ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описание результатов эмпирического исследования
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.
Упражнение «Глубокое дыхание».
Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Если успеем: свободный выбор между добром и злом.
Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»
Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».
ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»
Выводы по главе 2
Работа над эмпирической частью проекта длилась более года, на базе общеобразовательной школы среди учеников 2-х классов, в эксперименте учувствовало 49 детей. За это время была проведена диагностика, определен начальный уровень ассертивности младших школьников. Опираясь на результаты первичного обследования, были выявлены ключевые показатели: средний и ниже среднего уровень сформированности коммуникативной компетенции и повышенный уровень тревожности. На основе полученных данных определена направленность и разработана модель формирования ассертивного поведения детей младшего школьного возраста в которую входят несколько компонентов: компилятивная программа для воздействия на детей, и воздействие на педагогов и родителей, которое представлено в нашей работе в виде рекомендаций по развитию ассертивного поведения. Работа со всеми участниками процесса основана на принципах гуманистической психологии: безопасность, принятие, поддержка и использованием разных методов активного обучения. За основу компилятивной программы был взят метод сказкотерапии, как благоприятный для воздействия на детей этого возраста.
Для апробации программы мы отобрали экспериментальную и контрольную группы, по 14 человек в каждой. Используя статистические методы анализа данных, мы доказали, что значимых различий между группами нет. Затем мы провели эксперимент и после повторной диагностики
получили следующие результаты. Уровень ассертивности в экспериментальной группе значительно увеличился, а тревожность значимо снизилась. Так же была обнаружена слабая, но устойчивая корреляционная обратная связь между тревожностью и коммуникативной компетенцией. В контрольной же группе значительных сдвигов по показателю ассертивности не наблюдается, зато диагностировано значительное увеличение самооценки и тревожности. Получается, что разработанная нами программа в первую
очередь способствует снижению уровня тревожности, что косвенно влияет на повышение уровня коммуникативной компетенции. И за счет корректировки этих показателей общий уровень ассертивности возрастает. Проанализировав полученные результаты, мы сделали выводы об успешной апробации разработанной нам программы по формированию навыков ассертивного поведения у детей. Но программы для детей недостаточно, чтобы устойчиво повысить ассертивность ребенка. Обращая внимание на системный подход в изучении вопроса, мы понимаем, что работать нужно не только с детьми. Существенное влияние на детские убеждения, установки, взгляды оказывают близкие взрослые. В первую очередь – это родители и учителя. Рекомендации для ближайшего окружения были разработаны после проведения формирующего эксперимента, они направлены на дальнейшее развитие у детей такого социально значимого качества личности как ассертивность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ассертивность - социально значимая и необходимая для успешной социализации черта личности, основы которой можно заложить еще в детском возрасте и совершенствовать на протяжении всей жизни. Целью нашей работы было разработать и апробировать модель формирования ассертивного поведения для детей младшего школьного возраста. В ходе изучения вопроса мы предположили, что, развивая некоторые черты личности, мы закладываем предпосылки ассертивности еще в доподростковом периоде.
В ходе исследования были проанализированы различные источники литературы: базовая литература по психологии, публикации в научных журналах за последние годы, монографии, статьи с научных конференций по теме исследования. Итогом стало глубинное изучение понятия ассертивности и его составляющих. В своем исследовании мы опираемся на определение С. Бишоп, которая определяет ассертивность как принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия, она может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими. Базовый конструкт ассертивности
— это целый набор различных черт личности, таких как уверенность, объективная самооценка, эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, отсутствие застенчивости, агрессии и манипулятивного поведения, самостоятельность, коммуникативная компетенция. Изучая вопрос параллельно была выявлена взаимосвязь с буллингом. Участников травли описывают всегда как наиболее агрессивных или пассивных, неуверенных в себе, с излишней
тревожностью. Следовательно, формируя ассертивное поведение в младшем школьном возрасте мы принимаем профилактические меры в решении вопроса школьной травли.
Проанализировав литературу, мы заключили, что главным условием для формирования ассертивного поведения является благоприятная ситуация развития ребенка с поддерживающим отношением значимых взрослых.
Ассертивность формируется при помощи механизмов имитации, осознания, рефлексии, идентификации, интериоризации и экстериоризации.
Разработанная нами модель формирования навыков ассертивного поведения при апробации показала свою эффективность. После проведения занятий и описания результатов исследователи пришли к выводу, что эта программа может послужить отправной точкой в формировании ассертивности. Первый этап (проведенный нами) направлен на принятие детьми мира таким каков он есть и на косвенную работу с родителями и учителями, ограничивающуюся предоставлением рекомендаций по взаимодействию с детьми. Рекомендации направлены на поддерживающую работу после проведения занятий с ребятами. Второй этап мы видим направленным на работу с самооценкой ребенка и умение проявлять настойчивость. Ведь как показывают исследования, в силу возрастных изменений в 3-4 классе самооценка снижается. Дополнительно во втором этапе предполагается активная работа с родителями и педагогами, т.к. значимые взрослые играют важную роль в формировании детской ассертивности.
Все задачи, поставленные исследователями, были решены в полном объеме, гипотеза исследования частично подтверждена. Диагностика показала, что самооценка испытуемых (на момент проведения исследования) находится на достаточно высоком уровне и воздействие на этот показатель считаем нецелесообразным в нашем исследовании, поэтому внимание мы уделили только двум компонентам ассертивного поведения. Опытным путем доказано, что, снижая тревожность и развивая коммуникативную компетенцию, уровень ассертивности увеличивается. Дополнительно, не запланировано был проработан вопрос профилактики буллинга, найдена взаимосвязь с ассертивным поведением. Считаем, что результаты нашего исследования применимы в работе, направленной на профилактику буллинга в детских коллективах.