Файл: ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2197

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Определение международного уголовного права

1.2 Основные особенности международного уголовного права

1.3. Общие принципы международного уголовного права

1.3.1 Определение общих принципов международного уголовного права

1.3.2 Принцип законности и его модальности

1.3.3 Принцип всеобщности и обязательности закона

6.1. Определение состава преступления

6.2. Объективный элемент преступления (ACTUS REUS)

6.3. Субъективный элемент преступления (MENS REA)

6.3.1. Намерение

6.3.2. Знание

6.3.3. Цель

6.3.4. Мотив

6.3.5. Специальное намерение

6.3.6. Безрассудство

6.3.7. Преступная халатность

6.4. Контекстуальный элемент

2.1. Общая характеристика источников международного права

2.1.1. Понятие источников международного права

2.1.2. Договорное и обычное право

2.1.3. Международный договор

2.1.4 Международно-правовой обычай

2.2 Классификация источников международного уголовного права

2.3 Международное гуманитарное право

2.3.1. Определение и основные принципы международного гуманитарного права

2.3.2. Договорное гуманитарное право

2.3.3 Дихотомия международного и внутреннего конфликтов в договорном гуманитарном праве

2.3.4. Обычное гуманитарное право

2.3.5. Преодоление дихотомии международного и внутреннего конфликтов в обычном праве

2.3.6. Понятие вооруженного конфликта и типы вооруженных конфликтов

2.3.7 Действие гуманитарного права в пространстве и во времени в условиях немеждународных конфликтов

2.4. Международное право в области прав человека

2.5. Самостоятельные источники международного уголовного права

2.5.1. Уставы международных уголовных судов и трибуналов и связанные с ними документы

2.5.2 Правила процедуры и доказывания международных уголовных судов и трибуналов

2.5.3. Международные договоры в области международного уголовного права

2.5.4. Другие применимые международные договоры

2.5.5. Общие принципы права

2.6. Международное и национальное прецедентное право

2.6.1. Определение

2.6.2. Актуальные разделы прецедентного права

2.6.3. Доктрины выдающихся юристов

2.6.4. Иные вспомогательные средства, используемые при определении международно-правового обычая и при судебном толковании

3.1 Определение международного преступления

3.2. Правовые последствия признания деяния международным преступлением

3.3. Классификация международных преступлений

3.3.1 Возникновение и развитие доктрины военного преступления

3.3.2 Возникновение и развитие доктрины преступления против человечности

3.3.3. Возникновение и развитие доктрины преступления геноцида

3.3.4 Доктрина преступления агрессии в международном праве

3.3.5 Пытка, как самостоятельное международное преступление

3.3.6 Международный терроризм

3.4 Взаимосвязь между различными классами международных преступлений и степень их тяжести

3.5 Криминализация международных преступлений в национальном уголовном законодательстве

В юридической науке вопрос о том, был ли авторами Лондонского статута нарушен принцип неретроактивности при введении нового класса преступлений, до сих пор остается дискуссионным. Так это или нет, дальнейшее развитие международного права превратило дефиницию преступлений против человечности в обычно-правовую норму.

Юрисдикция по преступлениям против человечности была включена в Устав трибунала для Дальнего Востока (Токийский устав)[56] и Закон Контрольного Совета № 10[57]. Условия наказания данных преступлений были включены в мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией и Финляндией[58]. Запрещение преступлений против человечности было впоследствии подтверждено Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 95 (I) от 11 декабря 1946 г., единогласно подтвердившей «принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в его решении», и затем в 1950 году – в Нюрнбергских Принципах[59]. Последующая кодификация международного права в Конвенциях по геноциду, апартеиду и – недавно – по насильственным исчезновениям подтвердили общепринятый статус запрещения преступлений против человечности как международных преступлений. Преступления против человечности были включены в уставы всех международных уголовных трибуналов и гибридных судов, созданных после Нюрнберга.

Осторожно вводя новый класс преступлений, конструкторы Лондонского статута связали преступления против человечности «с любыми преступлениями в пределах юрисдикции трибунала», т.е. с военными преступлениями и преступлениями против мира, которые считались традиционными. Это означало, что они могли преследоваться по суду и быть наказуемыми только в пределах контекста войны или агрессии[60]. Однако дальнейшее развитие международного права устранило эту связь. В современном международном праве преступления против человечности запрещены и наказуемы вне зависимости от того, совершены ли они во время войны или в мирное время[61] (подробнее см. раздел 12.4).

 

Иными словами, современное международное обычное право подразумевает под преступлениями против человечности особенно одиозные нарушения фундаментальных прав человека (на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, защиту от пыток и т.п.), когда они являются частью широкомасштабного или (и) систематического нападения на любое гражданское население(развернутое определение см. в разделе 12.1).

 

3.3.3. Возникновение и развитие доктрины преступления геноцида

Преступление геноцида – наиболее поздняя по времени формирования дефиниция международного уголовного преступления из числа «основных». Хотя массовое истребление людей по признаку принадлежности к какой-либо устойчивой группе с намерением уничтожить ее полностью или частично неизменно осуждалось международным сообществом как наиболее тяжкая форма преступления против человечности, отдельный термин для этого преступления был найден лишь в 1944 г. Международное запрещение данного вида поведения и выделение его в качестве самостоятельного преступления относится к 1948 году. Таким образом, даже на момент Нюрнбергского процесса преступление геноцида еще не было криминализировано в международном  праве. Поэтому массовое уничтожение нацистами евреев и представителей других этнических групп было квалифицировано Трибуналом как преступление против человечности в виде преследования[62].


Геноцид по праву считается самым тяжким международным преступлением. Оно часто определяется как «преступление преступлений»[63].  Как установил Международный суд ООН, а затем и Международные трибуналы по Югославии и Руанде, запрещение геноцида является нормой jus cogens[64].

Авторство термина «геноцид» принадлежит польскому юристу-криминологу профессору Рафаэлю Лемкину (Лемке). Этимология этого термина несколько неоднозначна. Геноцид – гибридное слово, восходящее к двум языкам – греческому и латинскому. И если латинский источник неологизма (глагол «caedere» – убивать) ясен, то греческую часть слова можно вывести из двух форм: «genos» – род, племя, либо «genesis» – происхождение. Соответственно, буквальным значением термина геноцид является убийство по признаку  принадлежности к какому-либо этносу, либо по признаку происхождения[65].

Толчком к выделению отдельного состава международного преступления в форме геноцида послужили факты массового и систематического истребления национальных групп, «потрясшие совесть человечества» в XX веке. Это прежде всего истребление армян на территории Турции в 1915-1920 гг. и уничтожение евреев, цыган и других этнических групп нацистами накануне и в период Второй мировой войны.

Термин «геноцид» явился неологизмом, обозначающим известное на момент его создания, но формально безымянное преступление. «В октябре 1933 г. на 5-й Конференции по унификации международного уголовного права, — пишет Ив Тернон, — профессор Рафаэль Лемкин предложил объявить “delicitio juris gentium” действия, направленные на уничтожение этнических, религиозных и социальных сообществ. Он разделил такие действия на две группы: агрессия против физических или социальных лиц как членов данного сообщества (“варварство”) и разрушение культурных ценностей (“вандализм”) и предложил проект международной конвенции об ответственности за эти преступления. Проект кодекса об ответственности был представлен двумя годами позже в Бухаресте профессором Пеллой. Он предложил создать международный суд, обеспечивающий защиту прав человека и гражданина от патологических эксцессов национального государства. Лига Наций имела возможность учредить такой орган, но она ограничилась тем, что в 1937 г. разработала Конвенцию об ответственности за международный терроризм. Таким образом, “безымянное преступление” <...> законодательно не было оформлено»[66].

Сам термин «геноцид» был найден тем же Рафаэлем Лемкиным позднее – в конце Второй мировой войны. В 1944 г. он опубликовал книгу «Axis Rule in Occupied Europe» (Основное правило в оккупированной Европе). В этой работе он обратился к анализу нацистских зверств на оккупированных территориях.

«Под геноцидом, – пишет профессор Лемкин, – мы понимаем уничтожение нации или этнической группы <…>. В целом геноцид не обязательно означает моментальное уничтожение нации <...>. Он, скорее, предполагает координированный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп, с целью искоренения самих этих групп. Составные части такого плана – уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ существования национальных групп, а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самих жизней людей, принадлежащих к этим группам. Геноцид направлен против национальной группы как целого, и предпринимаемые действия обращены против людей не как отдельных личностей, а именно как членов национальной группы»[67].


Данное здесь определение преступления геноцида (более узкое по сравнению с «delicitio juris gentium» 1933-го года) стало основой для его последующего формулирования в международных документах.

Преступление геноцида не было предусмотрено уставом Международного военного Трибунала. Геноцид упоминался в ходе Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками еще не как самостоятельное преступление, а, скорее, как одна из форм преступления против человечности в виде преследования. В обвинительном акте от 18 октября 1945 г. сказано, что обвиняемые «осуществляли намеренный и систематический геноцид, то есть истребление расовых и национальных групп, истребление гражданского населения части оккупированных территорий с целью уничтожения определенных народов и классов, определенных национальных, этнических и религиозных групп, особенно евреев, поляков и цыган, а также других»[68]. Как видно из данной цитаты, понятие объекта геноцида трактовалось Прокурором шире, чем у Лемкина, и включало не только расовые, национальные и религиозные группы, но и «классы». Лица, виновные в данных деяниях, были осуждены Трибуналом по ст. 6(с) Лондонского статута, т.е. за преступления против человечности[69].

Следующим этапом международно-правовой криминализации преступления геноцида стала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о предупреждении преступления геноцида от 11 декабря 1946 г. В этом документе данному преступлению давалась следующая характеристика: «Геноцид означает отказ в признании права на существование целых человеческих групп, подобно тому, как человекоубийство означает отказ в признании права на жизнь отдельных человеческих существ; такой отказ в признании права на существование оскорбляет человеческую совесть, влечет большие потери для человечества, которое лишается культурных и прочих ценностей, представляемых этими человеческими группами, и противоречит нравственному закону, духу и целям ООН. Можно указать на многочисленные преступления геноцида, когда полному или частичному уничтожению подверглись расовые, религиозные, политические и другие группы. Наказание за преступление геноцида является вопросом международного значения». Здесь объект преступления трактуется еще достаточно широко, включая в себя «политические и другие группы».

В деле Гесса, рассмотренном в 1948 г. Польским военным судом, и в деле Грейфелта и других, рассмотренном в том же году Военным трибуналом Соединенных Штатов в Нюрнберге, геноцид упоминался в качестве формы преступления против человечности[70].

Окончательное оформление дефиниции преступления геноцида и его международное запрещение произошло с принятием Конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г. (вступила в силу 12 января 1961 г.). К разработке текста Конвенции был привлечен широкий круг экспертов, включая и самого автора термина — профессора Лемкина. Результатом этой работы стало сужение круга групп, являющихся объектом преступления, и ясная концепция субъективной стороны преступления, выраженной в специальном намерении.


В настоящий момент, в соответствии с данной конвенцией, под преступлением геноцида понимается ряд бесчеловечных действий, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую (развернутое определение см. в разделе). Политические группы, в соответствии с Конвенцией, исключены из числа групп, в отношении которых может быть совершен геноцид. Действия, направленные на уничтожение таких групп, могут быть квалифицированы как преступление против человечности в виде преследования (см. раздел 13.9).

Геноцид, первоначально рассматривавшийся как одна из форм преступления против человечности, в настоящее время образует самостоятельный класс международных преступлений.

 

3.3.4 Доктрина преступления агрессии в международном праве

Агрессия, то есть развязывание войны в нарушение международных соглашений, начала рассматриваться как международно-противоправное деяние еще с начала XX столетия. Разработанный Лигой Наций типовой договор о взаимной помощи 1923 года, Декларация об агрессивных войнах 1927 г. и многосторонний Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики 1928 г. объявляли агрессивную войну грубым нарушением международного права[71]. Одно из наиболее полных определений агрессии было дано в статье II Лондонской конвенции об определении агрессии от 3 июля 1933 г.[72]

Статья 6 (а) Устава Международного военного трибунала впервые ясно определила агрессию как международное преступление:

«Следующие действия или любые из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность:

а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий».

После Нюрнберга и вплоть до создания Международного уголовного суда ни один международный суд не наделялся юрисдикцией по преступлению агрессии. После 1946 г. ни один международный или национальный уголовный суд не рассматривал данное преступление, хотя в нескольких случаях Совет Безопасности ООН решил, что акт агрессии был совершен государствами[73]. 14 декабря 1974 г. на XXIX сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 3314 «Определение агрессии».

Главной особенностью преступления агрессии является то, что оно может совершаться только от лица государства[74] в связи с вооруженными конфликтами, носящими международный характер, или по крайней мере включающим элементы международного вооруженного конфликта (например, посылка от имени государства вооруженных групп, действующих против другого государства)[75].


Первоначальная редакция Римского статута в ст. 5 уже предусматривала юрисдикцию по агрессии, однако государства-участники смогли договориться о приемлемом определении данного преступления не сразу. В 2002 году на основе резолюции Ассамблеи государств – участников Статута МУС была создана Специальная рабочая группа по агрессии.

 

11июня 2010 г. конференция государств-участников Международного уголовного суда консенсусом приняла Резолюцию «Преступление агрессии», которая включила в Римский статут статью 8-бис, определяющую данное преступление:

1. Для целей настоящего Статута «преступление агрессии» означает планирование, подготовку, инициирование или осуществление лицом, которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими или военными действиями государства, акта агрессии, который в силу своего храктера и масштабов является грубым нарушением Устава Организации Объединенных Наций.

2. Для целей пункта 1 «акт агрессии» означает применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, будет квалифицироваться в соответствии с Резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1974 года в качестве акта агрессии:

a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территории другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы на территории другого государства или ее части;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

f) действие государства, позволяющее, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам или его значительному участию в них».