ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 2235
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ
5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ
9. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ
10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ
11. ДЕНЬГИ КАК КАТЕГОРИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ТЕОРИИ ДЕНЕГ
13.ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕГ
14. РЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ
15. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
П 17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ
22. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
23. ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК
24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ
27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
28. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
29. КАПИТАЛ: РАЗЛИЧИЕ ТРАКТОВОК И ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА
35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)
36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
38. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
39. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ
40. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО: БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД, МЕТОД СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
41. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
43. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ГО ГРАФИК. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
45. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ИНВЕСТИЦИЙ
46. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
48. ТРУД КАК РЕСУРС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРИИ ТРУДА
49. РЫНОК ТРУДА: ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА
50. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
51. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В МОНЕТАРИСТСКОМ И КЕЙНСИАНСКОМ ПОДХОДАХ
52. КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ
53. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА
58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
59. МЕГАЭКОНОМИКА: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
60. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ
Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Вторая модель сориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и на возможность привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.
25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Предпринимательство существует в разных формах. В основе их классификации лежат два признака: форма собственности и величина фирмы.
В зависимости ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ предпринимательство делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: принационализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.
Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства.
В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:
-
свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;
-
не регламентирован в объемах бизнеса;
-
не ограничен твердой ценой.
В предпринимательстве выделяют три вида:
-
индивидуальное, или частное;
-
товарищество, или партнерство;
-
корпорация (акционерное общество).
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ называют бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал — в этом недостатки индивидуального предпринимательства.
Его преимущества', каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог и освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т. п.
ТОВАРИЩЕСТВОМ, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже облагается только подоходным налогом. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения доли каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п.
КОРПОРАЦИЕЙ называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной. К числу преимуществ корпораций относятся:
-
неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;
-
привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;
-
стабильность функционирования корпорации, ибо выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:
-
двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса ^-корпорации (small business corporation), при котором доход корпорации считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом;
-
благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможны выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;
-
разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.
Существуют и другие недостатки корпораций, но они окупаются преимуществами.
ПО ПРИЗНАКУ РАЗМЕРОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА различают: малый бизнес, средний и крупный.
В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга (от franchise — льготный) и венчурного (от venture — рисковать) предпринимательства.
Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.
Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после Второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т. д.).
Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. В каждой стране существует своя организационная структура бизнеса.
Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским кодексом Российской Федерации (1995).
В соответствии с ним все организации (юридические лица) разделяются на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие основной целью имеют извлечение прибыли. Некоммерческие не ставят таких целей.
Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества, в свою очередь, существуют в формах: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого), дочерних и зависимых обществ.
Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов.
26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ
Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.
ФИРМА - ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЛАДЕЮЩАЯ ОДНИМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.
Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.
Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (лат. transactio — сделка).
С пособом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
-
ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
-
МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы — максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.
-
ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Существует два пути роста: внутренний, за счет концентрации производства и капитала, и внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.
Внутренние источники роста:
а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;
б) выпуск акций;
в) заемные
средства, взятые у банка.
Внешние
источники роста:
а) слияние, т. е. объединение двух и более компаний;
б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.
Слияния и поглощения осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification — разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
• ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.
Стратегия — это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную.
Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.
Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.
Основной формой управления фирмой является менеджмент (англ. management — управление).
Менеджмент — это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов.
Одной из функций менеджмента считается планирование, предполагающее составление бизнес-плана.
БИЗНЕС-ПЛАН - ЭТО КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ФИРМЫ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТОМ И ГЛАВНЫМ ОБОСНОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИЙ.
Бизнес-план разрабатывается на 3—5 лет и содержит следующие разделы:
а) анализ рынка и маркетинговая стратегия;
б) продуктовая стратегия и производственная стратегия;
в) развитие системы управления фирмой и собственностью;
г) финансовая (экономическая) стратегия.
Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной стратегии. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой.
27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Рациональным поведением для коммерческой фирмы считается такое, которое обеспечивает максимально возможную прибыль.
Выбор модели поведения определяется двумя главными обстоятельствами:
-
временным фактором (короткий или длительный период);
-
видом конкуренции (совершенная или несовершенная).
В КОРОТКИЙ ПЕРИОД, если требуется увеличить объем производства, фирма может достичь этого, увеличивая лишь переменные факторы (труд, материалы, сырье и т. п.). Постоянные факторы (размеры сооружений, количество машин) изменить фирма не успевает.
В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ поведение фирмы иное: в ответ на постоянно изменяющийся уровень производства она имеет возможность изменить все факторы производства. Поэтому все они становятся переменными. В этот период фирма стремится минимизировать затраты, комбинируя факторы, замещая труд капиталом и наоборот.
Влияние типа конкуренции на поведение фирмы более сложно.
Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Будем помнить, что цель фирмы — максимизировать разрыв между ценами и издержками.
На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы. Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый телевизор) будет что-то добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» — предельный доход и предельные издержки.
Если предельный доход больше предельных издержек, то каждый произведенный новый телевизор добавляет к общему доходу величину больше той, что он прибавляет к общим издержкам. Значит, разность между предельным доходом (marginal revenue — MR) и предельными издержками (marginal cost — МС), т. е. прибыль (profit — Р), — увеличивается:
P = MR-MC.
Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.
Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками: Р - МС.
Если Р > МС, то производство необходимо расширять.
Если Р < МС, то производство надо сокращать.
Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек.