Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 10967

Скачиваний: 426

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Вооруженные Силы Российской Федерации

Основы военного законодательства

Ответственность за преступления против военной службы

Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих

1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины

Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка

Работа сержантов по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка

Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах

1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

1.4. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ

Глава II

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Основы общевойскового боя

Основы инженерного обеспечения общевойскового боя

Отделение в обороне

Последовательность работы командира отделения на местности

Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя

Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны

Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения

Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления

Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)

Отделение в наступлении

Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу

Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником

Марш и походное охранение

Основные задачи инженерного обеспечения наступления

Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении

Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях

Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений

Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград

Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ

Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением

Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск

2.2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ВЗРЫВНОЕ ДЕЛО

ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

Обезвреживание мины

ФОРТИФИКАЦИЯ

Защитные и маскирующие свойства местности

Назначение и типы фортификационных сооружений

Траншеи и ходы сообщения

Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин

Укрытия для личного состава

Сооружения для командных и наблюдательных пунктов

МАСКИРОВКА

Маскировка войск, техники, объектов с использованием маскирующих свойств местности, растительности, искусственных масок

Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия

Маскировочное окрашивание техники и объектов

Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника

ПУТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЙСК

Основные элементы автомобильной дороги

Дорожные знаки

Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений

Содержание военных путей

ВОЕННЫЕ МОСТЫ

Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций

Конструкции опор

Пролетные строения

Строительство военных мостов

ПЕРЕПРАВЫ

Виды и способы переправ

Оборудование и содержание десантных переправ ;

Оборудование и содержание паромных переправ

Мостовые переправы

Переправы вброд

Переправы по льду

ПОЛЕВОЕ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЕ

Задачи полевого водообеспечения

Средства полевого водообеспечения

Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Войсковые источники электроэнергии

Электризуемые заграждения

Действия электротехнического подразделения

Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Инженерная разведка противника, местности и объектов

Действия отделение в ИНП и ИПФ

Действия отделения в ИРД

ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА

Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки

Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений

Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений

Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Организация занятий

ВОЖДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН

Организация обучения вождению

Организация занятий по вождению

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

Ориентирование на местности

Способы ориентирования

Определение расстояний на местности

Движение по азимутам

ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ

Радиостанция Р-159М

Радиостанция Р-173

Правила ведения переговоров на средствах связи

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Первая медицинская помощь на поле боя

Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения

Места пальцевого прижатия крупных артерий

Оказание медицинской помощи при переломах костей

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Правила обработки раны

Наложение повязок

Первая медицинская помощь при отморожениях

Общие привила оказания первой помощи

Медицинские средства индивидуальной защиты

Пакет перевязочный индивидуальный

Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)

Дезинфицирующее средство

Положение пострадавшего на носилках при транспортировке

РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Ядерное оружие

Химическое оружие

Биологическое оружие

Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Основы методики строевой подготовки

Одиночная строевая подготовка

Строевое слаживание

Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Основы методики физической подготовки

Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения

Гимнастика и атлетическая подготовка

Рукопашный бой

Преодоление препятствий

Ускоренное передвижение и легкая атлетика

Лыжная подготовка

Военно-прикладное плавание

Спортивные и подвижные игры

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности

Спортивная работа

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы

Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе

Глава III

УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА

3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Техническое обслуживание инженерной техники

Основные положения по организации восстановления техники

3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ

3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ

3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ

3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ

Особенности содержания ИТ на кратковременном хранении:

3.7. ОСОБЕННОСТИ СЕЗОННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

При разведке участка существующей дороги ИРД должен установить: состояние дорожного полотна и дорожных сооружений; наличие и виды заграждений и разрушений; наличие местных строительных материалов; примерный объем задач по ремонту участка дороги и дорожных сооружений или оборудованию объезда. Номера расчетов ИРД могут действовать в таком порядке: 1 -й - командир дозора, организует действия подчиненных и составляет схему разведки; 2-й и 3-й - выявляют места и характер заграждений, разрушений и обозначают их; 4-й и 5-й - разведывают дорогу, обозначают объезд и определяют примерный объем задач по его оборудованию; 6-й - проверяет местность на заражение; 7-й - выявляет местные строительные материалы; 8-й - наблюдает за противником, передает сигналы командира дозора и помогает ему в составлении схемы разведки.

При разведке заграждений, разрушений и завалов номера дозора могут выполнять следующие задачи: 1-й - командир дозора; 2-й и 3-й - определяют характер и протяженность заграждений и разрушений; 4-й и 5-й - отыскивает объезды и обозначает их; 6-й -проверяет местность на радиоактивное заражение; 7-й - выявляет местные строительные материалы, наблюдает за противником, передает сигналы командира дозора и помогает ему в составлении схемы разведки.

При разведке существующего моста дозор может действовать в таком порядке: 1-й - командир дозора; 2-й и 3-й - определяют состояние всех элементов моста, наличие подмыва, прочность опор, состояние и степень износа настила, грузоподъемность моста; 4-й и 5-й - выявляют наличие минно-взрывных заграждений, отыскивают и обозначают объезд; 6-й и 7-й - выявляют местные строительные материалы, наблюдают за противником, передают сигналы командира дозора и помогают ему в составлении схемы разведки.

В ходе разведки мест оборудования десантной переправы ИРД определяет характер водной преграды, пути выдвижения к переправе, наличие заграждений и зараженных участков местности, места съездов переправочных средств в воду и выездов из воды, объем задач по оборудованию этих мест, наличие естественных масок и местных строительных материалов. Действия номеров дозора могут быть следующими: 1-й - командир дозора; 2-й и 3-й - определяют пути выдвижения к переправам, обозначают их, разведывают съезды в воду и выезды из воды; 4-й и 5-й - определяют ширину, глубину, скорость течения реки, грунт берегов и дна и другие данные; 6-й, 7-й и 8-й - выявляют местные строительные материалы, наблюдают за противником, передают сигналы командира дозора и помогают ему в составлении схемы разведки.

ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА

Инженерная техника - группа средств инженерного вооружения, включающая машины инженерного вооружения, подвижные средства обслуживания и ремонта и электротехнические средства общевойскового назначения. В свою очередь машинами инженерного вооружения принято называть многочисленную группу машин, навесного, прицепного и встроенного оборудования, используемых войсками при выполнении задач инженерного обеспечения боя и операций и состоящих на вооружении подразделений инженерных войск, а в ряде случаев и других родов войск.


Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки

Одной из наиболее важных задач, решаемых инженерными войсками в ходе боевых действий, является ведение инженерной разведки объектов и местности. Самой сложной задачей инженерной разведки остается обнаружение инженерных заграждений. Инженерные машины данной группы позволяют определить проходимость местности, характер водных преград, разрушений, завалов и заграждений, возможность их преодоления или обхода, защитные и маскирующие свойства местности и т.п.

Инженерная разведывательная машина ИРМ-2 (рис.46) предназначена для разведки местности, путей движения войск и водных преград.




Рис.46. Инженерная разведывательная машина ИРМ


Установленные на ней стационарные и переносные приборы инженерной разведки позволяют получать данные о путях движения войск (проходимости, величине уклонов, наличии минно-взрывных заграждений и зараженности местности), о водных преградах (ширине, глубине, скорости течения, проходимости входов и выходов и относительной плотности дна, наличии навигационных препятствий, толщине льда) и сведения о несущей способности мостов.

Темп ведения разведки местности достигает 10 км/ч, минно-взрывных заграждений - до 5 км/ч, а время на разведку створа водной преграды шириной до 100 м составляет до 5 минут.

Машина создана на специальной бронированной гусеничной базе с использованием основных узлов и агрегатов боевой машины пехоты БМП-1. Шестицилиндровый четырехтактный дизель УТД-20 мощностью 220 кВт обеспечивает высокую маневренность машины. Скорость движения по суше до 52 км/ч. Скорость движения на плаву, обеспечиваемая водоходным движителем, достигает 11 км/ч.

К стационарным приборам разведки относятся речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 и инженерный разведывательный эхолот ЭИР. Речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 предназначен для поиска металлических противотанковых и противодесантных мин, установленных на суше и воде.

Инженерный разведывательный эхолот ЭИР предназначен для определения глубин, профиля дна водной преграды, оценки относительной плотности грунта дна и обнаружения навигационных препятствий в толще воды с записью на электротермическую бумагу. Диапазон измеряемых глубин - от 0,5 до 20 м.

К переносным приборам инженерной разведки относятся: артиллерийская перископическая буссоль ПАБ-2АМ; ручные миноискатели ИМП и РВМ-2; перископ инженерной разведки ПИР; саперный дальномер ДСП-30; ручной пенетрометр РП-1; комплект разведки мостов КРМ; ручной ледобур; ледомерная линейка и комплект разминирования КР-О.

Для осуществления наблюдения за местностью в дневное и ночное время, а также для ориентации на местности на машине установлены:

выдвижной панорамный перископ ПИР-451;

прибор ночного видения ТВН-2БМ;


авиагоризонт АГИ-С для определения углов уклона местности;

индивидуальные приборы наблюдения расчета ТНПО-160;

танковая навигационная аппаратура ТНА-3.

Машина имеет систему коллективной защиты от ОМП, систему маскировки термодымового типа (ТДА), водоотливное насосное устройство, вооружена курсовым пулеметом ПКГ, оснащена средствами связи.

Машина ИРМ является основным разведывательным средством инженерных войск.

Комплект средств инженерной разведки с вертолета КРВ предназначен для ведения аэрофотографической и аэровизуальной разведки местности, путей движения войск, водных преград, минно-взрывных и других инженерных заграждений, контроля качества маскировки войск и наземной обработки материалов разведки. Комплект перевозится на автомобиле ЗИЛ-131 с кузовом фургоном. Для ведения инженерной разведки в вертолет МИ-8Т устанавливаются средства аэрофотографической и аэровизуальной разведки: аэрофотоаппараты АФА-41/10, АФА-42/100, фотоаппарат ФС, бинокль Б-8, оптический визир, труба зенитная командирская ТЗК, диктофон П-180. На автомобиле перевозятся и развертываются средства фотолабораторной обработки, дешифрирования и оформления материалов воздушной разведки.

Применение КРВ позволяет вести плановое фотографирование при скорости до 180 км/ч. При полете вертолета на удалении 2...5 км от переднего края обеспечивается инженерная разведка на глубину до 15 км.

Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений

Обеспечение мобильности своих войск является одной из самых важных задач инженерного обеспечения.




Рис. 47а. Ножевой трал КМТ-8





Рис. 476. Катково-ножевой трал КМТ-7


При ведении современных боевых действий минные поля будут основным препятствием, способным значительно снизить мобильные возможности войск. Устанавливаться минные поля будут как обычными средствами (вручную, при помощи минных заградителей), так и при помощи средств дистанционного минирования (инженерных, артиллерийских, ракетных, авиационных). Спектр применяемых мин также широк и разнообразен.

В настоящее время существуют четыре основных способа проделывания проходов в минных полях: механический, взрывной, неконтактный и вручную.

При механическом способе проделывания проходов в минных полях используются навесные (встроенные) устройства, которые крепятся в передней части бронированной 154

машины (катковые и катково-ножевые тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10) (таблица 19) или бронированные машины разминирования БМР-2 (БМР-3).

Взрывной способ проделывания проходов в минных полях предусматривает использование зарядов разминирования, при подрыве которых установленные мины срабатывают, разрушаются и выбрасываются за пределы проделываемого прохода (установки разминирования УР-77, УР-83П).

Неконтактный способ используется для приведения к срабатыванию мин, имеющих неконтактные датчики цели или выведения из строя электронных компонентов взрывателей (электромагнитный трал ЭМТ).


Колейные ножевые тралы КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10 (рис. 47) выкапывающего принципа действия конструктивно выполнены в виде отвала с черенковыми ножами. Ножи при встрече с миной выталкивают ее на поверхность, а отвалы отводят в сторону.




Рис. 48. Установка разминирования УР-77


Таблица 19

Основные технические характеристики минных тралов


Характеристики

КМТ-4М

КМТ-6

КМТ-8

КМТ-10

КМТ-5М

КМТ-7

Тип трала

Колейный, ножевой

Колейный, катково-ножевой

Оснащаемые боевые машины

Т-55, Т-62

Все типы средних танков

БМП-1, БМП-2

Т-55, Т-62 и их модификации

Все талы средних танков

Тип протраливаемых мин

Противотанковые противогусеничные и противоднищевые (контактные)

Ширина колей траления, мм

600x2

600x2

600x2

300x2

730x2

800x2

Скорость траления, км/ч

до 12

до 14

до 15

до 15

до 12

до 12

Время монтажа трала, экипажем, ч

до 1,5

до 1,5

до 1,5

до 1

до 3,5

до 3,5

Время отцепки трала экипажем, ч

до 1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

Время аварийной отцепки, с


-


-

60

60

Взрывоустойчювость катковых секций от мин:







ТМ-57 в тротиловом снаряжении

-

-

-

-

6

5

ТМ-62 в снаряжении МС

-


-

-

2

2

Габариты трала, смонтированного на танке (БМП), мм:







ширина

3500

В габаритах танка

3200

3800

3950

длина (расстояние от носа боевой машины до передней точки трала)

1100

1185

1200

1295

3180

3450

Масса трала (с комплектом индивидуального ЗИП), кг

1100

1000

1000

450

7500

7500

Препятствия, преодолеваемые танком (БМП) с тралом:







подъем (спуск), градусы

до 20

до 20

до 20

до 20

до 20

до 20

боевой крен, градусы

до 20

до 20

до 20

до 20

до 15

до 15

ширина рва, м

до 2,5

до 2,5

до 2,5

до 2,5

до 2,5

до 2,5

водная преграда

По дну

Наплаву

По дну




Рис. 49. Бронированная машина разминирования БМР-3

Колейные катково-ножевые тралы КМТ-7 наряду с ножевыми секциями имеют две катковые секции, которые своим весом воздействуют на нажимные взрыватели противотанковых мин и приводят их к действию.

Электромагнитными тралами ЭМТ могут оснащаться танки с любым типом трала.

Установка разминирования УР-77 (рис. 48) предназначена для проделывания проходов в противотанковых минных полях взрывным способом. Базовой машиной УР-77 является многоцелевой гусеничный бронированный тягач МТЛ-БУ. Машина обеспечивает подачу заряда разминирования на дальность 200...500 м, после взрыва которого в минном поле образуется проход глубиной 90 м и шириной 6 м. Боекомплект установки 2 заряда. Масса 15,5 т. Машина обладает высокой технической подвижностью: скорость на суше до 60 км/ч, на воде - до 5 км/ч.


Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений

Применение средств механизации для устройства МВЗ не только приводит к сокращению сроков установки заграждений и численности привлекаемых для этого войск, но и обеспечивает их эффективность.

Это связано с тем, что быстрая установка минных полей затрудняет их обнаружение противником, особенно при дистанционном минировании.

Средства для механизированной установки противотанковых и противопехотных мин можно классифицировать на следующие группы:

наземные раскладчики и заградители (ПМЗ-4, ПМЗ-4П, ГМЗ-2, ГМЗ-3, УМЗ);

оборудование к вертолету для установки противотанковых мин (ВМР-2);

оборудование к вертолету для установки противодесантных мин (ОУПДМ);

системы дистанционного минирования (артиллерийская на основе РСЗО «Ураган»; вертолетная - ВСМ-1; авиационная - АСМ).

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 (рис. 50) является основным средством механизации минирования на поле боя. ГМЗ-3 предназначен для механизированной установки на местности противотанковых мин типа ТМ-57, ТМ-62, ТМ-89 с контактными и неконтактными взрывателями как с маскировкой мин грунтом (снегом), так и без маскировки на поверхность грунта (снега), с автоматическим переводом мин в боевое положение.




Рис. 50. Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3


ГМЗ-3 имеет аппаратуру для фиксации установленных минных полей, броневую защиту и высокие показатели маневренности. Вооружение - пулемет ПКТ.

В качестве базового шасси используется маневренная бронированная гусеничная машина с многотопливным двенадцатицилиндровым дизелем мощностью 520 л.с. Боекомплект заградителя составляет 208 мин. Шаг минирования - 5 и 10 м. Скорость минирования при установке мин на поверхность достигает 16 км/ч, при установке мин в грунт (снег) - до б (10) км/ч. Масса заградителя - 28,5 т. Расчет - 3 чел.

Универсальный минный заградитель УМЗ (рис. 51) предназначен для дистанционной установки минных полей из противопехотных (ПФМ-1, ПОМ-1, ПОМ-2) и противотанковых (ПТМ-3) мин в ходе боевых действий вне зоны воздействия ружейно-пулеметного огня противника.

Заградитель обеспечивает установку одно- двух- и трехполосных минных полей внаброс в процессе движения путем автоматического последовательного отстрела мин из кассет, размещенных в поворотных контейнерах, установленных на платформе базового автомобиля ЗИЛ-131.

Универсальный минный заградитель состоит из базовой машины и специального оборудования (контейнерного блока, системы управления минированием) и вспомогательного оборудования.




Рис. 51. Универсальный минный заградитель УМЗ

Протяженность минного поля, установленного одним боекомплектом мин при однополосном минировании составляет: до 3000 м из мин ПФМ-1; до 5500 м из мин ПОМ-1 и до 1800 м из мин ПТМ-3. Глубина минного поля составляет 15...25 м. При двухполосном и трехполосном минировании протяженность минного поля уменьшается соответственно в 2 или 3 раза.