Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 10920

Скачиваний: 426

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Вооруженные Силы Российской Федерации

Основы военного законодательства

Ответственность за преступления против военной службы

Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих

1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины

Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка

Работа сержантов по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка

Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах

1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

1.4. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ

Глава II

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Основы общевойскового боя

Основы инженерного обеспечения общевойскового боя

Отделение в обороне

Последовательность работы командира отделения на местности

Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя

Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны

Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения

Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления

Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)

Отделение в наступлении

Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу

Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником

Марш и походное охранение

Основные задачи инженерного обеспечения наступления

Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении

Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях

Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений

Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград

Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ

Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением

Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск

2.2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ВЗРЫВНОЕ ДЕЛО

ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ

Обезвреживание мины

ФОРТИФИКАЦИЯ

Защитные и маскирующие свойства местности

Назначение и типы фортификационных сооружений

Траншеи и ходы сообщения

Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин

Укрытия для личного состава

Сооружения для командных и наблюдательных пунктов

МАСКИРОВКА

Маскировка войск, техники, объектов с использованием маскирующих свойств местности, растительности, искусственных масок

Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия

Маскировочное окрашивание техники и объектов

Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника

ПУТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЙСК

Основные элементы автомобильной дороги

Дорожные знаки

Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений

Содержание военных путей

ВОЕННЫЕ МОСТЫ

Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций

Конструкции опор

Пролетные строения

Строительство военных мостов

ПЕРЕПРАВЫ

Виды и способы переправ

Оборудование и содержание десантных переправ ;

Оборудование и содержание паромных переправ

Мостовые переправы

Переправы вброд

Переправы по льду

ПОЛЕВОЕ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЕ

Задачи полевого водообеспечения

Средства полевого водообеспечения

Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Войсковые источники электроэнергии

Электризуемые заграждения

Действия электротехнического подразделения

Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Инженерная разведка противника, местности и объектов

Действия отделение в ИНП и ИПФ

Действия отделения в ИРД

ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА

Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки

Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений

Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений

Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Организация занятий

ВОЖДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН

Организация обучения вождению

Организация занятий по вождению

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

Ориентирование на местности

Способы ориентирования

Определение расстояний на местности

Движение по азимутам

ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ

Радиостанция Р-159М

Радиостанция Р-173

Правила ведения переговоров на средствах связи

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Первая медицинская помощь на поле боя

Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения

Места пальцевого прижатия крупных артерий

Оказание медицинской помощи при переломах костей

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Правила обработки раны

Наложение повязок

Первая медицинская помощь при отморожениях

Общие привила оказания первой помощи

Медицинские средства индивидуальной защиты

Пакет перевязочный индивидуальный

Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)

Дезинфицирующее средство

Положение пострадавшего на носилках при транспортировке

РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Ядерное оружие

Химическое оружие

Биологическое оружие

Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Основы методики строевой подготовки

Одиночная строевая подготовка

Строевое слаживание

Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Основы методики физической подготовки

Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения

Гимнастика и атлетическая подготовка

Рукопашный бой

Преодоление препятствий

Ускоренное передвижение и легкая атлетика

Лыжная подготовка

Военно-прикладное плавание

Спортивные и подвижные игры

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности

Спортивная работа

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы

Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе

Глава III

УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА

3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Техническое обслуживание инженерной техники

Основные положения по организации восстановления техники

3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ

3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ

3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ

3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ

Особенности содержания ИТ на кратковременном хранении:

3.7. ОСОБЕННОСТИ СЕЗОННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

при хранении - ежемесячно.

Контрольно-технический осмотр автомобильной техники организуется заместителем командира части по вооружению, проводится специалистами ремонтного подразделения с участием водителей (механиков-водителей), экипажей (расчетов) с целью определения технического состояния машин и объема работ по их техническому обслуживанию или ремонту.


2. Внешний вид машины


1. Проверка документации


13. Запись результатов осмотра в книгу


12. Работоспособность рабочего оборудования (сборных единиц) и машины



3. Укомплектованность, состояние и укладка табельного имущества


11. Кабина внутри (отделение управления)




4. Машина спереди


10. Моторное отделение




5. Силовая передача (трансмиссия)






6. Машина справа


7. Машина сзади, внутри платформы (корпуса)


8. Машина слева


9. Аккумуляторные, батареи


Рис, 87 Последовательность проверки машины


Контрольно-технический осмотр проводится не реже одного раза в месяц или после 20 часов работы рабочего оборудования (работы на воде);

при пробеге:

500 км для многоцелевых автомобилей и инженерной техники на их базе;

250 км для гусеничных транспортеров, колесных многоосных машин;

200 км для гусеничных тягачей, колесных тракторов и инженерной техники на их базе;

100 км для гусеничных тракторов и инженерной техники на их базе;

Техническое диагностирование проводится не реже одного раза в учебный период (как правило, при переводе техники на сезонную эксплуатацию) или после 60 часов работы рабочего оборудования (работы на воде);

4000 км для многоцелевых автомобилей и инженерной техники на их базе;

1000 км для гусеничных транспортеров, колесных многоосных машин;

600 км для гусеничных тягачей, колесных тракторов и инженерной техники на их базе;

300 км для гусеничных тракторов и инженерной техники на их базе;

Командиры отделений (расчетов) контроль технического состояния машин осуществляют путем контрольных осмотров и проверок в парке и при выполнении задачи, а также представляют машины отделения проверяющим при проведении КТО и ТД. Командиры отделений взвода (роты) ремонта и технического обслуживания техники активно участвуют в своем качестве или как специалисты при проведении должностными лицами части КТО, ТД.

Главная задача командира отделения (расчета) при осмотрах и проверках инженерных машин состоит в том, чтобы установить, как обеспечиваются постоянная исправность и боеготовность машин, каково качество их технического обслуживания и какой требуется объем работ, а также выявить причины, нарушающие нормальную работу машин. Лично или через старших начальников командир отделения (расчета) принимает все меры для устранения выявленных недостатков.


В первую очередь целесообразно осматривать те машины, которые вызывают сомнения в своей исправности.

Новые машины с большим запасом моторесурса можно проверить внешним осмотром, обращая особое внимание на узлы и агрегаты, обеспечивающие работоспособность и безопасность движения и работы машин.

Машины с большим пробегом нуждаются в более тщательной проверке. В случае сомнения в исправности какого-либо механизма для его проверки используют специальные приборы и оборудование пунктов диагностики.

При контрольном осмотре проверяется:

внешний вид машины;

наличие горючего в баках, уровень масла в картере двигателя и масляных баках системы смазки и гидравлической системы, охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, нет ли подтеканий топлива, масел, охлаждающей и других специальных жидкостей;

уровень электролита в аккумуляторной батарее;

работа приборов;

состояние регулирования механизмов управления, работоспособность светосигнальных приборов;

состояние ходовой части и буксирного приспособления;

состояние, крепление и укладка рабочего оборудования;

комплектность машины, в том числе наличие и состояние ЗИП, специальных ключей, шанцевого инструмента и другого табельного имущества;

работоспособность всех основных агрегатов и систем базовой машины и рабочего оборудования.

Порядок проведения контрольного осмотра и значения контролируемых параметров приведены в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации» каждой конкретной машины и в «Рекомендациях по определению технического состояния инженерных машин» (книги 1 - 3).

Проверка работоспособности базовой машины и рабочего оборудования проводится по контрольно-измерительным приборам, а также на слух и нагрев узлов и агрегатов на ощупь. Нагрев считается нормальным, если можно держать руку на нагретом узле или агрегате. Обнаруженные недостатки устраняются немедленно.

О неисправностях, которые не могут быть устранены силами командира отделения (расчета), докладывается старшему начальнику для принятия мер.

Осмотр машины рекомендуется проводить по точкам в последовательности, указанной в «Рекомендациях по определению технического состояния инженерных машин» (книга 1 - 3).

3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ

Хранение инженерной техники и инженерного имущества заключается в содержании их в специально выделенных и оборудованных для размещения местах с применением средств и методов защиты от воздействия агрессивных факторов окружающей среды, выполнении необходимого технического обслуживания и проведении контроля за техническим состоянием в целях обеспечения их сохраняемости и сохранности в течение установленных сроков.

В зависимости от продолжительности установлены два вида хранения:


1. Кратковременное (КХ} - это хранение изделий на срок до одного года включительно.

2. Длительное (ДХ)- это хранение изделий на срок более года.

Вид хранения подразумевает продолжительность хранения и, как следствие, комплекс работ по подготовке и содержанию техники на хранении.

Техника должна быть поставлена на хранение в срок не более месяца. Для частей постоянной готовности - 15 дней.

Допускается постановка на хранение в срок не более трех месяцев ИТ, требующей обкатки.

274

Инженерная техника, ожидающая отправки в капитальный ремонт в любой воинской части, а также отремонтированная на ремонтных предприятиях и ожидающая отправки в воинской части, подлежит постановке на КХ.

В руководящих документах определены требования по подготовке техники к длительному и кратковременному хранению:

Система питания:

КХ Заполнена сезонным топливом

ДХ Заполнена всесезонным топливом

Силовая передача:

КХ Заполнена рабочим маслом

ДХ Заполнена рабоче-консервационным маслом

Комплектующие изделия ИТ (радиостанции, ПНВ):

КХ Хранятся на штатных местах (вооружение и боеприпасы могут храниться на складе) ДХ Сняты, законсервированы и хранятся на храниться на складе

Баллоны воздухопуска, пожарное оборудование, огнетушители:

КХ, ДХ Полностью заряжены и освидетельствованы

КИП:

КХ, ДХ Проверены

Кислотные стартерные АКБ:

КХ Установлены на машинах (при t -20 °С хранятся в аккумуляторной)

ДХ Сняты и хранятся в аккумуляторной в приведенном или сухозаряженном состоянии

Щелочные АКБ:

КХ Сняты и хранятся отдельно в рабочем состоянии

ДХ Сняты и хранятся без электролита

Рабочее оборудование ИТ:

КХ Переведено в транспортное положение

ДХ Переведено в транспортное положение, законсервировано

Колеса:

КХ Разгружены при хранении на открытой площадке

ДХ Разгружены, автошины при хранении на открытой площадке защищены от воздействия солнечной радиации

Подвеска:

КХ -

ДХ Разгружена

Укрывочные брезенты:

КХ Установлены на штатные места

ДХ Установлены на штатные места или хранятся внутри загерметизированных объемов

Изделия из текстильных материалов:

КХ Обслужены и хранятся в подразделении или на складе

ДХ Обслужены и хранятся на складе

Наружные РТИ:

КХ

ДХ При хранении на открытой площадке защищены от воздействия солнечной радиации

Стекла кабин:

КХ, ДХ При хранении на открытой площадке защищены от воздействия солнечной радиации

Комплекты ЗИП:

КХ, ДХ Законсервированы и хранятся совместно с ИТ или на складе

Места с поврежденными лакокрасочными покрытиями:

КХ, ДХ Зачищены, прогрунтованы и окрашены

Металлические неокрашиваемые поверхности:

КХ

ДХ Смазаны консервационным (РК) маслом {смазкой)


В частях постоянной боевой готовности все образцы ВВТ боевой и строевой групп, которые не планируются использовать более одного месяца, должны быть поставлены на кратковременное хранение. Снятие ВВТ этих групп с хранения разрешается только на определенные мероприятия для:


обеспечения батальонных, полковых, бригадных и дивизионных учений;

определения оценки состояния ВВТ при инспектировании, на итоговых и контрольных проверках;

проведения комплексного технического обслуживания;

проведения конструктивных и производственных доработок;

борьбы со стихийными бедствиями.

При этом техники должна быть поставлена на кратковременное хранение не позже 15 суток после окончания указанных мероприятий.

Особенности содержания ИТ на кратковременном хранении:

На электроустановках с двигателями без подогревателей, содержащихся в неотапливаемых хранилищах, под навесом и на открытых площадках, система охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью не заправляется.

Выступающие неокрашиваемые поверхности штоков гидроцилиндров рабочих органов инженерных машин очищают и смазывают консервационным (рабоче-консервационным) маслом, обертываются водонепронецаемой бумагой и обвязывают шпагатом.

Рабочие органы инженерных машин, в целях разгрузки гидросистемы от давления устанавливают в транспортное положение.

При раздельном хранении комплектующих одного изделия, все составные части должны иметь маркировку, позволяющую определить принадлежность к изделию.

Источники тока для электрических и электронно-оптических и других изделий хранятся отдельно, а к изделиям прикрепляется табличка с надписью «ИСТОЧНИК ТОКА СНЯТ» с указанием места его хранения.

Места хранения ВВТ (стоянки) оснащаются необходимым парковым оборудованием (стеллажи, лестницы, ящики для ветоши, тележки с поддоном, тележки для работы под машиной, шкафы для хранения оборудования, приборов и др.), медицинскими аптечками, противопожарным оборудованием.

Первый и второй ряд машин соединяются между собой крест-накрест мягкими буксирными тросами. Коуши буксирных тросов переднего ряда машин укладываются на подставки у створок выездных ворот или перед воротами.

На каждый образец ВВТ, содержащийся на кратковременном хранении, разрабатывается технологическая карта снятия его с хранения и приведения в готовность к применению зимой и летом, которая размещается на образце.

В частях сокращенного состава и кадра на хранение ставится ИТ, которую не планируется использовать:

- на шасси БТТ и электротехнические средства - более месяца.

- на автомобильных СПВ - более трех месяцев.

Цилиндры двигателей типов В-46, 1Д-6, 1Д12, УТД-20, установленных на ИТ, подвергаются консервации при перерыве в использовании более месяца.

Подготовка к хранению проводится в порядке и объеме, предусмотренных руководствами по эксплуатации конкретных изделий, и включает в себя проведение соответствующих видов технического обслуживания и консервацию.

При подготовке к кратковременному хранению проводится очередное техническое обслуживание, при подготовке к длительному хранению новой техники - ТО-1, техники, находившейся в использовании и прошедшей обкатку, - ТО-2.


Применяются два способа консервации:

без герметизации корпуса, который называется «смазками»;

с герметизацией методами «заклейка», «получехол» и «чехол».

Техническое обслуживание машин, подлежащих постановке на хранение, производится на ПТОР или в специально оборудованных местах с использованием передвижных пунктов консервации, а консервация - на месте хранения в соответствии с требованиями руководства «Хранение инженерной техники и инженерного имущества».

Внутренняя консервация заключается в удалении коррозионно-активных веществ из картеров агрегатов, цилиндров двигателя и защите рабочих поверхностей деталей от коррозии путем применения рабоче-консервационных масел, летучих ингибиторов коррозии или специальных растворов. Наружная консервация состоит в защите наружных поверхностей деталей и агрегатов машины от коррозии и старения путем применения лакокрасочных покрытий, консервационных масел и смазок, профилактических составов и герметизирующих материалов (полимерных пленок, специальных технических тканей и т. д.).

Герметизация является заключительным этапом подготовки инженерной техники к хранению. Работы по герметизации выполняются в сухое теплое время года, при отсутствии осадков а строгом соответствии с требованиями руководства «Хранение инженерной техники и инженерного имущества». В герметизируемые объемы обязательно закладывается просушенный влагопоглотитель (силикагель).

Машины, находящиеся на хранении, подлежат техническому обслуживанию. Установлены следующие виды и периодичность технических обслуживании (табл.__) при хранении: техническое обслуживание № 1 при - хранении (ТО-1х); техническое обслуживание № 2 при хранении (ТО-2х); техническое обслуживание № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2х ПКП) регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Периодичность технических обслуживании при хранении определяется интенсивностью воздействия агрессивных факторов окружающей среды - условиями содержания техники на хранении.

Установлены следующие категории условий хранения:

Легкая («Л») - в отапливаемом помещении;

Средняя («С») - в закрытом неотапливаемом помещении;

Жесткая {«Ж») - на открытых площадках и под навесами во всех климатических зонах, за исключением районов с морской и промышленной атмосферой.

Очень жесткая («ОЖ») - на открытых площадках и под навесами в районах с морской и промышленной атмосферой.

Техническое обслуживание проводится комплексно, одновременно для базовых шасси, рабочего оборудования и комплектующих изделий.

Снятие инженерной техники с хранения заключается в ее расконсервации и подготовке к применению в целях проведения опробований, переконсервации, ТО-2х ПКП, регламентированного технического обслуживания, освежения, а также в особых случаях. Снятие инженерной машины с хранения объявляется приказом по части. Работы по снятию машины с хранения проводятся в соответствии с технологическими картами, разрабатываемыми в каждой воинской части на каждую машину, карта хранится на машине. Работы по снятию инженерной техники с хранения в условиях ограниченного времени могут выполняться в две очереди.