Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 3100

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По программе «Здоровье» со школьным медработником проводилась профилактическая работа: медосмотры, вакцинации, консультации. Велась работа с родителями по укреплению здоровья в семье, регулярно проводились прогулки на природу, Дни здоровья. 12 учеников класса занимались в спортивных секциях. Самой популярной среди мальчиков стала секция по классической борьбе. Проблемы со здоровьем часто появляются из-за учебных перегрузок, малоподвижного образа жизни, неумения организовать себя.

Анализ работы по тематическим программам показывает, что эта работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому развитию учащихся, созданию условий для развития индивидуальных способностей. На основе проделанного анализа работы на текущий год были сформулированы новые задачи


Раздел 2. Задачи воспитательной работы

на предстоящий год


  1. Развитие у детей навыков самообразования и самоорганизации.

  2. Развитие коммуникативных умений, умений общения с противоположным полом.

  3. Создание условий для формирования здорового образа жизни учащихся.

  4. Поддержка творческого развития детей.


Раздел 3. Содержание воспитательной работы


Сентябрь




1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Учение

Линейка (1 сентября), «напутствие классу». Сюрпризы друг другу.

Реклама факультативов, кружков, клуба интеллектуальных игр, ШНО

Анкета «Мои планы на учебный год»

Учебный сектор: «Успехи за сентябрь», оформление записей-благодарностей в дневники по итогам года

Общение

Подготовка классного «Огонька»




Досуг


Огонек «Вспомним лето»



Здоровье

Составление графика дежурства по классу


Реклама спортивных секций

Молния по итогам дежурства «Чистота – залог здоровья»




Образ жизни

Выборы актива


Кл. час «Образ жизни. Что это такое?»

Конверт предложений в план работы

Октябрь

Учение


30 минут в библиотеке «Справочники, словари, энциклопедии»


Экран успеваемости

Общение

Прогулка по осеннему парку


Практикум общения «Вы сказали: «Здравствуйте!»»


Досуг

Поздравления учителей

«Осенний бал»


Классные чтения для девочек «Твой стиль поведения»

Образ жизни

Составление графика внеклассных занятий учащихся




Здоровье


Подготовка ко Дню здоровья

День здоровья


Раздел 4. Работа с родителями

Сентябрь

1.Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год». Обновление родительского совета. Предложения к плану. Реклама факультативов, кружков, секций.

2.Посетить семью Н. Ильина.

Октябрь

1.Заседание родительского совета: планирование работы. Подготовка и участие в Дне здоровья. Фотографии для Доски почета.


2.Консультация для родителей «Справочная литература для учащихся 8 класса».

Ноябрь

1.Родительское собрание «Организация труда школьника». Как помочь подростку? Советы психолога. Анализ анкет.

2.День именинника – общий праздник. Что готовят родители?

Декабрь

1.Родительский консилиум по предварительным итогам учебы. План действий.

2.Посещение семей учащихся.

3.Подготовка к новогоднему празднику.


Раздел 5. Индивидуальная работа с учащимися

Сентябрь

1.Оформить документы на бесплатное питание Е. Степановой, В.Жукова.

2.Проанализировать включенность сильных учащихся (Егорова, Игнатович, Селиховской) в деятельность ШНО, клуба интеллектуальных игр.

Октябрь

1.День профилактики в школе. Обеспечить встречу Ильина Н. с инспектором А.Л. Лавринович.

2.Индивидуальное собеседование по итогам успеваемости.

3.Порекомендовать спортивные секции Захарову, Дивину.

4.Поручение В.Жукову: подготовить выставку книг о самовоспитании.


Задание 3. Проанализируйте план работы классного руководителя в школе. Отличается ли структура плана от иллюстрируемого примера. Укажите иные подходы к планированию содержания воспитательной работы (раздел 3).

Задание 4. Приготовьте и защитите собственный проект плана воспитательной работы для учащихся средних классов (класс на выбор).

Задание 5. Разработайте профессиональное табу: «Чего я категорически не стану делать, будучи классным руководителем».


Задания для самоконтроля:


I. Назовите основные направления работы классного руководителя.

II. Допишите предложения:

а) должностные обязанности классного руководителя сводятся к следующим: …..

б) циклограмма деятельности классного руководителя представляет собой…..

в) критериями оценки деятельности классного руководителя являются……

III. Перечислите функции классного руководителя:

а)

б)

в)

IV. Перечислите слагаемые успеха классного руководителя.

V. Решите педагогическую ситуацию (Подласый П.И. Педагогика. –М., 1996.- С. 172): «Классный руководитель 9 класса знал, что его ученики грубят учителям и друг другу. Чтобы искоренить эти привычки, он поставил вместе с ребятами яркий, запоминающийся спектакль. Школьники с большим энтузиазмом принимали в нем участие. Но вскоре педагог заметил, что никаких изменений в поведении девятиклассников не произошло. Почему?»


Аудиторная работа: самоорганизация рефлексии «Индивидуализация воспитательной деятельности»


Рефлексия, по мнению Е.В. Бондаревской, - размышление, полное сомнений, противоречий, особый источник знаний, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущений; реализация потребностей к самоотчету об испытываемых переживаниях сознания и к самоанализу; осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми (1999,с. 476).

Целью занятия является осмысление индивидуального подхода в воспитательной работе при помощи изучения и сравнения своих собственных возможностей, своего «Я», и перенос отработанных рефлексивных технологий на школьников.


Наиболее значимым предметом рефлексии старших школьников, нуждающихся в педагогической поддержке, является становление «Я» - концепции творческого саморазвития как условия, влияющего на жизненный выбор.

Задания для творческого саморазвития:

Задание 1.Тест «Я»-концепция творческого саморазвития.

Особенностью предлагаемого теста является то, что вы должны осмыслить, понять и оценить самого себя с позиции прошлого, настоящего и будущего. Под прошлым имеется в виду то, каким вы были 3-4 года назад. Под будущим имеется в виду то, каким вы будете через 3-4 года.

После того, как вы ответите на все вопросы таблицы, вы должны оценить степень и характер вашего саморазвития по следующим критериям:

+1 – отмечается прогресс в саморазвитии;

0 - остановленное саморазвитие, т.е. саморазвитие практически не отмечается;

-1 – отмечается регресс, т.е. явное ухудшение в плане вашего саморазвития.


Вопросы для размышления и ответа

«Я»-концепция в прошлом

«Я»-концепция сегодня

«Я»-концепция в будущем

Степень и характер саморазвития «Я»-концепции


1.Мои приоритетные цели или чего я добиваюсь и планирую добиться в будущем





2.Каковы мои увлечения и творческие интересы





3.Как бы я оценил уровень моих творческих способностей (по 9 балльной шкале) к виду деятельности, которая представляет для меня наибольший интерес





4.Что я ценил, ценю и буду ценить в людях





5. Какие личные качества мне удалось, удается или, думаю, еще удастся усовершенствовать





6.Какие я допускал ошибки и какие ошибки я не хотел бы совершить в будущем





7.Через какие творческие дела я проявил себя в прошлом, стремлюсь реализовать себя сейчас и в чем планирую реализовать себя в будущем





8. Каковы мои успехи, творческие достижения





9.Каковы мои типичные проблемы и трудности





10. Как я преодолевал, преодолеваю и планирую преодолевать мои проблемы и трудности





11. Каковы мои три главных принципа или правила жизни





12. В чем я видел и вижу смысл своей жизни






Подводим итоги, которые соотносим с таблицей.

Суммарное число баллов, которое вы набрали

Особенности вашей «Я» -концепции творческого саморазвития

-1 до -3

Низкий уровень регресса

-4 до -6

Средний уровень регресса

-7 до -9

Высокий уровень регресса

-10до -12

Очень высокий уровень регресса

0

Остановленное саморазвитие

1 до 3

Низкий уровень прогресса

4 до 6

Средний уровень прогресса

7 до 9

Высокий уровень прогресса

10 до 12

Очень высокий уровень прогресса



Выводы о перспективах вашего творческого саморазвития. После подсчета баллов появится возможность скорректировать «Я»-концепцию. При корректировке следует учитывать следующие критерии:

- индивидуальность – она должна учитывать ваши индивидуальные особенности и способности;

- целостность – она должна целостно, в системе охватывать все интересующие вас сферы жизнедеятельности;

- гармоничность – она должна гармонично сочетать ваше духовное, интеллектуальное и физическое развитие;

- перспективность – она должна указывать и раскрывать перспективы вашего роста и развития;

- личная значимость – она должна быть для вас интересной и привлекательной.

Задание 2. Как вы понимаете творческое саморазвитие применительно к самому себе? Выделите приоритетные направления творческого саморазвития.

Задание 3. Конкурс на лучший афоризм. Для этого группам дается задание закончить начатые предложения:

«Наивысшее назначение человека- это…».

«Самое главное в жизни- …».

«Человек может быть счастливым, если …».

«Быть свободным – это…».

«Красота спасет мир, если…».

«Смысл творчества человека не только в том, чтобы…».

Задание 4. Игра-конкурс «Девиз жизни». Каждая группа получает задание придумать и обосновать «Девиз жизни» (5-7 минут). Затем каждый девиз оценивается по пятибалльной системе. На основе рейтинга присуждаются места.

Задание 5. Игра «Пресс-конференция» на тему «Моя стратегия творческого развития» Один из членов группы садится в центр, другие задают ему вопросы по проблемам творческого саморазвития. Затем на его место садится другой член группы и т.д.


Аудиторная работа.

Тренинг «Особенности работы классного руководителя с родителями»


Цель занятия: Скорректировать знания, умения и навыки студентов по организации сотрудничества родителей и школы в деле воспитания детей и подростков.

Задание 1. Задачами работы классного руководителя с родителями являются:

- включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

-правовое просвещение родителей;

-оказание помощи в семейном воспитании;

-совместная работа со школой по организации социальной защиты детей.

Продолжить формулирование задач с учетом всех направлений совместной воспитывающей деятельности.

Задание 2. Дополнить содержание работы классного руководителя с родителями: ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапа­ми физиологического и психического развития детей; ознакомление родителей с нормативными актами и докумен­тами в области образования: Конституцией Российской Федера­ции, Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав человека и ребенка, Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, Правилами для учащихся, Этическим уставом школы (если послед­ний разработан в школе; если его нет, то необходимо познакомить родителей с едиными педагогическими требованиями); совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, студии). Участие родителей в делах школы (походы, экскурсии, коллективные творческие дела); совместное оценивание уровня воспитанности детей; и т.д.


Задание 3. Дополнить картотеку форм работы классного руководителя с родителями:

-родительские собрания (общешкольные и классные); «круглые столы», конференции, дискуссии; совместные коллективные творческие дела; дни открытых дверей; тренинги; организация проблемно-деятельностных игр и др.;

- организационно-структурные формы: родительские комите­ты в классах и общешкольный попечительский совет, совет шко­лы, собрания; и др.

Задание 4. Дать характеристику (по выбору) основным методам работы классного руководителя с родителями:

-информирование, обмен опытом, совмест­ная деятельность, индивидуальная деятельность родителей, ис­следования, взаимопосещения занятий родителей с учащимися, выборочное посещение семей, стимулирование родителей за ин­дивидуальное воспитание и совместную работу со школой и др.

Задание 5. Познакомившись с методикой проведения родительских собраний, разработать содержание родительского собрания (одно из пяти на выбор).

Структура родительского собрания. Собрание проводится в течение 45 мин. Это время делится на че­тыре части (имеются в виду не тематические, а рабочие собрания, проводимые в конце каждой учебной четверти).

Первая часть - информация о жизни школы, класса, достиже­ниях детей за определенный период — четверть, полугодие, год.

Вторая часть - информация специалистов (врачей, работников правоохранительных органов, психологов, социологов, ученых).

Третья часть - информация о работе родителей с учащимися за прошедший период (четверть, полугодие, год).

Четвертая часть - планирование участия родителей в делах клас­са на следующую четверть.

Это условная структура родительского классного собрания. Собрание ведут председатель родительского комитета или его чле­ны, так как они более информированы о жизни класса и работе родителей. Может проводить собрание и классный руководитель или родитель — не член комитета. Структура собрания должна быть четкой, понятной родителям, заключать в себе полезную инфор­мацию как со стороны приглашенных, так и со стороны самих родителей. После собрания можно предусмотреть индивидуальные консультации с родителями.

Рассмотрим варианты содержания родительских собраний. В течение года проводится, как правило, пять собраний (кроме того, встречи с родителями проводятся как дни открытых дверей, на которых родители встречаются для индивидуальных консультаций с учителями школы по всем пред­метам учебного плана).


Собрание первое

(сентябрь)

Повестка:

1.Информация об организации учебно-воспитательного про­цесса в школе и классе в новом учебном году.

2.Информация о психолого-физиологических особенностях детей данного возраста.

3.Организационные вопросы: утверждение плана работы ро­дительского комитета, распределение родителей для помощи клас­су в 1-й четверти.