Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Выводы по главе 1




Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можем отметить, что ассертивность – сложная система взаимодействия концепции я человека с окружающей его социальной средой, на которую влияют ситуационные, культурно-этнические и семейные факторы. Это понятие вбирает в себя множество различных аспектов. Но в первую очередь, ассертивность это уважительное отстаивание собственных интересов без ущерба интересов окружающих, это принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия, которая может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими. И мы считаем, что ключевым навыком в развитии ассертивного поведения является коммуникативная компетентность. Антагонистами ассертивного поведения являются застенчивость, агрессия и манипуляция. Все эти черты связанны с заниженной самооценкой и повышенным чувством тревожности и значит, именно эти черты нужно прорабатывать, развивая ассертивность. В различных психологических подходах представлены разные взгляды на процесс формирования личностных черт. И ребенок, приходя в школу из детского сада / семьи, за плечами имеет уже целый багаж различных установок и взглядов, в основном это те, которые разделяет его семья. При этом он сталкивается с различными ситуациями, требующими проявления ассертивности. Всесторонне изучив вопрос, мы выделили некоторые критерии ассертивных ситуаций в школе:

      1. Ситуация новой среды.

      2. Ситуация занятия нового статуса в среде.

      3. Ситуация неуспешности, проявленной в конкурентной среде.

      4. Конфликты.

      5. Борьба за внимание учителя, как ресурс.


Младший школьный возраст можно отметить, как оптимальный для закладывания основ ассертивности еще и потому, что именно сейчас у ребенка произошла смена ведущей деятельности, он уже в состоянии оценивать

собственные действия и поступки других людей. Но младший школьник еще не способен овладеть полным набором навыков ассертивного поведения в силу несформированности некоторых психических качеств личности. Поэтому мы можем говорить о некоторой базовой модели формирования ассертивного поведения, куда нужно включить часть компонентов.

Можно выделить следующие индикаторы ассертивного поведения в младшем школьном возрасте: уверенность в себе, объективная самооценка, эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, отсутствие застенчивости, агрессии и манипулятивного поведения, самостоятельность, коммуникативная компетенция, мотивация на успех. Главным условием для формирования ассертивного поведения является благоприятная ситуация развития ребенка с поддерживающим отношением значимых взрослых. Ассертивность формируется при помощи механизмов имитации, осознания, рефлексии, идентификации, интериоризации и экстериоризации.

Для формирования фундамента будущего ассертивного поведения, учитывая компоненты, критерии ассертивности и возможности возрастного развития, первоочередное внимание нужно обратить на развитие коммуникативной компетенции, как социально значимого компонента в структуре личности и основного этапа социализации в младшем школьном

возрасте взаимодействие со сверстниками без контроля со стороны взрослых. Для формирования навыка успешных коммуникаций требуется поддержка с аффективной стороны личности средний и ниже среднего уровень тревожности, и адекватная самооценка. Следовательно, эффективная модель формирования ассертивного поведения младших школьников должна включать компоненты, прежде всего, формирующие коммуникативную компетенцию и адекватную самооценку, а также инструменты, способствующие снижению уровня тревожности.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ


ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Исследование особенностей ассертивного поведения у детей




Наше исследование проведено в рамках естественно-научной парадигмы и основано на принципах системного подхода. Сроки проведения исследования 2018- 2019 год. Работа проводилась в 3 этапа. Первый – анализ психолого-педагогической литературы начался в январе и был завершен в октябре 2018 г. Второй подготовка и проведение диагностического исследования, обработка результатов и выделение экспериментальной и тестовой группы. Работа проводилась в период с ноября 2018 г. по февраль 2019 г. Третьим этапом стала разработка и проведение формирующего эксперимента, повторная диагностика и обработка результатов. Третий этап был проведен с марта по июль 2019 г.

База для проведения исследования – МДОУ №113 г. Екатеринбурга. В исследовании участвовало 49 учеников начальных классов, из них 26 мальчиков и 23 девочки, учащиеся 2-х классов. Все испытуемые принадлежат возрастному периоду 8-9 лет, что соответствует младшему школьному периоду, согласно возрастной периодизации Э. Эриксона.

В ходе нашего исследования были использованы теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические методы (диагностика, формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов диагностики и эксперимента),
статистические методы исследования.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что для проявления признаков ассертивного поведения у детей в младшем школьном возрасте должны быть развиты:

      1. Коммуникативная компетенция.

      2. Адекватная самооценка.

      3. Отсутствовать повышенная тревожность.

Опираясь на эти выводы, мы отобрали методики для диагностики

учащихся: тест ассертивности С. Ратуса, методика исследования «Лесенка» Г. Щур., шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, методика М. И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников».

Ассертивность. Тесть ассертивности Ратуса – это наиболее надежный и валидный тест, представленный в англоязычной литературе, адаптированный под рускоязычных испытуемых. Цель диагностической методики: определить уровень ассертивности испытуемых.

Самооценка. Для исследования самооценки мы отобрали как наиболее приемлемую методику тест «Лесенка», которая основана на непосредственном оценивании школьниками своих личных качеств. Цель диагностической методики: определить уровень самооценки учащихся.

Уровень тревожности. Для выявления тревожности отобрали шкалу личностной тревожности А. М. Прихожан. Положительным моментом такого типа шкалы является то, что они лишь в малой степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т. е. от наличия у испытуемых словаря переживаний и развития