ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.11.2020
Просмотров: 10881
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие международного частного права. Предмет, определение
Предмет международного частного права
Метод международного частного права
Метод международного частного права
Коллизионный метод международного частного права
Недостатки коллизионного метода:
Материально-правовой метод международного частного права
3.Коллизия права и общий метод международного частного права.
Коллизия права и общий метод мчп
5. Нормативный состав международного частного права.
6. Место международного частного права в юридической системе. Термин «Международное частное право».
7. Международное частное право как комплексная отрасль правоведения.
8. Соотношение и взаимодействие международного права и международного частного права.
9. Международные организации по вопросам международного частного права.
11. Основные принципы международного частного права.
Основные виды источников в международном частном праве:
Понятие и специфика источников международного частного права
13. Российское законодательство по международному частному праву.
14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
Роль международных договоров в развитии мчп
16.Обычай как источник международного частного права.
Международное коммерческое право (lex mercatoria)
18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты.
Особенности правого механизма унификации права
Особенности правого механизма унификации права
Особенности применения унифицированных норм
19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
21. Понятие и строение коллизионной нормы.
Понятие и строение коллизионной нормы
Структура и содержание коллизионных норм
23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления.
Основные коллизионные принципы.
24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
«Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
25. Современные тенденции развития коллизионных норм.
Современные тенденции развития коллизионных норм.
26. Статут частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Множественность статутов.
27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения.
«Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
29. Основания и порядок применения иностранного права.
Основания и порядок применения иностранного права
30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
31. Оговорка о публичном порядке.
32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве.
Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
34. Взаимность и реторсии в международном частном праве.
Взаимность в коллизионном праве
35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве.
Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим.
Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
40. Основы правового положения иностранного юридического лица.
Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»
41. Личный статут и национальность юридического лица: понятие и их соотношение.
Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица
42. Сфера применения личного статута юридического лица.
Сфера применения личного статута юридического лица.
Национальность и личный статут юридического лица
43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
Правовое положение иностранных юридических лиц в России
45. Государство как субъект международного частного права.
46. Иммунитет государства: понятие, виды.
Виды иммунитета в теории и практике государств:
Концепции иммунитета государства
47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
49. Международные организации – субъекты международного частного права.
Международные организации как субъекты мчп
Международные организации как субъекты международного частного права
50. Вещный статут и сфера его применения.
Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)
51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности
56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности.
57. Обязательственный статут и сфера его применения.
Обязательственный статут и сфера его применения.
58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации
Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
61. Договор международной купли-продажи товара.
62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
63. Форма внешнеэкономического договора.
Форма внешнеэкономического договора (контракта)
64. Международный финансовый лизнг.
66. Обычаи международной торговли.
67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. ИНКОТЕРМС-2010
68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)
Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание.
Международные денежные обязательства: понятие, содержание
2 Основных подхода в расчетах:
70. Вексель и чек в международном частном праве.
Вексель и чек в международном частном праве
71. Валютные условия внешнеэкономической сделки.
Валютные условия внешнеэкономической сделки
72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
77. Современные тенденции развития международного деликтного права.
Современные тенденции развития международного деликтного права.
78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве.
Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
Понятие и особенности интеллектуальной собственности
82. Международно-правовая охрана авторских прав.
83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации.
Авторские права иностранцев в Российской Федерации
84. Международно-правовая охрана смежных прав.
Международно-правовая охрана смежных прав.
85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
86. Международно-правовая охрана товарных знаков.
Международно-правовая охрана товарных знаков
87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках СНГ.
Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание.
Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах.
Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации.
Международно-правовое регулирование наследственных отношений
92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи.
Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
94. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
Международно-правовое регулирование морской перевозки.
95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
Международные воздушные перевозки.
Международные воздушные перевозки
96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки.
Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с МЧП.
Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
Понятие международного гражданского процесса
98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
Исполнение решений иностранных судов
Признание решений иностранных судов
Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации.
Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
102. Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие, способы.
Легализация официальных документов: понятие и способы.
103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках СНГ.
Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
Виды МКА: институционный и изолированный
107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках СНГ.
Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
Разрешение «международных» инвестиционных споров (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)
Во многих двусторонних международных соглашениях, заключенных СССР, а затем Россией с иностранными государствами о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, применяется тот же критерий инкорпорации, в некоторых соглашениях (например, с Грецией, Аргентиной и Японией) действуют одновременно два критерия - инкорпорации и местонахождения (доктрина оседлости), в соглашении с ФРГ и Италией использован только критерий местонахождения. Принцип "контроля" применен в некоторых соглашениях Российской Федерации (с Филиппинами, Кувейтом, Швейцарией, Бельгией и Люксембургом). Минская конвенция 1993 г. использует традиционный термин "правоспособность юридического лица" и предусматривает применение законодательства государства, по законам которого оно было учреждено (ч. 3 ст. 23).
Следует обратить внимание на то, что в части третьей ГК содержится перечень вопросов, которые должны определяться на основе личного закона юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 1202 ГК РФ на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:
"1) статус организации в качестве юридического лица;
2) организационно-правовая форма юридического лица;
3) требования к наименованию юридического лица;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
5) содержание правоспособности юридического лица;
6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам".
В комментариях А.С. Комарова к этому пункту ст. 1202 отмечалось, что и в отношении ряда других вопросов, не упомянутых в приведенном выше пункте, они должны решаться на основе применения личного закона юридического лица, поскольку их связь с правосубъектностью юридического лица очевидна (например, в отношении места, которое считается местом нахождения юридического лица, возможности для юридического лица иметь филиалы и представительства с определенным правовым статусом вне места своего нахождения).
Согласно ст. 2 ГК РФ иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами.Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:
- заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в России через постоянное представительство;
- арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);
- совершать связанные со сделками расчеты, кредитно-финансовые, транспортные и иные операции (в частности, в области рекламы товаров и услуг в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" 1999 г.);
- быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ;
- создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйственные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных российским законодательством (в частности, в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);
- заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов (Федеральные законы: "О недрах" 1992 г., "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г., "О соглашениях о разделе продукции" 1995 г.);
- и др.
Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, установленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки (о положениях Земельного кодекса 2001 г. и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г.), а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения.
Необходимо обратить внимание на то, что в строго определенных случаях ограничения и изъятия подлежат применению не только к иностранным юридическим лицам, но и к российским юридическим лицам с иностранным участием. Согласно п. 2 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" права собственности на земельные участки из числа этих земель не могут иметь не только иностранные юридические лица, но и российские юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства или иностранных юридических лиц составляет более 50%.
Положения ч.3 ст.1202 ГК РФ направлены на обеспечения стабильности гражданского оборота:
«3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении». (Статья 1202).
Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется, как правило, в специальном законодательном акте (инвестиционный закон, закон о концессиях, закон о специальных экономических зонах и т. д.).
Кроме этого, нормы о правовом положении иностранных юридических лиц можно встретить в международных (главным образом двусторонних) соглашениях, заключаемых государствами в различных областях. В них могут регламентироваться вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяться правовые режимы их функционирования, реже устанавливаются критерии определения национальности юридических лиц. Речь в данном случае идет прежде всего о торговых договорах.
Наиболее распространенными режимами, предоставляемыми этими соглашениями иностранным юридическим лицам, являются (как и в случае с иностранными физическими лицами) режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.
Тем не менее положения международных договоров сами по себе, как правило, ничего не говорят о конкретном объеме дееспособности иностранных юридических лиц на территории соответствующих государств. Как уже было указано выше, эти вопросы регулируются их внутренним правом.
В Российской Федерации правовому положению иностранных юридических лиц посвящены статьи многих законов и подзаконных актов. Среди них, в числе наиболее значимых, можно назвать: ч. 4 п. 1 ст. 2 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г., распространяющую правила гражданского законодательства на отношения с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом; ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г. и ст. 210 АПК РФ от 5 мая 1995 г., предоставляющие иностранным предприятиям возможность обращаться в суды России использоваться процессуальными правами для защиты своих интересов.
Что же касается инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, осуществляемой на территории России, то правовые и экономические основы ее проведения определяются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. При этом, однако, следует иметь в виду, что Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.
В соответствии с Законом (ст. 2) в качестве инвесторов на территории России могут выступать иностранные юридические лица и организации, ими не являющиеся, и иностранные физические лица. При этом Закон определяет, что все перечисленные выше субъекты должны иметь право на основе законодательства государства своего учреждения, гражданства или постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. В соответствии с Законом статус иностранных инвесторов в определенных случаях жмут иметь в России также международные организации и иностранные государства.
Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории нашей страны как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.
В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия) Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет создано предприятие. Перечень таких форм (а это, прежде всего: полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью), особенности их правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. и положениями ряда специальных законов. В числе последних можно, например, назвать Закон о банках и банковской деятельности в Российской Федерации от 2 декабря 1990 г., Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. и др.
Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона об иностранных инвестициях 1999 г. юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:
• устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);
• выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
• документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;
• квитанции об уплате регистрационного сбора.
Документ о платежеспособности иностранного инвестора и выписка из торгового реестра страны его происхождения должны быть надлежащим образом легализованы и переведены на русский язык. Легализация осуществляется путем проставления на документах компетентным государственным органом страны учреждения иностранного инвестора специального штампа – апостиля или посредством их заверения консульским учреждением России в соответствующем государстве. Перевод таких документов на русский язык должен быть заверен нотариально.
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным, инвестором в судебном порядке.
В соответствии со ст. 21 и 22 Закона об иностранных инвестициях 1999 г. иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Пункт 3 ст. 4 этого нормативно-правового документа устанавливает, что «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам».
Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Этот орган также определяется Правительством России. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон об иностранных инвестициях 1999 г. не оговаривает перечень и требования к содержанию документов необходимых для аккредитации филиала иностранной юридического лица, относя их определение к компетенции Правительства России. Вместе с тем п. 2 ст. 22 этого Закона устанавливает, что в числе таких документов должно быть положение о филиале, в котором в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения: наименование филиала и его головной организации организационно-правовая форма головной организации; местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации; цели создания и виды деятельности филиала; состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала; порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть также включены иные сведения, отражающие особенности его деятельности на территории России и не противоречащие законодательству РФ.