Файл: Сердцев И.И. (ред.) - Учебник сержанта инженерных войск - 2004.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 12073
Скачиваний: 473
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Вооруженные Силы Российской Федерации
Основы военного законодательства
Ответственность за преступления против военной службы
Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
1.3. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ
2.1. ТАКТИЧЕСКАЯ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
Последовательность работы командира отделения на местности
Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
Основные задачи инженерного обеспечения наступления
Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
Защитные и маскирующие свойства местности
Назначение и типы фортификационных сооружений
Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
Маскировочное окрашивание техники и объектов
Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
Основные элементы автомобильной дороги
Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
Оборудование и содержание десантных переправ ;
Оборудование и содержание паромных переправ
Задачи полевого водообеспечения
Средства полевого водообеспечения
Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Войсковые источники электроэнергии
Действия электротехнического подразделения
Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
Инженерная разведка противника, местности и объектов
Действия отделение в ИНП и ИПФ
Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
Организация занятий по вождению
Определение расстояний на местности
Правила ведения переговоров на средствах связи
Первая медицинская помощь на поле боя
Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
Места пальцевого прижатия крупных артерий
Оказание медицинской помощи при переломах костей
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отморожениях
Общие привила оказания первой помощи
Медицинские средства индивидуальной защиты
Пакет перевязочный индивидуальный
Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ППИ)
Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
Основы методики строевой подготовки
Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
Основы методики физической подготовки
Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения
Гимнастика и атлетическая подготовка
Ускоренное передвижение и легкая атлетика
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
УХОД, СБЕРЕЖЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИМУЩЕСТВА
3.1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое обслуживание инженерной техники
Основные положения по организации восстановления техники
3.2. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ (РАСЧЕТА) ПО ПОДДЕЖАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН В БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
3.3. ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МАШИН КОМАНДИРОМ ОТДЕЛЕНИЯ
3.4. ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН В ПАРКОВО-ХОЗЯИСТВЕННЫЕ ДНИ
3.5. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНЫ
3.6. ПОСТАНОВКА МАШИН НА ХРАНЕНИЕ И СНЯТИЕ С ХРАНЕНИЯ
Все лица суточного наряда имеют общую обязанность - бдительно нести службу. В интересах бдительности уставы категорически запрещают всем дежурным и их помощникам, начальникам караулов и разводящим, дневальным, караульным и часовым даже на минуту прекращать или передавать кому бы то ни было исполнение своих обязанностей без особого на то разрешения или приказания, оставлять назначенное место, нарушать установленный режим несения службы, определенный соответствующими инструкциями.
Несение службы заканчивается подведением итогов. В ходе его сержантам (младшим командирам) важно подчеркнуть, как выполнялись уставные обязанности, какой опыт приобрели подчиненные при несении службы.
Работа
сержантов по обеспечению безопасности
военной службы,
сохранению и укреплению
здоровья личного состава,
заботе о
его быте и нуждах
В работе по обучению и воспитанию подчиненных особое место занимает требовательность командиров, а истинная требовательность неразрывно связана с заботой о людях. Глубоко изучая запросы и интересы подчиненных, чутко прислушиваясь к их настроениям, удовлетворяя их нужды, сержанты тем самым сплачивают руководимые ими подразделения, повышают их моральное состояние, готовность к выполнению боевых задач. Основными обязанностями младших командиров всех степеней является руководство выполнением установленных требований безопасности. Сложность и многогранность армейской службы требует от каждого военнослужащего знания и точного соблюдения требований безопасности.
Младшие командиры в повседневной деятельности отвечают за выполнение требований безопасности личным составом отделения (экипажа, расчета) при проведении всех видов занятий и работ.
Практика показывает, что большинство происшествий в ходе занятий и работ происходит от игнорирования всеми категориями военнослужащих требований безопасности.
Сержант обязан:
лично знать требования безопасности, организовывать их изучение и проверять знание их подчиненными;
своевременно напоминать требования безопасности на занятиях по боевой подготовке, при работе с вооружением и военной техникой, проведении боевых стрельб и тактических учений, несении караульной и внутренней служб, обращении с ядовитыми техническими жидкостями, погрузке (выгрузке) и перевозке личного состава, проведении занятий по физической подготовке, выполнении хозяйственных работ и требовать от подчиненных строгого их выполнения;
следить, чтобы по окончании стрельб и занятий у подчиненных не оставалось боевых и холостых патронов, гранат, запалов и взрывчатых веществ;
уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему и организовывать его отправку, в случае необходимости, в медицинское учреждение.
Уставы требуют, чтобы младшие командиры заботились о повышении уровня физической подготовки, сохранении и укреплении здоровья подчиненных, контролировали полноту выдачи и качество положенного им довольствия, помогали подчиненным, а в необходимых случаях ходатайствовали за них перед старшим командиром.
Особое место в деятельности младших командиров должны занимать вопросы обеспечения быта личного состава. Если остаются неудовлетворенными элементарные требования жизни и быта военнослужащих, то и призывы к соблюдению требований дисциплины не возымеют на них действия.
1.3. ОБЯЗАННОСТИ
КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ
ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПОДЧИНЕННЫХ
В настоящее время роль сержантов значительно возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, переходом Вооруженных Сил российской Федерации на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, совершенствованием техники и вооружения.
В этих условиях сержант (командир) обязан: знать реальное состояние выучки каждого подчиненного; проводить с подчиненными занятия по предметам боевой подготовки; быть образцом для подчиненных в выполнении нормативов боевой подготовки; нести службу в суточном наряде совместно с подчиненными; быть подтянутым в строевом отношении и физически развитым; своевременно и конкретно ставить задачи подчиненным по подготовке к занятиям по боевой подготовке; строго выполнять распорядок дня, планы и расписания занятий; своевременно готовить и эффективно использовать материально-техническую базу для проведения занятий; целенаправленно и непрерывно проводить воспитательную работу; вести постоянный контроль за ходом боевой подготовки личного состава отделения (подразделения); вести анализ достигнутых результатов; подводить итоги с личным составом отделения.
Выполняя обязанности, сержанты, прежде всего, помогают подчиненным качественно изучить оружие и боевую технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки с требованиями воинских уставов, приказам командиров.
Обучение - педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) солдаты приобретают необходимые знания, навыки и умения, из чего, в конечном счете, складывается воинское мастерство. В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Основная обязанность сержанта - быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Отечества.
Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что, как правило, обижает и отдаляет солдата от сержанта.
Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.
1.4. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ
Подготовка сержантов организуется в системе командирской подготовки сержантов в ходе: командирских занятий в составе подразделения (части); «Дня сержанта» - в масштабе соединения (части); в подразделении на инструктажах и инструкторско-методических занятиях при подготовке к проведению предстоящих занятий (тренировок). Кроме того, не реже одного раза в период обучения с сержантами проводятся сборы (командирские, учебно-методические) и методические совещания в масштабе части. В батальоне и ему равных подразделениях методические совещания проводятся ежемесячно,
Содержанием командирских занятий является: изучение и освоение положений боевых и общевоинских уставов, наставлений и руководств; изучение организации, боевых возможностей и способов боевого применения подразделений своих войск и войск противника; освоение вооружения и военной техники; приобретение навыков в организации боя, его всестороннего обеспечения и управления подчиненными подразделениями; повышение методического мастерства обучения и воспитания подчиненных.
Командирские сборы с сержантами проводятся перед началом каждого периода обучения е масштабе части, а с сержантами, привлекаемыми для общевойсковой подготовки нового пополнения, кроме того, проводятся учебные сборы в составе администрации под руководством заместителя командира соединения (части). Занятия с сержантами проводятся в составе созданных учебных групп командирами подразделений (частей) и их заместители. Для обучения по специальным вопросам привлекаются начальники служб, офицеры-методисты, прапорщики и старшины подразделений.
Совершенствование уровня профессиональной подготовки военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат, организуется на плановых занятиях в составе подразделений, на сборах и в ходе самостоятельной подготовки. Самостоятельная подготовка организуется в подразделениях под руководством командиров подразделений.
Совершенствование подготовки военнослужащих частей по специальности может проводиться в форме учебных сборов в масштабе соединения (воинской части). Тематика занятий по специальной подготовке сержантами, солдатами определяется программами боевой подготовки ВС РФ, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны.
Совершенствование подготовки сержантов осуществляется при выполнении упражнений стрельб, вождения и нормативов в ходе обучения в составе штатного подразделения по предметам обучения, а также в ходе подготовки подразделений, частей.
С вновь прибывшими сержантами перед началом периода обучения в части организуется подготовка на допуск к самостоятельной работе на технике, несению дежурства. Продолжительность подготовки - до двух недель, в зависимости от объема необходимых знаний и умений по штатной должности и степени подготовленности сержантов. В ходе обучения военнослужащие привлекаются на тренировки и комплексные занятия. С отдельными сержантами проводится стажировка под руководством офицеров, прапорщиков.
Допуск сержантов к самостоятельной работе на технике и несению дежурства осуществляет комиссия, назначаемая командиром части. Результаты зачетов на допуск заносятся в оценочные ведомости и оформляются актом, на основании которых издается приказ по части о допуске сержантов к самостоятельной работе на технике и несению дежурства.
Сержанты, не сдавшие зачет в установленный срок, к самостоятельной работе на технике и к несению дежурства не допускаются. В этом случае решением командира части им предоставляется дополнительное время 5-7 дней для подготовки и повторной сдачи.
После ввода сержантов в строй дальнейшее их обучение проводится по программам боевой подготовки в составе подразделений, кроме того, сержанты привлекаются на занятия по командирской подготовке в учебных группах сержантов.
1.5. СОДЕРЖАНИЕ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
Одиночная подготовка - обучение сержантов, солдат после их прибытия в подразделение.
Цель одиночной подготовки - дать военнослужащим знания, привить умения и навыки (освоить военно-учетные специальности), необходимые для выполнения обязанностей в бою, при обращении с оружием, военной техникой и несении повседневной службы.
Одиночная подготовка сержантов и солдат включает в себя: первоначальную (общевойсковую) подготовку военнослужащих, в том числе поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат; приобретение знаний, умений и навыков по занимаемой должности (военно-учетной специальности); изучение основ обучения и воспитания личного состава, выработку командирских качеств у сержантов; допуск сержантов к самостоятельной работе на технике, несению дежурства в составе смен расчетов; подготовку и сдачу зачетов на присвоение (подтверждение) классной квалификации, освоение смежной специальности; подготовку к действиям в составе дежурных смен, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований).
Индивидуальная подготовка - поддержание и совершенствование в ходе сла-живания экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований) знаний, умений, профессиональных навыков и качеств сержантов и солдат, необходимых им для выполнения должностных и специальных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью. Цель индивидуальной подготовки военнослужащих - полное и качественное освоение ими программ обучения, должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности, достижение высшей квалификации.
Индивидуальная подготовка сержантов осуществляется в системе командирской подготовки, в ходе плановых занятий и тренировок при вооружении (оружии), на боевой и специальной технике, тренажерах и других объектах учебной материально-технической базы.
1.6. СОДЕРЖАНИЕ СЛАЖИВАНИЯ ОТДЕЛЕНИЙ
Слаживание - это обучение военнослужащих согласованным действиям в составе дежурных смен, экипажей, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований) с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач по предназначению.
Подготовка экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований), воинских частей и соединений проводится в ходе их последовательного слаживания (боевого слаживания) в условиях максимально приближенных к боевым с целью обеспечения их постоянной готовности к ведению боевых действий в любых условиях обстановки, согласно боевому предназначению.
Слаживание отделений проводится в мирное время один раз в учебный период. Проводятся мероприятия, которые способствуют обучению (восстановлению навыков) личного состава к выполнению должностных обязанностей по штатному предназначению и готовности отделений (экипажей, расчетов) выполнять боевые задачи.
Обучение личного состава отделения (экипажа, расчета) в ходе слаживания возлагается на командира отделения и проводится по всем предметам обучения на основании программы боевой подготовки. Основой этих занятий станут занятия по тактико-специальной подготовке.
Командиру отделения в ходе слаживания отделения предстоит проводить тактико-строевые и тактико-специальные занятия, а также принимать участие в составе отделений в тактико-специальных учениях.
Тактико-строевые занятия являются начальной формой тактико-специальной подготовки личного состава и боевого слаживания отделений (экипажей, расчетов). Они предназначаются для отработки приемов и способов выполнения задач инженерного обеспечения солдатами в составе отделений (экипажей, расчетов) по их штатному предназначению, а командиры этих подразделений, которые проводят занятия, получают практику в управлении подразделениями. Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях - упражнение (тренировка) в выполнении приемов и действий на поле боя в ходе инженерного обеспечения боевых. Могут также применяться рассказ и показ действий (демонстрация).
Тактико-специальные занятия в инженерных войсках являются основной формой обучения солдат и подразделений (отделений, расчетов, экипажей, взводов). Тактико-специальные занятия имеют целью подготовить подразделения к слаженным действиям при выполнении задач по штатному предназначению в условиях, приближенных к боевой деятельности. Тактико-специальные занятия проводятся в составе штатных подразделении. Основным методом обучения на тактико-специальном занятии является практическая работа, могут также применяться объяснение и показ (демонстрация).