Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3394
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
Распределение часов по разделам
ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма
1.1. Понятие и истоки терроризма
1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
2.2. Терроризм в современной России
2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ
4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
4.4. Борьба с финансированием терроризма
4.5. Правовой режим контртеррористической операции
4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей
7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
8.3. Поступление угрозы в письменной форме
8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
9.1. Организация охраны объекта
9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
Некоторые авторы предлагают вообще выделить в Федеральном конституционном законе "О военном положении" раздел "Поддержание режима военного положения в районах внутренних конфликтов с использованием средств вооруженного насилия". Основными целями введения такого режима стали бы: восстановление законности и конституционного порядка; стабилизация общественно - политической обстановки; обеспечение государственной и общественной безопасности; защита прав и свобод граждан, оказание необходимой помощи населению; создание условий для урегулирования конфликтов политическими методами. Наряду с этим предлагается дополнить ст. 87 Конституции Российской Федерации нормой о том, что военное положение может вводиться не только в случае агрессии против России, но и при возникновении вооруженных посягательств на конституционный строй, угрожающих национальной безопасности и территориальной целостности государства
Однако подобное расширительное основание введения военного положения представляется избыточным, поскольку в случае угроз внутреннего порядка вполне адекватными являются меры, предусматриваемые режимом чрезвычайного положения (в значительной своей части повторяющие ограничения и специальные полномочия, зафиксированные в Федеральном конституционном законе "О военном положении"). Но разъяснить четко как в антитеррористическом законодательстве, так и (в случае необходимости) в названных федеральных конституционных законах основания использования соответствующих чрезвычайных мер в случае борьбы с терроризмом действительно целесообразно и практически важно.
В частности, это дало бы четкие правовые основания для ограничений в отношении наемников, воюющих на стороне чеченских боевиков. Как известно, во время первой и второй чеченских кампаний значительные нарекания со стороны различных российских и зарубежных правозащитников вызывала практика фильтрационных лагерей. Но применительно к военному положению вполне правомерны специальные полномочия по интернированию (изоляции) "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией". Таким образом, квалификация вторжения террористических групп с территории другого государства при содействии или очевидном (намеренном) попустительстве последнего как агрессии создавала бы четкую правовую основу для использования против соответствующей террористической угрозы режима военного положения, а также международно-правовых механизмов самозащиты.
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
Одним из первых шагов в организации международного сотрудничества против террора явилось утверждение Ассамблеей Лиги Наций в 1937 г. проекта Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Эта конвенция не была ратифицирована и не вступила в силу. Но внушительный пакет документов по проблеме терроризма, принятый ООН, ее специализированными учреждениями и региональными организациями, по сути лишь детализирует положения Ст. 1 названной конвенции. Они касаются обязанности "каждого Государства... воздерживаться от всяких действий, имеющих целью благоприятствовать террористической деятельности, направленной против другого Государства, и препятствовать действиям, в которых эта деятельность выражается... и взаимно оказывать друг другу содействие". Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г., почти 60 лет спустя, вновь указала на необходимость усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом и подтвердила обязанность государств принимать все возможные меры по его ликвидации. Но к началу XXI в. стало ясно, что угроза терроризма разрослась до глобального уровня, и международное сообщество пока с ней не справляется.
Глобальную антитеррористическую войну, объявленную США можно считать попыткой реализации высокотехнологичных планов смены извне режимов на территориях, откуда исходит реальная или виртуальная террористическая угроза, и последующего использования технологий по созданию там "новой государственности". Примером подобных действий стали Афганистан и Ирак. Оставляя в стороне весь комплекс неизбежных социальных, экономических, культурологических и других последствий политики США, можно утверждать, что в области международных отношений данная политика убедительно продемонстрировала все слабости уходящей в прошлое системы поддержания мира и безопасности, а также подводные камни, осложняющие процесс формирования нового миропорядка. Она доказала, в частности, что применение вооруженных сил не может служить универсальным способом противостояния терроризму. Судя по конфликтам на Ближнем и Среднем Востоке, способности регулярной армии бороться с иррегулярными террористическими объединениями весьма ограниченны. При этом следует особо подчеркнуть: сегодня нет доказательств, что антитеррористические методы, используемые государствами, способствуют решению самой проблемы терроризма. Более того, применение военной силы может стимулировать его развитие. Оно порождает также целый комплекс проблем, затрагивающих межгосударственные отношения. Все это резко снижает эффективность "армейского" варианта и требует поиска иных способов противостояния терроризму.
В последнее время все явственнее ощущается необходимость придания нового дыхания глобальному сотрудничеству в борьбе с терроризмом, что во многом будет зависеть от усилий, предпринимаемых на региональном уровне.
Внушительный политико-правовой потенциал накоплен на европейском континенте. Под эгидой Совета Европы действует Европейская конвенция о пресечении терроризма 1997 года, участницей которой является и Россия. Функционирует механизм совместных действий в сфере антитерроризма стран Евросоюза, в частности, в рамках группы "ТРЕВИ". Проблематика антитеррористического взаимодействия регламентируется соответствующими положениями итоговых документов совещаний стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене, Стамбуле. Конвенционное закрепление сотрудничество в борьбе с терроризмом получило в рамках Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) и Организации американских государств (ОАГ), Организации "Исламская конференция" (ОИК) и в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).
Это свидетельствует о том, что сегодня большинство стран признает, что наращивание усилий в антитеррористической борьбе означает не только сплочение всех наций мирового сообщества, но и создание с этой целью коалиций отдельных государств. Так, сейчас уже успешно действуют российско-американская и российско-индийская рабочие группы по борьбе с терроризмом. В октябре 2001г. двустороннюю рабочую группу по противодействию угрозе терроризма с территории Афганистана решили создать Россия и Китай. В совместном заявлении об общих вызовах безопасности на рубеже 21 века (Москва, 2 сентября 1998 г.) Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки заявили "о категорической неприемлемости терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от мотивов, ... и согласовали ряд шагов, которые являются ответом на растущую угрозу терроризма".
В декабре 2001 г. Россия и Италия приняли заявление о сотрудничестве в области противодействия финансированию международного терроризма. В нем говорилось, что трагические события 11 сентября подтвердили, что международный терроризм представляет одну из главных угроз мировой стабильности, демократии, верховенству закона и перспективам благополучного развития человеческой цивилизации.
Ссылаясь на резолюции 1373 (2001) и 1377 (2001) Совета Безопасности ООН, Совместное заявление лидеров "восьмёрки" по борьбе с международным терроризмом от 19 сентября 2001 года. Заявление по международному терроризму, принятое на саммите Россия - ЕС в Брюсселе 3 октября 2001 года, а также План действий по борьбе с финансированием терроризма, принятый на встрече министров финансов и управляющих центральными банками "Группы двадцати" в Оттаве 16 - 17 ноября 2001 года, государства подтверждают необходимость координировать усилия в борьбе с терроризмом, полностью соблюдать действующие международно-правовые нормы и всемерно содействовать разработке новых юридических инструментов в этой области.
Они также придают особое значение налаживанию конструктивного и взаимополезного диалога по антитеррористической проблематике в рамках расширяющегося диалога Россия – НАТО.
Новый, весьма важный и обнадеживающий момент в борьбе с терроризмом - выработка параметров конкретных совместных действий в данной сфере стран "большой восьмерки": США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Канады, Италии и России. Разумеется, эти государства в силу их политического, экономического и иного влияния обладают немалыми возможностями для искоренения террористической угрозы на нашей планете.
Так, в итоговом документе Парижского совещания министров "восьмерки" по борьбе с терроризмом от 30 июля 1996 г. зафиксировано "общее мнение о необходимости нахождения решений, которые бы учитывали все факторы обеспечения прочного урегулирования нерешенных конфликтов, а также необходимость противостоять условиям, способствующим развитию терроризма".
Подтвердив усиление в международном сообществе настроя в пользу осуждения терроризма в любых его проявлениях и формах, независимо от мотивов, и недопущения уступок террористам, участники совещания приняли пакет из 25 мер, рекомендованных государствам для повышения эффективности противодействия этой угрозе.
К числу мер внутригосударственного характера отнесены:
-
расширение подготовки антитеррористических кадров, в том числе по противодействию актам с использованием радиоактивных, химических, биологических и токсичных веществ;
-
расследование, когда для этого существуют основания в соответствии с национальным законодательством, случаев использования террористами для прикрытия своей деятельности организаций, групп или ассоциаций, в том числе преследующих благотворительные, социальные или культурные цели;
-
принятие эффективного законодательства и правил по контролю за производством, перевозкой и экспортом оружия, взрывчатых веществ и любых устройств, предназначенных для причинения разрушений и увечий, в целях предотвращения их использования террористами;
-
привлечение к уголовной ответственности лиц, обвиняющихся в планировании, подготовке или совершении террористических акций, или оказании поддержки террористическим действиям;
- принятие административных мер для предотвращения свободного передвижения террористов путем усиления пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность их владельцев, и проездных документов, а также проверки лиц, добивающихся предоставления им политического убежища. Специально оговаривалась, принимая во внимание использование террористами электронных и телеграфных средств связи, необходимость выработки соответствующих национальному законодательству мер по предотвращению подобной преступной деятельности.
Для углубления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму участникам совещания, в частности, рекомендовалось:
-
принять меры по скорейшему присоединению к действующим международным антитеррористическим договоренностям (конвенциям);
-
развивать путем заключения межгосударственных соглашений механизмы взаимной правовой помощи по ускорению и облегчению раскрытия\предотвращения террористических акций;
-
предпринимать в соответствии с внутригосударственным законодательством меры по предотвращению прямого и косвенного финансирования терроризма и деятельности террористических организаций, что допускает введение мониторинга и контроля за денежными переводами и раскрытие банковской тайны;
-
принять меры по улучшению обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом.
3 октября 2001 года в Брюсселе состоялся саммит Россия - ЕС, на котором было принято совместное заявление по международному терроризму Президента РФ В.В. Путина, Председателя Европейского совета Г. Верхоф-стадта, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС X. Соланы. и Председателя Комиссии Европейских сообществ Р. Проди.
Участники встречи заявили, что они обсудили весь комплекс проблем, связанных с международным терроризмом, особенно в контексте трагических событий, обрушившихся на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года.
Борьба против международного терроризма не будет эффективной, если не будет основываться на последовательных усилиях в рамках международного права и Устава ООН.
В ООН Россия поддерживает принятую 28 сентября 2001 г. резолюцию № 1373 СБ ООН о борьбе с терроризмом, а также выработку в рамках ООН генеральной конвенции по борьбе с международным терроризмом, с инициативой о которой выступила Индия, и внесем свой вклад в завершение выработки проекта международной конвенции по предотвращению актов ядерного терроризма для предоставления его на рассмотрение Генеральной Ассамблее.
Государства – члены ООН приняли решение изучить условия и модальности обмена информацией касательно:
-
деятельности и перемещений физических лиц и групп, принадлежащих к террористическим сетям или поддерживающих связи с ними;
-
транспортных документов, подлинность которых вызывает сомнение;
-
поставок оружия, взрывчатых веществ и материалов двойного назначения;
-
финансовых операций, которые могут быть использованы в качестве поддержки деятельности террористов;
- новых форм террористической деятельности, включая химическую, биологическую и ядерную угрозы.
Совместный постоянный совет НАТО - Россия, который провел 13 сентября 2001 года чрезвычайную встречу на уровне послов, выразил гнев и возмущение варварскими актами, направленными против народа Соединенных Штатов Америки. Члены Альянса и Россия выражают свои глубочайшие соболезнования жертвам и их семьям. Страны-члены НАТО и Россия сами пострадали от вылазок террористов, направленных против гражданского населения, однако ужасающие масштабы акций, совершенных 11 сентября, являются беспрецедентными в современной истории.
8 декабря 2001 г. в Брюсселе состоялось заседание Совместного постоянного совета НАТО - Россия на уровне министров обороны. Министры полностью поддержали принятое министрами иностранных дел 7 декабря решение о новом импульсе и новом содержании партнерских отношений между союзниками по НАТО и Россией с целью создания нового совета, который объединит государства-члены НАТО и Россию в интересах выявления и реализации возможностей для совместных действий в формате 20.
Успех в борьбе с терроризмом может быть достигнут лишь совместными усилиями представителей заинтересованных стран. Этому способствовало бы проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних встреч руководителей ведомств, спецподразделений, экспертов, решающих задачи противодействия терроризму.
Актуальными становятся создание совместных структур, совместная подготовка и проведение научных конференций, совещаний специалистов по борьбе с терроризмом. Среди возможных направлений международного взаимодействия, к которым могла бы подключиться и Россия, можно отметить проведение совместных оперативных мероприятий; обмен технологиями и опытом по производству и применению технических и боевых средств; разработка и совершенствование законодательной базы и международно-правовых норм о сотрудничестве в борьбе с терроризмом; определение системы принципов и понятий, необходимых для определения единых подходов к оценке событий и проблем, связанных с террористической деятельностью в любой стране или регионе; разработка правовых норм, регламентирующих возможности использования территории другого государства для освобождения заложников и действий против террористов; определение места и роли СМИ в целях формирования мирового общественного мнения в плане нетерпимости к терроризму и взвешенной подачи материалов; повышение роли неправительственных организаций и независимых экспертов в расширении международного сотрудничества по вопросам борьбы с терроризмом.