Файл: UP_Kulturologia_Istoria_mirovoy_kultury_-_20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2020

Просмотров: 1128

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.

1.3. Составные части культуры

1.4. Типология культур

1.5. Функции культуры

1.6. Религия как область духовной культуры

1.7. Основное содержание искусства

1.8. Функции искусства

1.9. Виды искусства

1.10. Стили и направления европейского искусства

1.12. Роль природы в становлении культуры

1.13. Биологическое и социальное в человеке

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По мере же развития общества процесс взаимодействия различных культур все усиливался, что особенно сказалось на сближении культур разных континентов, в том числе на взаимопроникновении культурных тради­ций Востока и Запада. Наиболее активно этот интеграционный процесс про­исходит в XX веке, благодаря результатам научно-технической революции, в значительной степени облегчившей и упрочившей связи разных регионов нашей планеты. Это взаимодействие нашло свое проявление в современном искусстве, особенно в музыке и живописи; в активном распространении тра­диционных религиозно-философских учений Востока в европейских стра­нах; в том влиянии, которое оказывает на современный мировой прогресс научно-технический потенциал США и Японии и во многом другом.

Будучи порождением природной и социальной среды того или иного народа, культура сама в огромной мере начинает влиять на историческое и социальное развитие данного народа, а будучи включенной в мировой куль­турный процесс, и на духовное развитие других народов. Поэтому культур­ные различия выступают одним из источников многообразия мирового ис­торического процесса благодаря своей неповторимости и уникальности.

Многообразие культур, в том числе художественных форм восприятия и отражения мира в различных видах искусства, вовсе не означает, что какие-то отдельные произведения могут нравиться только представителям определенной национальной культуры. Так, в 1907 г. японец Джихеи Хашигуши написал письмо в нью-йоркскую газету после премьеры оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», что будучи японцем, он не имеет права получать удовольствие от западной классической музыки, но сейчас ( в конце XX в.) эта музыка не только очень популярна в Японии, но более того, многие японские музыканты считаются лучшими мировыми исполнителями класси­ки.

Многообразие культур – объективная реальность, определяемая социально-экономическими и общественно историческими условиями развития, поэтому определенная самостоятельность каждой культуры в меж­культурном взаимодействии является важнейшим фактором развития миро­вой культуры как части общественно-исторического процесса в целом. Од­нако многообразие культурных форм и процессов не только не исключает, но как раз и определяет возможность существования единой культурной ми­ровой традиции. На этом и основываются современные интеграционные процессы в мире, охватывающие все сферы духовной деятельности общест­ва.

Наряду с пониманием культуры как единого цивилизационного процесса в современной культурологии имеют место и иные подходы: этноцентризм, ксенофобия и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция судить об иных культурах с позиции превосходства своей собственной национальной или этнической культуры, что свойственно, скажем, миссионерству. Ксенофобия – это проявление не­приязни и страха перед чужими обычаями и взглядами, развивающееся на основе и в недрах этноцентризма. Культурный же релятивизм основыва­ется на положении о том, что понимание культуры возможно лишь на осно­ве анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Все это существенно отличается от упоминавшегося выше понимания роли культу­ры в системе общепланетарного сознания.


В то же время культура – это такой социальный феномен, который распространяется не только на настоящее, но и на прошлое, так как входящие в ее область духовные явления сохраняются не только в пределах оп­ределенного исторического периода, но вечны по своей природе, передава­ясь от поколения к поколению. Более того, культура каждого поколения и всей предшествующей цивилизации является как бы своего рода базой, ос­новой культуры будущего, устремляясь в него. В этом заключается преем­ственность культурных традиций в любой сфере духовной деятельности: политике, религии, искусстве, морали, науке, возможная в силу того, что культура – это совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые с течением времени, по прошествии истории превращаются из ин­дивидуально-субъективных и исторически конкретных в общественно-объективные, надысторические, образуя непрерывную культурную тра­дицию. Такова судьба основных философских идей древневосточных и ан­тичных мыслителей, полотен Леонардо Да Винчи, музыки Л. Бетховена и творчества В. Шекспира; такое же место в истории занимают открытие Аме­рики и Французская революция; возникновение христианства и восточных религий; вклад в науку И. Ньютона, М. Ломоносова и А. Эйнштейна и мно­гое, многое другое.

Однако это не означает, что культура не подвластна законам диалектического развития. Как и любой процесс, она включает устойчивую или консервативную, и развивающуюся, новаторскую стороны. Устойчивая сторона культуры составляет культурную традицию, благодаря которой и происходит накопление человеческого опыта в истории, позволяющее каж­дому новому поколению использовать его в своей жизнедеятельности, т. е. происходит функционирование культуры.

Культурная традиция выступает здесь не только как историческая память, непременное условие существования, но и основа дальнейшего раз­вития, создания качественно новой культуры. Здесь как и везде, работает принцип диалектического отрицания, включающего момент преемственно­сти как условие развития. Нельзя создать новую культуру на пустом месте, отбрасывая все предыдущее.

Однако данное положение вовсе не означает, что культура – это некое застывшее явление, исключающее момент нового. Приращение культурного богатства происходит в процессе творчества каждого поколения. Есте­ственно возникает вопрос: всякое ли новаторство является вехой в культур­ной деятельности ? Ответ очевиден: создание нового только тогда можно считать творчеством культурных ценностей, когда оно содержит в себе все­общее начало, приобретает общественную значимость и понимание у других людей, а также должную оценку и внимание у последующих поколений, ибо не все то, что кажется современнику значимым, остается в истории, включа­ется в исторический опыт человечества.


Элемент новизны и устойчивое, традиционное – две неотделимые дуг от друга составляющие культуры: вертикаль и горизонталь, где вертикаль символизирует энергию движения вперед, творческий порыв в неведомое, новое, неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас бывает не по­нято и не принято современниками в силу традиционности мышления и сложившихся оценочных норм. Примеров тому множество: первоначальное неприятие учения Христа, непризнание многих художественных явлений; драматизм творческих судеб великих ученых, музыкантов и композиторов, художников и поэтов.

Вертикаль начинает превращаться в горизонтальную плоскость в момент укоренения новой культурной формы в сознании массовой аудитории, т. е. на стадии ее полного принятия. Соотношение вертикали и горизонтали в культуре – двуединый процесс, где вертикаль – открытие новых форм в культуре, а горизонталь – процесс постепенного освоения этого нового, превращения его в узнаваемую форму культуры, в достояние многих, а по­степенно и в элемент общечеловеческой культурной традиции, то общее, что служит объединяющим началом разных культурно-исторических систем, в том числе и цивилизаций.

Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь тождественными, тесно связаны между собой. В культурологический теориях XX в. проводит­ся различие между культурой как органической целостностью и цивилиза­цией как формой механического и утилитарного отношения к миру. Под ци­вилизацией обычно понимается исторический уровень развития общества, в основе которого лежит определенный тип культуры с присущими ему харак­терными чертами. Поэтому один из вариантов классификации культур дает цивилизационный поход, в рамках которого наиболее известными являются принципы типологизации Данилевского, Шпенглера, Тойнби и Сорокина.

Данилевский выделял 12 автономных цивилизаций или историко-культурных типов: египетский; китайский; ассиро-вавилонофиникийский или древнесемитский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; ново-семитический или аравийский; германо-романский или европей­ский; мексиканский; перуанский. Последние два типа культуры, по его мне­нию, погибли насильственно, не успев развиться, а качественно новым пер­спективным культурно-историческим типом он считал славянский. Данная типология классифицируется как «архетипическая» и является основой следующих выводов: каждая великая цивилизация построена по оригиналь­ному плану и жизнь ее имеет определенный предел, в результате чего один культурно-исторический тип сменяется другим, а изучение част­ных и общих качеств цивилизаций способствует более глубокому понима­нию истории в целом.

Шпенглер термином «цивилизация» обозначал последнюю, неизбежную фазу всякой культуры, выделяя 8 основных типов: египетская, ин­дийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская) и фаустовская (западноевропейская), в качестве девятой называя зарождающуюся русско-сибирскую. Он исходил в своей типологии из идеи существования некой ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику, и считал, что у каждой великой культуры в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими ее элементами, сводя при этом специфику каждой культуры к ее символу. Поэтому систему Шпенглера называют символиче­ской.


Подход Тойнби основан на сравнительном анализе самозамкнутых «цивилизаций», на которые, по его мнению, распадается история существо­вания человечества. В его понимании цивилизация представляет собой в большей степени вариант культурной общности, а не совокупность опре­деленных культуросоставляющих структурных моделей.

Качественно иной подход предложил П. Сорокин, который рождение культуры связывал с «большими формами» или «суперсистемами». Он рассматривал существование 4 таких суперсистем на протяжении трех тыся­челетий на материале Средиземноморья и Запада: 1) идеационная система соответствует первоначальному периоду роста культуры; 2) сенсуальная -периоду их зрелости и упадка; 3) культура идеального синтеза – моменту кульминационного развития (особенно в искусстве и философии) и 4) эклектическая или смешанная – периоду упадка. В отличие от авторов дру­гих подходов Сорокин придает особое значение систиматизации культурных элементов, поэтому его типологию называют «системной».

Кроме исторического подхода, в современной культурологии исполь­зуется несколько принципов выделения основных типов культуры. Это социальный, региональный, национальный и темпоральный (времен­ной), а также выделение «массовой» и «элитарной» культуры. На основе социального принципа фиксируются следующие субкультуры: возрастные (геронтокультура, подростковая, молодежная и т. д.); по интересам (рок-культура, фолк-культура и др.); неофициальная (андеграунд); криминальная и т. д. Региональный принцип деления делает акцент на объединяющие (об­щие) аспекты культур (восточная, западная, среднеазиатская, южноамери­канская, африканская и пр.). Национальному же принципу, наоборот, свой­ственно выделение особенного и специфического в культурах разного типа (славянская, арабская, романская, англосаксонская и т.д.). Наконец, времен­ной или темпоральный принцип типологизации основан на рассмотрении и сравнительном анализе различных культур в определенные временные и ис­торические периоды.

«Массовая культура» – термин, который относится к таким результатам духовно-практической деятельности людей, которые доступны широ­кому кругу «потребителей». Появление данного понятия является результа­том существенных изменений в современной культуре: развития средств массовой коммуникации; становления индустриально-коммерческого произ­водства; стандартизации духовных благ: повышения уровня образования масс и увеличения времени на досуг. Зарождение «массовой культуры» связывают с принятием в Великобритании в 1870 году закона о всеобщей гра­мотности. Вторым шагом в становлении этого типа культуры явилось изо­бретение в 1895 году кинематографа и, наконец, третьим этапом – распро­странение легкой музыки, телевидения и видеопродукции, иными словами – результатов НТП.


В современном обществе «массовая культура», по существу, подчиняет все стороны жизни, используя систему массовой коммуникации и еди­ный механизм моды, а также рыночные отношения в экономике. Специфи­ческими признаками «массовой культуры» являются: примитивизация от­ношений между людьми; развлекательность и сентиментальность; натурали­стическое смакование секса и насилия; культ успеха и сильной личности на­ряду с культом посредственности и примитивности; вещизм и т. п. Базирует­ся «массовая культура» главным образом на бессознательных формах вос­приятия, бездумном потреблении. Господствующим признаком такой куль­туры (культуры «эры постмодерна») становится эклектизм и неразборчи­вость вкуса. При отсутствии эстетических критериев ценность произведений искусства определяется той прибылью, которую они приносят, что нередко сводит искусство к уровню китча.

Своего рода оппозицией «массовой культуре» является «элитарная культура» (от французского слова «отборное», «лучшее»), представляющая собой субкультуру привилегированных групп общества и характеризующая­ся принципиальной закрытостыо, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее задача – сохранить в культуре творче­ское начало.

Теория и практика элитарной культуры особенно продуктивно и плодотворно расцветает на «сломе» культурных эпох, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между «старым» и «новым».

Первые попытки осмысления элитарности относятся еще к античности. Платон делил человеческое познание на знание, свойственное интеллек­ту философов, и мнение, присущее толпе, а к числу элитарных видов искус­ства относил музыку, полагая, что восхищаться и наслаждаться ею может далеко не каждый, а лишь тот, кто превосходит остальных в добродетели и образованности. Вслед за Платоном теорию элиты развивали Августин, Шо­пенгауэр, Ницше, Ортега и Гассет, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и А. Белый.

В современной культурологии теория элиты с одной стороны предстает как логическое завершение процессов в западной художественной практике второй половины XIX и середины XX века (роман «потока созна­ния» М. Пруста и Д. Джойса, творчество А. Блока и А, Белого и др.), а с дру­гой – как теоретическое осмысление этих процессов в философии Ницше и Ортеги и Гассета. Последний считал элиту наиболее способной к духовной деятельности, одаренной высокими нравственными и эстетическими задат­ками частью общества, которая есть в каждой социальной группе. Произве­дения же «элитарной культуры», как правило, заключают в себе попытку аб­страгироваться от реальности и одарить элиту усложненными образами дей­ствительности, где причудливо сочетаются реальность и нереальность, ра­циональное и иррациональное (например, «чистое искусство», творчество С. Дали и т. д.).