Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3515

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Распределение часов по разделам

ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий

1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и борьбы с ним в России

2.2. Терроризм в современной России

2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом

3.1. Международный терроризм

3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ

4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом

4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность

4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму

4.4. Борьба с финансированием терроризма

4.5. Правовой режим контртеррористической операции

4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом

5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия

5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области

ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

6.1. Взрывоопасные предметы

6.2. Взрывчатые вещества

6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов

6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений

6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

6.6. Меры личной безопасности

ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей

7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника

7.2. Меры защиты

7.3. Освобождение

ГЛАВА 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство

8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону

8.3. Поступление угрозы в письменной форме

8.4. Захват заложников

8.5. Меры защиты при проведении террористических актов

8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии

ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

9.1. Организация охраны объекта

9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов

9.3.  Инженерная защита внешних ограждающих конструкций

9.4.  Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений

9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты

9.6. Защита малых объектов

9.7.  Порядок разработки проекта защиты объекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Тематика семинарских занятий

- засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Руководство Чечни в полной мере было осведомлено о готовящейся террористической акции на территории Дагестана, подпадающей под международное определение агрессии, но фактически означающей агрессию одного субъекта Российской Федерации по отношению к другому субъекту.

Так, например, сотрудники силовых структур Чечни (шариатской гвар­дии, погранично-таможенной службы, вооруженных сил) осуществляли дея­тельность по разведывательному, материально-техническому и иному обеспе­чению группировки террористических формирований ваххабитов. Официаль­ные подразделения силовых структур Чечни непосредственно участвовали в боевых действиях. Тем самым, можно говорить не только о преступном попус­тительстве, но и о прямом участии руководства Чечни в организации и осуще­ствлении агрессии.

Другим видом международных преступлений является геноцид Со­гласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или военное время, является преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом (статья 2 Конвенции) понимаются следующие действия, совер­шаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо на­циональную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

  • убийство членов этой группы;

  • причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

  • предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее.

По конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое публичное подстрекательство к совершению геноцида и соучастие в геноциде. Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние или международным уголовным судом. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

Правящий режим Чечни проводил политику геноцида в отношении мирного населения республики. В результате проводимого руководством рес­публики курса ее вынуждены были покинуть более 250 тыс. граждан. Свыше 800 тыс. жителей Чечни лишились работы, возможности получать пенсии и социальные пособия, реализовывать свои политические права и свободы. Ус­тановлены многочисленные факты показательных расстрелов боевиками ме­стных жителей за "содействие федеральным силам".


Территория Чечни стала криминальной зоной по промышленному про­изводству наркотиков. Выявлено четыре завода по производству героина: в пос. Шали - контролировал М. Удугов, в пос. Калинина на окраине г. Грозный и территории бывшего санатория "Энергетик" Шалинского района - Ш. Басаев, в пионерском лагере "Зорька" - Хаттаб.

Кроме того, Чечня превратилась в транзитный канал транспортировки наркотиков из Туркменистана, Ирана, Пакистана, Турции, Афганистана в Прибалтику, Северную Ирландию, Великобританию, Испанию, Грецию. Помимо переработки ввозимых наркотических веществ, криминальными струк­турами Чечни налажено выращивание и производство наркотического сырья на своей территории, прежде всего, опиумного мака и индийской конопли. Наиболее значимые посадки наркосодержащих растений расположены в Но-жай-Юртовском и Веденском районах. Для переработки выращенного сырья введены в строй минизаводы в населенных пунктах Ачхой-Мартан, Саржень-Юрт, Зама-Юрт. Оборудование для организации промышленного производства наркотиков завезено из-за границы в сентябре 1997 года через Абхазию.

Также в Чечне широкое распространение получило изготовление фальшивых долларов США и их поставка на территорию России. Участились попытки реализации таких долларов через учреждения финансово-банковской систе­мы. Недавно только в Приморском крае из незаконного оборота было изъято свыше 1 млн. фальшивых долларов. Получены данные о том, что в 1998 году в Магаданскую область из Чечни завезено около 1 млн. поддельных долларов. Имеются факты, доказывающие, что полевые командиры расплачиваются с иностранными наемниками в своих отрядах фальшивыми долларами США из расчета около 1 фальшивого доллара за каждые настоящие 28 центов.

Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., преступлением являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, сбыт поддельных денежных знаков, действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен. В конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.

Деяния чеченских боевиков свидетельствуют и о нарушении норм меж­дународного права, содержащихся в таких международных договорах, как Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судо­ходства 1988 года. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года.


Помимо этого, в своей деятельности чеченские власти демонстративно игнорировали нормы и рекомендации, содержащиеся в конвенциях Совета Европы. В своем заявлении от 4 февраля 1999 года председатель ПАСЕ лорд Рассел-Джонстон отметил, что "Российская Федерация, которая состоит из 89 образований (среди которых и Чечня), является членом Совета Европы. Рос­сийская Конституция и Конвенция о защите прав человека и основных свобод подлежат применению ко всем субъектам Федерации. Я настойчиво призываю все затронутые стороны к тому, чтобы новое законодательство Чечни соответ­ствовало нормам Совета Европы".

В то же время органы власти Чечни в своей деятельности руководство­вались не российским законодательством, а нормами шариата и одного из наиболее реакционных течений ислама - ваххабизма, объявленного идеологи­ей Чечни. В выступлениях руководителей Чечни открыто пропагандировалось превосходство мусульман над людьми иной веры (неверными), содержались призывы к священной войне и мести им, к совершению террористических ак­тов, в том числе с применением химического, бактериологического оружия и радиоактивных веществ.

В Чечне были законодательно закреплены и исполнялись наказания, обрекающие подсудимого на мучения - отсечение части тела, бичевание, за­бивание камнями, отсечение головы. Каждый из таких случаев является уголовно наказуемым деянием по УК РФ, и нарушением прав и сво­бод, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека (право на жизнь, запрещение пыток, рабства и принудительного труда, право на спра­ведливое и беспристрастное судебное разбирательство и т.д.), Европейской социальной хартией, Европейской конвенцией по предупреждению пыток, не­человеческого или унижающего человеческое достоинство обращения, Евро­пейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и т.д.

С 2001 года руководство антитеррористической операцией в Чечне возложено на ФСБ РФ. Создан Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе. В результате предпринятых мер достигнуты значительные успехи в борьбе с терроризмом в Чечне и в целом, на Северном Кавказе. В ходе контртеррористической операции уничтожен ряд главарей бандформирований – Абу Аббас, Хаттаб, Масхадов. В декабре 2001 года осужден к пожизненному заключению Салман Радуев. Однако, в Чечне продолжается совершение террористических актов против государственных и религиозных лидеров республики. 9 мая 2004 года в результате теракта погиб Президент Чеченской Республики.


2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России


Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения различных проблем, в том числе, и политических. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий.


К террористической борьбе приводит комплекс причин. Это конфликты политического, социального, национального, территориального, религиозного, психологического (мировоззренческого) характера. Современная ситуация показывает, что порой и уголовная преступность при­обретает террористические масштабы.

Общий социально-психологический климат в России характеризуется утратой многими гражданами уверенности в своем настоящем положении и перспектив на будущее, разрушением многих идеалов бывшего советского общества, царящей атмосферы насилия, жестокости, культивируемой зачас­тую средствами массовой информации. На этой благодатной почве произрастают семена преступности, и терроризм обретает масштабы национального бедствия.

Политические условия в не меньшей степени создают почву для разгула терроризма. Среди них следует, прежде всего, отметить потрясение, которое испытало на себе российское общество после развала СССР, и его чудовищ­ные последствия, утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных ус­тоев и институтов власти, размытость политической структуры общества, де­формацию нравственных устоев, вседозволенность, беззаконие и коррупцию.

Росту терроризма в России способствуют очень много факторов: деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение право­вого нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессио­нальных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из Министерства обороны, министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект ("Хесболлах", "Братьев-мусульман", "Аум Сенрике" и др.); открытость российских границ и приток на территорию беженцев из стран СНГ и соседних государств (сейчас в России находится около 3,5 млн. мигрантов и сотни тысяч незаконно въехавших в пределы государства иностранцев); негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие, создаю­щих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, пуб­ликация необходимых пособий. Сейчас без труда можно найти пособия по из­готовлению взрывчатых веществ из подсобных средств, организации взрывов, совершению убийств, насилия.


Необходимо оговориться, что все эти и ряд других обстоятельств не обязательно имеют "террористический выход". Однако в сочетании с много­численными этнополитическими, межконфессиональными и другими кон­фликтами, с постоянно проявляющейся слабостью и беспомощностью властей и многими другими факторами они превращаются в почву, на которой воз­никновение и развитие терроризма становится весьма вероятным.

Наиболее прочной и труднопреодолимой является мотивационная ос­нова национального и религиозного терроризма, особенно замешанного на религиозно-фундаменталистской основе. Для восточного терроризма (арабского, проиранского, тамильского в Индии и др.) характерны акции террори­стов - камикадзе. Можно вспомнить, что в результате именно такого террори­стического акта был убит популярный премьер-министр Индии Раджив Ган­ди, сын знаменитой Индиры Ганди, также ставшей жертвой сикхских терро­ристов из своей охраны. В курдском движении, например, насчитывается до 500 юношей и девушек-камикадзе, готовых принести себя в жертву во имя не­зависимости Курдистана от турецкого господства.

Отличительными особенностями российского терроризма являются:

- наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т.д.);

- относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им;

- различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов федерации (от национального героя до преступника), что связано с ростом националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит;

- невозможность выделения "чистых" типов терроризма и несовершенство российского законодательства по борьбе с терроризмом.

Опасной тенденцией терроризма в современных условиях является его интеграция с организованной преступностью на фоне общего роста преступ­ности и других негативных явлений. Представляется вполне оправданным сделать вывод о том, что между терроризмом и организованной преступно­стью существует непосредственная связь. В результате политизации органи­зованной преступности для нее возникает необходимость использовать мето­ды террора для достижения собственных целей. А это ведет к посягательству на безопасность как отдельных наших сограждан, так и общества в целом, го­сударства, представляя реальную угрозу национальным интересам страны.

Все чаще появляются примеры взаимодействия российских террори­стических групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков УНА-УНСО на территории Чечни, участие боевиков ту­рецкой террористической организации "Серые волки" в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).