ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.11.2020

Просмотров: 10899

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Понятие международного частного права. Предмет, определение

Предмет международного частного права

Метод международного частного права

Метод международного частного права

Коллизионный метод международного частного права

Недостатки коллизионного метода:

Материально-правовой метод международного частного права

2.Сфера действия международного частного права. Проблема «иностранного элемента» в международном частном праве.

3.Коллизия права и общий метод международного частного права.

Коллизия права и общий метод мчп

5. Нормативный состав международного частного права.

6. Место международного частного права в юридической системе. Термин «Международное частное право».

7. Международное частное право как комплексная отрасль правоведения.

8. Соотношение и взаимодействие международного права и международного частного права.

9. Международные организации по вопросам международного частного права.

11. Основные принципы международного частного права.

12. Источники международного частного права, понятие, виды. Концепция двой-ственности источников, ее критика.

Основные виды источников в международном частном праве:

Понятие и специфика источников международного частного права

13. Российское законодательство по международному частному праву.

14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.

15.Роль международных договоров в развитии международного частного права. Участие РФ в договорах по международному частному праву.

Роль международных договоров в развитии мчп

16.Обычай как источник международного частного права.

Международное коммерческое право (lex mercatoria)

18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты.

Понятие унификации

Особенности правого механизма унификации права

Особенности правого механизма унификации права

Виды унификации

Особенности применения унифицированных норм

19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.

20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.

Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.

21. Понятие и строение коллизионной нормы.

Понятие и строение коллизионной нормы

Структура и содержание коллизионных норм

22. Виды коллизионных норм.

Виды коллизионных норм

23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления.

Основные коллизионные принципы.

24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.

«Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.

25. Современные тенденции развития коллизионных норм.

Современные тенденции развития коллизионных норм.

26. Статут частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Множественность статутов.

27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.

28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения.

«Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.

29. Основания и порядок применения иностранного права.

Основания и порядок применения иностранного права

30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.

31. Оговорка о публичном порядке.

32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве.

Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп

33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.

34. Взаимность и реторсии в международном частном праве.

Взаимность и реторсия

Реторсии

Взаимность в коллизионном праве

35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве.

Гражданская правоспособность физических лиц в мчп

36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.

37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.

38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим.

Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего

39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.

40. Основы правового положения иностранного юридического лица.

Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»

Теория инкорпорации

Теория оседлости

Теория центра эксплуатации

Теория контроля

«Офшорные» компании

41. Личный статут и национальность юридического лица: понятие и их соотношение.

Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица

42. Сфера применения личного статута юридического лица.

Сфера применения личного статута юридического лица.

Национальность и личный статут юридического лица

43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.

44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

Правовое положение иностранных юридических лиц в России

45. Государство как субъект международного частного права.

Государство как субъект мчп

46. Иммунитет государства: понятие, виды.

Виды иммунитета в теории и практике государств:

Концепции иммунитета государства

47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.

Международно-правовое регулирование иммунитета государства.

48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.

Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.

49. Международные организации – субъекты международного частного права.

Международные организации как субъекты мчп

Международные организации как субъекты международного частного права

50. Вещный статут и сфера его применения.

Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)

51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.

Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.

52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.

54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.

Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.

55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)

Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности

56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности.

Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.

57. Обязательственный статут и сфера его применения.

Обязательственный статут и сфера его применения.

58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.

59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации

Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)

60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

61. Договор международной купли-продажи товара.

62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г

63. Форма внешнеэкономического договора.

Форма внешнеэкономического договора (контракта)

64. Международный финансовый лизнг.

65. Международный факторинг

66. Обычаи международной торговли.

67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. ИНКОТЕРМС-2010

68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)

Принципы международных коммерческих договоров унидруа.

69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание.

Международные денежные обязательства: понятие, содержание

2 Основных подхода в расчетах:

70. Вексель и чек в международном частном праве.

Вексель и чек в международном частном праве

71. Валютные условия внешнеэкономической сделки.

Валютные условия внешнеэкономической сделки

72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.

Основные термины и понятия

73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.

74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.

75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.

76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.

77. Современные тенденции развития международного деликтного права.

Современные тенденции развития международного деликтного права.

78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.

Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.

79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.

80. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда, причиненного товарами, работами, услугами, недобросовестной конкуренцией, в Российской Федерации.

81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве.

Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве

Понятие и особенности интеллектуальной собственности

82. Международно-правовая охрана авторских прав.

83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации.

Авторские права иностранцев в Российской Федерации

84. Международно-правовая охрана смежных прав.

Международно-правовая охрана смежных прав.

85. Международно-правовая охрана промышленной собственности

86. Международно-правовая охрана товарных знаков.

Международно-правовая охрана товарных знаков

87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках СНГ.

88. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации. Права российских граждан за рубежом.

Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации

89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание.

Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание

1. Простая

90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах.

Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.

91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации.

Международно-правовое регулирование наследственных отношений

92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи.

Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи

93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.

94. Международно-правовое регулирование морской перевозки.

Международно-правовое регулирование морской перевозки.

95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.

Международные воздушные перевозки.

Международные воздушные перевозки

96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки.

Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.

97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с МЧП.

Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.

Понятие международного гражданского процесса

98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.

Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.

99. Международная юрисдикция по трансграничным гражданским делам: понятие, виды. Пророгационные соглашения.

Международная юрисдикция по трансграничным гражданским делам: понятие, виды. Пророгационные соглашения.

Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.

100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.

Исполнение решений иностранных судов

Признание решений иностранных судов

Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)

101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации.

Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.

102. Легализация официальных документов: понятие, способы.

Легализация официальных документов: понятие, способы.

Легализация официальных документов: понятие и способы.

103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.

Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.

104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках СНГ.

Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.

105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.

Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды

Виды МКА: институционный и изолированный

106. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.

107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках СНГ.

Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг

108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.

Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.

109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.

110. Специальный порядок разрешения инвестиционных споров между иностранным инвестором и государством (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)

Разрешение «международных» инвестиционных споров (на основе Вашингтонской конвенции 1965 г.)

Право ряда стран (Франции, Алжира, других государств, воспринявших романскую систему) не признает принцип объявления лица отсутствующим или умершим. В таких государствах возможно лишь вынесение в рамках судебного производства по конкретному делу судебного определения о безвестном отсутствии лица, которое будет иметь значение только для данного дела, но не для иных отношений. При отсутствии письменного доказательства смерти лица используются средства доказывания, предусмотренные законом страны суда, в частности свидетельские показания лица, объявившего о смерти индивидуума (см., например, ст. 79 Ордонанса о гражданском состоянии № 70.20 1970 г. Алжира, ст. 29 ГК Алжира, допускающие при отсутствии свидетельства о смерти и другие средства доказывания).

Право Великобритании и США вообще не знает института объявления лица безвестно отсутствующим. В Англии, например, допустимо лишь для целей судебного разрешения конкретного дела установить презумпцию смерти лица, о котором не было известий в течение 7 лет.

Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному закону, каковым выступает либо закон гражданства, либо закон постоянного места жительства (домициля). Так, чешский Закон о международном частном праве строго устанавливает, что объявить гражданина Чехии умершим вправе лишь чешский суд (§ 43). Тот же подход характерен и для права ФРГ (ст. 12 Закона ФРГ о безвестном отсутствии 1951 г. с последующими изменениями и дополнениями, которые инкорпорированы в новое регулирование о международном частном праве ФРГ — новый Вводный закон к ГГУ).

Однако в силу специфических обстоятельств, когда квалификацию дает судебное учреждение другого государства, применяется закон суда. Так, польский Закон о международном частном праве от 12 ноября 1965 г. гласит: если по делу о признании иностранца умершим или об установлении факта его смерти дает заключение польский суд, применяется польское право (§ 2 ст. 11). В том же плане высказывается и чешский законодатель: чешский суд может объявить иностранца умершим по материальному праву Чехии с юридическими последствиями для лиц, постоянно проживающих в Чехии, и для находящегося здесь имущества (п. 2 § 43). Следовательно, основанием для рассмотрения чешским судом вопроса о признании иностранного гражданина или лица без гражданства умершим является ходатайство соответствующих лиц, чей интерес в имуществе или ином основан на законе, действующем в данной стране. Более общий подход закреплен в венгерском Законе о международном частном праве

здесь предпосылкой применения венгерского права выступают вообще «внутренние интересы правового характера», которые обусловливают объявление венгерским судом иностранного гражданина умершим или отсутствующим либо установление факта смерти такого лица. Закон же МНР во всех случаях объявления лица безвестно отсутствующим или умершим в пределах территории Монголии подчиняет это действие монгольскому праву (п. 6 ст. 428 ГК МНР).


Двусторонние договоры о правовой помощи традиционно содержали и содержат положения в данной области, поскольку именно международно- правовым путем возможно устранить некоторые трудности, возникающие в практике признания лиц безвестно отсутствующими национальными органами юстиции государств, осуществляющих тесное взаимодействие друг с другом на всех направлениях военной, политической, хозяйственной и культурной жизни, включая и контакты между физическими лицами. Например, положениями советско-кубинского Договора о правовой помощи от 28 ноября 1984 г. (российско-кубинский договор еще не вступил в силу) предусматривается, что объявить лицо безвестно отсутствующим, умершим или установить факт его смерти вправе только судебное учреждение страны, гражданином которой являлось это лицо в то время, когда по последним данным оно было в живых. Наряду с этим соглашение устанавливает и другой вариант, когда закрепляется компетенция в отношении указанного учреждения и другой договаривающейся стороны. Это, в частности, может произойти в ситуациях подачи лицами, проживающими на территории последней, соответствующего ходатайства, если их права и интересы основываются на законодательстве этого государства (ст.

17). И в том и в другом случае применяется право соответствующей договаривающейся стороны.

Таким образом, если проживающая на территории России кубинская семья имеет в совместной супружеской собственности акции или иные ценные бумаги

российских предприятий и жена, будучи кубинской гражданкой, обращается в российский суд с просьбой о признании мужа умершим в условиях, когда с момента поступления последних данных о нем как о живом прошло более 5 лет, в целях решения вопроса, во-первых, о своем гражданском состоянии и, во- вторых, о судьбе его доли в общем имуществе супругов, то последний должен считаться компетентным для рассмотрения этого ходатайства и будет разрешать вопрос на основании российского права.

Подобные предписания зафиксированы во многих других договорах о правовой помощи (с Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Киргизией, Латвией, Литвой, Эстонией, Республикой Молдова, Монголией, Чехословакией, Египтом, КНДР), а также в многосторонней Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ. Однако в данном документе получили решение также вопросы аналогичного свойства, касающиеся лиц без гражданства. Для них предусмотрен принцип привязки к последнему месту жительства лица, в отношении которого орган юстиции договаривающегося государства ведет производство по делу об объявлении безвестно отсутствующим, умершим либо устанавливает факт смерти (ст. 25). В новейших актах, посвященных правовой помощи в двусторонних отношениях с другими государствами, подготавливаемых Российской Федерацией, содержится несколько отличающееся регулирование.


Ввиду специфичности положений по рассматриваемому вопросу представляется целесообразным привести их полностью. Так, российско- польский Договор о правовой помощи от 16 сентября 1996 г. устанавливает следующее: «Ст. 23 "Признание лица безвестно отсутствующим или умершим". 1. Для признания лица безвестно отсутствующим или умершим, а также установления факта смерти применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданином которой являлось лицо в то время, когда оно по последним сведениям было в живых.

2. Суд одной Договаривающейся Стороны может в соответствии с законодательством своего государства признать гражданина другой Договаривающейся Стороны безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти: 1) по просьбе лица, намеревающегося реализовать свои наследственные права или права, вытекающие из имущественных отношений между супругами, в отношении недвижимого имущества умершего или безвестно отсутствующего лица, находящегося на территории Договаривающейся Стороны, суд которой должен вынести решение; 2) по просьбе супруга (супруги) умершего или безвестно отсутствующего лица, проживающего на момент подачи ходатайства на территории Договаривающейся Стороны, суд которой должен вынести решение.

3. Решение, вынесенное согласно пункту 2 настоящей статьи, имеет юридические последствия только на территории Договаривающейся Стороны, суд которой вынес указанное решение».

Следует упомянуть и еще об одном примере исключения в регулировании отношений подобного рода двусторонними международно-правовыми соглашениями. Речь идет о Договоре о правовой помощи между СССР и Румынией от 3 апреля 1958 г., который строится на сочетании критериев гражданства и последнего местожительства лица, подлежащего признанию умершим или безвестно отсутствующим, для определения подсудности дела. Причем сфера применения какого-либо из указанных критериев конструируется прямо противоположным образом тем решениям, которые зафиксированы, скажем, в российско-польском Договоре, т.е. общим принципом определения подсудности является критерий последнего местожительства лица. Частными случаями юрисдикции суда государства гражданства выступает, во-первых, нахождение недвижимого имущества на его территории, если заинтересованное лицо желает реализовать свои наследственные права или права, вытекающие из имущественных отношений между супругами, а также проживание в момент подачи ходатайства на его территории мужа или жены лица, подлежащего объявлению безвестно отсутствующим или умершим судебным учреждением государства, гражданином которого это лицо являлось, если они просят о таком признании безвестно отсутствующим или умершим (ст. 30).

Кодекс Бустаманте, представляющий важную веху в развитии МЧП, не оперирует рассматриваемыми понятиями безвестного отсутствия или объявления умершим как таковыми. В его ст. 30 лишь говорится, что «каждое государство применяет свое собственное законодательство для объявления гражданской личности прекратившейся в случае естественной смерти физических лиц и исчезновения...»


39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.

В международном праве под иностранным гражданином понимается лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства.

Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Он устанавливается внутренними законами государства с учетом его обязательств по международным договорам. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания.

Специальный режим заключается в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и (или) установлении обязанностей. Так, граждане государств — членов СНГ пользуются в Российской Федерации многими правами, вытекающими из соглашений Российской Федерации с республиками в составе СССР.

Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам таких прав или установлении таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается, как правило, на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими государствами.

Международно-правовые акты, и в частности Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985 г.), устанавливают следующие принципы и нормы, касающиеся иностранцев, их права и обязанности.

Предметно речь идет о следующем:

1) право любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, включая и обязательства в области прав человека;

2) обязанность государства предоставлять иностранцу свободный доступ в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданства;

3) недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся па территории государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение решения, принятого в соответствии с законом;

4) обязанность иностранцев соблюдать законы данного государства, а за их нарушение иностранцы несут ответственность наравне с гражданами этого государства;

5) право иностранца на защиту государства своего гражданства. Объем прав, свобод и обязанностей иностранцев определяется законодательными и исполнительными актами.

Таким образом, различия прав иностранных граждан и граждан страны пребывания установлены, в частности, в таких областях, как политические нрава (иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, участвовать в референдумах, иметь "доступ к государственной службе в данной стране"), отношение к военной службе (иностранцы не несут воинской обязанности), право въезда и выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев либо, наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определенного государства и т.д.), установление пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции (иностранцы не могут являться субъектами некоторых правонарушений, например: измена Родине, уклонение от воинской повинности и т.д.).


Иностранец, находясь за границей, пользуется защитой и покровительством государства своего гражданства. Предусматривается право иностранных граждан получать юридическую помощь и защиту от соответствующих представительств своего государства, содействие государства гражданства, если со стороны страны пребывания имеет место отказ в правосудии, и т.д. В то же время иностранец не теряет юридической связи со своим государством и подчиняется также нормам законодательства страны своего гражданства.

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации регулируется ее законодательством и международными договорами. Так, в соответствии со ст. 62 Конституции РФ "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Предоставление национального режима иностранцам не только уравнивает их с гражданами Российской Федерации в сфере имущественных прав, но и возлагает па них обязанности, вытекающие из действующего гражданско-правового законодательства.

Имущественные, личные неимущественные, трудовые, семейные и процессуальные нрава иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, регулируются нормами международного частного права, в то же время на них распространяется действие правовых норм как отечественного, так и Российского государства. Указанная двойственность составляет специфику правового положения иностранцев.

Согласно и. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ иностранцы пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью в той же мере, что и российские граждане (если иное не предусмотрено законом). Тем самым им предоставляется национальный режим. Следовательно, иностранцы, находящиеся в нашей стране, обладают равной с гражданами Российской Федерации правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, что соответствует ст. 2 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Предоставление иностранцу гражданской правоспособности, равной с гражданами Российской Федерации, не увязывается с вопросом о месте жительства в России.

Иностранцы имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с гражданами России.

Правоспособность иностранцев может быть ограничена только по решению Правительства РФ в порядке ответной меры (реторсии) для граждан тех государств, в которых имеют место определенные аналогичные ограничения правоспособности российских граждан. Здесь вступает в действие норма обычного международного права, вытекающая из принципа суверенного равенства государств.