Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3499

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Распределение часов по разделам

ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий

1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и борьбы с ним в России

2.2. Терроризм в современной России

2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом

3.1. Международный терроризм

3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ

4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом

4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность

4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму

4.4. Борьба с финансированием терроризма

4.5. Правовой режим контртеррористической операции

4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом

5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия

5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области

ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

6.1. Взрывоопасные предметы

6.2. Взрывчатые вещества

6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов

6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений

6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

6.6. Меры личной безопасности

ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей

7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника

7.2. Меры защиты

7.3. Освобождение

ГЛАВА 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство

8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону

8.3. Поступление угрозы в письменной форме

8.4. Захват заложников

8.5. Меры защиты при проведении террористических актов

8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии

ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

9.1. Организация охраны объекта

9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов

9.3.  Инженерная защита внешних ограждающих конструкций

9.4.  Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений

9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты

9.6. Защита малых объектов

9.7.  Порядок разработки проекта защиты объекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Тематика семинарских занятий

Некоторые авторы предлагают вообще выделить в Федеральном конституционном законе "О военном положении" раздел "Поддержание режима военного положения в районах внутренних конфликтов с использованием средств вооруженного насилия". Основными целями введения такого режима стали бы: восстановление законности и конституционного порядка; стабилизация общественно - политической обстановки; обеспечение государственной и общественной безопасности; защита прав и свобод граждан, оказание необходимой помощи населению; создание условий для урегулирования конфликтов политическими методами. Наряду с этим предлагается дополнить ст. 87 Конституции Российской Федерации нормой о том, что военное положение может вводиться не только в случае агрессии против России, но и при возникновении вооруженных посягательств на конституционный строй, угрожающих национальной безопасности и территориальной целостности государства

Однако подобное расширительное основание введения военного положения представляется избыточным, поскольку в случае угроз внутреннего порядка вполне адекватными являются меры, предусматриваемые режимом чрезвычайного положения (в значительной своей части повторяющие ограничения и специальные полномочия, зафиксированные в Федеральном конституционном законе "О военном положении"). Но разъяснить четко как в антитеррористическом законодательстве, так и (в случае необходимости) в названных федеральных конституционных законах основания использования соответствующих чрезвычайных мер в случае борьбы с терроризмом действительно целесообразно и практически важно.

В частности, это дало бы четкие правовые основания для ограничений в отношении наемников, воюющих на стороне чеченских боевиков. Как известно, во время первой и второй чеченских кампаний значительные нарекания со стороны различных российских и зарубежных правозащитников вызывала практика фильтрационных лагерей. Но применительно к военному положению вполне правомерны специальные полномочия по интернированию (изоляции) "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией". Таким образом, квалификация вторжения террористических групп с территории другого государства при содействии или очевидном (намеренном) попустительстве последнего как агрессии создавала бы четкую правовую основу для использования против соответствующей террористической угрозы режима военного положения, а также международно-правовых механизмов самозащиты.


3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом


Одним из первых шагов в организации международного сотрудничества против террора явилось утвержде­ние Ассамблеей Лиги Наций в 1937 г. проекта Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Эта конвенция не была ратифицирована и не вступила в силу. Но внушительный пакет документов по проблеме терроризма, принятый ООН, ее специализиро­ванными учреждениями и региональными орга­низациями, по сути лишь детализирует положения Ст. 1 названной конвенции. Они касаются обязанности "каждого Государства... воздержи­ваться от всяких действий, имеющих целью бла­гоприятствовать террористической деятельности, направленной против другого Государства, и препятствовать действиям, в которых эта дея­тельность выражается... и взаимно оказывать друг другу содействие". Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г., почти 60 лет спустя, вновь указала на необходимость усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом и подтвердила обязанность государств принимать все возможные меры по его ликвидации. Но к началу XXI в. стало ясно, что угроза терроризма разрослась до глобального уровня, и международ­ное сообщество пока с ней не справляется.


Глобальную антитеррористическую войну, объявленную США можно считать попыткой реализации высокотехнологичных планов смены извне режимов на территориях, откуда исходит реальная или виртуальная террористическая угроза, и последующего использования технологий по созданию там "новой государственности". Примером подобных действий стали Афганистан и Ирак. Оставляя в стороне весь комплекс неиз­бежных социальных, экономических, культуро­логических и других последствий политики США, можно утверждать, что в области международ­ных отношений данная политика убедительно продемонстрировала все слабости уходящей в прошлое системы поддержания мира и безопас­ности, а также подводные камни, осложняющие процесс формирования нового миропорядка. Она доказала, в частности, что применение воору­женных сил не может служить универсальным способом противостояния терроризму. Судя по конфликтам на Ближнем и Среднем Востоке, способности регулярной армии бороться с ирре­гулярными террористическими объединениями весьма ограниченны. При этом следует особо подчеркнуть: сегодня нет доказательств, что ан­титеррористические методы, используемые госу­дарствами, способствуют решению самой пробле­мы терроризма. Более того, применение военной силы может стимулировать его развитие. Оно по­рождает также целый комплекс проблем, затра­гивающих межгосударственные отношения. Все это резко снижает эффективность "армейского" варианта и требует поиска иных способов проти­востояния терроризму.

В последнее время все явственнее ощущается необходимость придания нового дыхания глобальному сотрудничеству в борьбе с терроризмом, что во многом будет зависеть от усилий, предпринимаемых на региональном уровне.

Внушительный политико-правовой потенциал накоплен на европейском континенте. Под эгидой Совета Европы действует Европейская конвенция о пресечении терроризма 1997 года, участницей которой является и Россия. Функционирует механизм совместных действий в сфере антитерроризма стран Евросоюза, в частности, в рамках группы "ТРЕВИ". Проблематика ан­титеррористического взаимодействия регламентируется соответствующими положениями итоговых документов совещаний стран Организации по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене, Стамбуле. Конвенционное закрепление сотрудничество в борьбе с терроризмом получило в рамках Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудни­чества (СААРК) и Организации американских государств (ОАГ), Организации "Исламская конференция" (ОИК) и в рамках Содружества Независимых Го­сударств (СНГ).

Это свидетельствует о том, что сегодня большинство стран признает, что наращивание усилий в антитеррористической борьбе означает не только сплочение всех наций мирового сообщества, но и создание с этой целью коа­лиций отдельных государств. Так, сейчас уже успешно действуют российско-американская и российско-индийская рабочие группы по борьбе с террориз­мом. В октябре 2001г. двустороннюю рабочую группу по противодействию угрозе терроризма с территории Афганистана решили создать Россия и Китай. В совместном заявлении об общих вызовах безопасности на рубеже 21 века (Москва, 2 сентября 1998 г.) Президенты Российской Федерации и Со­единенных Штатов Америки заявили "о категорической неприемлемости тер­роризма во всех его формах и проявлениях, независимо от мотивов, ... и со­гласовали ряд шагов, которые являются ответом на растущую угрозу терро­ризма".


В декабре 2001 г. Россия и Италия приняли заявление о сотрудничестве в области противодействия финансированию международного терроризма. В нем говорилось, что трагические события 11 сентября подтвердили, что меж­дународный терроризм представляет одну из главных угроз мировой стабиль­ности, демократии, верховенству закона и перспективам благополучного раз­вития человеческой цивилизации.

Ссылаясь на резолюции 1373 (2001) и 1377 (2001) Совета Безопасности ООН, Совместное заявление лидеров "вось­мёрки" по борьбе с международным терроризмом от 19 сентября 2001 года. Заявление по международному терроризму, принятое на саммите Россия - ЕС в Брюсселе 3 октября 2001 года, а также План действий по борьбе с финанси­рованием терроризма, принятый на встрече министров финансов и управляю­щих центральными банками "Группы двадцати" в Оттаве 16 - 17 ноября 2001 года, государства подтверждают необходимость координировать усилия в борьбе с терроризмом, полностью соблюдать действующие международно-правовые нормы и всемерно содействовать разработке новых юридических инструмен­тов в этой области.

Они также придают особое значение налаживанию конструктивного и взаимополезного диалога по антитеррористической проблематике в рамках расширяющегося диалога Россия – НАТО.

Новый, весьма важный и обнадеживающий момент в борьбе с терро­ризмом - выработка параметров конкретных совместных действий в данной сфере стран "большой восьмерки": США, Великобритании, Франции, Герма­нии, Японии, Канады, Италии и России. Разумеется, эти государства в силу их политического, экономического и иного влияния обладают немалыми воз­можностями для искоренения террористической угрозы на нашей планете.

Так, в итоговом документе Парижского совещания министров "вось­мерки" по борьбе с терроризмом от 30 июля 1996 г. зафиксировано "общее мнение о необходимости нахождения решений, которые бы учитывали все факторы обеспечения прочного урегулирования нерешенных конфликтов, а также необходимость противостоять условиям, способствующим развитию терроризма".

Подтвердив усиление в международном сообществе настроя в пользу осуждения терроризма в любых его проявлениях и формах, независимо от мо­тивов, и недопущения уступок террористам, участники совещания приняли пакет из 25 мер, рекомендованных государствам для повышения эффективно­сти противодействия этой угрозе.

К числу мер внутригосударственного харак­тера отнесены:

  • расширение подготовки антитеррористических кадров, в том числе по противодействию актам с использованием радиоактивных, химических, био­логических и токсичных веществ;

  • расследование, когда для этого существуют основания в соответствии с национальным законодательством, случаев использования террористами для прикрытия своей деятельности организаций, групп или ассоциаций, в том числе преследующих благотворительные, социальные или культурные цели;

  • принятие эффективного законодательства и правил по контролю за производством, перевозкой и экспортом оружия, взрывчатых веществ и лю­бых устройств, предназначенных для причинения разрушений и увечий, в це­лях предотвращения их использования террористами;

  • привлечение к уголовной ответственности лиц, обвиняющихся в планировании, подготовке или совершении террористических акций, или оказа­нии поддержки террористическим действиям;


- принятие административных мер для предотвращения свободного пе­редвижения террористов путем усиления пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность их владельцев, и проезд­ных документов, а также проверки лиц, добивающихся предоставления им политического убежища. Специально оговаривалась, принимая во внимание использование террористами электронных и телеграфных средств связи, не­обходимость выработки соответствующих национальному законодательству мер по предотвращению подобной преступной деятельности.

Для углубления международного сотрудничества в сфере противодей­ствия терроризму участникам совещания, в частности, рекомендовалось:

  • принять меры по скорейшему присоединению к действующим международным антитеррористическим договоренностям (конвенциям);

  • развивать путем заключения межгосударственных соглашений меха­низмы взаимной правовой помощи по ускорению и облегчению раскрытия\предотвращения террористических акций;

  • предпринимать в соответствии с внутригосударственным законода­тельством меры по предотвращению прямого и косвенного финансирования терроризма и деятельности террористических организаций, что допускает введение мониторинга и контроля за денежными переводами и раскрытие банковской тайны;

  • принять меры по улучшению обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом.

3 октября 2001 года в Брюсселе состоялся саммит Россия - ЕС, на кото­ром было принято совместное заявление по международному терроризму Президента РФ В.В. Путина, Председателя Европейского совета Г. Верхоф-стадта, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС X. Соланы. и Председателя Комиссии Европейских сообществ Р. Проди.

Участники встречи заявили, что они обсудили весь комплекс проблем, связанных с международным терроризмом, особенно в контексте трагических событий, обрушившихся на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года.

Борьба против международного терроризма не будет эффективной, если не будет основываться на последовательных усилиях в рамках международно­го права и Устава ООН.

В ООН Россия поддерживает принятую 28 сентября 2001 г. резолюцию № 1373 СБ ООН о борьбе с терроризмом, а также выработку в рамках ООН гене­ральной конвенции по борьбе с международным терроризмом, с инициативой о которой выступила Индия, и внесем свой вклад в завершение выработки проекта международной конвенции по предотвращению актов ядерного тер­роризма для предоставления его на рассмотрение Генеральной Ассамблее.

Государства – члены ООН приняли решение изучить условия и модальности обмена информа­цией касательно:

  • деятельности и перемещений физических лиц и групп, принадлежа­щих к террористическим сетям или поддерживающих связи с ними;

  • транспортных документов, подлинность которых вызывает сомнение;


  • поставок оружия, взрывчатых веществ и материалов двойного назна­чения;

  • финансовых операций, которые могут быть использованы в качестве поддержки деятельности террористов;

- новых форм террористической деятельности, включая химическую, биологическую и ядерную угрозы.

Совместный постоянный совет НАТО - Россия, который провел 13 сентября 2001 года чрезвычайную встречу на уровне послов, выразил гнев и возмущение варварскими актами, направленными против народа Соединен­ных Штатов Америки. Члены Альянса и Россия выражают свои глубочайшие соболезнования жертвам и их семьям. Страны-члены НАТО и Россия сами пострадали от вылазок террористов, направленных против гражданского на­селения, однако ужасающие масштабы акций, совершенных 11 сентября, яв­ляются беспрецедентными в современной истории.

8 декабря 2001 г. в Брюсселе состоялось заседание Совместного по­стоянного совета НАТО - Россия на уровне министров обороны. Министры полностью поддержали принятое министрами иностранных дел 7 декабря ре­шение о новом импульсе и новом содержании партнерских отношений между союзниками по НАТО и Россией с целью создания нового совета, который объединит государства-члены НАТО и Россию в интересах выявления и реа­лизации возможностей для совместных действий в формате 20.

Успех в борьбе с терроризмом может быть достигнут лишь совместны­ми усилиями представителей заинтересованных стран. Этому способствовало бы проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних встреч руководителей ведомств, спецподразделений, экспертов, решающих задачи противодействия терроризму.

Актуальными становятся создание совместных структур, совместная подготовка и проведение научных конференций, совещаний специалистов по борьбе с терроризмом. Среди возможных направлений международного взаи­модействия, к которым могла бы подключиться и Россия, можно отметить проведение совместных оперативных мероприятий; обмен технологиями и опытом по производству и применению технических и боевых средств; разра­ботка и совершенствование законодательной базы и международно-правовых норм о сотрудничестве в борьбе с терроризмом; определение системы прин­ципов и понятий, необходимых для определения единых подходов к оценке событий и проблем, связанных с террористической деятельностью в любой стране или регионе; разработка правовых норм, регламентирующих возмож­ности использования территории другого государства для освобождения за­ложников и действий против террористов; определение места и роли СМИ в целях формирования мирового общественного мнения в плане нетерпимости к терроризму и взвешенной подачи материалов; повышение роли неправитель­ственных организаций и независимых экспертов в расширении международ­ного сотрудничества по вопросам борьбы с терроризмом.