Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения
2.2. Анализ результатов исследования
3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности
и работа с ней через лидера группы
5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности
5.2. Лидер группы как ключевой элемент
в работе с антиобщественной группой
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера
- Кадровое обеспечение (специалист по социальной работе, педагог-психолог, инспектор ПДН, приглашенные специалисты)
- Помещения, для проведения спортивных занятий и волонтерских мероприятий;
- Инвентарь и оборудование, необходимые для занятий;
- Транспорт;
- Канцелярия.
В данной программе специалисту по социальной работе отводится координирующая функция, которая предполагает:
- Привлечение и включение в процесс реализации программы необходимых специалистов;
- Построение и разработка схем взаимодействия специалистов, участвующих в реализации программы;
- Составление и дополнение индивидуальных карт учеников;
- Организация и проведение консилиумов;
- Работа, направленная на снятие рисков программы;
- Контроль процесса реализации программы.
Выводы по Главе 3
На основании результатов исследования нами была разработана комплексная программа, направленная на профилактику и коррекцию делинквентного поведения подростков путем конструктивной трансформации склонности к риску.
Деструктивная склонность к риску подростков может быть трансформирована в конструктивную посредством вовлечения подростков в социально-одобряемую сферу деятельности: спортивную и волонтерскую.
Программа реализуется в трех направлениях, соответствующих трем блокам программы:
1 Блок. Тренинг «Мои ресурсы»: Актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков; знакомство с возможностями реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности;
2 Блок. «Спорт в моей жизни»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – спортивных занятиях.
3 Блок. «Волонтерская патриотическая деятельность»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – волонтерской деятельности.
Программа будет реализована на базе: БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124». Адресной группой выступят подростки в возрасте 16-17 лет – учащиеся БОУ г. Омска «СОШ №124», состоящие на внутришкольном учете и на профилактическом учете в подразделении по работе с несовершеннолетними в отделе полиции №6.
ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности
4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности
В рамках данного параграфа мы проведем эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности.
Объект исследования: склонность к риску делинквентных подростков.
Предмет исследования: профилактика и коррекция делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.
Цель исследования: разработка программы профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.
Задачи исследования:
1. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление склонности к риску у делинквентных подростков;
2. Разработать программу профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.
Доказав, что лидер группы антиобщественной направленности действительно агрессивен, тревожен и уверен в своей самоэффективности, мы поймем, какие проблемы у данной личности на психологическом уровне и как их правильно разрешить.
Для выявления уровня склонности к делинквентному поведению использован диагностический опросник «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений. Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков:
склонность к аддиктивному поведению,
склонность к делинквентному поведению,
склонность к суициду.
Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению. В нашем исследовании особую ценность будут представлять результаты блока «склонность к делинквентному поведению», поэтому вопросник нами модифицирован. В модифицированном опроснике будут содержаться только вопросы, позволяющие определить склонность к делинквентному поведению. Модифицированный опросник по выявлению уровня склонности в делинквентному поведению представлен в Приложении.
Модифицированный опросник содержит 14 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа:
«совершенно верно» (3 балла),
«верно» (2 балла),
«пожалуй, так» (1 балл),
«нет, это совсем не так» (0 баллов).
Обработка результатов обследования производится путем суммирования баллов, определяется суммарный балл, который затем переводится в 10-бальную шкалу нормального распределения (стены).
Результаты констатирующего этапа исследования по выявлению уровня склонности к делинквентному поведению у подростков контрольной группы представлены в таблице 4.
Таблица 4 Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков контрольной группы на констатирующем этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)
Представим подученные результаты на диаграмме (рисунок 5):
Рисунок 5. Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков контрольной группы на констатирующем этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)(в %)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди подростков контрольной группы на констатирующем этапе исследования ни у одного учащегося не выявлен высокий уровень склонности к делинквентному поведению. Также среди подростков контрольной группы не выявлено учащихся, характеризующихся значительной предрасположенностью к делинквентному поведению. Лишь у 5 учеников (25 % испытуемых) выявлен средний уровень склонности к делинквентному поведению. А у 15 подростков (75 % респондентов) уровень склонности к делинквентному поведению низкий. Таким образом, среди подростков контрольной группы не выявлены те, которые склонны к совершению противоправных поступков. Все респонденты имеют положительную направленность личности. Результаты констатирующего этапа исследования по выявлению уровня склонности к делинквентному поведению у подростков экспериментальной группы представлены в таблице 5.
Таблица 5 Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)
Представим результаты опроса в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования на диаграмме (рисунок 6).
Рисунок 6. Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П») (в %)
Результаты опроса говорят о наличии в экспериментальной группе подростков, в разной степени склонных к делинквентному поведению. Так, в экспериментальной группе выявлено 35 % (или 7 подростков) со средним уровнем склонности к делинквентному поведению. 55 % (или 11 человек) характеризуются значительной предрасположенностью к делинквентному поведению. А 10 % (или 2 подростка) имеют высокий уровень склонности к делинквентному поведению. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости профилактической работы с подростками экспериментальной группы для успешного преодоления детьми кризисных явлений подросткового возраста и формированию адекватных форм поведения.
Результаты тестирования лидера по трем методикам, таким образом, показывают, что он действительно агрессивен, тревожен и уверен в своей самоэффективности. Конструктивный анализ причин на психологическом уровне поможет выявить проблемы у данной личности на психологическом уровне и понять, как их правильно разрешить. Для этого мы разработали программу профилактики, снижающей уровень общей агрессии.