Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 10886

Скачиваний: 426

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Вооруженные Силы Российской Федерации

Основы военного законодательства

Ответственность за преступления против военной службы

Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих

1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины

Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка

Работа сержантов по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка

Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах

1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

1.4. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ

Глава II

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Основы общевойскового боя

Основы инженерного обеспечения общевойскового боя

Отделение в обороне

Последовательность работы командира отделения на местности

Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя

Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны

Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения

Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления

Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)

Отделение в наступлении

Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу

Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником

Марш и походное охранение

Основные задачи инженерного обеспечения наступления

Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении

Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях

Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений

Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград

Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ

Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением

Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск

2.2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ВЗРЫВНОЕ ДЕЛО

ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

Обезвреживание мины

ФОРТИФИКАЦИЯ

Защитные и маскирующие свойства местности

Назначение и типы фортификационных сооружений

Траншеи и ходы сообщения

Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин

Укрытия для личного состава

Сооружения для командных и наблюдательных пунктов

МАСКИРОВКА

Маскировка войск, техники, объектов с использованием маскирующих свойств местности, растительности, искусственных масок

Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия

Маскировочное окрашивание техники и объектов

Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника

ПУТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЙСК

Основные элементы автомобильной дороги

Дорожные знаки

Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений

Содержание военных путей

ВОЕННЫЕ МОСТЫ

Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций

Конструкции опор

Пролетные строения

Строительство военных мостов

ПЕРЕПРАВЫ

Виды и способы переправ

Оборудование и содержание десантных переправ ;

Оборудование и содержание паромных переправ

Мостовые переправы

Переправы вброд

Переправы по льду

ПОЛЕВОЕ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЕ

Задачи полевого водообеспечения

Средства полевого водообеспечения

Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Войсковые источники электроэнергии

Электризуемые заграждения

Действия электротехнического подразделения

Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Инженерная разведка противника, местности и объектов

Действия отделение в ИНП и ИПФ

Действия отделения в ИРД

ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА

Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки

Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений

Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений

Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Организация занятий

ВОЖДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН

Организация обучения вождению

Организация занятий по вождению

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

Ориентирование на местности

Способы ориентирования

Определение расстояний на местности

Движение по азимутам

ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ

Радиостанция Р-159М

Радиостанция Р-173

Правила ведения переговоров на средствах связи

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Первая медицинская помощь на поле боя

Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения

Места пальцевого прижатия крупных артерий

Оказание медицинской помощи при переломах костей

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Правила обработки раны

Наложение повязок

Первая медицинская помощь при отморожениях

Общие привила оказания первой помощи

Медицинские средства индивидуальной защиты

Пакет перевязочный индивидуальный

Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)

Дезинфицирующее средство

Положение пострадавшего на носилках при транспортировке

РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Ядерное оружие

Химическое оружие

Биологическое оружие

Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Основы методики строевой подготовки

Одиночная строевая подготовка

Строевое слаживание

Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Основы методики физической подготовки

Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения

Гимнастика и атлетическая подготовка

Рукопашный бой

Преодоление препятствий

Ускоренное передвижение и легкая атлетика

Лыжная подготовка

Военно-прикладное плавание

Спортивные и подвижные игры

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности

Спортивная работа

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы

Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе

Глава III

УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА

3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Техническое обслуживание инженерной техники

Основные положения по организации восстановления техники

3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ

3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ

3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ

3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ

Особенности содержания ИТ на кратковременном хранении:

3.7. ОСОБЕННОСТИ СЕЗОННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Оборудование и содержание десантных переправ ;

Для оборудования десантных переправ применяются десантные лодки НЛ-8, НЛ -15, НЛ-30, ДЛ-10, плавающие транспортеры ПТС-М и ПТС-2, а так же плавающие боевые машины пехоты, бронетранспортеры и техника на их базе.

Оборудование десантной переправы включает:

- разведку участка водной преграды и прилегающей местности;

- производство разграждений на берегах и в воде;

- подготовка путей и оборудование съездов (выездов) на исходном и противоположном берегу;

- подготовка площадок для погрузки (выгрузки) техники на плавающие транспортеры;

- обозначение трасс для движения на воде;

- организация комендантской службы;

- организацию охраны и маскировку переправы.

Гусеничные плавающие транспортеры ПТС-М и ПТС-2 (рис.35) обладают хорошей маневренностью, высокой проходимостью и большим запасом плавучести (таблица 8).



Рис. 35. Гусеничный плавающий транспортер ПТС-М

Погрузка на плавающий транспортер техники и вооружения производится по аппарелям и откидному борту передним ходом или с использованием штатной лебедки транспортера. Подготовкой транспортера к погрузке, а также процессом погрузки и выгрузки руководит командир транспортера.

После погрузки водитель тягача (автомобиля) останавливает двигатель, включает первую передачу или передачу заднего хода, затягивает стояночный тормоз и вместе с экипажем транспортера осуществляет крепление тягача (автомобиля) на платформе.

При движении транспортера на воде нахождение людей в кабинах, отсеках и кузовах машин не допускается.

Таблица 8


Основные тактико-технические характеристики гусеничных плавающих транспортеров


Характеристики

ПТС, ПТС-М

ПТС-2

Грузоподъемность, т:



- на воде и подходах к преграде

10

12

- на суше (марше)

5

12

Возможности по переправе:



-пушки калибра до 122 мм и гаубицы до 152 мм

1

1

- гусеничные тягачи (типа АТЛ, АТС)

1

1

- колесные тягачи

типа ЗИЛ

типа Урал-375

- десант, чел.

72

75

- раненые на носилках, чел.

12

12

Скорость движения, км/ч:



- максимальная по шоссе

42

60

- на воде с грузом

10,6

11,7

Допустимая скорость течения реки, м/с

2.5

2.5

Максимальные угол входа (выхода) в воду, град

15

15

Осадка (по гусеницам) с полным грузом,

1.9

2.0

Тяговое усилие на швартовах, кгс

2000

2900

Габаритные размеры в походном положении, м



- длина

11,4

12

- ширина по гусеницам

3,3

3,3

- высота

2,65

2,91

Габариты грузовой платформы: длина/ширина, м

7.4/2.85

8.0/2.85

Масса (без экипажа), т ;

17

24,2

Экипаж, чел

2

2

Наличие оборудования для самоокапывания

нет

есть

Производительность при отрывке укрытий, м /ч

-

70-80

Наличие броневой зашиты экипажа

нет

есть

Вооружение

нет

ПКТ, 7,62-мм

Максимальное тяговое усилие лебедки, т

5

10



Оборудование и содержание паромных переправ

Для оборудования паромных переправ используются: самоходные паромы ГСП и ПММ-2, перевозные паромы из понтонных парков и паромы из местных плавсредств и материалов. (Табл. 9).



Рис. 36. Гусеничный самоходный паром ГСП

Гусеничный самоходные паром ГСП (рис. 36) предназначен для переправы танков и самоходных артиллерийских установок.

Паром собирается из правого и левого полупаромов. Каждый полупаром состоит из ведущей машины, лодки и аппарелей и передвигается на воде с помощью гребных винтов. Развертывание парома производиться только на воде путем соединения между собой ведущих машин и раскрытия лодок и аппарелей правого и левого полупаромов. Погрузка техники производиться своим ходом.



Рис. 37. Паромно-мостовая машина ПММ-2


Паромно-мостовая машина ПММ-2 (рис. 37) предназначена для переправы любой гусеничной и колесной техники. Паромно-мостовая машина состоит из ведущей плавающей гусеничной машины, нижнего и верхнего понтона, аппарельных и стыковых устройств. В транспортном положении понтоны укладываются на ведущую машину, а в рабочем опускаются вдоль нее по левому и правому бортам, раскрытие понтонов и укладка в транспортное положение осуществляется раскрывающимися устройствами с гидравлическим приводом.

Корпус машины и понтоны водонепроницаемы, обеспечивают необходимую грузоподъемность и остойчивость при работе на воде. Раскрытие понтонов и подготовка аппарелей к погрузке осуществляется на берегу, перед входом в воду.

Несколько ПММ-2 на воде могут состыковываться между собой в сборные паромы большой площади и грузоподъемности или наплавные мосты.

Погрузка техники на самоходные паромы осуществляется под руководством командира парома, место переправы на самоходных паромах должно соответствовать их эксплуатационным возможностям на воде.

Перевозные паромы, собираемые из материальной части понтонных парков имеют различную грузоподъемность от 20т до 170т. В состав перевозных паромов входят речные и береговые звенья. Для передвижения паромов используются катера или тягачи (при переправе по канату). Оборудование паромных переправ осуществляется в соответствии с руководством к понтон но-мостовому парку ПМП.

При организации паромной переправы из понтонного парка ПМП следует учитывать: максимальный уклон берега для спуска машин к реке должен быть25°; минимальная глубина воды для автоматического раскрытия звеньев - 0,4-0,5 м; минимальная глубина воды в створе движения паромов - 0,7-0,8 м; въезд машин на паромы и съезд с парома осуществляется без пристаней; для мест погрузки и выгрузки грузов с паромов необходимы мелководные участки с твердым дном.

Мостовые переправы

Мостовые переправы в виде наплавных мостов, оборудуются из материальной части понтонных парков. Понтон но-мостовой парк ПМП-М предназначен для оборудования мостовых и паромных переправ через водные преграды и состоит из плавучих четырех понтонных складных речных и береговых звеньев, оборудованных автомобилей для транспортировки звеньев, выстилки и буксирно-моторных катеров. В развернутом состоянии звенья представляют собой готовые участки наплавного 60-тонного моста или парома при длине речного звена - 6.75м и берегового - 5,5 и грузоподъемностью: речного звена - 20т и берегового - 10т. Каждое звено перевозиться на одном автомобиле (рис. 38, 39).



Таблица 9


Тактико-технические характеристики самоходных паромов и паромно-мостовых машин


Характеристики

ГСП

ПММ-2

Грузоподъемность парома, т:



- из одной машины


42,5

- из двух машин

52

85

Максимальная масса одиночной гусеничной нагрузки при переправе на пароме, т:



- из одной машины


42,5

- из двух машин

52

50

Время сборки (разборки) парома, мин:



- из одной машины


5

-из двух машин

10

8

Скорость движения, км/ч:



- на суше

40

55

- на воде в грузу

7.7

10

Осадка парома порожнем (с грузом), м:

0,97(1,5)

1,45(2,5)

Допустимая скорость течения, м/с

2,0

2,5

Тяга на швартовах, кгс

3600

3000

Масса машины, т

17

36

Экипаж машины, чел.

3

3

Габаритные размеры машины в транспортном положении, м:



-длина

12

13,35

- ширина

3,24

3,36

-высота

3,2

3,85

Ширина проезжей части, м

3,54

4,2

Межколейный промежуток, м

1,65

-

Длина участка моста из одной машины, м

-

9,15

Глубина преодолеваемого участка мелководья, м

1,0

1,3







Рис. 38. Звено речное в раскрытом положении

1 - средний понтон; 2 - крайний понтон




Рис. 39. Речное звено речное в транспортном положении

Сброс их на воду осуществляется непосредственно с машин, после чего звенья автоматически раскрываются.

Для наводки наплавных мостов выбираются участки реки с наименьшей шириной и скоростью течения, наибольшей глубиной, имеющие естественные маски и укрытия, удобные подъезды к урезу воды для выгрузки звеньев и катеров на воду.

Таблица 10

Тактико-техническая характеристика паромов,
собираемая из понтонно-мостового парка ПМП


Характеристика

Паром грузоподъемностью


40т

60т

80т

170т

Количество речных (береговых) звеньев в пароме, шт

2

3

4

8+1

Количество катеров на паром, шт

1

1

2

2-4

Длина парома, м





Количество паромов, собираемых из комплекта парка, шт

16

10

8

4

Время сборки парома, мин

8

10

12

16-20

Скорость движения в стоячей воде, м/сек

9,7

8,8

8,3

8,3


Буксирно-моторные катера БМК-Т, БМК-130 и БМК-225 обеспечивают буксировку перевозных паромов при паромной переправе, при мостовой переправе - ввод в линию моста мостовых паромов. Из комплекта парка ПМП можно наводить мосты грузоподъемностью 20 и 60т длиной 382 и 227м. Для содержания мостовой переправы организуется комендантская, спасательная и ремонтно-эвакуационная служба. По мосту грузоподъемностью 60т из парка ПМП допускается движение танков со скоростью до 30 км/ч, колесной техники - без ограничения скорости при дистанции между машинами не менее 30м.

Для оборудования мостовых переходов через узкие препятствия шириной до 40м, глубиной до 3.2м и грузоподъемностью 60 т применяются механизированные мосты ТММ-Зм.

В состав комплекта ТММ-3 входят четыре одинаковых мостоукладчика с мостовыми конструкциями длиной 10.5м. Три мостовые конструкции имеют промежуточные козловые опоры (рис. 40). Основными операциями по установке мостового блока на препятствие управляет механик-водитель мостоукладчика со своего места в кабине или с выносного пульта, а часть вспомогательных операций выполняется расчетами мостоукладчиков вручную.




Рис. 40. Тяжелый механизированный мост ТММ-Зм (мостовой блок)


При движении войск по мосту необходимо: пропускать машины только в одном направлении, не допускать встречного движения; не разрешать переправу машин и грузов выше предельной грузоподъемности моста; выдерживать дистанцию между тяжелыми гусеничными машинами не менее 25 м; скорость движения колесных машин неограниченная, гусеничных машин - 15 -20 км/ч; въезд и проезд по мосту должен быть плавный, вдоль оси моста.

Переправы вброд

На мелководных реках, при отсутствии постоянных мостов переправы вброд являются одними из основных видов переправ. Броды должны использоваться для переправы личного состава и техники всеми родами войск во всех видах боевых действий (рис. 41).


Место оборудования брода определяется разведкой, в ходе которой определяются: подходы и выходы к реке; наличие препятствий и заграждений на подходах, берегах и в воде; глубина и длина брода; скорость течения; грунт и профиль дна; крутизна и состояние берегов; наличие местных материалов для оборудования брода; наличие укрытий для личного состава и техники.




Рис.41. Переправа вброд

а - общий вид; б - способ заделки дна; в - указатель брода; 1 - ограждение против сплавных мин» 2 - ограждение препятствий; 3 - вехи для обозначения брода; 4 - заделка неровностей камнями; 5 - заделка неровностей фашинами и камнями

Оборудование переправы вброд включает:

- разграждение реки и походов к ней;

- устранение препятствий в створе (заделка глубоких ям и воронок, удаление или разрушение (удаление) крупных валунов и других объектов, мешающих движению техники);

- обозначение границ брода через 5-10 м указателями, в темное время суток - фонарями или светящими знаками;

- установка ограждений от плавучих мин выше по течению на расстоянии 200-300м;

- оборудование съездов и выездов из воды шириной не менее 7.0м и уклоном не более 10%для колесной и 20% для гусеничной техники.

Для каждого типа техники проходимость брода зависит от его глубины, скорости течения и грунта дна (табл.11).

Таблица 11


Допустимые глубины бродов для переправы техники


Вид техники

Глубина брода (м) при скорости течения


до 1,0 м/с

до 2,0 м/с

более 2,0 м/с

Легковой автомобиль типа УАЗ-469

0,6

0,5

0,4

Автомобиль типа ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-4320

1,2

1,1

1,0

Автомобили типа КрАЗ-255, МАЗ-537, КамАЗ

1,5

1,4

1,3

Инженерная техника на базе АТ-Т (МТ-Т), танки, САУ

1,5

1,4

1,3

Танки с герметизацией корпуса без установки оборудования для подводного вождения

2,4

2,3

2,3

Для переправы техники ширина брода должна быть не менее 8-1 Ом. Движение техники по броду осуществляется на первой (второй) передаче, без изменения направления движения. Расстояние между машинами должно быть не более 20-30м.

Переправы по льду

Зимой, в период ледостава переправа войск может осуществляться по льду (рис. 42).




Рис. 42 Переправа по льду:

1 - усиление льда укладкой верхнего пролетного строения; 2 - переправляемая техника; 3 - полоса очищенная от снега; 4 - обвалованная снегом пробоина от снаряда; 5 - лунка для измерения толщины льда; 6 - чистый лед; 7 - снеговой лед; 8 - мутный лед; 9 - расчетная толщина льда; 10 - переходной мостик.


Прочность ледяного покрова зависит от толщины льда, его строения и температуры воздуха. Лед по своей толщине состоит из нескольких слоев - верхнего снегового, мутного среднего и нижнего прозрачного. Прозрачный слой самый прочный и имеет наибольшую толщину. При определении грузоподъемности, расчетная толщина льда (Нр) принимается как толщина прозрачного и половина толщины мутного слоя.