Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

интроспекции. Цель диагностической методики: определение уровня личностной тревожности учащихся.

Коммуникативная компетенция. Для исследования отобрали методику М. И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников». Цель диагностической методики:

определения уровня сформированности коммуникативного навыка у учащихся.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18

Описание результатов эмпирического исследования




В результате проведение первичной диагностики младших школьников были выявлены следующие показатели. Диагностика уровня ассертивности показала, что дети находятся на различных стадиях формирования ассертивного поведения. (рис. 1). 80% детей имеют уровень ассертивности средний и ниже среднего. Общая тенденция находится на уровне 60,57 (табл.1).



Рис. 1. Уровень ассертивности (где менее 49 -низкий, 49-72 – средний, более 72 – высокий)
Уровень самооценки у большинства учащихся (81%) на уровне показателя 1 и 2, что означает очень высокая и высокая. (рис.2). Это соответствует теоретическим представлениям о высокой самооценке у учащихся первых-вторых классов. Общая тенденция показателя самооценки 2,22. (табл.1).


Рис. 2. Самооценка учащихся (где 1-очень высокая, 7-очень низкая)

Диагностика тревожности показывает, что у большей части испытуемых уровень тревожности выше среднего (рис. 3). 43% испытуемых находятся в состоянии повышенной тревожности. Общая тенденция уровня тревожности находится на уровне 6,47. (табл.1)



Рис. 3. Уровень общей тревожности испытуемых (где 1-низкий, 10 высокий)

Также диагностический тест личностной тревожности А. М. Прихожан показал, что у испытуемых наблюдается повышенный уровень тревожности в области межличностных отношений (рис.4).

Здесь общая тенденция составляет 6,82 (табл.1). Получается, что общение со сверстниками вызывает тревожное состояние у большинства испытуемых, следовательно уровень коммуникативной компетенции требует дополнительного развития.



Рис. 4. Уровень межличностной тревожности (где 1-низкий, 10-высокий)

Так же был продиагностирован уровень коммуникативной компетенции. (рис.5). Первичное исследование показало, лишь 12 % младших школьников имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков. Остальные 88% детей находятся на среднем уровне и ниже среднего. Общая тенденция составляет 20,53 (табл.1).


Рис. 5. Уровень развития коммуникативных навыков (где 14-19 ниже среднего, 20-24

средний, 25-30 высокий)



Статистики

Таблица 1 Описательная статистика.







пол

С

К

А

ТО

ТШ

ТС

ТМЕ

ТМА

Валидные

49

49

49

49

49

49

49

49

49

Пропущенные

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Среднее

1,4694

2,2245

20,5306

60,5714

6,4694

5,5306

5,5102

6,8163

6,6122

Медиана

1,0000

2,0000

20,0000

61,0000

7,0000

6,0000

6,0000

9,0000

8,0000

Мода

1,00

1,00

19,00

61,00

10,00

2,00

1,00

10,00

10,00

Стд. Отклонение

,50423

1,46152

3,22814

14,89687

3,35474

3,15636

3,41640

3,78414

3,48698

Дисперсия

,254

2,136

10,421

221,917

11,254

9,963

11,672

14,320

12,159

Асимметрия

,127

1,220

,707

-,270

-,382

-,032

-,078

-,638

-,616

Стд. Ошибка асимметрии

,340

,340

,340

,340

,340

,340

,340

,340

,340

Эксцесс

-2,070

1,027

,770

,743

-1,409

-1,434

-1,411

-1,383

-1,176

Стд. Ошибка эксцесса

,668

,668

,668

,668

,668

,668

,668

,668

,668


Проведя регрессионный анализ исследуемых показателей, мы наблюдаем следующую картину. Коэффициент детерминации R составляет 0,385 (0,3 что показывает умеренную связь между ассертивностью (зависимой переменной) и уровнем магической тревожности (независимой) младших школьников. Коэффициент R-квадрат составляет 0,149. Это означает, что построенная регрессионная модель описывает 14,9% случаев, когда снижение уровня магической тревожности влечет за собой увеличение


ассертивности младших школьников. (табл.2а). Это может являться показателем того, что чем больше дети могут объяснить для себя ранее непонятные явления и события, тем они становятся более ассертивными. В различной деятельности дети начинают осознавать причинно-следственные связи, что дает им основы понимания мира и большую уверенность в своих суждениях и действиях.

Показатель статистической значимости равен 0,006 – что меньше 0,5 и приближается к 0. Это означает, что регрессионная модель, построенная на основе данных испытуемых, которые попали в выборку, будет справедлива для всей генеральной совокупности в целом. (табл.2б)

Таблица Регрессионный анализ
Сводка для модели


Модель


R


R-квадрат

Скорректирова нный R-

квадрат


Стд. Ошибка оценки

1

,385a

,149

,130

13,89104

a. Предикторы: (конст) ТМА




Дисперсионный анализb

Таблица Регрессионный анализ



Модель

Сумма

квадратов



ст.св.

Средний квадрат



F



Знч.

1

Регрессия

1582,837

1

1582,837

8,203

,006a




Остаток

9069,163

47

192,961




Всего

10652,000

48





  1. Предикторы: (конст) ТМА

  2. Зависимая переменная: А






Коэффициентыa

Таблица Регрессионный анализ


Модель


Нестандартизованные коэффициенты

Стандартизова нные

коэффициенты


t


Знч.

B

Стд. Ошибка

Бета

1

(Константа)

71,461

4,289



-,385

16,662

,000




ТМА

-1,647

,575

-2,864

,006

a. Зависимая переменная: А

Выборочные показатели асимметрии и эксцесса отличаются от 0 и превышают значения своих стандартных ошибок, следовательно можно говорить о том, что распределение отличается от нормального.

Исходя из теоретического анализа исследуемого вопроса и результатов первичной диагностики мы сделали вывод, что для формирования контрольной и экспериментальной группы нам нужно обратить внимание в первую очередь на развитие коммуникативных навыков. Поэтому группы были сформированы из детей, у которых показатели коммуникативной компетенции и ассертивности находятся на уровнях средний или ниже среднего.

Перед началом расчетов мы проверили репрезентативность данных группы путем ее расщепления на две равные части по критерию «первая» и вторая» и сравнением этих групп статистическим критерием Манна-Уитни. Расчеты показали