Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков

1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины

1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения

Выводы по Главе 1

2.2. Анализ результатов исследования

Выводы по Главе 2

ГЛАВА 3. Программа профилактики делинвкентного поведения подростков посредством трансформации склонности к риску

3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения

3.2. Обоснование программы

3.3. Содержание программы

Выводы по Главе 3

ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по Главе 4

ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности

и работа с ней через лидера группы

5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности

5.2. Лидер группы как ключевой элемент

в работе с антиобщественной группой

5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера

5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой

Выводы по Главе 5

Заключение

Список литературы

Список терминов

4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности




Программа профилактики делинквентного поведения подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности, должна включать в себя комплекс занятий, направленных на изменение их жизненных ориентиров и мотивацию к конструктивной деятельности [30].

Целью комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте является создание условий для успешного преодоления детьми кризисных явлений подросткового возраста и формирования адекватных форм поведения.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

 Сформировать установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

 Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

 Развитие навыков уверенного, общепринятого нормам поведения.

Принципы организации занятий:

1. Принцип добровольного участия.

2. Принцип учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности подросткового возраста.

3. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, их полном доверии друг другу.

4. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятия. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект.

5. Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

6. Принцип конфиденциальности. Участники группы должны быть полностью уверены в конфиденциальности информации, высказываемой в ходе занятий. Аудио- или видеозапись занятий делается только с согласия членов группы.

Основные методы работы:

 профилактическая беседа,

 дискуссия,

 лекция,


 психологические игры,

 психологические упражнения

Формы профилактической работы с подростками: индивидуальная и групповая.

Комплекс профилактических занятий рассчитан на 10 занятий, 2 занятия в неделю, по 40 - 60 минут.

Возраст участников 13-14 лет.

Общие рекомендации по организации занятий.

Аудитория для занятий с психологом должна быть просторной, оборудованной стульями и столами для выполнения письменных заданий, в ней должно быть достаточно пространства для проведения ролевых игр, упражнений, разминок.

Контроль за результатами работы осуществляется методом психодиагностики.

Структура занятий:

Каждое занятие состоит из трех основных этапов:

1 этап. Организационный

Разминка.

Задача:

Настроить подростков на активную работу и контакт друг с другом.

2этап. Основной

Игры, беседы, лекции, имеющие профилактическую направленность.

Задача: Профилактика делинквентного поведения и выработка отдельных черт характера.

3 этап. Заключительный

Окончание занятия.

Задача: Обсуждение занятия и закрепление положительного эффекта.

Ожидаемые результаты:

снижение уровня тревожности и агрессивности у подростков;

формирование адекватной самооценки;

развитие способности к самоанализу и контролю поведения;

формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению.

Тематический план занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте представлен в таблице 6. Конспекты занятий представлены в Приложении.
Таблица 6 Тематический план комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте









Первое занятие являлось вводным, направленным на мотивацию подростков на обучение, освоение нового опыта. С целью знакомства с группой и получения первичной информации проводилось упражнение «Снежный ком». В ходе упражнения некоторые подростки испытывали неловкость. На первом занятии психолог знакомил участников с особенностями занятий, вовлекая подростков в обсуждение. Однако на вопросы по психолога: «Что ты ждешь от занятий? Чему тебе хотелось бы научиться?» подростки отвечали с трудом. На первом занятии были обсуждены правила работы, которые записывались на листе ватмана. В обсуждении правил работы на занятиях подростки принимали уже более активное участие. С целью развития у подростков ответственного отношения к посещению занятий психолог предлагает подписать контракт на добровольное посещение занятий. На заключительном этапе первого занятия психолог предложил передать по кругу микрофон (дать слово каждому участнику), чтобы

каждый желающий мог высказать свои пожелания, задать вопросы. На данном этапе подростки уже охотно высказывался, не боясь озвучить свои мысли.

Следующее занятие проходило уже в атмосфере взаимного доверия. Чувствовалась некоторая неловкость у подростков при выполнении упражнения «Посмотри мне в глаза», когда подросткам нужно было взяться за руки со своим соседом по столу. Посмотреть друг на друга, а затем смотреть только в глаза и чувствуя руки, попробовать, молча передать разные состояния. Особенная неловкость возникала, если подростки были противоположного пола.

На следующих занятиях ребята проявляли интерес и активность, не отказывались от выполнения заданий, участвовали в обсуждениях. Подростки проявляли желание сотрудничать и работать.

На занятии «Мир эмоций и ощущений» проводилось упражнение «Зоопарк», которое вызвало много позитивных эмоций. Подросткам было предложено в качестве приветствия каждому назвать свое имя и животное для зоопарка. Например, 1 участник: Лена – пантера (называет себя) – Коля – слон (называет того, кому передает ход). Подростки весело вступили в игру. Ребята не обижались, если им не нравилось, как их называют предыдущие участники, понимая, что это лишь игра. Это упражнение как никакое другое способствовало сплочению группы и адекватному восприятию себя со стороны.

Затем подросткам было предложено упражнение «Согласен, не согласен», в котором поднятием карточек «согласен» ил «не согласен» обсуждались некоторые утверждения о роли мужчин и женщин, о вреде алкоголя и наркотиков и т.п. Здесь уже участники стали серьезными. Было видно, что они не бездумно поднимают карточки, а оценивают внутри себя каждое высказывание.

Некоторые сложности вызвало выполнение упражнения «Карусель эмоций». В нем участники рассчитывались на 1-2. Первые номера образуют внешний круг, вторые – внутренний, при этом вторые номера поворачиваются лицом к первым и находят себе пару. Парам предлагалось в течение 1минуты изобразить эмоциональное состояние. Сначала один участник показывает без слов эмоции, а второй угадывает ситуацию и эмоцию, затем, по сигналу ведущего, ребята в паре меняются ролями. По окончании 2 минут внешний круг делает шаг по часовой стрелке, меняя таким образом, собеседника. Темы для демонстрации были предложены следующие: «Я получил два», «Меня бросил парень», «Я поругался с воспитателем», «У меня плохое настроение». Отметим, что не всем участникам удавалось даже изобразить без слов ситуацию и эмоцию. А иногда затруднения вызывало и понимание показанной ситуации собеседником.


На занятиях подростки получили навыки управления психическим напряжением, саморегуляции эмоциональных состояний. Занятия способствовали развитию умения слушать и слышать собеседника. Много положительных эмоций и оживление в группе вызвало упражнение «Шла Саша по шоссе», проводимое на седьмом занятии «Мои проблемы». Упражнение проводилось в два этапа.

На первом этапе каждый из участников получал карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминал какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходили по комнате в свободном направлении и бормотали себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчали. Время от времени подростки останавливались друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносили скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе...». После этого все продолжали бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу тренера первый этап игры заканчивался.

На втором этапе участники с серьезными лицами должны были молча ходят по комнате. Время от времени они останавливались друг перед другом и сердито грозным голосом, трижды выкрикивали текст своей скороговорки. После этого продолжали молча ходить по комнате, до следующей встречи. Многие участники, не выдерживая инструкции «говорить грозным голосом», начинали улыбаться и смеяться. Игра позволила снять излишнее эмоциональное напряжение.

В ходе занятий осуществлялось психологическое просвещение подростков о психологических состояниях личности (тревожность, стресс, агрессия и др.). Кроме того, в целях профилактики делинквентного поведения одно из занятий было посвящено вопросам опасности ПАВ.

Практически все занятия оканчивались релаксацией и медитацией, что также способствовало снятию эмоционального напряжения у подростков.

Считаем, что комплекс занятий позволил закрепление представления участников о своей уникальности, обогащению сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности; закрепление дружеских отношений между участниками; способствовали формирование положительной установки к общепринятым нормам поведения.


4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы



Цель: определение эффективности проведенного комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Провести повторную диагностику для выявления степени склонности подростков к делинквентному поведению.

2. Сравнить результаты диагностики подростков экспериментальной и контрольной групп, полученные на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.

3. Проанализировать полученные результаты.

После реализации комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения у подростков экспериментальной группы проведено повторное обследование подростков контрольной и экспериментальной с целью выявления степени склонности к делинквентному поведению. Для повторной диагностики на контрольном этапе также применялся модифицированный автором опросник «ДАП - П».

Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению у подростков контрольной группы на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 7.
Таблица 7 Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков контрольной группы на контрольном этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)


Представим полученные результаты на диаграмме (рисунок 7).



Рисунок 7. Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков контрольной группы на контрольном этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П») (в %)
Результаты повторной диагностики уровня склонности к делинквентному поведению у подростков контрольной группы показали, что высокий уровень склонности к делинквентному поведению не выявлен ни у одного подростка. Также не выявлены подростки, характеризующиеся значительной предрасположенностью к делинквентному поведению. Число респондентов с низким уровнем и средним уровнем склонности к делинквентному поведению составило 15 и 5 подростков соответственно (или 75 % и25 %).