Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков

1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины

1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения

Выводы по Главе 1

2.2. Анализ результатов исследования

Выводы по Главе 2

ГЛАВА 3. Программа профилактики делинвкентного поведения подростков посредством трансформации склонности к риску

3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения

3.2. Обоснование программы

3.3. Содержание программы

Выводы по Главе 3

ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по Главе 4

ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности

и работа с ней через лидера группы

5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности

5.2. Лидер группы как ключевой элемент

в работе с антиобщественной группой

5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера

5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой

Выводы по Главе 5

Заключение

Список литературы

Список терминов



- Кадровое обеспечение (специалист по социальной работе, педагог-психолог, инспектор ПДН, приглашенные специалисты)

- Помещения, для проведения спортивных занятий и волонтерских мероприятий;

- Инвентарь и оборудование, необходимые для занятий;

- Транспорт;

- Канцелярия.

В данной программе специалисту по социальной работе отводится координирующая функция, которая предполагает:

- Привлечение и включение в процесс реализации программы необходимых специалистов;

- Построение и разработка схем взаимодействия специалистов, участвующих в реализации программы;

- Составление и дополнение индивидуальных карт учеников;

- Организация и проведение консилиумов;

- Работа, направленная на снятие рисков программы;

- Контроль процесса реализации программы.

Выводы по Главе 3



На основании результатов исследования нами была разработана комплексная программа, направленная на профилактику и коррекцию делинквентного поведения подростков путем конструктивной трансформации склонности к риску.

Деструктивная склонность к риску подростков может быть трансформирована в конструктивную посредством вовлечения подростков в социально-одобряемую сферу деятельности: спортивную и волонтерскую.

Программа реализуется в трех направлениях, соответствующих трем блокам программы:

1 Блок. Тренинг «Мои ресурсы»: Актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков; знакомство с возможностями реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности;

2 Блок. «Спорт в моей жизни»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – спортивных занятиях.

3 Блок. «Волонтерская патриотическая деятельность»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – волонтерской деятельности.

Программа будет реализована на базе: БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124». Адресной группой выступят подростки в возрасте 16-17 лет – учащиеся БОУ г. Омска «СОШ №124», состоящие на внутришкольном учете и на профилактическом учете в подразделении по работе с несовершеннолетними в отделе полиции №6.

ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности



4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности


В рамках данного параграфа мы проведем эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности.

Объект исследования: склонность к риску делинквентных подростков.

Предмет исследования: профилактика и коррекция делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.

Цель исследования: разработка программы профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.



Задачи исследования:

1. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление склонности к риску у делинквентных подростков;

2. Разработать программу профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.

Доказав, что лидер группы антиобщественной направленности действительно агрессивен, тревожен и уверен в своей самоэффективности, мы поймем, какие проблемы у данной личности на психологическом уровне и как их правильно разрешить.

Для выявления уровня склонности к делинквентному поведению использован диагностический опросник «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений. Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков:

 склонность к аддиктивному поведению,

 склонность к делинквентному поведению,

 склонность к суициду.

Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению. В нашем исследовании особую ценность будут представлять результаты блока «склонность к делинквентному поведению», поэтому вопросник нами модифицирован. В модифицированном опроснике будут содержаться только вопросы, позволяющие определить склонность к делинквентному поведению. Модифицированный опросник по выявлению уровня склонности в делинквентному поведению представлен в Приложении.

Модифицированный опросник содержит 14 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа:

 «совершенно верно» (3 балла),

 «верно» (2 балла),

 «пожалуй, так» (1 балл),

 «нет, это совсем не так» (0 баллов).

Обработка результатов обследования производится путем суммирования баллов, определяется суммарный балл, который затем переводится в 10-бальную шкалу нормального распределения (стены).

Результаты констатирующего этапа исследования по выявлению уровня склонности к делинквентному поведению у подростков контрольной группы представлены в таблице 4.
Таблица 4 Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков контрольной группы на констатирующем этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)




Представим подученные результаты на диаграмме (рисунок 5):



Рисунок 5. Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков контрольной группы на констатирующем этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)(в %)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди подростков контрольной группы на констатирующем этапе исследования ни у одного учащегося не выявлен высокий уровень склонности к делинквентному поведению. Также среди подростков контрольной группы не выявлено учащихся, характеризующихся значительной предрасположенностью к делинквентному поведению. Лишь у 5 учеников (25 % испытуемых) выявлен средний уровень склонности к делинквентному поведению. А у 15 подростков (75 % респондентов) уровень склонности к делинквентному поведению низкий. Таким образом, среди подростков контрольной группы не выявлены те, которые склонны к совершению противоправных поступков. Все респонденты имеют положительную направленность личности. Результаты констатирующего этапа исследования по выявлению уровня склонности к делинквентному поведению у подростков экспериментальной группы представлены в таблице 5.
Таблица 5 Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П»)



Представим результаты опроса в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования на диаграмме (рисунок 6).



Рисунок 6. Результаты диагностики уровня склонности к делинквентному поведению подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе (модифицированный автором опросник «ДАП-П») (в %)

Результаты опроса говорят о наличии в экспериментальной группе подростков, в разной степени склонных к делинквентному поведению. Так, в экспериментальной группе выявлено 35 % (или 7 подростков) со средним уровнем склонности к делинквентному поведению. 55 % (или 11 человек) характеризуются значительной предрасположенностью к делинквентному поведению. А 10 % (или 2 подростка) имеют высокий уровень склонности к делинквентному поведению. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости профилактической работы с подростками экспериментальной группы для успешного преодоления детьми кризисных явлений подросткового возраста и формированию адекватных форм поведения.


Результаты тестирования лидера по трем методикам, таким образом, показывают, что он действительно агрессивен, тревожен и уверен в своей самоэффективности. Конструктивный анализ причин на психологическом уровне поможет выявить проблемы у данной личности на психологическом уровне и понять, как их правильно разрешить. Для этого мы разработали программу профилактики, снижающей уровень общей агрессии.