Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

по лесу летали клочья их шерсти. Но никак они не хотели успокаиваться и уступать и все время пытались доказать друг другу свою правоту. Но однажды после очередной драки они решили вдвоем пойти к кому-нибудь другому, чтобы рассудили их, кто же из них все-таки прав.

Наловили барсуки лягушек и ящериц, идут по полю и вдруг видят лошадь. Подбежали они к ней наперегонки и стали наперебой предлагать ей отведать своих ящериц и лягушек. Фыркает лошадь, головой мотает, отворачивается, а они сердятся и все равно настаивают: «на, говорят, тебе, попробуй, скажи, что вкуснее». Так надоели они лошади со своими приставаниями, что повернулась она да лягнула их обоих. Пошли два барсука дальше, увидели лису и подсунули ей своих лягушек: «на, говорят, ешь, а потом скажешь, что вкуснее». Лисица морщится, рот ... лапой закрывает, а глупые барсуки никак не отвяжутся, все донимают и упрашивают: «ну, попробуй мою лягушку, нет, сначала мою ящерицу». Еле-еле лиса вырвалась от барсуков и убежала. А они дальше отправились искать кого-нибудь другого.

Скоро весь лес узнал о навязчивых и приставучих барсуках, которые со своими лягушками и ящерицами никому покоя не давали и уже успели всем

надоесть. И тогда решили звери их проучить. Сообща поймали они барсуков и посадили в берлогу к медведю под присмотр. Теперь уже наоборот звери стали предлагать барсукам свою еду. Лошадь их вкусным сеном накормила, кабан – своими любимыми желудями, твердыми, как орехи, а лиса мышей принесла. Чего только не попробовали барсуки за те несколько дней,
что сидели под присмотром медведя, даже ветки грызли, которые им зайцы поприносили.

После угощений в медвежьей берлоге барсуки вернулись какими-то уж очень тихими. Заметил умный барсук, что глупые барсуки не спорят и не ругаются, никому не надоедают. Вернулись они спокойными, незаметными, не спорят, как раньше, не дерутся.

– Что с вами случилось, – спрашивает их умный барсук, – почему это вы такими тихими вернулись?

А барсуки ему и отвечают: «Мы просто в медвежьей берлоге сена, веток и желудей попробовали, видно, после этого у нас ума прибавилось».

[?]Какимобразомдвоебарсуковпоумнели?(Испыталивсенасебе)

Можнолисердитьсянадругихзато,чтоимнравитсячто-тоиное,и зато,чтоонипо-другому думают?

Уважение к свободе выбора и мнению других Сколько людей, столько мнений.

Мнения, рассуждения, желания и интересы людей очень часто не сходятся, и в этом нет ничего плохого.

Каждый имеет право, но свободу выбора. Личная свобода кончается там, где начинается свобода другого. Личная свобода не в ущерб чужим интересам. Каждый имеет полное право думать по-своему, желать, любить и интересоваться чем–то особенным, даже если это не нравится кому-то другому. Главное, чтобы чья-то свобода не несла никому зла, не затрагивала интересы остальных, не нападала на чужую свободу и не уменьшала свободу

другого человека.

О вкусах не спорят.

Не ссориться, если другой думает иначе, это его право. Не нарушать

свободу выбора другого, не принуждать к принятию вашей точки зрения. Отвержение или принятие есть право выбирающего. Даже если вам не нравится то, о чем говорит человек и как он думает, это не значит, что вы должны ему сделать что-то плохое.

Упражнение «Уходя, оглянись».


Упражнение выполняется в парах. повернувшись друг к другу спиной, партнеры расходятся в разные стороны. Их задача – не договариваясь друг с другом, одновременно обернуться с посмотреть друг другу в глаза. Количество попыток неограниченно. Приемы, создающие условия для формирования навыков эффективного взаимодействия, предполагают регламентированное осуществление совместной деятельности. Для младших школьников это может быть любая деятельность, результатом которой должен стать определенный продукт (групповой рисунок, коллаж, рассказ, инсценировка и т.д.).

Дыхание Упражнение «Водопад».


Психолог включает музыку и говорит:

«Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко стекает по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь».

☼Упражнение выполняется стоя.

Ребята, а теперь давайте попробуем в нескольких словах сказать о том, что было на сегодняшнем занятии. Вы все сегодня стали чуточку мудрецами и попробуем передать ту мудрость, которую мы сегодня с вами нашли остальным. Как это можно сказать коротко?

Д/З. Подумайте в чем вы схожи с вашим другом, а в чем ваши мнения различны.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б




Рекомендации для педагогов и родителей

Рекомендациидляпедагогов:

  • Выявите детей, которые не включены или мало включены в процесс взаимодействия в классе и понаблюдайте за ними. Попробуйте ответить на вопрос: что движет их поведением?

  • Используйте работу в подгруппах, как технику проведения школьного урока, каждый раз меняя составы групп для включения малоактивных учеников в процесс взаимодействия.

  • Обратите внимание на собственное отношение к ученикам. Есть ли любимчики или наоборот, дети, которые не нравятся. Проработайте в себе эти моменты, чтобы ко всем учащимся отношение стало одинаковым. В этом случае существенно снизится риск возникновения буллинговых ситуаций в классе.

  • Создавайте в классе атмосферу, в которой каждый ребенок сможет проявить себя; и поддерживайте детские начинания.

  • Способствуйте формированию успешного опыта детей.

  • На уроках создавайте ситуации диалогового общения как с учителем, так и между учащимися. Жесткая дисциплина - не главное. Главное, чтоб у каждого ученика была возможность высказать свое мнение. В диалоге рождается интерес к теме.

  • Для объяснения и закрепления материала старайтесь подбирать примеры максимально приближенные к реальной жизни школьников. Это поможет вызвать интерес и будет способствовать поддержанию диалога.

  • Создайте условия для сплочения класса.

  • Обсуждайте с классом вопросы взаимоотношений между людьми, разбирайте конкретные ситуации и пусть дети самостоятельно находят несколько путей выхода.

  • Введите в практику “дыхательные минутки”. В конце занятий выполните вместе с детьми дыхательное упражнение (глубокое дыхание, водопад, либо другое, по вашему желанию) в течение 2-3 минут.



Рекомендациидляродителей:

  • Принимайте и любите ребенка таким, каков он есть.

  • Разговаривайте с ребенком на темы, которые ему интересны, и ищите в них точки соприкосновения с вашими интересами.

  • Задавайте вопросы и без оценочно слушайте, что он вам скажет.

  • Старайтесь воздерживаться от советов и готовых решений, пусть ребенок самостоятельно найдет выход. Если хотите помочь, задавайте наводящие вопросы.

  • Поддерживайте начинания ребенка и создавайте ситуации успеха.

  • Исключите при общении с ребенком фразы “Ну вот, я же говорила”, “Опять у тебя ничего не вышло”, “Ну какой ты неумеха”, “Горе ты мое” и другие фразы с эмоционально негативным окрасом. Если похвалить не удается, можно просто промолчать или сказать нейтральную фразу типа “такое случается в жизни”.

  • Научите ребенка навыкам бесконфликтного общения.

  • Если заметили у ребенка нежелательное поведение, подумайте, а как Вы себя ведете в подобных ситуациях. Дети всегда учатся у близких взрослых.

  • Старайтесь договориться с ребенком, не давите на него родительским авторитетом, давайте ему возможность выбора. Из позиции “на равных” легче понять ребенка и сохранить теплоту отношений, доверие и уважение.

  • Введите в практику “дыхательные минутки”. Выполняйте вместе с ребенком 1 раз в день дыхательное упражнение (глубокое дыхание, водопад, либо другое, по вашему желанию) в течение 2-3 минут.