Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3530
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
Распределение часов по разделам
ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма
1.1. Понятие и истоки терроризма
1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
2.2. Терроризм в современной России
2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ
4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
4.4. Борьба с финансированием терроризма
4.5. Правовой режим контртеррористической операции
4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей
7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
8.3. Поступление угрозы в письменной форме
8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
9.1. Организация охраны объекта
9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
- засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Руководство Чечни в полной мере было осведомлено о готовящейся террористической акции на территории Дагестана, подпадающей под международное определение агрессии, но фактически означающей агрессию одного субъекта Российской Федерации по отношению к другому субъекту.
Так, например, сотрудники силовых структур Чечни (шариатской гвардии, погранично-таможенной службы, вооруженных сил) осуществляли деятельность по разведывательному, материально-техническому и иному обеспечению группировки террористических формирований ваххабитов. Официальные подразделения силовых структур Чечни непосредственно участвовали в боевых действиях. Тем самым, можно говорить не только о преступном попустительстве, но и о прямом участии руководства Чечни в организации и осуществлении агрессии.
Другим видом международных преступлений является геноцид Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или военное время, является преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом (статья 2 Конвенции) понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
-
убийство членов этой группы;
-
причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
-
предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее.
По конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое публичное подстрекательство к совершению геноцида и соучастие в геноциде. Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние или международным уголовным судом. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.
Правящий режим Чечни проводил политику геноцида в отношении мирного населения республики. В результате проводимого руководством республики курса ее вынуждены были покинуть более 250 тыс. граждан. Свыше 800 тыс. жителей Чечни лишились работы, возможности получать пенсии и социальные пособия, реализовывать свои политические права и свободы. Установлены многочисленные факты показательных расстрелов боевиками местных жителей за "содействие федеральным силам".
Территория Чечни стала криминальной зоной по промышленному производству наркотиков. Выявлено четыре завода по производству героина: в пос. Шали - контролировал М. Удугов, в пос. Калинина на окраине г. Грозный и территории бывшего санатория "Энергетик" Шалинского района - Ш. Басаев, в пионерском лагере "Зорька" - Хаттаб.
Кроме того, Чечня превратилась в транзитный канал транспортировки наркотиков из Туркменистана, Ирана, Пакистана, Турции, Афганистана в Прибалтику, Северную Ирландию, Великобританию, Испанию, Грецию. Помимо переработки ввозимых наркотических веществ, криминальными структурами Чечни налажено выращивание и производство наркотического сырья на своей территории, прежде всего, опиумного мака и индийской конопли. Наиболее значимые посадки наркосодержащих растений расположены в Но-жай-Юртовском и Веденском районах. Для переработки выращенного сырья введены в строй минизаводы в населенных пунктах Ачхой-Мартан, Саржень-Юрт, Зама-Юрт. Оборудование для организации промышленного производства наркотиков завезено из-за границы в сентябре 1997 года через Абхазию.
Также в Чечне широкое распространение получило изготовление фальшивых долларов США и их поставка на территорию России. Участились попытки реализации таких долларов через учреждения финансово-банковской системы. Недавно только в Приморском крае из незаконного оборота было изъято свыше 1 млн. фальшивых долларов. Получены данные о том, что в 1998 году в Магаданскую область из Чечни завезено около 1 млн. поддельных долларов. Имеются факты, доказывающие, что полевые командиры расплачиваются с иностранными наемниками в своих отрядах фальшивыми долларами США из расчета около 1 фальшивого доллара за каждые настоящие 28 центов.
Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., преступлением являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, сбыт поддельных денежных знаков, действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен. В конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.
Деяния чеченских боевиков свидетельствуют и о нарушении норм международного права, содержащихся в таких международных договорах, как Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года.
Помимо этого, в своей деятельности чеченские власти демонстративно игнорировали нормы и рекомендации, содержащиеся в конвенциях Совета Европы. В своем заявлении от 4 февраля 1999 года председатель ПАСЕ лорд Рассел-Джонстон отметил, что "Российская Федерация, которая состоит из 89 образований (среди которых и Чечня), является членом Совета Европы. Российская Конституция и Конвенция о защите прав человека и основных свобод подлежат применению ко всем субъектам Федерации. Я настойчиво призываю все затронутые стороны к тому, чтобы новое законодательство Чечни соответствовало нормам Совета Европы".
В то же время органы власти Чечни в своей деятельности руководствовались не российским законодательством, а нормами шариата и одного из наиболее реакционных течений ислама - ваххабизма, объявленного идеологией Чечни. В выступлениях руководителей Чечни открыто пропагандировалось превосходство мусульман над людьми иной веры (неверными), содержались призывы к священной войне и мести им, к совершению террористических актов, в том числе с применением химического, бактериологического оружия и радиоактивных веществ.
В Чечне были законодательно закреплены и исполнялись наказания, обрекающие подсудимого на мучения - отсечение части тела, бичевание, забивание камнями, отсечение головы. Каждый из таких случаев является уголовно наказуемым деянием по УК РФ, и нарушением прав и свобод, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека (право на жизнь, запрещение пыток, рабства и принудительного труда, право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство и т.д.), Европейской социальной хартией, Европейской конвенцией по предупреждению пыток, нечеловеческого или унижающего человеческое достоинство обращения, Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и т.д.
С 2001 года руководство антитеррористической операцией в Чечне возложено на ФСБ РФ. Создан Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе. В результате предпринятых мер достигнуты значительные успехи в борьбе с терроризмом в Чечне и в целом, на Северном Кавказе. В ходе контртеррористической операции уничтожен ряд главарей бандформирований – Абу Аббас, Хаттаб, Масхадов. В декабре 2001 года осужден к пожизненному заключению Салман Радуев. Однако, в Чечне продолжается совершение террористических актов против государственных и религиозных лидеров республики. 9 мая 2004 года в результате теракта погиб Президент Чеченской Республики.
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения различных проблем, в том числе, и политических. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий.
К террористической борьбе приводит комплекс причин. Это конфликты политического, социального, национального, территориального, религиозного, психологического (мировоззренческого) характера. Современная ситуация показывает, что порой и уголовная преступность приобретает террористические масштабы.
Общий социально-психологический климат в России характеризуется утратой многими гражданами уверенности в своем настоящем положении и перспектив на будущее, разрушением многих идеалов бывшего советского общества, царящей атмосферы насилия, жестокости, культивируемой зачастую средствами массовой информации. На этой благодатной почве произрастают семена преступности, и терроризм обретает масштабы национального бедствия.
Политические условия в не меньшей степени создают почву для разгула терроризма. Среди них следует, прежде всего, отметить потрясение, которое испытало на себе российское общество после развала СССР, и его чудовищные последствия, утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, размытость политической структуры общества, деформацию нравственных устоев, вседозволенность, беззаконие и коррупцию.
Росту терроризма в России способствуют очень много факторов: деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из Министерства обороны, министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект ("Хесболлах", "Братьев-мусульман", "Аум Сенрике" и др.); открытость российских границ и приток на территорию беженцев из стран СНГ и соседних государств (сейчас в России находится около 3,5 млн. мигрантов и сотни тысяч незаконно въехавших в пределы государства иностранцев); негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий. Сейчас без труда можно найти пособия по изготовлению взрывчатых веществ из подсобных средств, организации взрывов, совершению убийств, насилия.
Необходимо оговориться, что все эти и ряд других обстоятельств не обязательно имеют "террористический выход". Однако в сочетании с многочисленными этнополитическими, межконфессиональными и другими конфликтами, с постоянно проявляющейся слабостью и беспомощностью властей и многими другими факторами они превращаются в почву, на которой возникновение и развитие терроризма становится весьма вероятным.
Наиболее прочной и труднопреодолимой является мотивационная основа национального и религиозного терроризма, особенно замешанного на религиозно-фундаменталистской основе. Для восточного терроризма (арабского, проиранского, тамильского в Индии и др.) характерны акции террористов - камикадзе. Можно вспомнить, что в результате именно такого террористического акта был убит популярный премьер-министр Индии Раджив Ганди, сын знаменитой Индиры Ганди, также ставшей жертвой сикхских террористов из своей охраны. В курдском движении, например, насчитывается до 500 юношей и девушек-камикадзе, готовых принести себя в жертву во имя независимости Курдистана от турецкого господства.
Отличительными особенностями российского терроризма являются:
- наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т.д.);
- относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им;
- различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов федерации (от национального героя до преступника), что связано с ростом националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит;
- невозможность выделения "чистых" типов терроризма и несовершенство российского законодательства по борьбе с терроризмом.
Опасной тенденцией терроризма в современных условиях является его интеграция с организованной преступностью на фоне общего роста преступности и других негативных явлений. Представляется вполне оправданным сделать вывод о том, что между терроризмом и организованной преступностью существует непосредственная связь. В результате политизации организованной преступности для нее возникает необходимость использовать методы террора для достижения собственных целей. А это ведет к посягательству на безопасность как отдельных наших сограждан, так и общества в целом, государства, представляя реальную угрозу национальным интересам страны.
Все чаще появляются примеры взаимодействия российских террористических групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков УНА-УНСО на территории Чечни, участие боевиков турецкой террористической организации "Серые волки" в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).