Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3362

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Распределение часов по разделам

ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий

1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и борьбы с ним в России

2.2. Терроризм в современной России

2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом

3.1. Международный терроризм

3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ

4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом

4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность

4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму

4.4. Борьба с финансированием терроризма

4.5. Правовой режим контртеррористической операции

4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом

5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия

5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области

ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

6.1. Взрывоопасные предметы

6.2. Взрывчатые вещества

6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов

6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений

6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

6.6. Меры личной безопасности

ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей

7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника

7.2. Меры защиты

7.3. Освобождение

ГЛАВА 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство

8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону

8.3. Поступление угрозы в письменной форме

8.4. Захват заложников

8.5. Меры защиты при проведении террористических актов

8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии

ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

9.1. Организация охраны объекта

9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов

9.3.  Инженерная защита внешних ограждающих конструкций

9.4.  Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений

9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты

9.6. Защита малых объектов

9.7.  Порядок разработки проекта защиты объекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Тематика семинарских занятий

ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом


Наша страна имеет богатый опыт противодействия терроризму. До ок­тября 1917 г. в охране государственного и общественного строя и борьбе с терроризмом принимала участие вся система государственных и негосударст­венных органов России.

К сожалению, в период становления российской государственности в 1991-1994 гг. высшее военно-политическое руководство России не только не использовало зарубежный и имеющийся отечественный опыт борьбы с терро­ризмом, но и допустило прямое попустительство образованию на территории Чеченской Республики террористического режима.

Цель терроризма - нарушить общественную безопасность и оказать влияние на принятие решения органом власти. Терроризм сопутствует совершению опасных, в том числе и государственных, преступлений, посягающих на суверенитет, территориальную неприкосновенность государственную безопасность и обороноспособность страны, политическую и экономическую систему; нередко под угрозу ставится мир и мирное сосуществование государства.

Для достижения поставленных целей терроризм может быть использован как отдельными людьми, так и группами. Он является средством профессионалов для придания их деятельности или их требованиям широкой огласки в обществе. В большинстве случаев к терроризму прибегают тогда, когда другие акции (политические переговоры, массовые демонстрации) результатов не дали. Стало очевидным, что для эффективной борьбы с ним требуются совместные усилия всего мирового сообщества, координация коллективных действий на глобальном, региональном и национальном уровне.

39-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1984г. приняла специальную резолюцию14. Таким образом, Российская Федерация предпринимает огромные усилия как на международной арене, так и внутри страны по борьбе с этим злом.

Президентом, Правительством, Советом безопасности принят ряд мер по активизации борьбы с терроризмом.

Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе. На основании данного закона 6 ноября 1998г. Правительством России было принято Постановление №1302 «О федеральной антитеррористической комиссии».

Согласно утвержденному положению федеральная антитеррористическая комиссия является координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Решения, принимаемые федеральной антитеррористической комиссией, обязательны для всех федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, региональных Антитеррористических комиссий, а также других организаций РФ.


Таким образом, была создана законодательная основа проведения единой государственной политики противодействия терроризму в России.

Изменение в социально-экономическом положении страны в лучшую сторону, реальные сдвиги в направлении социальной стабилизации могут способствовать снижению факторов благоприятствующих развитию терроризма.

Борьба с терроризмом, проявлением его в различных формах стала насущной задачей, проблемой для всех органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, населения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999г. № 1040 “О мерах по противодействию терроризму” [1.2.4.] в целях обеспечения экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной безопасности, обеспечения стабильности и правопорядка в субъектах РФ приняты постановления глав администраций области, в соответствии с которыми разработаны соответствующие нормативно-правовые базы, созданы антитеррористические комиссии, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму и экстремизму, временные оперативные штабы при муниципальных образованиях.

Главными задачами этих органов и формирований являются:

- разработка и осуществление мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному, религиозному экстремизму;

- внесение предложений по формированию системы мер по антитеррористической защите населения;

- осуществление контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления существующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом, политическим, национальным и религиозным экстремизмом;

- организация безопасности и бесперебойного функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнедеятельности;

- оказание помощи представителям органов местного самоуправления, органам внутренних дел, ФСБ, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении ЧС, обеспечение их взаимодействия при проведении эвакуационных мероприятий, ликвидации последствий терактов с минимальными потерями;

- организация жизнеобеспечения в районах временного отселения.

Указом Президента РФ от 13 сентября 2004 года № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» [1.2.2.] на Правительство РФ совместно с МЧС, ФСБ, МВД, МО возложена обязанность разработать эффективную систему государственного управления в кризисных ситуациях, предусмотреть выработку мер по предотвращению совершения террористических актов, в том числе с применением ядерных, радиоактивных, химических, бактериологических веществ.


В соответствии с ФЗ «О борьбе с терроризмом» основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство РФ.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

-Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

-Министерство внутренних дел Российской Федерации;

-Служба внешней разведки Российской Федерации;

-Федеральная служба охраны Российской Федерации;

-Министерство обороны Российской Федерации.

Другие федеральные органы также участвуют в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции.

Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

Пограничные органы и войска осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвуют в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.


Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.


5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия


Выполнение мероприятий по предотвращению совершения террористических актов организовано и на территории Омской области. Указом Губернатора от 5 февраля 2003 г. № 27 утверждено Положение об областной антитеррористической комиссии и утвержден состав комиссии [1.5.4.]. Постановлением Мэра города Омска от 13 февраля 2003 года № 42-п утверждено Положение о городской антитеррористической комиссии и определен ее состав. Областная и городская антитеррористические комиссии являются координационными органами, осуществляющими проведение на территории Омской области и города Омска государственной политики в области борьбы с терроризмом, осуществление мероприятий по повышению эффективности работы антитеррористических органов, сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма, участие в разработке правовых, политических и организационных мер по обеспечению исполнения законодательства о борьбе с терроризмом.

Непосредственно деятельность по предотвращению, выявлению и пресечению террористической деятельности и ликвидацию последствий террористических актов осуществляют Управления ФСБ, МВД, МО, МЧС по Омской области, областные и городские исполнительные органы.

При получении информации об угрозе террористического или диверсионно­го акта, установлен следующий порядок действий должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.

О факте возникновения чрезвычайной ситуации на территории Омской области, связанной с обнаружением взрывоопасного предмета (ВОП), оповещаются оперативные дежурные территориальных управлений (отделов) ГОЧС, территориальные управления (отделы) ГУВД области, военные комиссариаты городов и районов области, отделы Управления ФСБ России по г.Омску и Омской области, соответствующих муниципальных образований Омской области, которые докладывают о возникновении ЧС в порядке, установленном нормативными актами.


Общее руководство организацией ликвидации ЧС, связанных с ВОП на территории муниципальных образований осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего муниципального образования, при которой создается штаб, включающий представителей группы разминирования, а также представителей сил и средств территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Непосредственное руководство ликвидации ЧС осуществляет председатель комиссии по ЧС. Руководителю ликвидации ЧС подчинены все территориальные силы и средства предупреждения ЧС. Руководитель в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Омской области.

Главное управление ГОЧС Омской области при получении информации об обнаружении ВОП:

  • оповещает Военный комиссариат Омской области, Управление ФСБ России по г. Омску и Омской области, начальника военного гарнизона, прокуратуру Омской области;

  • осуществляет координацию работ и контроль за действием групп разминирования и сил Омской областной ТП РСЧС;

  • организует взаимодействие с группами разминирования Омского военного гарнизона, Управлением ФСБ по г. Омску и Омской области и другими специализированными ведомственными организациями при наличии соответствующих договоров.

Управления (отделы) ГОЧС городов, районов:

  • под руководством КЧС организуют выполнение первоочередных мероприятий по предотвращения взрыва (возгорания) ВОП, эвакуации людей из опасной зоны;

  • принимают меры по обезвреживанию ВОП.

Территориальные органы УВД Омской области при получении информации об обнаружении ВОП, а также при угрозе взрыва:

  • оповещают территориальные управления (отделы) ГОЧС Омской области, территориальные органы Управления ФСБ России по г. Омску и Омской области, а также городского (районного) прокурора;

  • принимают меры к оцеплению места обнаружения ВОП и его охране, эвакуации граждан из зоны возможного поражения и охране общественного порядка в районе ЧС;

  • направляют к месту обнаружения ВОП дежурную следственную оперативную группу;

  • организуют оперативно-розыскные мероприятия, осуществляют регулировку движения в районе ЧС, оповещают население о действиях в условиях ЧС, сопровождают граждан за пределы зоны поражения, сопровождает силы и средства, участвующие в ликвидации ЧС, а также оказывают содействие группам разминирования для быстрейшего прибытия к месту ЧС;

  • вызывают к месту обнаружения ВОП соответствующие территориальные подразделения Управления государственной противопожарной службы МЧС области;

  • территориальные подразделения ППС МЧС Омской области организуют дежурство пожарного расчета в районе ликвидации ЧС, а также извлечение пострадавших и вывод населения из зоны пожара.