Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3495
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
Распределение часов по разделам
ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма
1.1. Понятие и истоки терроризма
1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
2.2. Терроризм в современной России
2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ
4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
4.4. Борьба с финансированием терроризма
4.5. Правовой режим контртеррористической операции
4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей
7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
8.3. Поступление угрозы в письменной форме
8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
9.1. Организация охраны объекта
9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
Управление ФСБ России по г.Омску и Омской области по линии оперативных дежурных:
-
при получении первичной информации об угрозе взрыва оповещает Главное управление ГОЧС Омской области, ГУВД области и прокуратуру;
-
при получении проверенной информации об обнаружении самодельного взрывного устройства (СВУ), а также в случае, когда факт обнаружения СВУ свидетельствует о подготовке к совершению конкретного террористического акта, высылает к месту ЧС оперативно-следственную группу, следователь которой руководит осмотром места происшествия и обезвреживания СВУ. О происходящем информируется соответствующий городской (районный) прокурор.
Военные комиссариаты городов и районов Омской области:
-
при получении информации от граждан, антитеррористических органов Главного управления ГОЧС Омской области, ГУВД области, Управления ФСБ России об обнаружении взрывоопасного предмета (ВОП) подают заявки на их обезвреживание в Военный комиссариат Омской области по установленной форме, а при угрозе жизни людей – срочной телеграммой, а также производят идентификацию ВОП и принимают меры к выделению группы разминирования;
-
по прибытию группы разминирования, сопровождают ее к месту обнаружения;
-
после окончания работ по изъятию (уничтожению) ВОП совместно с руководителем группы разминирования, представителем органа местного самоуправления составляют акт об изъятии (уничтожении) ВОП.
Главное управление здравоохранения Омской области обеспечивает дежурство бригад скорой медицинской помощи в районе ликвидации ЧС, связанной с обнаружением и ликвидацией ВОП.
Органы местного самоуправления:
-
принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение;
-
обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
-
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;
-
содействуют устойчивому функционированию организации при ЧС;
-
осуществляют другие полномочия, предусмотренные законодательством.
Органы государственной власти Омской области, органы местного самоуправления и организации, независимо от форм собственности, обязаны оказывать всестороннее содействие и помощь группам разминирования, следующим в район ЧС и проводящим работы по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Безопасность населения при проведении работ по ликвидации ЧС, связанных с нейтрализацией ВОП обеспечивается:
-
системой оповещения населения о возникшей чрезвычайной ситуации с предупреждением о возможных последствиях и указанием опасных и закрытых, для движения, зон;
-
своевременной эвакуацией населения из опасных зон;
-
оцепление опасных участков местности при проведении конкретных действий по разминированию и изъятию (уничтожению) ВОП.
Дежурно-диспетчерские службы работают в соответствии с разработанными и утвержденными инструкциями.
Конкретные меры обеспечения безопасности населения определяются руководителем операции, исходя из ее характера, масштабов и условий проведения.
5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
Изучение проблем угрозы терроризма в Омской области обусловлено рядом особенностей:
- это, прежде всего, приграничное положение области (протяженность границы с Республикой Казахстан составляет более одной тысячи километров);
- наличие на территории области 155 химически опасных объектов, в том числе 4-х первой степени, 7- второй степени. На этих объектах производится и используется в производстве 6100 тонн аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), в том числе 1860, 4 т. аммиака, 6600 т. хлора, 763,8 т. соляной кислоты и др.
Кроме этого, в области функционируют 20 взрывоопасных и 45 пожароопасных предприятий.
По железной дороге по территории области перевозятся до 20 наименований АХОВ. По территории области проходят четыре магистральных нефтепровода общей протяженностью 872 км.
Серьезную опасность возникновения ЧС представляют объекты газового хозяйства, особенно газопроводы, общая протяженность которых 920 км.
Для решения задач в области населения и территорий от ЧС членами антитеррористических штабов и комиссий являются руководители органов управления по делам ГОЧС всех уровней.
Координирующая роль в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных террористическими актами на особо опасных объектах экономики принадлежит главам администраций и рабочим органам - органам управления ГОЧС всех уровней.
С целью обеспечения безопасности технологических процессов, в том числе при попытке совершения террористических актов и умышленных действий, направленных на создание аварийных ситуаций Госкомэкологии разработана система контроля указанных объектов комиссиями, в состав которых входят специалисты Главного управления по делам ГОЧС. Комиссия проводит проверки согласно разработанным планам, утвержденным представителем областной КЧС.
В соответствии с возложенными на территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, задачами по предупреждению террористических актов и ликвидации их последствий, во всех подразделениях органов исполнительной власти, в органах управления ГОЧС области уточнены планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, согласованы вопросы взаимодействия со всеми силовыми органами.
Взаимодействие организовано по вопросам: взаимного обмена информацией о складывающейся обстановке, оповещения населения об угрозе ЧС или ее возникновения, согласования порядка, сроков и мест аварийно-спасательных и других необходимых работ, сигналов Управления и оповещения, разработка планов совместных действий по предупреждению ЧС и по ликвидации их последствий, совместного выполнения задач и мероприятий по всестороннему обеспечению работ в зоне ЧС, оказанию взаимной помощи при осложнении обстановки.
Решением начальника Главного управления ГОЧС области уточнен состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, явившихся последствием террористической деятельности. Уточнены задачи защиты населения способом эвакуации.
Планами эвакуации населения определены места временного размещения населения, пункты сбора и посадки, определен транспорт для вывоза пострадавшего населения.
Размещение эваконаселения планируется осуществлять в гостиницах, санаториях и общественных учреждениях. Расчет возможного размещения эвакуируемого населения в городе Омске планируется из необходимости временного размещения в девяти гостиницах и санаториях города жителей одного многоэтажного крупнопанельного дома в зимнее время (до 1000 человек).
При большом количестве эваконаселения предусмотрено размещение населения в санаториях, профилакториях Чернолученской зоны отдыха.
Реальность планов эвакуации населения была подтверждена при ликвидации ЧС, происшедшей в 1999г. в г. Омске (утечка и взрыв бытового газа в жилом пяти этажном доме по ул. 2-ая Барнаульская, 11 27 ноября 1999г.), когда была проведена эвакуация и организовано первоочередное жизнеобеспечение 113 жителей.
В декабре 1999г. начальниками управлений и отделов по делам ГОЧС в территориальных и участковых избирательных комиссиях районов области и административных округов г.Омска были проведены тактико-специальные занятия по действиям при совершении террористических актов (взрывы, поджоги, возможное химическое заражение или захват заложников).
С сентября 1999г. нештатной пресс-группой Главного управления по делам ГОЧС области выпущен в эфир 21 выпуск информационно-аналитической программы “Щит”, в которой освещается оперативная деятельность Главного управления и поисково-спасательной службы области. Одним из разделов этой программы является рубрика “Школа выживания” в которой населению в доступной форме разъясняются действия в различных ЧС, связанных с террористическими актами.
Органами управления ГОЧС области, совместно с управлениями внутренних дел разработаны и изданы массовыми тиражами памятки по действиям населения при обнаружении подозрительных предметов в жилых домах, общественных зданиях и на транспорте, а также при возникновении ЧС, характерных при террористических актах.
Кроме перечисленных мероприятий, органы управления по делам ГОЧС Омской области, спасательная служба и отдельные формирования получили практический опыт ликвидации ЧС, сопоставимый с последствиями при проведении террористических актов. Это ликвидация последствий при обрушении жилых домов вследствие взрыва бытового газа.
В ходе ликвидации последствий обрушения жилых зданий были выполнены следующие основные виды аварийно-спасательных и другие неотложные работы:
- разведка зоны ЧС (состояние здания, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ, зоны ЧС);
- ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону ЧС;
- оказание медицинской помощи пострадавшим;
- поисково-спасательные работы;
- эвакуация пострадавших и материальных ценностей;
- организация управления и связи;
- обеспечение общественного порядка;
- проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне ЧС;
- разработка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;
- укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ.
Таким образом, органы управления и силы РСЧС получили определенный практический опыт ликвидации последствий возможных террористических актов и организации взаимодействия со службами и ведомствами различных министерств дислоцированных на территории области.
Вопросы для самопроверки
-
Какой правовой акт впервые в истории России законодательно закрепил систему мер борьбы с терроризмом?
-
Каковы функции Федеральной антитеррористической комиссии?
-
Какие структуры исполнительной власти России непосредственно осуществляют борьбу с терроризмом?
-
Какова роль каждой из них в системе противодействия терроризму?
-
Какие структуры ответственны за противодействие терроризму в Омской области?
-
Каков порядок взаимодействия органов власти Омской области при возникновении угрозы террористических актов или их совершения?
-
Какие экономико-географические характеристики обуславливают специфику системы противодействия терроризму в Омской области?
-
Какая структура осуществляет координирующую функцию в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами?
-
Какой комплекс мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принят в Омской области на сегодняшний день?
ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
6.1. Взрывоопасные предметы
Методы защиты от угроз терроризма и применения взрывных устройств (ВУ) должен знать любой рядовой сотрудник каждой организации, не говоря уже о руководителях организаций, структурных подразделений.
Необходимо знать основные принципы ВУ, их внешние признаки, возможные последствия применения того или иного типа ВУ, последовательность действий при обнаружении взрывоопасных предметов, чтобы эффектно локализовать угрозу, управлять ею и свести к минимуму возможные негативные последствия.
Взрывоопасный предмет - устройство или вещество, способное при определенных условиях (наличие источника инициирования, возбуждения и т.п.) быстро выделять химическую, внутриядерную, электромагнитную, механическую и другие виды энергии.
К основным видам взрывоопасных предметов относятся: авиационные бомбы (авиационные кассеты, разовые бомбовые связки, зажигательные баки и др.); ракеты (ракетные боеголовки); снаряды систем залпового огня; выстрелы и снаряды полевой, самоходной, танковой и зенитной артиллерии; минометные выстрелы и мины; боеприпасы противотанковых ракетных комплексов и противотанковых гранатометов; патроны авиационных пулеметов, пушек и стрелкового оружия; гранаты; морские боеприпасы (снаряды боевой и корабельной артиллерии, торпеды, морские мины и пр.); инженерные боеприпасы; взрывчатые вещества; табельные, самодельные и другие устройства, содержащие взрывчатые материалы; химические и специальные боеприпасы.
Все взрывоопасные предметы подразделяются на четыре степени опасности:
1-я степень опасности: авиационные бомбы; ракеты; реактивные снаряды систем залпового огня; выстрелы и снаряды полевой, самоходной и зенитной артиллерии, минометные выстрелы и мины; боеприпасы противотанковых ракетных комплексов и противотанковых гранатометов; инженерные и другие боеприпасы без взрывателей или со взрывателями, но без следов прохождения через канал ствола, направляющую или пусковое устройство (без нарезов на ведущих поясках или наколов капсюлей-воспламенителей, со сложенным оперением); инженерные боеприпасы и ручные гранаты без взрывателей или со взрывателями с предохранительными чеками; взрывчатые материалы без средств взрывания (инициирования).
2-я степень опасности: боеприпасы всех типов со следами прохождения через канал ствола, направляющую или пусковое устройство (с нарезами на ведущих поясках, со следами накола капсюля-воспламенителя или с раскрытым оперением); авиационные бомбы; боеприпасы, «зависшие» (не вышедшие из канала ствола, не сошедшие с направляющей и т.д.) при боевом применении; инженерные боеприпасы и ручные гранаты со взрывателями без предохранительных чек; самодельные взрывные устройства (управляемые и неуправляемые) без элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости, взрывные сети со вставленными в заряды средствами инициирования; боеприпасы всех типов с магнитными, акустическими, сейсмическими и другими неконтактными взрывателями с источниками питания, не переведенными в боевое положение; боеприпасы всех видов со следами механического, химического, термического и других видов воздействия.