоциологии семьи в силу их инструментального характера. Представление о технологии осуществления действия, семейной интеракции оставляет в тени ог­ ромную зону не инструментальных явлений, социально-символических интерпретаций семейной жизнедеятельности, бытующих в практичес­ ком, обиходном бытии.

  3. В расшифровке обыденных интерпретаций членами семьи их семейного поведения заключается социально-символический аспект микросоциологии семьи. Подобный анализ направлен не на выясне­ ние причин действий, а на понимание самих по себе мнений респон­ дентов. Феноменологическая критика стереотипов здравого смысла, относящихся к рождению детей, вскрывает популярность инстинкти­ вистских представлений и их влияние через общественное мнение на исследователей семейных отношений.

  4. Объект микросоциологии семьи состоит из динамики семейных интеракций и семейной структуры (инструментальный аспект) и из стереотипов обиходной семейности (символический аспект). Количе­ ственные методы исследования чаше ассоциируются с инструменталь­ ным аспектом, а качественные — с символическим, но это неверно. Например, феноменологический анализ стереотипов предполагает не только качественный, но и количественный подход — статистическую оценку распространенности тех или иных иллюзий.

  5. В микросоциологии семьи существует опасность подмены ее объектов — семьи, семейных интеракций и структур — единицей кате­ гориальной, агрегативной — индивидом. Редукция семьи к индивидам — престарелым, инвалидам, больным и т. п. особенно в связи с необхо­ димостью их социальной защиты и поддержки, невольно способствует «медикализации» социологии семьи. В связи с этим обостряется воп­ рос о самом определении семьи, тем более что некоторые экономис­ ты и юристы начинают сводить семью к «домохозяйству одиночек», а