Файл: ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2204

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Определение международного уголовного права

1.2 Основные особенности международного уголовного права

1.3. Общие принципы международного уголовного права

1.3.1 Определение общих принципов международного уголовного права

1.3.2 Принцип законности и его модальности

1.3.3 Принцип всеобщности и обязательности закона

6.1. Определение состава преступления

6.2. Объективный элемент преступления (ACTUS REUS)

6.3. Субъективный элемент преступления (MENS REA)

6.3.1. Намерение

6.3.2. Знание

6.3.3. Цель

6.3.4. Мотив

6.3.5. Специальное намерение

6.3.6. Безрассудство

6.3.7. Преступная халатность

6.4. Контекстуальный элемент

2.1. Общая характеристика источников международного права

2.1.1. Понятие источников международного права

2.1.2. Договорное и обычное право

2.1.3. Международный договор

2.1.4 Международно-правовой обычай

2.2 Классификация источников международного уголовного права

2.3 Международное гуманитарное право

2.3.1. Определение и основные принципы международного гуманитарного права

2.3.2. Договорное гуманитарное право

2.3.3 Дихотомия международного и внутреннего конфликтов в договорном гуманитарном праве

2.3.4. Обычное гуманитарное право

2.3.5. Преодоление дихотомии международного и внутреннего конфликтов в обычном праве

2.3.6. Понятие вооруженного конфликта и типы вооруженных конфликтов

2.3.7 Действие гуманитарного права в пространстве и во времени в условиях немеждународных конфликтов

2.4. Международное право в области прав человека

2.5. Самостоятельные источники международного уголовного права

2.5.1. Уставы международных уголовных судов и трибуналов и связанные с ними документы

2.5.2 Правила процедуры и доказывания международных уголовных судов и трибуналов

2.5.3. Международные договоры в области международного уголовного права

2.5.4. Другие применимые международные договоры

2.5.5. Общие принципы права

2.6. Международное и национальное прецедентное право

2.6.1. Определение

2.6.2. Актуальные разделы прецедентного права

2.6.3. Доктрины выдающихся юристов

2.6.4. Иные вспомогательные средства, используемые при определении международно-правового обычая и при судебном толковании

3.1 Определение международного преступления

3.2. Правовые последствия признания деяния международным преступлением

3.3. Классификация международных преступлений

3.3.1 Возникновение и развитие доктрины военного преступления

3.3.2 Возникновение и развитие доктрины преступления против человечности

3.3.3. Возникновение и развитие доктрины преступления геноцида

3.3.4 Доктрина преступления агрессии в международном праве

3.3.5 Пытка, как самостоятельное международное преступление

3.3.6 Международный терроризм

3.4 Взаимосвязь между различными классами международных преступлений и степень их тяжести

3.5 Криминализация международных преступлений в национальном уголовном законодательстве

В Уголовный кодекс Российской Федерации включен раздел XIII "Преступления против мира и безопасности человечества", содержащий нормы об уголовной ответственности за планирование, подготовку или ведение агрессивной войны; пропаганду войны; производство или распространение оружия массового уничтожения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; наемничество; геноцид; экоцид; нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой, а также статьи, предусматривающие ответственность за торговлю несовершеннолетними, похищением человека, захват заложника, угон воздушного судна или водного транспорта, пиратство, организацию или содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов и др. (ст. 246-247, 250, 252).

1 Международные преступления рассматриваются в гл. XXIV. 2 В различных источниках они именуются по разному: "преступления международного характера", "международные уголовные преступления", "международные преступления уголовного характера" и т.п.

  1. Понятие уголовных преступлений международного характера, отличие от международных преступлений. Основные направления и формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Преступление международного характера — это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц.К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

Преступления международного характера:

-затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

-совершаются отдельными физическими лицами вне связи с политикой государства;

-влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

Международное преступление — это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.

Международные преступления:

-совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями;

-совершаются в непосредственной связи с государством;

-посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка;

-влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.


Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях национальной юрисдикции.

НАПРАВЛЕНИЯ В БОРЬБЕ (но не уверен) : универсальные (в рамках ООН- комиссия по предупреждению преступления, ИНТЕРПОЛ) Региональные(Бюро по координации борьбы с орг. Преступностью и иными опасными видами преступлений на тер СНГ.)

  1. Институционный механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в том числе имеющей международный характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью — заключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в современном международном праве сформировалась самостоятельная отрасль — «право международного сотрудничества в борьбе с преступностью» (иногда ее называют «международное уголовное право», что, на мой взгляд, не совсем точно).

Источниками данной отрасли являются:

конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);

договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

Обязательства государств по вышеуказанным договорам заключаются прежде всего в определении международных уголовно наказуемых деяний, мерах по предупреждению и пресечению таких преступлений, обеспечению ответственности преступников, установлению правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и регулировании взаимоотношений государств и международных правоохранительных организаций.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;

развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол имеет следующую организационную структуру.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.


Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-Президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица — на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.

Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.

Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Франция).

Основные направления деятельности Интерпола следующие.

1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер.

2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и «международных преступниках».

  1. Договорно-правовой механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью. (ВМЕСТЕ 67)

  1. Международное сотрудничество государств в борьбе с угоном и захватом самолетов.

Преступления на воздушном транспорте получили распространение с конца 50-х годов. Принятая в 1963 г. Токийская конвенция о правона­рушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна не квалифицировала их как преступления и не требовала строгих санкций. Поэтому в 1970 г. была заключена Гаагская конвенция о борьбе с неза­конным захватом воздушных судов, которая устранила эти пробелы. Го­сударства-участники, в том числе и СССР, обязались применять к пре­ступникам строгие меры уголовного наказания. Однако и в этом догово­ре круг преступлений ограничивался захватом и угоном самолета.

В 1971 г. была принята Монреальская конвенция о борьбе с незакон­ными актами, направленными против безопасности гражданской авиа­ции. К числу преступлений отнесены также акты насилия в отношениилиц, находящихся на борту воздушного судна в полете; разрушение воз­душного судна или причинение ему повреждений; помещение или со­вершение действий, приводящих к помещению на воздушное судно, на­ходящееся в эксплуатации, устройства или вещества, которое может причинить повреждение или угрожать безопасности воздушного судна в полете; повреждение аэронавигационного оборудования; сообщение за­ведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности воздушного судна (ст. 1).


Преступлением признается покушение на любое из перечисленных деяний и соучастие в них. При этом право уголовного преследования предоставляется государству, на территории которого оказался преступ­ник либо приземлилось воздушное судно. При выдаче преступника нака­зание назначается по приговору суда государства, в котором зарегистри­ровано воздушное судно. Этим самым обеспечивается неотвратимость наказания преступника, где бы он ни скрывался от правосудия.

Государство приземления воздушного судна обязано возвратить уг­нанное воздушное судно и груз законным владельцам и как можно бы­стрее разрешить экипажу и пассажирам вылет и следование по мар­шруту.

В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. При этом ст. 1 Конвенции была дополнена пунктом следующего содержания: "Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:

а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслужи­вающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;

б) разрушает или серьезно повреждает оборудование или сооружения такого аэропорта, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэро­порту".

Государства-участники взяли на себя обязанность устанавливать свою юрисдикцию над этими преступлениями, если преступник находится на их территории и не подлежит выдаче в другие страны.

Все названные конвенции распространяются только на гражданские воздушные суда. В случае совершения перечисленных преступлений на военных, полицейских и таможенных воздушных судах применяется ис­ключительно законодательство их государственной принадлежности (государственной регистрации). Поэтому, например, угонщики таких судов после приземления в других странах подлежат выдаче государству регистрации этих воздушных судов для уголовного преследования.

В зависимости от тяжести наступивших последствий ст. 211 УК РФ предусматривает за захват или угон воздушного судна наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

  1. Международное сотрудничество государств в борьбе с незаконным производством и распространением наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконный оборот наркотических средств впервые появился в странах, где в силу климатических условий произрастают опийный мак, кока и другие наркосодержащие растения. Все усилия государств в оди­ночку вести борьбу с этим злом не увенчались успехом. Эпидемия нар­комании распространяется по всему миру. Только в системе ООН дейст­вуют Комиссия ООН по наркотическим средствам, Международный со­вет по контролю за наркотическими средствами, Программа ООН по контролю за наркотическими средствами и Фонд ООН по борьбе со зло­употреблениями наркотиками.


В 1961 г. была принята Единая конвенция " наркотических средст­вах, заменившая более десяти договоров в этой сфере. Государства-участники, в том числе и СССР, учредили Международный комитет по контролю над наркотиками, который контролирует производство, изго­товление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими, их применение и хранение исключительно в медицинских и науч­ных целях. В ст. 36 Конвенции перечисляются 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным производством, куплей-продажей и транспортировкой наркотиков (культивирование, производство, изготов­ление, извлечение, предложение с коммерческими целями, распределе­ние, покупка, продажа, доставка на любых условиях, перевоз, маклерст­во и др.).

Конвенция предписывает, чтобы виновные наказывались тюремным заключением или другими видами лишения свободы. Конфискованные наркотики подлежат уничтожению или переработке в ненаркотические либо используются в медицинских и научных целях (кроме героина).

Наркологическими свойствами обладают и психотропные вещества, представляющие собой в основном искусственно созданные препараты, оказывающие влияние на психические функции человека. В целях кон­троля за их производством, распределением и потреблением в 1921г. была принята Конвенция о психотропных веществах1^ В ней нет полного перечня преступлений, однако в качестве санкций за незаконный оборот этих веществ также указаны тюремное заключение, лишение свободы и конфискация психотропных веществ, устанавливается наказуемость со­участия и покушения на их совершение.

Названные конвенции предусматривают территориальный принцип наказания преступников по законам государства, на территории которо­го совершены такие преступления. По месту задержания преступника юрисдикция государства осуществляется при недопустимости его выда­чи, если виновный не был наказан за совершенное преступление.

В 1988 г. ООН приняла Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая уста­новила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.

21 января в Венском отделении ООН подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН об оказа­нии срочной помощи России в сфере борьбы с наркотиками и связанной с ними организованной преступностью. Документом, рассчитанным на два года, предусматриваются поставка компьютеров и средств связи для Центра межведомственного сотрудничества по наркотикам при МВД России, повышение квалификации сотрудников российских правоохра­нительных органов, Генпрокуратуры и судебной системы, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков, изучение проблемы распространения СПИДа среди наркоманов и ряд других мероприятий.