Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 11777
Скачиваний: 456
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Вооруженные Силы Российской Федерации
Основы военного законодательства
Ответственность за преступления против военной службы
Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ
2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
Последовательность работы командира отделения на местности
Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
Основные задачи инженерного обеспечения наступления
Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
Защитные и маскирующие свойства местности
Назначение и типы фортификационных сооружений
Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
Маскировочное окрашивание техники и объектов
Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
Основные элементы автомобильной дороги
Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
Оборудование и содержание десантных переправ ;
Оборудование и содержание паромных переправ
Задачи полевого водообеспечения
Средства полевого водообеспечения
Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Войсковые источники электроэнергии
Действия электротехнического подразделения
Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
Инженерная разведка противника, местности и объектов
Действия отделение в ИНП и ИПФ
Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
Организация занятий по вождению
Определение расстояний на местности
Правила ведения переговоров на средствах связи
Первая медицинская помощь на поле боя
Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
Места пальцевого прижатия крупных артерий
Оказание медицинской помощи при переломах костей
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отморожениях
Общие привила оказания первой помощи
Медицинские средства индивидуальной защиты
Пакет перевязочный индивидуальный
Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)
Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
Основы методики строевой подготовки
Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
Основы методики физической подготовки
Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
Гимнастика и атлетическая подготовка
Ускоренное передвижение и легкая атлетика
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА
3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое обслуживание инженерной техники
Основные положения по организации восстановления техники
3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ
3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ
3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ
3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ
6 мм; «хорошо» - в круг диаметром 10 мм; «удовлетворительно» - в круг диаметром 20 мм.
Положительная оценка выводится в том случае, если средняя точка, определенная по трем отметкам, удалена от контрольной точки не более чем на 5 мм при обучении днем и не более чем на 10 мм - ночью.
Ортоскоп диоптрийный к открытым прицелам по своему назначению объединяет универсальный ортоскоп (из командирского ящика КЯ-56) и диафрагму (из командирского ящика КЯ-58) и дает возможность произвести проверку правильности прицеливания быстрее и качественнее по сравнению с обычным ортоскопом без диоптра. Прибор может применяться как диафрагма и как обычный ортоскоп. Ортоскоп диоптрийный, установленный: а - на автомате АКМ, д - на пулемете ПК
Проверка правильности прицеливания может производиться из всех положений -лежа, с колена и стоя.
Применяя прибор как диафрагму для показа ровной мушки, необходимо слегка ослабить зажимный винт планки диоптра, перемещением ее добиться правильного положения мушки в прорези прицельной планки (целика) и закрепить планку диафрагмы винтом. Установив ровную мушку, следует показать ее обучаемому с тем, чтобы он, наблюдая в отверстие диоптра, запомнил правильное положение мушки в прорези прицельной планки (целика). Чтобы показать правильное совмещение ровной мушки с выбранной точкой прицеливания, командир (в положении лежа с упора или на закрепленном в станке оружии) с помощью диоптра устанавливает ровную мушку, затем наводит оружие в цель и предлагает обучаемому, наблюдая в отверстие диоптра, запомнить, как правильно должна находиться мушка относительно точки прицеливания.
Применяя прибор как ортоскоп для проверки правильности прицеливания, командир с помощью диоптра берет ровную мушку и предлагает обучаемому произвести прицеливание. После этого, расположившись с левой стороны стрелка и наблюдая в диоптр, командир устанавливает, насколько правильно совмещена ровная мушка с выбранной точкой прицеливания.
Готовя прибор к проверке умения обучаемых правильно выносить точку прицеливания с учетом поправок на ветер и на движение цели, командир должен установить оружие в прицельном станке, наметить точку упреждения, навести в нее оружие и закрепить станок. После этого необходимо установить диоптр так, чтобы в прорези прицельной планки (целика) была видна цель, снять оружие со станка и передать обучаемому. Величина упреждения (выноса точки прицеливания) считается правильной, если при спуске курка (затворной рамы) с боевого взвода цель покажется в диоптре.
Для проверки правильности прицеливания без использования диоптра можно пользоваться прибором как обычным ортоскопом.
Ортоскоп к оптическим и ночным прицелам используется для проверки правильности прицеливания при обучении стрельбе из оружия с оптическим и электронно-оптическим прицелами.
Готовя прибор к работе, необходимо снять с окулярной части ночного прицела резиновый наглазник и прикрепить его к окуляру прибора, а обойму ортоскопа надеть на окулярную часть прицела и закрепить винтом. Затем нужно включить ночной прицел и, наблюдая в окуляр прибора, перемещением подвижной планки установить резкость изображения по глазам. Если при этом изображение сетки сместилось, регулированием следует добиться расположения ее в центре поля зрения.
Для проверки прицеливания при обучении стрельбе из снайперской винтовки необходимо переставить наглазник в положение для снайперской винтовки (перпендикулярно корпусу прибора). Чтобы проверить прицеливание с помощью ночных и оптических прицелов гранатометов, при установке прибора применяются специальные вкладыши с соответствующими обозначениями.
Порядок подготовки прибора к занятию аналогичен предыдущему. Правильность прицеливания командир контролирует через окуляр для проверяющего.
Боковое стекло на магнитном основании служит для проверки правильности прицеливания на действительные дальности из автоматов и ручных пулеметов. Для подготовки прибора к работе необходимо поставить его на крышку ствольной коробки за прорезью прицельной планки перед глазом стрелка. По высоте прибор дает прямые показания, по боковому направлению - обратные.
Фиксатор прицеливания предназначен для проверки правильности и однообразия прицеливания на действительные дальности. Боковое стекло на автомате.
При использовании прибора нужно сначала установить прицельный станок на прочное основание, чтобы он не смещался, затем закрепить в нем средней частью автомат или ручной пулемет без магазина.
Фиксатор прицеливания в рабочем положении.
После этого установить линзу с иглой-отмечателем в исходное (среднее) положение, для чего поднять рычаг перемещения линзы вверх; правой рукой оттянуть и повернуть головку фиксатора, отпустить рычаг вниз, затем, не трогая рычага, повернуть головку фиксатора; навести оружие в цель, удаленную на 150 м и более, и нанести укалывателем контрольную точку на бумажную ленту. Чтобы с помощью прибора учить правильности и однообразию прицеливания командиру (или любому назначенному им солдату необходимо расположиться у дульной части ствола оружия (справа от прибора), взяться пальцами руки за рычаг перемещения линзы и произвольным движением рычага изменить ее положение. Обучаемый располагается у прицельного станка так же, как при работе с указкой магнитной. Не трогая оружия, он выбирает положение, при котором его глаз видит ровную мушку, затем подает команды на изменение положения линзы, для того чтобы ровная мушка совместилась с точкой прицеливания. Как только это будет достигнуто, обучаемый подает команду «Отмечай». Командир отделения нажимает пальцем правой руки на кнопку иглы-отмечателя, и на бумажной ленте появляется отметка. Когда будут сделаны три отметки, командир открывает дверцу, выдвигает бумажную ленту на величину рамки, закрывает дверцу и отрывает кусок ленты с результатом прицеливания. Затем дает оценку обучаемому. Оценка за однообразие прицеливания выводится «отлично», если все три метки вместились в круг диаметром 3 мм; «хорошо» - 5 мм; «удовлетворительно» - 10 мм.
Положительная оценка за правильность прицеливания выводится в том случае, если средняя точка, определенная по трем отметкам, удалена от контрольной точки не более чем на 5 мм.
Более подробные рекомендации по методике проведения занятий по огневой подготовке изложены в учебнике «Огневая подготовка мотострелковых подразделений».
Глава III
УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
И
ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА
Общие положения. Безотказная работа инженерной техники (ИТ) достигается путем своевременного проведения в полном объеме технического обслуживания, а также сбережения и ремонта,
Объем и последовательность выполнения работ по уходу и сбережению ИТ определяются руководствами и инструкциями по материальной части и эксплуатации каждой марки инженерной машины и зависят от пробега после последнего ТО-1 или ТО-2, от результатов КО, предполагаемого расхода моторесурса на выполнение задачи в ходе боя и наличия времени.
Место, время и порядок проведения технического обслуживания ИТ определяются командиром подразделения.
В мирное время техническое обслуживание инженерных машин проводится в ПТОР, на площадках ЕТО или в специально оборудованных местах. В военное время техническое обслуживание проводится подразделениями в районах их расположения силами водителей и личного состава ремонтных подразделений. В период подготовки к выполнению задач в боевых условиях необходимо проводить очередное ТО-1 или ТО-2 всех машин независимо от пробега.
В ходе боя проводятся КО и ЕТО. При нехватке времени на проведение технического обслуживания в полном объеме его проводят в несколько приемов. В первую очередь обслуживаются агрегаты и механизмы, обеспечивающие работоспособность машины и безопасность ее движения. Остальные работы выполняются при первой возможности.
После завершения боя или выполнения задачи техническое обслуживание должно быть проведено в полном объеме силами расчетов под руководством и контролем командиров подразделений. Машина, прошедшая техническое обслуживание, должна быть чистой, исправной, отрегулированной, смазанной, заправленной. Все агрегаты, узлы, механизмы и приборы должны быть надежно закреплены и обеспечивать нормальную работу в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
Двигатель должен легко пускаться и устойчиво работать на различных режимах. Электрическая и воздушная системы пуска двигателя должны обеспечивать нормальный пуск, а средства предварительного подогрева - надежность пуска при низких температурах. Люфт рулевого колеса, свободный ход педали сцепления и тормоза, ход рычага ручного тормоза, развал и схождение колес автомобилей, регулирование приводов управления бортовых фрикционов (ПМП) и т. д. должны соответствовать техническим условиям. Шины колес должны быть правильно смонтированы, и давление в них должно соответствовать норме. Натяжение гусеничных лент (цепей) инженерных машин должно быть отрегулировано. Аккумуляторная батарея должна быть заряжена, плотность и уровень электролита должны соответствовать норме. Приборы световой и звуковой сигнализации, освещения, стеклоочистители должны быть исправны.
Не должно быть подтеканий горючего и смазочных материалов и утечки воздуха из пневматической системы.
Лебедки, тягово-сцепные приборы машины должны быть исправны и надежны в работе. Рабочий орган должен быть отрегулирован, надежно крепиться в транспортном положении, обеспечивать надежную работу при выполнении задачи.
3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
К инженерной технике (ИТ) относятся: машины инженерного вооружения; электротехнические средства общевойскового назначения; подвижные средства технического обслуживания и ремонта средств инженерного вооружения;
навесное и прицепное инженерное оборудование; техника общего и производственно-технического назначения. Эксплуатация - это стадия жизненного цикла машины с момента принятия ее воинской частью от завода изготовителя или ремонтного предприятия, включающая комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию, приведению в установленную степень готовности по назначению, поддержанию в установленной степени готовности к использованию, использованию по назначению, хранению и транспортированию.
Под эксплуатацией инженерной техники понимается ее использование по назначению, техническое обслуживание, хранение и транспортирование.
Инженерная техника эксплуатируется воинскими частями, которым они положены по штатам (табелям) мирного и военного времени, только по прямому назначению и в пределах норм расхода ресурсов, установленных приказом Министра обороны РФ.
В мирное время инженерная техника в воинских частях распределяется по группам эксплуатации: боевая, учебно-боевая, строевая, учебно-строевая и учебная.
К боевой группе относятся машины, предназначенные для действия в боевых порядках войск в целях нанесения потерь в живой силе и технике противника, уничтожения или повреждения объектов с использованием инженерных боеприпасов, а также для разведки противника и проводимых им инженерных мероприятий.
Вся остальная инженерная техника зачисляется в строевую группу эксплуатации. К группе учебно-боевой (учебно-строевой) относятся боевые (строевые) машины, выделяемые для отработки задач по боевой подготовке и совершенствованию практических навыков водителей (механиков-водителей, экипажей, расчетов).
Инженерная техника, предназначенная табелями штатов для обеспечения учебного процесса в учебных воинских частях и военно-учебных заведений МО РФ, зачисляется в учебную группу эксплуатации.
Запрещается использовать боевые и строевые машины, для целей не связанных с боевой подготовкой. В целях обеспечения высокой боевой готовности подразделений и частей инженерных войск, равномерного и ступенчатого выхода в ремонт в мирное время инженерная техника боевой и строевой групп эксплуатации содержится на кратковременном хранении.