Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения
2.2. Анализ результатов исследования
3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности
и работа с ней через лидера группы
5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности
5.2. Лидер группы как ключевой элемент
в работе с антиобщественной группой
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера
5.2. Лидер группы как ключевой элемент
в работе с антиобщественной группой
Лидер антиобщественной группы играет важную роль в ее формировании и развитии [33]. Обычно это самый агрессивный, харизматичный и авторитетный член группы, который считается ее главным организатором и вдохновителем. Поэтому в работе с антиобщественной группой, лидер группы получает особое внимание со стороны специалистов, так как он может сыграть ключевую роль в процессе изменения поведения и перехода к более положительным формам деятельности.
Первым шагом в работе с лидером антиобщественной группы является установление контакта с ним. Для этого необходимо привлечь его внимание и заинтересовать его в рамках конструктивной деятельности, которая будет ему интересна и позволит реализовать его потребности и интересы. Это может быть занятие спортом, искусством, музыкой, и т.д. При этом, важно подчеркивать позитивные стороны данной деятельности и ее ценность для самого лидера и его окружения.
Далее, необходимо установить с лидером отношения доверия, чтобы он стал раскрывать свои мысли и переживания, а также воспринимать их со стороны специалистов, которые могут помочь ему в решении его проблем и вопросов. Для этого, специалисты должны проявлять понимание проблем и трудностей лидера, а также готовность помочь ему решить конкретные вопросы и трудности.
Одним из путей воздействия в работе с лидером антиобщественной группы является развитие его лидерских качеств в конструктивных видах деятельности [28]. При этом, специалисты могут помогать ему развивать навыки социализации, эмоционального контроля, конфликтологии, управления группой и т.д. Отсутствие этих навыков является одной из главных причин создания антиобщественных групп, поэтому работа по развитию их у лидера группы является ключевым фактором изменения его поведения и направления группы на более позитивные цели и задачи.
Другим важным аспектом работы с лидером антиобщественной группы является понимание им своей роли в процессе изменения поведения группы и реализации своих потребностей и интересов. Специалисты должны помочь ему осознать, какие цели и задачи он может достичь в процессе изменения поведения своей группы, и какое значение это будет иметь для его личности и статуса в группе. Так, например, становление лидером в позитивной группе и реализация своих интересов в рамках конструктивной деятельности может повысить его статус в глазах окружающих и дать ему возможность занять более высокое положение в социальной и культурной среде [27].
Наконец, одним из ключевых моментов в работе с лидером антиобщественной группы является его поддержка и мотивация в процессе изменения поведения и направления группы на более позитивные цели. Для этого, специалисты могут проводить обучающие программы, объяснять, как происходит процесс изменения поведения группы и какие действия необходимы для его достижения. Кроме того, лидер группы должен получать моральную и практическую поддержку со стороны специалистов, которые должны стать для него примером и наставником в процессе изменения поведения и развития его лидерских качеств [30].
Таким образом, лидер антиобщественной группы играет ключевую роль в процессе изменения поведения и направления группы на более позитивные цели и задачи. Для работы с лидером необходимо установить с ним контакт, развить навыки социализации и лидерства в конструктивной деятельности, помочь ему осознать свою роль и значение в группе, а также обеспечить ему моральную и практическую поддержку в процессе изменения поведения группы.
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера
Работа с антиобщественной группой – сложный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Один из ключевых элементов этого подхода – работа с лидером группы. Как правило, лидер является наиболее активным и авторитетным участником группы, его мнение и поведение оказывают значительное влияние на всю группу. Работа с лидером антиобщественной группы позволяет изменить не только его собственное поведение, но и образ мышления и поведения остальных участников группы [31].
Одной из технологий работы с лидером антиобщественной группы является техника «перевода на позитив». Эта техника заключается в том, чтобы научить лидера группы использовать свои лидерские качества не для агрессивных и деструктивных целей, а для достижения позитивных результатов. Например, заменить проявления агрессии и насилия на открытость, искренность, доброту и социальную активность. В работе с лидером используются такие методы, как психологический тренинг, индивидуальные и групповые консультации, а также специализированные обучающие программы.
Еще одной технологией работы с лидером антиобщественной группы является техника «перенаправления энергии». Целью этой техники является перенаправление энергии, связанной с агрессией и насилием, в позитивный канал. Специалисты помогают лидеру группы научиться управлять своими эмоциями, проявлять агрессивность в конструктивных целях и каналах, чтобы осуществлять свои потребности и интересы, но при этом не нарушать законы и не ущемлять права других людей [27].
Техника «контроля» предполагает создание зоны контроля за поведением лидера антиобщественной группы. Специалисты помогают лидеру осознать, что его поведение нарушает законы и права других людей, объясняют ему последствия его действий и способы управления его эмоциями. В рамках этой техники лидеру параметрируется допустимость его поведения и устанавливаются конкретные границы.
Техника «стимулирования» заключается в создании мотивации у лидера антиобщественной группы для изменения своего поведения. Работа проходит на уровне понимания лидером своих потребностей и интересов, ориентации на позитивные и конструктивные цели, а также на осознании значимости личности в обществе. Целью работы является сформировать у лидера новый образ мышления и поведения, когда он будет стремиться к достижению позитивных результатов, общественного признания и уважения [31].
Процесс работы с лидером антиобщественной группы является достаточно трудоемким. Он требует комплексной работы со стороны специалистов, предполагает развитие новых навыков и навыков взаимодействия. Важно понимать, что работа с лидером – это всего лишь один из этапов в работе с антиобщественной группой. Поэтому она должна быть частной компонентой комплексного подхода к изменению поведения и направления группы на более позитивные цели и задачи [34].
Таким образом, работа с лидером антиобщественной группы – это технология, которая позволяет изменить не только поведение лидера, но и все группы целиком. Технологии «перевода на позитив», «перенаправления энергии», «контроля» и «стимулирования» – это основные методы работы. Главными задачами являются установление контакта с лидером, установление доверительных отношений, развитие лидерских качеств с целью формирования позитивных целей и задач, создание мотивации для изменения поведения, а также обеспечение поддержки и моральной поддержки в процессе работы.
5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой
Работа с антиобщественной группой – сложный и многогранный процесс, а оценка эффективности такой работы является важным этапом. Для определения эффективности необходимо определить критерии и методики оценки результатов работы. Но прежде, чем перейти к конкретным методикам оценки, необходимо осознавать, что эффективность работы с антиобщественной группой не всегда прямо пропорциональна количеству достигнутых результатов. Поэтому, необходимо учитывать не только количественные, но и качественные изменения и оценивать их в динамике [34].
Одним из основных критериев оценки эффективности работы с антиобщественной группой являются изменения в поведении и образе мышления участников группы. Например, уменьшение проявлений агрессивности и насилия, повышение уровня социальной активности, изменение отношения к себе и другим людям. Для оценки таких изменений можно использовать методы анкетирования, наблюдения и интервью. Полученные результаты необходимо анализировать и сопоставлять с начальными показателями, а также с целями, которые были поставлены на этапе планирования работы [37].
Другим критерием эффективности работы является изменение обстановки в окружающей среде, например, увеличение уровня безопасности, уменьшение количества конфликтов и нарушений общественного порядка. Для оценки таких изменений можно использовать методы статистического анализа и сравнивать их с данными до начала работы с группой. Также можно проводить мониторинг средств массовой информации, чтобы выявить изменения в общественном мнении насчет данной группы [27].
Критерием эффективности работы может служить и уровень взаимодействия между группой и обществом, например, количество и качество контактов с полицией, социальными службами и другими организациями. Этот критерий также можно оценить через анализ статистических данных и отзывов со стороны органов власти и гражданского общества [37].
Кроме того, для оценки эффективности работы с антиобщественной группой можно использовать метод фокус-групп. Этот метод позволяет узнать мнение группы о проведенной работе, понять, какие аспекты работы оказались наиболее эффективными и интересными, и наоборот, какие аспекты не были полезными или не получили поддержки со стороны группы [27].
Существует также специальная методика оценки эффективности работы с антиобщественной группой, которая включает в себя 4 фазы: планирование работы, выполнение этапов работы, оценку полученных результатов и корректировку работы на основе полученных результатов. Эта методика позволяет более точно определить критерии оценки, спланировать конкретные шаги и мероприятия, а также осуществлять мониторинг и корректировку с учетом динамики изменений.
Оценка эффективности работы с антиобщественной группой является важным шагом в процессе работы с данной группой. Это позволяет оценить результаты работы, определить, были ли достигнуты цели и задачи, поставленные перед специалистами [40]. Оценка эффективности работы должна быть комплексной и включать в себя различные критерии, такие как:
1. Изменения в поведении и мировоззрении участников группы. Например, уменьшение проявлений агрессивности и насилия, улучшение отношений с другими людьми, повышение социальной активности. Для оценки можно использовать анкетирование, наблюдение и интервью. Полученные результаты анализируются и сопоставляются с начальными показателями, а также с целями, которые были поставлены на этапе планирования работы.
2. Изменения в обстановке в окружающей среде. Например, увеличение уровня безопасности, уменьшение количества конфликтов и нарушений общественного порядка. Для оценки можно использовать статистический анализ и сравнивать результаты с данными до начала работы.
3. Уровень взаимодействия между группой и обществом. Например, количество и качество контактов с полицией, социальными службами и другими организациями. Оценка может проводиться через анализ статистических данных и отзывов от органов власти и гражданского общества.
4. Мнение лидера группы и участников группы о проведенной работе. Метод фокус-группы может использоваться для оценки эффективности работы.
Кроме того, для оценки эффективности работы с антиобщественной группой можно использовать методику, которая включает в себя четыре фазы: планирование работы, выполнение этапов работы, оценку полученных результатов и корректировку работы на основе полученных результатов [40].