Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 12122

Скачиваний: 473

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Вооруженные Силы Российской Федерации

Основы военного законодательства

Ответственность за преступления против военной службы

Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих

1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины

Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка

Работа сержантов по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка

Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах

1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

1.4. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ

Глава II

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Основы общевойскового боя

Основы инженерного обеспечения общевойскового боя

Отделение в обороне

Последовательность работы командира отделения на местности

Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя

Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны

Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения

Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления

Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)

Отделение в наступлении

Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу

Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником

Марш и походное охранение

Основные задачи инженерного обеспечения наступления

Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении

Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях

Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений

Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград

Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ

Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением

Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск

2.2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ВЗРЫВНОЕ ДЕЛО

ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

Обезвреживание мины

ФОРТИФИКАЦИЯ

Защитные и маскирующие свойства местности

Назначение и типы фортификационных сооружений

Траншеи и ходы сообщения

Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин

Укрытия для личного состава

Сооружения для командных и наблюдательных пунктов

МАСКИРОВКА

Маскировка войск, техники, объектов с использованием маскирующих свойств местности, растительности, искусственных масок

Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия

Маскировочное окрашивание техники и объектов

Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника

ПУТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЙСК

Основные элементы автомобильной дороги

Дорожные знаки

Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений

Содержание военных путей

ВОЕННЫЕ МОСТЫ

Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций

Конструкции опор

Пролетные строения

Строительство военных мостов

ПЕРЕПРАВЫ

Виды и способы переправ

Оборудование и содержание десантных переправ ;

Оборудование и содержание паромных переправ

Мостовые переправы

Переправы вброд

Переправы по льду

ПОЛЕВОЕ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЕ

Задачи полевого водообеспечения

Средства полевого водообеспечения

Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Войсковые источники электроэнергии

Электризуемые заграждения

Действия электротехнического подразделения

Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Инженерная разведка противника, местности и объектов

Действия отделение в ИНП и ИПФ

Действия отделения в ИРД

ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА

Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки

Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений

Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений

Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Организация занятий

ВОЖДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН

Организация обучения вождению

Организация занятий по вождению

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

Ориентирование на местности

Способы ориентирования

Определение расстояний на местности

Движение по азимутам

ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ

Радиостанция Р-159М

Радиостанция Р-173

Правила ведения переговоров на средствах связи

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Первая медицинская помощь на поле боя

Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения

Места пальцевого прижатия крупных артерий

Оказание медицинской помощи при переломах костей

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Правила обработки раны

Наложение повязок

Первая медицинская помощь при отморожениях

Общие привила оказания первой помощи

Медицинские средства индивидуальной защиты

Пакет перевязочный индивидуальный

Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)

Дезинфицирующее средство

Положение пострадавшего на носилках при транспортировке

РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Ядерное оружие

Химическое оружие

Биологическое оружие

Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Основы методики строевой подготовки

Одиночная строевая подготовка

Строевое слаживание

Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Основы методики физической подготовки

Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения

Гимнастика и атлетическая подготовка

Рукопашный бой

Преодоление препятствий

Ускоренное передвижение и легкая атлетика

Лыжная подготовка

Военно-прикладное плавание

Спортивные и подвижные игры

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности

Спортивная работа

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы

Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе

Глава III

УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА

3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Техническое обслуживание инженерной техники

Основные положения по организации восстановления техники

3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ

3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ

3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ

3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ

Особенности содержания ИТ на кратковременном хранении:

3.7. ОСОБЕННОСТИ СЕЗОННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Универсальный минный заградитель обеспечивает минирование в широком диапазоне скоростей: 10, 20, 30 или 40 км/ч.

Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ

Данная группа техники включает машины для механизации земляных работ и машины для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий. Основная их характеристика дана в таблице 20.

К машинам для механизации земляных работ относятся траншейные машины, котлованные машины, траншей но-котлованные и универсальные машины, а также навесное и встроенное оборудование для самоокапывания.

Траншейные машины предназначены для рытья траншей и ходов сообщения при оборудовании позиций войск.

Траншейные машины выполнены на колесной (ТМК-2, ТМК-3) или гусеничной базе (БТМ-3, БТМ-4М) (рис.52). Для отрывки траншей используется роторный рабочий орган, который позволяет осуществлять отрывку траншей и ходов сообщения глубиной до 1,5 м прямолинейного и криволинейного начертания с отвалом грунта в бруствер по обе стороны траншеи. Ширина отрываемой траншеи по дну 0,5...0,6 м, по верху 0,9...1,1 м. Машины ТМК-2, ТМК-З и БТМ-4М имеют вспомогательное бульдозерное оборудование, которое предназначено для подготовки трассы для рытья траншей, засыпки воронок, рвов, а также для отрывки котлована при самоокапывании.


Таблица 20

Тактико-технические характеристики траншейных машин


Показатели

БТМ-3

БТМ-4М

ТМК-2

ТМК-3

Базовая машина

АТТ

2С7М

икт

К-703МВ

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

305(415)

617 (840)

275 (375)

246 (335)

Техническая производительность, м/ч:





в талых грунтах

800

1200

800

800

в мерзлых грунтах

-

300

240

150

Максимальная транспортная скорость, км/ч

35,5

50

45

44

Габаритные размеры в транспортном положении, мм





длина

7600

10600

9750

9450

ширина

3164

3380

3150

3360

высота

4320

3710

4200

4150

Масса, т

27,7

47,8

27,2

23,1

Расчет, человек

2

2

2

2




Рис. 52. Траншейная машина БТМ-4М


Котлованные машины (рис. 53) предназначены для отрывки котлованов под фортификационные сооружения и укрытия для специальной и боевой техники при инженерном оборудовании позиций войск и пунктов управления. (Табл. 21).

Котлованные машины состоят из гусеничного тягача, основного рабочего органа (для отрывки котлованов) - фрезы с роторным метателем и вспомогательного - бульдозерного оборудования. Бульдозерное оборудование предназначено для подготовки площадки под котлован, выравнивания дна котлована и аппарелей, засыпки выемок. Машина МДК-3 имеет рыхлитель, позволяющий разрабатывать мерзлый и твердый грунт на глубину до 0,3 м.


Таблица 21


Показатели

МДК-2М

мдк-з

Базовая машина

АТТ

мтт

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

305 (415)

522 (710)

Техническая производительность, м3/ч:

300

800

Размеры отрываемого котлована, м



ширина по дну

3,6

3,7

глубина

до 3,5

до 4,5

Максимальная транспортная скорость, км/ч

35,5

65

Габаритные размеры в транспортном положении, мм



длина

8000

10220

ширина

3440

3230

высота

3950

4040

Масса, т

28

39,5

Расчет, человек

2

2





Рис. 53. Котлованная машина МДК-З


Полковая землеройная машина ПЗМ-2 предназначена для отрывки траншей и котлованов при оборудовании позиций войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Тактико-техническая характеристика ПЗМ-2

Базовая машина

Т-155

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

121 (165)

Техническая производительность при отрывке:


котлованов, мЗ

140

траншей, м/ч:


в талых грунтах

180

в мерзлых грунтах

35

Максимальная транспортная скорость, км/ч

45

Масса, т

12,8

Расчет, человек

2




Рабочее оборудование ПЗМ-2 смонтировано на базе колесного тягача и состоит из цепного рабочего органа с роторным метателем, тяговой лебедки и бульдозерного оборудования.

К универсальным землеройным машинам относятся войсковые экскаваторы

(рис. 54), которые предназначены для механизации земляных и погрузочных работ при оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. (Табл. 22).




Рис. 54. Войсковой экскаватор ЭОВ-3521


Таблица 22

Тактико-технические характеристики войсковых экскаваторов


Показатели

ЭОВ-1421

ЭОВ-4422

ЭОВ-3521

Базовая машина

КрАЗ-255

КрАЗ-260

Урал-5557

Мощность двигателя, кВт (л.с.)




базового шасси

176(240)

220(300)

176 (240)

экскаваторного оборудования

55,1 (75)

58,8 (80)

59,5 (81)

Техническая производительность, м3/ч:

100

130

135

Грузоподъемность крановой подвески, т

3

3

3

Максимальная транспортная скорость, км/ч

70

80

70

Наибольшая глубина копания, м

3,25

3,4

4,0

Геометрическая вместимость ковша, м3

0,65

0,63; 0,8

0,65

Масса, т

20

21,74

16,5

Расчет, человек

2

2

2




Рис. 55. Путепрокладчик БАТ-2


В состав экскаватора входят: базовое шасси - автомобиль повышенной проходимости, обвязочная рама с выносными опорами, поворотная платформа с кабиной экскаваторщика, силовой установкой, гидравлическим приводом, экскаваторным рабочим оборудованием - обратной лопатой с крюковой подвеской.


К машинам для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий относятся путепрокладчики, войсковые дорожные машины и бульдозеры, инженерные машины разграждения. (Табл. 23).

Путепрокладчики (БАТ-М, БАТ-2) (рис. 55), универсальная дорожная машина УДМ, войсковой бульдозер БКТ-РК2 предназначены для подготовки и содержания войсковых путей, устройства съездов к мостам, переправам и переходов через овраги, рвы, траншеи и другие препятствия.




Рис. 56. Инженерная машина разграждения ИМР-3


Инженерные машины разграждения ИМР-2, ИМР-3 (рис. 56) предназначены для обеспечения продвижения войск через зоны разрушений в районах подвергшихся ядерным ударам, и выполнения задач на радиоактивно зараженной местности.

Универсальная дорожная машина УДМ (рис. 57) дополнительно к бульдозерному оборудованию оснащена погрузочным оборудованием ПК-6, грузоподъемностью до 6т и геометрической вместимостью ковша 3 м3.

К средствам общего назначения относятся лесозаготовительные и лесопильные средства, грузоподъемные и подъемно-транспортные машины, а также передвижные ремонтные мастерские. (Табл. 24).




Рис. 57. Универсальная дорожная машина УДМ





Рис. 58. Лесопильная рама ЛРВ-1М




Таблица 23


Тактико-технические характеристики военно-инженерной техники для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий


Показатели

БАТ-М

БАТ-2

ПКТ-2

УДМ

БКТ-РК2

ИМР-2

ИМР-3

Базовая машина

АТТ

мтт

икт

к-702МВ

ИКТ

Т-72

Т-90

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

305 (415)

522(710)

275 (375)

246 (335)

275 (375)

574 (780)

618(840)

Техническая производительность, м/ч: при прокладывании колонных путей по среднепересеченной местности, км/ч

4...6

5...7

2..3

3...4

-

6...10

до 12

при проделывании проходов, м/ч:








в каменных завалах

15...20

80... 100

-

-


300...350

300...350

в лесных завалах

30...40

150...200

-



340...400

350...400

при выполнении земляных работ, м3

100...200

200...300

120...130

100... 120

80...100

250..350

300...400

при корчевке пней диаметром 20.. .40 см, шт./ч

-

-

-

-

10...15

-

-

Грузоподъемность стрелового (кранового) оборудования, т

2

2

-

-

-

2

2

Глубина рыхления, м

-

0,5

-

--

0,4

-

-

Максимальная транспортная скорость,

35,5

60

45

38

45

50

50

Масса, т

27,5

39,7

21

22,7

21,3

42,6

50,8

Расчет, человек

2

2

2

2

2

2

2

Лесозаготовительные и лесопильные средства предназначены для заготовки лесоматериала и продольной распиловки леса на доски и брусья. К ним относятся лесопильные рамы ЛРВ-1, ЛРБ-Ш (рис.58), ЛРВ-2, мотопилы «Дружба» и «Урал».

Таблица 24

Основные тактико-технические характеристики лесопильных рам


Показатели

лрв-1

ЛРВ-2

Наибольший диаметр распиливаемых бревен, см

55

55

Длина распиливаемых бревен, м

3...7.5

3...7.5

Время развертывания в рабочее положение, мин.

90... 120

7,5...9 45

Допустимая скорость транспортировки, км/ч

40

80

Тягач (транспортное средство)

КрАЗ-255

КамАЗ-5320

Расчет, чел.

8

7


Грузоподъемные и подъемно транспортные машины предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных и монтажно-демонтажных работ. (Табл. 25). К ним относятся автомобильные краны (рис. 59) и погрузчики (рис. 60).

Манипулятор крановый МКС-4032 предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных работ с одиночными и сыпучими грузами, для проведения монтажно-демонтажных, ремонтно-восстановительных и других работ. Манипулятор устанавливается на автомобили КамАЗ-4310, Урал-4320 и др. Грузовой момент - 8,75 тм. Грузоподъемность при вылете 5,5 м составляет 1,55 т. Максимальный вылет стрелы с удлинителем - 10,5 м.

Средства технического обслуживания и ремонта инженерной техники позволяют в боевых условиях поддерживать инженерную технику в рабочем состоянии, а также производить в короткие сроки ее ремонт: К ним относятся мастерская технического обслуживания инженерной техники МТО-И, мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ.





Рис. 59. Автомобильный кран КС-35719-ЗМ

166




Рис. 60. Манипулятор крановый МКС-4032


Мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ выполнена на базе автомобиля ЗИЛ-131. Оборудование мастерской позволяет развернуть 5...8 постов технического обслуживания и ремонта и произвести 4...5 текущих ремонтов инженерной техники за смену.

Время развертывания мастерской -1 ч, время свертывания - 0,4 ч.

Расчет мастерской - 6 чел.

Таблица 25

Основные тактико-технические характеристики автомобильных кранов


Параметры

КС-5579.3

КС-55713-3

КС-55717-1

КС-3572

КС-3574-М1

КС-35719-ЗМ

Тип крана

СПТН

СПТн

СПТН

войсковой

войсковой

войсковой

Грузоподъемность, т







на выносных опорах:







при работе с опасными грузами

25

25

25

10

14

15

при работе с обычными грузами

25

25

20

10

14

16

без выносных опор

-

-

-

2,5


4,5

передвижение с грузом на крюке

-

-

-

2,5


1,4

Грузовой момент, тм

80

80

75

25

36

48

Длина стрелы, м

9...22,8

9,7... 21,7

9...21

8...12

8...14

8...14

Максимальная высота подъема крюка,

24

21,9

21,3

12

14,5

14

Скорость подъема (опускания) груза, м/мин

4...8

6...8

6,8...

0,3...

10,2

9...18

Скорость посадки груза, м/мин

до0,4

0,3

0,2

0,3

0,2

0,3

Базовая машина

Урвл-4320-30

Урал-4320-30

Урал-4320-30

КрАЗ-255Б

Урал-5557-10

Урал-5557-31

Двигатель базового шасси:







тип

ЯМЗ-238М2

ЯМЗ-238М2

ЯМЗ-238M2

ЯМЗ-238

ЯМЗ-236М2

ямз-238М2

мощность двигателя, кВт (л.с.)

176 (240)

176 (240)

176 (240)

176 (240)

132 (180)

176 (240)

Максимальная скорость движения, км/ч

60

60

60

70

60

60

Полная масса крана, т

22,1

22,4

22

19,6

17,82

18,85

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общие положения. Техническая подготовка является одним из основных видов обучения личного состава учебных подразделений, воинских частей и вузов. Задача технической подготовки состоит в том, чтобы выработать у личного состава твердые навыки действиях на инженерных машинах, выполнении практических работ по подготовке их к боевому применению, обслуживанию, устранению неисправностей и производству текущего ремонта силами расчета (экипажа) в полевых условиях.

После прохождения курса технической подготовки расчеты (экипажи) должны.