Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 12093
Скачиваний: 473
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Вооруженные Силы Российской Федерации
Основы военного законодательства
Ответственность за преступления против военной службы
Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ
2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
Последовательность работы командира отделения на местности
Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
Основные задачи инженерного обеспечения наступления
Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
Защитные и маскирующие свойства местности
Назначение и типы фортификационных сооружений
Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
Маскировочное окрашивание техники и объектов
Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
Основные элементы автомобильной дороги
Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
Оборудование и содержание десантных переправ ;
Оборудование и содержание паромных переправ
Задачи полевого водообеспечения
Средства полевого водообеспечения
Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Войсковые источники электроэнергии
Действия электротехнического подразделения
Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
Инженерная разведка противника, местности и объектов
Действия отделение в ИНП и ИПФ
Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
Организация занятий по вождению
Определение расстояний на местности
Правила ведения переговоров на средствах связи
Первая медицинская помощь на поле боя
Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
Места пальцевого прижатия крупных артерий
Оказание медицинской помощи при переломах костей
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отморожениях
Общие привила оказания первой помощи
Медицинские средства индивидуальной защиты
Пакет перевязочный индивидуальный
Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)
Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
Основы методики строевой подготовки
Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
Основы методики физической подготовки
Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
Гимнастика и атлетическая подготовка
Ускоренное передвижение и легкая атлетика
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА
3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое обслуживание инженерной техники
Основные положения по организации восстановления техники
3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ
3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ
3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ
3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ
К использованию допускаются исправные, прошедшие техническое обслуживание и подготовленные к работе машины. Подготовка к использованию включает крепление (нанесение) номерных и опознавательных знаков, обкатку новых или капитально отремонтированных, выполнение специальных работ для использования в сложных условиях, ежедневное или очередное техническое обслуживание № 1 или 2, работы, выполняемые перед выходом из парка - контрольный осмотр водителем (механиком-водителем), проверка готовности машин командирами подразделений или их заместителями и контроль технического состояния начальником КТП).
Готовность машины к использованию определяется ее исправностью, надежностью, заправкой горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, а также укомплектованностью индивидуальными комплектами запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) по установленному табелю.
Использование инженерной техники каждой группы эксплуатации в мирное время ограничивается установленными в километрах пробега или часах работы годовыми нормами расхода моторесурса. Во время боевых действий нормы расхода моторесурса не устанавливаются, машины используются исходя из поставленных боевых задач.
Инженерная техника, которая не планируется к использованию в сроки, установленные приказом МО РФ, подлежат постановке на кратковременное или длительное хранение.
Хранение - это этап эксплуатации, при котором неиспользуемая по назначению техника содержится в специально отведенном для размещения месте в заданном состоянии, и обеспечивается их сохраняемость и сохранение в течение установленных сроков.
Подготовка техники к кратковременному и длительному хранению, содержание на хранении и снятие с хранения определяется руководством «Хранение инженерной техники и инженерного имущества» и нормативно-технической документацией (НТД).
Транспортирование инженерной техники - это подготовка к перевозке и перевозка машин железнодорожным, морским, речным, воздушным транспортом, на прицепах на различные расстояния, а также подготовка их к использованию после транспортирования.
Порядок и правила транспортирования техники определяется эксплуатационными и нормативно-техническими документами по организации воинских перевозок,
Основой обеспечения высокой постоянной готовности инженерной техники к использованию по назначению является проведение в установленные сроки контроля ее технического состояния с последующим полным и качественным выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с требованиями НТД и реальным техническим состоянием.
Техническое обслуживание инженерной техники
В настоящее время в Вооруженных Силах РФ принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с периодическим контролем технического состояния вооружения и военной техники. Она включает в себя три подсистемы: контроля технического состояния; технического обслуживания; ремонта.
Одним из основных мероприятий по поддержанию качественных показателей технического состояния инженерной техники является техническое обслуживание. Характеристика подсистемы технического обслуживания инженерной техники приведена в табл. 33.
Техническое обслуживание - это комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности машин при использовании по назначению, хранении и транспортировании.
Своевременное и качественное техническое обслуживание (ТО) должно обеспечить:
постоянную готовность машин к выполнению поставленной задачи и безопасность движения;
устранение причин, вызывающих преждевременный износ, отказы и неисправности; работоспособность в пределах установленного ресурса (межремонтного пробега или пробега до списания);
минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов. Техническое обслуживание включает заправку машин эксплуатационными материалами, чистку и мойку, техническое диагностирование, подтяжку креплений, регулировку агрегатов и других сборочных единиц, смазочные работы, устранение отказов и неисправностей (текущий ремонт).
Основными видами ТО инженерной техники являются: по этапам эксплуатации: техническое обслуживание при использовании, техническое обслуживание при хранении, техническое обслуживание при транспортировании;
по регламентации выполнения: техническое обслуживание с периодическим контролем, регламентированное техническое обслуживание;
по периодичности и объемам проведения: ежедневное техническое обслуживание (ЕГО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), техническое обслуживание № 1 при хранении (Т0-1х), техническое обслуживание № 2 при хранении (Т0-2х), техническое обслуживание № 2х с переконсервацией и контрольным пробегом (Т0-2хПКП);
по условиям эксплуатации: сезонное техническое обслуживание (СО), техническое обслуживание в особых условиях.
Техническое обслуживание образцов должны планироваться и проводиться, как правило, комплексно, совмещено по времени и месту их проведения для всех составных частей образцов с привлечением соответствующих специалистов (ремонтного подразделения, служб).
Периодичность видов ТО инженерной техники определяется периодичностью технического обслуживания автомобильных базовых шасси и бронетанковых базовых машин (табл. 31).
Таблица 33
Характеристика подсистемы технического обслуживания инженерной техники
Виды технического обслуживания |
Назначение видов технического обслуживания |
Периодичность проведения |
Кто выполняет, Трудоемкость* |
Материально-техническое обслуживание |
|
|
|
при использовании |
при хранении |
|
|
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) |
Подготовка ИТ к пользованию, устранение выявленных недостатков |
По возвращении машины в парк после выполнения задачи, но не реже: для гусеничной техники - 250 км; для колесной техники - 500 км |
- |
Экипажи, расчеты, водители (механики-водители), 2...3 |
ЗИП машины, оборудование ПЕТО |
Техническое обслуживание с периодическим контролем |
Поддержание ИТ в исправном (работоспособном) состоянии |
При проведении контрольно-технического осмотра (технического диагностирования) по необходимости |
Экипажи, расчеты, водители (механики-водители), ремонтные подразделения. До 2 (5) дней в месяц образец ИТ |
ЗИП машины, оборудование ПТОР |
|
|
|
Гусеничная техника через 250 (1000) км пробега, колесная техника через 500 (5000) км пробега. Не реже одного раза в месяц |
1 раз в период для ИТ кратковременного хранения. 1 раз в год для ИТ длительного хранения |
|
|
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 1 при хранении (ТО-1х) |
Поддержание ИТ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного номерного ТО. Контроль технического состояния и устранение выявленных недостатков |
В сроки, установленные технической документацией, по результатам контрольно-технического осмотра и технического диагностирования |
Экипажи, расчеты, водители (механики-водители), ремонтные подразделения, 10...15 |
ЗИП машин, оборудование ПТОР, подвижные средства ТО и ремонта
|
|
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2), техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х) |
Поддержание ИТ а исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного номерного ТО. Контроль технического состояния и устранение выявленных недостатков |
В сроки, установленные технической документацией, по результатам контрольно-технического осмотра и технического диагностирования |
Экипажи, расчеты, водители (механики-водители), ремонтные подразделения, 20...25 |
ЗИП машин, оборудование ПТОР, подвижные средства ТО и ремонта |
|
Техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-1х ПКП) |
Поддержание ИТ в работоспособном состоянии до подготовки к использованию или очередного ТО. Переконсервация, контроль тех. состояния с проверкой на функционирование в ходе работы, устранение выявленных недостатков |
|
Ежедневно в соответствии с планом 20 % на бронетанковой базовых машинах, 15 % базовых шасси со сроком хранения более 5 лет при проведении РТО |
Личный состав подразделений, ремонтное подразделение |
ЗИП машин, оборудование ПТОР, подвижные средства ТО и ремонта. |
Сезонное обслуживание (СО) |
Подготовка ВВТ к зимнему или летнему периоду эксплуатации |
Два раза в год при подготовке машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации |
При кратковременном хранении 2 раза в год при подготовке машин к зимнему (летнему) периоду эксплуатации |
Личный состав подразделений, ремонтное подразделение |
ЗИП машин, оборудование ПТОР, подвижные средства ТО и ремонта |
Регламентированное техническое обслуживание (РТО) |
Обеспечение работоспособности (исправности) ИТ с ограниченной наработкой. Частичное восстановление ресурса образца ИТ заменой ненадежных деталей, проведением регулировочных, настроечных работ |
Один раз в 6... 8 лет |
Личный состав подразделений, ремонтное подразделение. 150...250 |
Комплекты РТО, ЗИП машин, оборудование ПТОР |
Примечание: * В графе 5 приведены средние значения трудозатрат. В зависимости от наработки техники, условий эксплуатации они могут отличаться от данных приведенных в таблице.
Запрещается сокращать объем работ по техническому обслуживанию, а также уменьшать время работ в ущерб качеству технического обслуживания техники.
ЕГО предназначено для подготовки инженерной техники к дальнейшему использованию и устранения выявленных в процессе контрольно-технического осмотра (КТО) недостатков. Оно проводится после использования образца, но не реже, чем через 250 км пробега (20 часов наработки) для гусеничных образцов и 500 км (40 часов наработки) - для колесных образцов.
ЕГО осуществляют расчеты (механики-водители) машин с использованием комплектов ЗИП и элементов парка в соответствии с «Инструкцией по ТО и эксплуатацией» образца и по результатам КТО. ЕГО включает заправку, мойку, смазку в соответствии с картой смазки, проверочные и необходимые крепежные и регулировочные работы, устранение выявленных неисправностей. От качества проведения ЕГО зависит быстрота вывода машин из парка по тревоге, ее надежность, трудоемкость выполнения следующего ТО.
Техническое обслуживание с периодическим контролем (ТО ПК) предназначено для поддержания техники в исправном (работоспособном) состоянии, проводится одновременно с КТО и техническим диагностированием (ТД) расчетами (механиками-водителями) машин с участием специалистов ремонтного подразделения, осуществивших КТО и ТД, с использованием комплектов ЗИП и оборудования ПТОР.
ТО-1 (ТО-1х), ТО-2 (ТО-2х) предназначены для поддержания машин в исправном (работоспособном) состоянии. Они проводится расчетами (механиками-водителями) и специалистами подразделений технического обслуживания и ремонта части с учетом результатов КТО и ТД с использованием комплектов ЗИП, оборудования ПТОР, подвижных средств ТО и Р в соответствии с «Инструкцией по ТО и эксплуатации машин» (Руководством по хранению инженерной техники и инженерного имущества) и с учетом результатов КТО.
ТО-2х ПКП предназначено для поддержания техники в исправном (работоспособном) состоянии, обеспечения сохраняемости. Оно проводится через 5 лет хранения личным составом частей, ремонтных подразделений с использованием комплектов ЗИП оборудования ПТОР и подвижных средств технического обслуживания и ремонта в соответствии с «Инструкцией по ТО и эксплуатации машин» и «Руководства по хранению инженерной техники и инженерного имущества» и по результатам ТД.
СО предназначено для подготовки машин к зимнему или летнему периоду эксплуатации и проводится два раза в год при использовании и кратковременном хранении образцов. Сезонное обслуживание проводится расчетами (механиками-водителями), специалистами ремонтного подразделения части с использованием комплектов ЗИП, оборудования ПТОР и подвижных средств технического обслуживания и ремонта в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации машин» и по результатам проведения КТО, ТД.
РТО предназначено для обеспечения работоспособности (исправности) техники с ограниченной наработкой, обеспечения сохраняемости. При проведении РТО обеспечивается частичное восстановление ресурса машин заменой ненадежных деталей, проведением регулировочных и настроечных работ. РТО осуществляет личный состав, подразделений технического обслуживания и ремонта, хранения, ремонтных органов частей с использованием комплектов РТО, ЗИП и оборудования ПТОР в соответствии с «Инструкцией по проведению РТО машин» с учетом результатов ТД.
Основные положения по организации восстановления техники
Заместитель командира взвода в соответствии с требованиями статьи 151 Устава Внутренней Службы обязан содержать в исправности вооружение, военную технику и другие материальные средства взвода, следить за их наличием.
Командир отделения в соответствии с требованиями статьи 153 обязан знать материальную часть, правила эксплуатации оружия, военной техники и другого имущества отделения, следить за их наличием, ежедневно осматривать и содержать в порядке и исправности.
Подсистема ремонта ВВТ предназначена для восстановления их исправности, работоспособности или ресурса путем замены (ремонта) агрегатов, узлов и деталей составных частей образцов ВВТ. Ремонты подразделяются на: текущий; первый средний ремонт; второй средний ремонт; третий средний ремонт; капитальный ремонт. Характеристика подсистемы ремонта приведена в таблице 34.
Техника, требующая текущего и среднего ремонта восстанавливается ремонтным подразделением части на пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОиР). При выполнении этих видов ремонтов совместно со специалистами ремонтниками участвует водитель (механик-водитель, экипаж, расчет).
Средний ремонт выполняется заменой узлов, агрегатов. Основанием для постановки машины на ПТОиР является распоряжение заместителя командира части по вооружению. Специальная документация на сдачу техники в ремонт не оформляется, О поступлении техники на ПТОиР делается запись в Книге учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения, техники и имущества.
Текущий ремонт является неплановым ремонтом. Средний и капитальный ремонты являются плановыми и проводятся после выработки установленного приказами ресурса. Капитальный ремонт производится на ремонтных предприятиях (базах) центрального подчинения.
Для выполнения ремонтов планируются сроки их выполнения: для текущего ремонта - трое суток; для среднего ремонта - тридцать суток; для капитального ремонта - шесть месяцев.
Машина, сдающаяся в ремонт на ПТОиР для выполнения среднего ремонта должна полностью пройти очередное техническое обслуживание, как правило ТО-2. Работы по техническому обслуживанию выполняются силами подразделения, за которым машина закреплена.
В полевых условиях ремонт техники производится силами ремонтных органов частей с использованием подвижных мастерских технического обслуживания и ремонта.
Ремонт машин может быть организован следующими методами: обезличенным (агрегатным), необезличеным и смешанным.
Обезличенный (агрегатный) метод ремонта - это ремонт, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. Неисправные агрегаты и узлы, снятые с машины, ремонтируются и затем поступают в оборотный фонд для повторного использования. Наиболее широко этот метод используется при войсковом ремонте.