Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 12083
Скачиваний: 473
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Вооруженные Силы Российской Федерации
Основы военного законодательства
Ответственность за преступления против военной службы
Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ
2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
Последовательность работы командира отделения на местности
Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
Основные задачи инженерного обеспечения наступления
Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
Защитные и маскирующие свойства местности
Назначение и типы фортификационных сооружений
Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
Маскировочное окрашивание техники и объектов
Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
Основные элементы автомобильной дороги
Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
Оборудование и содержание десантных переправ ;
Оборудование и содержание паромных переправ
Задачи полевого водообеспечения
Средства полевого водообеспечения
Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Войсковые источники электроэнергии
Действия электротехнического подразделения
Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
Инженерная разведка противника, местности и объектов
Действия отделение в ИНП и ИПФ
Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
Организация занятий по вождению
Определение расстояний на местности
Правила ведения переговоров на средствах связи
Первая медицинская помощь на поле боя
Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
Места пальцевого прижатия крупных артерий
Оказание медицинской помощи при переломах костей
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отморожениях
Общие привила оказания первой помощи
Медицинские средства индивидуальной защиты
Пакет перевязочный индивидуальный
Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)
Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
Основы методики строевой подготовки
Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
Основы методики физической подготовки
Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
Гимнастика и атлетическая подготовка
Ускоренное передвижение и легкая атлетика
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА
3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое обслуживание инженерной техники
Основные положения по организации восстановления техники
3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ
3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ
3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ
3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ
тактико-технические характеристики, боевое применение, устройство, работу, правила эксплуатации и сбережения штатной техники и ее специального оборудования;
требования руководства (инструкции) по эксплуатации машины в различных условиях;
влияние конструктивных особенностей машины на надежность ее работы;
требования мср безопасности при техническом обслуживании, вождении и ремонте;
правила пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
правильно готовить машину к действиям в различных условиях ее применения; выполнять работы по техническому обслуживанию машины, проводить эксплуатационные регулирования и устранять неисправности, возникающие в процессе ее боевого применения с использованием комплекта ЗИП;
производить войсковой ремонт инженерной машины с привлечением штатных подвижных средств технической помощи;
готовить машину к хранению в части и обеспечивать ее постоянную боевую готовность;
проводить регламентированное техническое обслуживание машины и снимать ее с хранения;
Процесс технической подготовки - это творческая деятельность обучающих и обучаемых.
Командир в процессе обучения должен:
правильно организовать учебную деятельность обучаемых и руководить ею;
последовательно и доходчиво излагать учебный материал по технической подготовке, показывать наиболее целесообразные приемы практического освоения техники;
развивать у обучаемых интерес к знаниям, техническому творчеству, побуждать их к самостоятельности и инициативе;
воспитывать у обучаемых чувство личной ответственности за сохранность и постоянную боевую готовность инженерных машин и уверенность в их высоких тактико-технических характеристик;
постоянно контролировать, как обучаемые овладевают знаниями, навыками и умениями, и оценивать их подготовку.
Основная задача обучаемых - усвоение теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений в действиях на технике.
На всех занятиях механика-водителя необходимо готовить к преодолению опасностей и трудностей боевой обстановки, формировать у него способность выдерживать большие нервно-психические нагрузки, физические напряжения, проявлять инициативу, стойкость, мужество.
Организация занятий
Качество проведения занятий по технической подготовке во многом зависит от их организации, применяемых методов обучения, материально-технического обеспечения, а также от качества подготовки к занятиям руководителей и обучаемых.
К числу мер, оказывающих решающее влияние на интенсификацию учебного процесса, можно отнести:
обучение тому, что необходимо на войне;
проведение занятий в условиях, близких к боевым действиям;
полная отработка на занятиях основных вопросов;
проведения занятий методом сборов;
применения нормативов, попутных тренировок и тренажеров; назначение обучаемых в процессе занятий на различные должности;
эффективное использование технических средств обучения; внедрение активных методов обучения и др.
Для улучшения подготовки целесообразно широко применять комплексный метод организации занятий, когда отработка практических вопросов по техническому обслуживанию, устранению неисправностей и текущему ремонту проводится совместно с занятиями по вождению;
основным методом обучения считать практическую работу на материальной части инженерных машин;
широко применять на занятиях нормативы технической подготовки;
занятия с механиками-водителями и водителями инженерных машин проводить методом сбора. Учебные группы комплектовать со специалистами с учетом осваиваемых ими марок инженерных машин, которые изучать помашинно или побазно и помашинно;
занятия с обучаемыми организовывать и проводить на учебных местах под непосредственным контролем со стороны руководителя занятия и одного из обучаемых, назначенного в качестве старшего и отвечающего за последовательность действий личного состава и соблюдения им мср безопасности;
добиться полной завершенности всех практических действий на технике и оценивать их по учебным или боевым нормативам;
для достижения полной загруженности и самостоятельности обучаемых в процессе практических действий обеспечить занятия необходимой учебно-методической документацией (планами-заданиями, учебно-тренировочными или инструктивными картами, журналами-конспектами, опорными конспектами, учебными пособиями и т.п., техникой и имуществом;
при каждом выходе техники на занятие и во время учебных действий проводить контрольный осмотр машины в объеме, выполняемом перед выходом из парка и во время работы. В конце занятия привлекать обучаемых к проведению ежедневного технического обслуживания (ЕГО).
Комплексный метод организации занятия имеет ряд преимуществ: уменьшается количество техники, выделяемой на вождение, достигается полная загрузка обучаемых, обеспечивается возможность отработки нормативов технической подготовки. Однако комплексное занятие требует более тщательной подготовки к нему руководителей и самих обучаемых, более четкой организации его проведения на всех учебных местах. Комплексное занятие проводится после теоретического изучения материальной части, основ эксплуатации и правил вождения.
Занятие по технической подготовке организуется и проводится в общем случае на пяти учебных точках (рис. 61.). Каждая учебная точка включает в себя несколько учебных мест. Общее количество учебных мест определяется содержанием и методикой обучения.
Первый этап
Учебные точки
|
первая |
|
вторая |
|
третья |
|
четвертая |
|
пятая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материальная часть машин |
|
Эксплуатация и правила вождения машин |
|
Техническое обслуживание машин |
|
Устранение неисправностей в узлах, агрегатах, системах |
|
Снятие машине с хранения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а)
Второй этап
Учебные точки
|
четвертая |
|
третья |
|
вторая |
|
первая |
|
|
Регулирование, устранение неисправностей, обслуживание узлов, агрегатов и машин |
|
Изучение правил вождения и тренировка на тренажерах |
|
Отработка нормативов технической подготовки |
|
Вождение и выполнение инженерных задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б)
Рис. 61. Организация комплексного занятия по технической подготовке:
а - групповые занятия по технической подготовке; б - практические занятия по технической подготовке и вождению (комплексные занятия)
Последовательность изложения учебного материала.
На занятиях по технической подготовке учебный материал рекомендуется излагать в такой последовательности:
- общее устройство машины:
название и марка;
назначение и условия применения;
комплектность (состав);
технические характеристики;
основные элементы (узлы, агрегаты, механизмы) и их размещение в машине, назначение и взаимодействие между собой;
кинематическая, гидравлическая и другие схемы;
обязанности номеров расчета;
подготовка машины к применению в зависимости от условий эксплуатации, принцип работы;
контрольный осмотр, порядок проведения ЕГО;
вместимость заправочных емкостей, применяемые топлива, масла и жидкости;
способы транспортирования;
состав комплекса ЗИП и его использование, показ в действии;
- технические характеристики:
техническая производительность применительно к различным условиям (прочности грунта, скорости течения реки, глубине реки, уровню залегания грунтовых вод, высоте над уровнем моря, ширине преграды и др.);
эксплуатационная производительность при выполнении определенной инженерной задачи (установке минного поля, оборудовании ротного опорного пункта и др.);
максимальная скорость движения;
средняя скорость движения;
масса, габаритные размеры в транспортном положении;
состав расчета (экипажа) с указанием специальностей (например, старший механик-водитель, механик-водитель, оператор, и др.);
время подготовки к боевому применению;
класс защиты, группа обитаемости;
средняя наработка на отказ, среднее время восстановления;
периодичность и трудоемкость технических обслуживании № 1 и 2;
расход топлива на 100 км пути и за 1 час работы;
размеры разрабатываемых выемок (траншей, котлованов), перекрываемых препятствий и т.п.;
- устройство узлов, агрегатов, механизмов:
название;
расположение и крепление на машине;
назначение, техническая характеристика;
устройство (общее устройство, физический принцип действия, устройство составляющих элементов и деталей) и принцип работы;
эксплуатация (правила пользования);
неисправности, их признаки и причины, меры предупреждения неисправностей и способы их устранения;
регулирование;
порядок технического обслуживания в процессе работы, эксплуатационные материалы, регламентированное техническое обслуживание;
подготовка к хранению и снятию с хранения;
- устройство системы машины:
название (гидравлическая, электрическая, комбинированная и т.п.);
назначение;
техническая характеристика;
принцип устройства и работы;
общее устройство и расположение элементов в машине;
устройство элементов (узлов, агрегатов и механизмов) системы;
работа системы;
эксплуатация (правила пользования);
неисправности, их признаки и причины, меры предупреждения и способы устранения;
регулирование;
объем технического обслуживания в процессе работы;
подготовка к хранению и снятие с хранения.
Объяснять устройство деталей целесообразно в такой последовательности:
название;
материал, способ изготовления, обработки и контроля качества (для наиболее ответственных деталей);
основные элементы и их назначение;
способ замены или восстановления при ремонте узла, в состав которого они входят.
При объяснении назначения узлов, агрегатов и механизмов необходимо дать точную формулировку, какие функции они выполняют в машине, и объяснить необходимость этих функций.
В связи с тем, что основное внимание при освоении машин должно обращаться на изучение устройства узлов, агрегатов и механизмов, которые обучаемые должны уметь разбирать (собирать) или регулировать при техническом обслуживании, предусматривается различная степень (глубина) изучения составных частей машины: принцип устройства, общее устройство и устройство.
Принцип устройства и работы узлов, агрегатов и механизмов изучается только по их принципиальным схемам, без изучения конструкции.
Общее устройство составных частей машины изучается на материальной части методом показа и объяснения назначения и основ взаимодействия, только основных их устройств (без детализации).
Устройство узлов, агрегатов и механизмов изучается на материальной части методом показа и подробного объяснения назначения, конструктивного исполнения и взаимодействия всех их деталей в процессе работы.
Изучение неисправностей рекомендуется проводить в следующем порядке:
признаки неисправности (определяются осмотром, на слух, по контрольным или диагностическим приборам, по характеру работы машины);
причины и последствия неисправностей;
способы обнаружения и устранения;
меры предупреждения.
Материал при изучении вопросов регулировки целесообразно излагать в такой последовательности:
технические требования на регулировочные параметры узла, агрегата, механизма или привода управления;
причины нарушения нормального состояния регулирования, последствия, к которым приводят эти нарушения;
последовательность проверки регулирования;
восстановления исходного состояния регулирования (порядок выполнения регулирования, применяемый инструмент).
ВОЖДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН
Общие положения. Подготовка по вождению инженерных машин - это составная часть полевой выучки личного состава инженерных войск.
Задача обучения вождению состоит в том, чтобы научить механиков-водителей (водителей) полностью использовать высокие технические возможности инженерной техники при выполнении инженерных задач в различных дорожных и климатических условиях. Б результате обучения вождению личный состав должен уметь:
быстро ориентироваться и уверенно водить машину по пересеченной и труднопроходимой местности на максимально возможных скоростях, в различное время года, суток и при любой погоде;
четко действовать в походных порядках подразделений, выполняющих задачу в сложных дорожных условиях, характерных для ТВД;
своевременно и в полном объеме готовить машину к выполнению инженерных задач с учетом условий ее боевого применения;
самостоятельно выполнять инженерные задачи в различной тактической обстановке;
преодолевать различные препятствия, ограниченные проходы, водные преграды, а также зоны радиоактивного заражения;
осуществлять самовытаскивание при застревании машины и ее буксировку в случае повреждения;
соблюдать технику безопасности и умело действовать в аварийной ситуации (при отказе машины под огнем, пожаре, затоплении и др.);
не допускать перегрузки и повреждения машин;
правильно производить погрузку машин на железнодорожные платформы, трейлер, паром и другие средства транспортирования.
Процесс обучения вождению - это совместная творческая деятельность обучающих (командира, начальника) и обучаемых (солдат, курсантов). Цель обучения вождению в том, чтобы личный состав твердо усвоил сумму военно-технических знаний, приобрел навыки и умение работать на технике.
Знания - способность воспроизвести в памяти полученную при обучении информацию (учебный материал).
Умение - способность осознанно применять накопленные знания на практике, правильно выполнять какую-либо операцию, прием.
Навык - это умение, доведенное упражнениями до автоматизма.
Знания и умения приобретаются в процессе прослушивания обучаемыми объяснения и просмотра упражнений; навыки - только тренировками (упражнениями).
Организация обучения вождению
При организации обучения учитываются следующие положения:
в учебных частях:
- практическое вождение начинается после изучения курсантами общего устройства машин, основных правил их эксплуатации, приобретения на тренажерах навыков выполнения упражнений. В дальнейшем изучение машины и обучение вождению проводятся параллельно;
- курсанты обучаются на тех типах машин, которые для них предназначены; в вузах обучаемые совершенствуют навыки вождения и повышают свою классность на одних и тех же машинах. Упражнение 1 обучаемые могут отрабатывать на вспомогательных средствах, являющихся для данных типов и марок инженерных машин базовыми. Остальные упражнения по вождению выполняются только на инженерных машинах;